Школьный психолого-медико-педагогический консилиум: организационные основы деятельности

Временно отсутствует
85 руб.
-10%
76,50 руб.
Код 1242
Авторы-составители Вильшанская А. Д.
Издательство Учитель, 2008
Серия В помощь администрации школы
ISBN 978-5-7057-1374-5
Страниц 120
УДК 371
Штрихкод 9785705713745
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 5 (мм)
Вес 84 г
Пособие раскрывает различные аспекты психолого-педагогической коррекционной работы, проводимой специалистами школьного психолого-медико-педагогического консилиума с детьми, испытывающими различные трудности в обучении в условиях общеобразовательной школы. В пособии излагаются основные подходы к организации деятельности специалистов, особенности построения коррекционной работы, основанной на комплексном подходе к проблемам ребенка.
Пособие предназначено специалистам (психологам, учителям-дефектологам, логопедам, врачам, социальным работникам), завучам школ. Может быть полезно студентам высших учебных заведений дефектологических и психологических факультетов.

Подробное описание

Предлагаемое вашему вниманию пособие «Организационные основы деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума» основывается и обобщает многолетний опыт работы специалистов диагностико-консультативной службы средней общеобразовательной школы № 960 г. Москвы, «школы-лаборатории» (директор школы А. А. Бондарева, зам. директора по экспериментальной работе Т. П. Иванова).

С 1991 года школа начала экспериментальную работу над созданием системы коррекционно-развивающего обучения (КРО) для детей, испытывающих трудности адаптации в условиях общеобразовательной школы, обусловленные психологическими, социальными, биологическими причинами, в том числе задержкой психического развития. Экспериментальная работа в данном направлении проводится по настоящее время под научным руководством кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника С. Г. Шевченко. Школа является экспериментальной площадкой лаборатории содержания методов обучения детей с трудностями в обучении Института коррекционной педагогики Российской академии образования (РАО). На базе школы функционируют постоянно действующие семинары по проблемам коррекционно-развивающего обучения, организуются стажировки для работников образовательных учреждений Москвы и Московской области, а также других регионов. Педагоги, специалисты и администрация школы являются активными участниками проводимых всероссийских, областных, городских, окружных конференций и семинаров, посвященных коррекционно-развивающему обучению.

Сегодня в школе 674 учащихся, из них 75 обучаются в классах КРО. С 1994 года школа работает без второгодников, успешно решая проблемы различных категорий детей.

В школе организована целостная система работы, обеспечивающая оптимальные педагогические и психологические условия обучения детей с проблемами школьной адаптации в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Обучающимся обеспечивается активная дифференцированная помощь различных специалистов (врача, психолога, логопеда, дефектолога), взаимодействие которых происходит в рамках деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк).

Организуя учебно-воспитательный процесс в классах КРО, общеобразовательная школа сталкивается с наличием у учащихся большого количества проблем, среди которых:

  • отсутствие у детей положительного эмоционального и социального опыта общения;
  • наличие у учащихся функциональных и соматических расстройств здоровья;
  • выраженное неудовлетворение основных потребностей, соответствующих возрасту ребенка, например нереализованность потребности в безусловном принятии со стороны родителей и педагогов, недостаточная удовлетворенность потребности в общении со сверстниками;
  • выявленная неготовность младших школьников к новой социальной ситуации – школьному обучению;
  • низкая социальная адаптация и неадекватная самооценка учащихся;
  • и многое другое.

Чаще всего в классах оказываются дети, имеющие целый арсенал трудностей, которые связаны со всей личностью ученика. Как правило, проблемы такого ребенка имеют комплексный характер и как бы напластываются друг на друга. Поэтому в школах, где проводится специальная работа с классами КРО, необходимы и специальные условия. Недостаточно просто сделать класс меньше, а учебную программу легче. В данном случае встает вопрос о психолого-медико-педагогическом сотрудничестве и создании комплексной службы – школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк). Структура психолого-медико-педагогической службы предполагает организацию междисциплинарной команды специалистов, в которой участвуют психолог, дефектолог, логопед, врач, социальный педагог, учитель.

Потребность создания команды специалистов обусловлена необходимостью многофакторной диагностики и коррекции проблем ребенка, консолидацией усилий специалистов различного профиля.

В настоящее время специалисты образовательных учреждений работают разрозненно, реализуя собственную коррекционную программу, не всегда учитывается суммарная нагрузка на ребенка при планировании коррекционной работы. Поэтому наиболее значимыми представляются вопросы определения условий междисциплинарного взаимодействия специалистов, проведения многоуровневой диагностики развития учащегося, составления и реализации комплексных индивидуальных программ развития и др. Решением проблемы могут являться различные модели комплексной работы специалистов, определяющие условия их взаимодействия.

В данном пособии представлены пути решения обозначенных проблем,  раскрыты особенности организации и содержание деятельности специалистов школьного ПМПк, рассматриваются основы психологического, специального коррекционно-педагогического, логопедического сопровождения. В пособии использованы материалы практических психологов школы О. В. Залесской, И. В. Рахновской, Т. А. Шатуновой, М. И. Прилуцкой. Введение, главы 1, 3, 5 подготовлены учителем-дефектологом, кандидатом педагогических наук А. Д. Вильшанской (глава 5 написана с использованием рабочих материалов специалистов ПМПк). Материалы логопедического сопровождения представлены учителем-логопедом Е. М. Протченко, психологического – педагогом-психологом М. И. Прилуцкой

Содержание

Введение    3

Особенности организации и содержание деятельности специалистов школьного
психолого-медико-педагогического консилиума в условиях системы КРО
общеобразовательной школы    6

Психологическое сопровождение    15

Специальное коррекционно-педагогическое сопровождение    26

Логопедическое сопровождение    39

Взаимодействие специалистов    43

Документация специалистов    55

Приложения    81

Литература    118

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.