Информационные технологии в учебном процессе
Код | 1230 |
Авторы-составители | Черненко О. Н. |
Издательство | Учитель, 2007 |
Серия | В помощь администрации школы |
ISBN | 5-7057-1133-6 |
Страниц | 135 |
УДК | 371 |
Штрихкод | 9785705711338 |
Размеры (Ш x В x Т) | 138 x 213 x 6 (мм) |
Вес | 108 г |
Данное пособие предлагает материалы, которые помогут глубже понять требования, связанные с применением технических и программных средств обучения, систематизировать вопросы и идеи по данному направлению, облегчать планирование. В этих целях в пособии представлен интересный опыт практического внедрения ип в образовательный процесс школы: блочно-модульный принцип обучения, межпредметные связи, интеграция информации с другими предметами.
Предназнвчено руководителям образовательных учреждений, заместителям руководителей по информационным технологиям, учителям информатики.
Подробное описание
Сущность и методологические основы применения информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе школы как инновационного подхода в образовании. Пути развития информатизации учебного процесса.
Смена исторических эпох определяется сменой коммуникационных технологий…
Герберт Маршалл Маклюэн
Информационная революция означает переход общества на использование принципиально новых средств информатики и на качественно новый уровень развития процессов информационного взаимодействия. За время своего существования общество претерпело шесть информационных революций: появление языка и членораздельной человеческой речи; изобретение письменности; изобретение книгопечатания – одной из первых информационных технологий; изобретение средств информационной коммуникации (радио, телефон, телевидение); распространение средств вычислительной и информационной техники; формирование глобальных информационных сетей, формирование информационного общества.
В конце XX века человечество вступило в стадию развития, получившую название постиндустриальное или информационное общество, а тезис известного исследователя массовых коммуникаций Герберта Маршалла Маклюэна получил новое подтверждение. Информационное общество характеризуется тем, что в нем главным продуктом производства являются знания.
Созданные отнюдь не для нужд системы образования, современные информационные и коммуникационные технологии ведут к подлинной революции в образовании, в частности в учебном процессе школы. Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования новых информационных и телекоммуникационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания. Значительно расширяется роль учителя информатики в школе, дополнительно он становится координатором информатизации учебного процесса. Основными средствами информатизации образования являются аппаратное обеспечение, программное обеспечение и содержательное наполнение. Единая информационная образовательная среда образовательного учреждения формируется путём координации информатизации различных сфер его деятельности, а именно учебного процесса, контроля, измерения и оценки результатов обучения, научно-исследовательской, проектной, внеучебной и организационно-управленческой деятельности.
Информационное общество создало свои проблемы, в частности, проблему информационной перегруженности учащихся и проблему ориентировки в избыточном количестве информации. Оказалось, к примеру, что объем школьной программы по физике совершенно не соответствует возможностям даже самого талантливого ученика. За последнее время объем информации, который должен усвоить школьник, вырос на 30 %. Появились новые предметы: экология, экономика, право, ОБЖ, МХК и т. д. Логика предметника – добавить часов по своему предмету, и это естественно. Но возникает положение с перегрузкой детей. Ребенок в этой ситуации будет постоянно неуспешен, потому что он не может выучить все, что от него требуют! Исследователи уверены: перегруженные дети просто упускают большую часть информации, которую им не под силу усвоить. Как же быть? Как помочь ребёнку сориентироваться в огромном потоке информации, не захлебнуться в нем, а научиться плавать? Общество на самом деле интересует не степень информированности учащегося в различных образовательных областях, а адекватность выпускника школы требованиям сегодняшнего мира. Вывод напрашивается сам собой: объем предлагаемых школьных знаний необходимо сократить. Но при этом нельзя жертвовать качеством образования.
Перегруженность учащихся информацией привела к тому, что современная отечественная педагогика осознает необходимость смены образовательной парадигмы: «Основное противоречие современной системы образования – это противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Это противоречие заставляет педагогическую теорию отказаться от абсолютного образовательного идеала (всесторонне развитой личности) и перейти к новому идеалу максимальному развитию способностей человека к саморегуляции и самообразованию». Дидактически грамотное внедрение в образование, в частности, развивающих технологий, позволит выйти из кризиса.
Современное инновационное образование в школе предусматривает значительное расширение роли информатики и информационных технологий как эффективного средства саморазвития, самосовершенствования, самообразования и самоконтроля учащихся в учебном процессе. Основная цель использования информационных технологий в учебном процессе как инновационного подхода в образовании заключена в способствовании максимального развития способностей учащихся на основе саморегуляции и самообразования: формирование целостной естественнонаучной картины мира, научного фундамента для успешного прогнозирования собственной профессиональной деятельности, способствование творческому развитию личности и верному выбору индивидуальной программы жизни на базе познания особенностей, потребностей и возможностей человека.
Но ни одна технология не может считаться нейтральной. Информационные технологии (ИГ) неизбежно внесут в нашу жизнь изменения, которые нельзя недооценивать или бояться, недопустимо и безоговорочно принимать их. Наиболее важно определить их истинную роль и то место, которое им должно быть отведено в учебном процессе. Многомиллионные затраты на оснащение школ компьютерами ещё не гарантируют обеспечения элементарной компьютерной грамотности учащихся, не говоря уже о том, что называется информационной культурой современного человека. Помимо доступа к той или иной технологии требуются фундаментальные исследования её возможностей и способностей. Эффективность компьютеров и информационных технологий зависит от того, как мы их используем, что всё зависит от способов и форм применения этих технологий, т. е. не от взаимодействия обучаемого и компьютера, а от взаимодействия обучаемого и педагога, обучаемых между собой. Необходимо отойти от традиционного распределения ролей между учителем и учеником, внести изменения в организацию учебного процесса, предпринять попытку по-настоящему глубокой содержательной интеграции учебного материала.
Компьютер позволяет учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию. Часто даже самые замкнутые дети раскрепощаются во время работы на компьютере, застенчивые ученики легко общаются в Интернете – у них повышается самооценка, статус среди сверстников. Как показывает практика, учащиеся увлечённо осваивают компьютерные программы.
Привлекательность информационных технологий еще и в том, что для их эффективного освоения не требуется многолетней дополнительной подготовки. Интернет не только расширяет наши информационные возможности, но и сужает весь многогранный мир до отредактированного виртуального мира, нет контроля над объективностью информации. И в этом смысле новые технологии ни в коем случае нельзя считать нейтральными и не затрагивающими нашу сущность.
Целесообразно выделить следующие пути внедрения ИТ в образовательный процесс школы: блочно-модульный принцип обучения, межпредметные связи на уроках по предмету и на уроках по информатике, интеграция информатики с другими предметами.
В нашей школе систематически и успешно применяют информационные технологии учитель химии Разнополова О. П., учитель истории Машурова Н. В., учитель русского языка и литературы Кузьминский Е. В., учитель физики Братухина С. В., учитель математики Фролова Е. В. и другие. У каждого индивидуальный стиль работы, творческий подход к уроку.
На уроках информатики практически все темы проводятся на базе знаний других школьных предметов: истории, экономики, русского языка, литературы, ИЗО и МХК, географии, физкультуры и т. д. – ограничений нет. Например, при изучении темы «Списки в Word, выбор маркера, автозамена» используются данные по биологии. При изучении Ехсеl моделируются задачи по экономике, физике, математике. Изучение Ассеss происходит на базе данных, взятых из литературы, экономики. Знакомство с приемами создания презентации в среде Power Point проходит при использовании материала по истории или географии и т. д. Обязательной итоговой практической работой учеников по теме из курса информационных технологий является самостоятельная работа (в среде Power Point, НТМЦ Ассеss, Word) на любую тему из курса школьной программы.
По окончании работ на отдельном уроке проводится конкурс на лучшие работы. В оценке качества работ принимают участие сами учащиеся. В результате накапливается база детских работ. По желанию каждый учащийся может представить свою работу учителю – предметник) и получить дополнительную оценку по предмету. Самостоятельные работы учащихся в дальнейшем могут стать информационной базой для создания учителем электронного учебника.
Интересна проектная деятельность нашей школы с применением информационных технологий и электронного оборудования. В школе проводятся так называемые «предметные субботы» по защите проектов: 9-е классы защищают однопредметный проект, 10-е и 11-е классы – меджпредметный проект. И не обязательно проект связан с информатикой и информационными технологиями, но, как правило, демонстрируется он в среде Power Point (в дальнейшем предполагается оформление в виде Web-сайта) с применением большинства приёмов при разработке слайдов. В большинстве работ с целью демонстрации хода и результата работ применялся Power Point с встроенными программами в Ехсеl, Flasch, фотографиями и видеосъемками.
Интеграция тем из курса информатики и тем из курса других школьных предметов – наиболее сложная область образования, которая требует соблюдения дидактических принципов обучения, целесообразности и оправданности данного курса и преобразовывает деятельность учителя и ученика.
Компьютерные презентации «Power Point» как курса информатики являются одним из типов мультимедийных проектов. Мультимедиа технология позволяет одновременно использовать различные способы представления информации: числа, текст, графику, анимацию, видео и звук. Важной особенностью мультимедиа технологии является её интерактивность, т. е. то, что в диалоге с компьютером пользователю отводится активная роль.
При методически грамотном подходе к применению ИТ в учебном процессе школы учащиеся приобретут умение квалифицированно находить информацию с помощью ИТ, анализировать полученные знания и оформлять информацию в форме презентации с применением компьютерных приложений Word, Power Point, Ехсеl, Ассеss, Логомиры, объектно-ориентированных языков программирования, Flash-технологий.
Итоговый вариант выбора школой конкретного пути модернизации преподавания информатики и формирования компьютерной информационной учебной среды зависит от материально-технического оснащения школы, образовательной базы учителей, а также возможности и желания педагогического состава.
Таким образом, основными тенденциями, определяющими роль ИИТ, становятся:
- расширение роли учителя информатики – он становится ещё и координатором информатизации учебного процесса;
- рост информационной компетенции участников образовательного процесса;
- рост эффективности образовательного процесса и его адекватности требованиям личности, общества, государства в современном мире.
Содержание
Введение 3
Локальные документы образовательного учреждения 8
План работы (примерный) по созданию и развитию информационной образовательной системы муниципального
образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №__ в 200__ / 200__ учебном году 14
Требования к кабинетам информатики, их оборудованию 16
Рекомендации по информатизации образовательного процесса в системе общего среднего образования 20
Основные положения 20
Концепция образовательной области «Информатика и информационные технологии» 28
Минимум содержания образования 39
Требования к подготовке учителей и оборудованию 43
Мероприятия по реализации концепции 44
Модели информатизации образовательного процесса 45
Типы информационных ресурсов 52
Типы оборудования по ИКТ 55
Варианты инфраструктуры, поддерживающей информационную среду 57
Использование современных информационно-коммуникационных технологий в работе методических объединений 61
Методические, информационно-методические, ресурсно-методические центры 65
Инструкция по информационной безопасности (по предотвращению непреднамеренной утечки конфиденциальной
информации) для пользователей персональных компьютеров 67
Перечень основных вопросов вводного инструктажа для пользователей пк 70
Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (200__ / 200__ годы)» 72
Введение 73
Организационные модели использования ИКТ в образовательном процессе 77
Способы организации мест для работы с использованием информационных технологий 80
Содержательные модели использования ИКТ в начальной школе 82
Формы организации работы в начальной школе 88
Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе 91
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом