Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка
Код | 1215д |
Авторы-составители | Маньшина Н. А. |
Издательство | Учитель, 2008 |
Серия | В помощь администрации школы |
ISBN | 978-5-7057-1038-6 |
Страниц | 205 |
УДК | 371 |
Штрихкод | 9785705710386 |
Размеры (Ш x В x Т) | 138 x 213 x 8 (мм) |
Вес | 149 г |
Предлагаемый материал раскрывает структуру, содержание, принципы и методы работы школы по данному направлению.
Пособие содержит практические рекомендации по формированию правовой культуры всех участников образовательного процесса: материалы для работы уполномоченного по правам ребенка, психологов, разработки классных часов, родительских собраний, семинаров для учителей-предметников и классных руководителей.
Подробное описание
Актуальность проблемы прав человека сегодня не вызывает сомнений. Российское образование начинает включать соответствующую проблематику (отдельные темы или дисциплины) в учебные программы школ. Проблеме прав человека посвящено сегодня огромное количество научных, учебных и популярных изданий. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений, автономию личной жизни, право на участие в политических процессах – это необходимые условия гармоничного существования как современного человека, так и общества.
Сама постановка вопроса о правах детей и их соблюдении отражает изменения в системе образования и, прежде всего, в сфере отношений между основными участниками образовательного процесса: детьми, их родителями, педагогами, школьной администрацией.
Чтобы ответить на вопрос: «Сколько прав у ребенка?» – обратимся непосредственно к тексту Конвенции. В ней указано, что все права распространяются на всех детей без исключения, а государство обязано защищать ребенка от любых форм дискриминации и принимать необходимые меры по защите его прав.
Выделим права, с соблюдением которых ребенок непосредственно сталкивается в процессе получения им образования:
- Право на образование.
- Право на охрану здоровья, право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья.
- Право на отдых и досуг.
- Право ребенка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством.
- Право свободно выражать свое мнение, включая право свободно искать, получать и передавать информацию и идею любого рода.
- Право на свободу мысли, совести и религии.
- Право на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.
- Право на личную жизнь.
- Право пользования благами социального обеспечения, включая социальное страхование.
- Право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления.
Возможность получить образование начинает рассматриваться как право личности, которое гарантируется государством. Идеи гуманизации и демократизации системы образования становятся идеологической основой ее реформирования.
В соответствии с Конвенцией образование охватывает не только познавательные потребности детей, но и их физическое, социальное, эмоциональное, этическое и духовное развитие. Такая точка зрения на образование опирается на интересы ребенка и учитывает уникальные способности и потребности каждого ребенка. Понятие «качества образования» в духе Конвенции распространяется на вопросы равенства между полами, здоровья, питания и так далее. Кроме того, Конвенция предусматривает, что школы должны стать зонами творчества, безопасности, с нормальным водоснабжением и санитарией, с квалифицированными учителями и грамотно составленными учебными планами. Школа должна стать местом, где детей уважают и учат уважать других. При таком подходе к обучению учителям и школьниками необходимо взаимодействовать таким образом, чтобы опыт, приобретаемый в классе, становился подготовкой к жизни. Согласно Конвенции о правах ребенка, преподавание должно быть процессом наставления и содействия, во время которого детей поощряют думать самостоятельно и учиться тому, как учиться.
С позиции Конвенции право на образование включает следующие аспекты:
- возможность посещать школу;
- условия образовательной деятельности;
- содержание образования, его соответствие потребностям подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе;
- влияние образования на познавательное, физическое, социальное, эмоциональное, этическое и духовное развитие детей;
- отношения между участниками образовательного процесса, основанные на взаимном уважении.
В связи с тем, что дети большую часть своего времени проводят в школе, очень важен вопрос: в каких условиях проходит обучение, достаточно ли хорошие эти условия для того, чтобы дети могли в полном объеме усвоить школьную программу, развивать свои способности и склонности, не имея при этом проблем с физическим и психическим здоровьем.
В процессе постепенного перехода к новому качеству образования изменяется и управленческая деятельность, которая, во-первых, должна обеспечить программно-целевую базу функционирования образовательного учреждения; во-вторых, формировать в школе педагогический коллектив – носитель компетентностной личностно-развивающей педагогической деятельности.
Понятие «качество жизни» – социально-психологическая категория. Качество жизни определяется степенью удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, качество школьной жизни обучающихся определяется субъективной оценкой школьниками степени удовлетворения их физиологических потребностей, потребностей в безопасности, в принятии и принадлежности к группе, в достижениях и уважении, в реализации возможностей личности. Деятельность образовательного учреждения по защите прав детей находит свое отражение в планировании, контроле, подведении итогов работы коллектива на деловых совещаниях.
Представляем опыт работы одной из школ Волгограда.
Педагогический совет «Школа – правовое пространство» определил стратегию образовательного учреждения в вопросе защиты прав, здоровья и интересов ребенка.
Результатом стала разработка модели школы «Школа – правовое пространство».
Согласно этой модели пересмотрена методическая работа классных руководителей, социально-психологической службы, деятельность родительского комитета и попечительского совета. Обновлена и разработана нормативно-правовая документация, отражающая деятельность школы по защите прав детей.
Пересматривая отношение к ученику как объекту обучения и воспитания, педагогам школы необходимо выявить причины отклонений в семейных отношениях. Основной задачей социально-психологической службы становится социально-педагогическая защита, которая позволяет найти оптимальные пути интеллектуального и личностного развития учащихся, соединить звенья совместной работы учителя и родителя.
Для этого в школе разработана и осуществляется система взаимосвязанных мероприятий подготовки учителей и родителей по защите прав детей.
Особое место в работе психолога занимает работа с родителями, которая строится в рамках индивидуального и группового консультирования. На родительских собраниях родителей знакомят с возрастными особенностями, обучают навыкам ассертивного поведения в процессе взаимодействия с собственными детьми.
Кроме родительских собраний, проводится гостиная для родителей, где учитель организует индивидуальные беседы или групповые занятия по вопросам правового, эстетического и нравственного воспитания на темы «Наказания и поощрения», «Почему ребенок не слушается» и др.
Но главное, о чем должны говорить учителя с родителями, – это о любви, о добром отношении к своим детям. От всех этих вопросов и зависит психологическая и физическая защищенность ребенка.
Чтобы помочь защитить права ребенка, оставшегося без попечения родителей, повысить социально-правовую и психологическую компетенцию опекунов в школе создан Клуб взаимопомощи опекунских семей. Он работает в тесном сотрудничестве с Клубом Юнеско «Достоинство ребенка» в рамках благотворительного проекта «Опекунская семья» на основе договора о взаимодействии. Клуб является добровольным общественным объединением, созданным по инициативе граждан (опекунов), объединившихся на основе общности их интересов для взаимопомощи в решении общих проблем и осознании защиты своих прав. Основной вид деятельности – взаимопомощь. Взаимопомощь – это такой вид общественной деятельности, при котором люди, нуждающиеся в помощи, сами помогают себе и другим в похожих ситуациях.
Досуговые внеклассные мероприятия способствуют сплочению коллектива, дают возможность общаться друг с другом во внеурочной деятельности, проявить талант и открыть что-то новое в своих одноклассниках. Сегодня перед школой стоит задача – научить ребенка уважать в себе личность, видеть личность в другом и принимать ее такой, какая она есть.
Тематические классные часы: «Как повысить культуру речи», «Учимся разрешать конфликты», «Мои нравственные ценности», ролевая игра «Волшебный кристалл» позволяют формировать у учащихся навыки речевого общения, учат искусству ведения споров, дают детям опыт личного проживания ситуации общения со «своими» и «чужими», дают возможность пересмотреть и изменить прежние негативные представления о том, кто воспринимается как чужой.
Уже с ранних школьных лет в школе у учащихся необходимо формировать правовое сознание, развивать гражданские качества и толерантные установки.
В школе прошли выборы уполномоченного по правам ребенка, который является необходимой связкой, усиливающей активизирующий диалог власти и общества, а также разработана программа, координирующая деятельность гражданско-правового воспитания. Родители и учащиеся могут обратиться к уполномоченному, написать жалобу. В школе ведется прием жалоб, консультирование учащихся, учителей и родителей, работает телефон доверия. Работа в этом направлении позволяет защитить права ребенка от психического насилия со стороны учителей и родителей.
Школа стала участником международного благотворительного проекта «Детские службы примирения», организованного клубом ЮНЕСКО «Достоинство ребенка». Детские службы примирения – это часть системы ювенальной юстиции и модель профилактики правонарушений среди несовершеннолетних участников конфликта и криминальных ситуаций. Основные сотрудники школьных служб примирения – дети-волонтеры, прошедшие специальную подготовку в роли посредника при разрешении конфликтов.
Участники конфликтной ситуации добровольно оформляют заявку для посредничества, затем заполняют примирительный договор. Волонтеры следят за исполнением договора.
Учащиеся учатся вести диалог между сторонами при поддержке посредника, обсуждать не вопросы вины и наказания, а интересы сторон, их потребности, возникшие у них в связи с произошедшей ситуацией, способы предупреждения подобных ситуаций.
Большую роль в подготовке волонтеров играют уроки самопознания и сотрудничества в рамках программы по толерантности, которая предусматривает особое построение занятий: психогимнастические упражнения, мотивация, интерактивные упражнения, подведение итогов.
Один из основных факторов, препятствующих более полной реализации прав детей в образовательных учреждениях, – низкий уровень правовой культуры всех участников образовательного процесса, многие из которых убеждены в том, что все права детей соблюдаются в полной мере даже тогда, когда эти права нарушаются.
Причины нарушения прав детей связаны, прежде всего, с существующими условиями деятельности образовательных учреждений, и со стереотипами в области содержания образования и его организации. И очень важно, как реализуются инновационные проекты, способствующие формированию школы, основанной на уважении прав личности.
Содержание
Введение 3
Управление образовательным процессом в образовательном учреждении по защите прав ребенка 9
Нормативно-правовые и организационные материалы 9
Правовой статус несовершеннолетних с рождения до совершеннолетия 11
Положение об уполномоченном по защите прав и законных интересов ребенка 18
Положение о детской службе примирения 23
Положение о клубе взаимопомощи опекунских семей 25
Планы работы 27
Детские службы примирения как модель реализации восстановительного подхода в системе ювенальной юстиции. (Извлечения) 33
Конфликты и их разрешение 36
Детские службы примирения: методы и формы работы 38
Служба примирения в школе: вопросы встраивания в структуру школы. (Извлечения) 54
Организация деятельности детской службы примирения 58
Анализ программ примирения 61
Анализ работы уполномоченного по правам ребенка 65
Семинар «Детские службы примирения» для детей-волонтеров 65
Примерные документы 66
Материалы для оформления стенда 70
Рекомендации по проведению выборов уполномоченного по защите прав ребенка 71
Приложения 72
Приложение 1. План проведения педагогического совета «Школа – правовое пространство» 72
Приложение 2. Школьному психологу 86
Приложение 3. Формы работы по организации гражданско-правового воспитания в школе 92
Приложение 4. Неделя правовых знаний 93
Приложение 5. Программа кружка «Мой выбор» 94
Приложение 6. Тематика родительских собраний 110
Приложение 7. Родительское собрание. Нравственные законы нашей семьи 118
Приложение 8. Интеллектуальная игра. Знатоки права 120
Приложение 9. Игра. Имею право! (Идея телевизионной игры «Пойми меня») 123
Приложение 10. Правовая игра. Мой взгляд 127
Приложение 11. Игра. Что объединяет всех детей планеты 131
Приложение 12. Ролевая игра. Нарушение прав человека. (По изучению прав ребенка) 134
Приложение 13. Игры на уроках по изучению Конституции РФ 136
Приложение 14. Классный час-диспут. Что такое сотрудничество? (6–7 классы) 140
Приложение 15. Классный час. Всемирный день прав ребенка 142
Приложение 16. Классный час. Что такое «хорошо» и что такое «плохо» 145
Приложение 17. Классный час. Праздник народного единства 147
Приложение 18. Классный час. Наша родина – Россия 152
Приложение 19. Классный час. Всеобщая декларация прав человека. (Статья 15) 158
Приложение 20. Символы России. Занятие 1. Наш флаг 159
Приложение 21. Материалы к классному часу. Ваш правовой статус: права, обязанности и ответственность от рождения до достижения совершеннолетия 162
Приложение 22. Урок обществознания. Для чего нужен суд 167
Приложение 23. Урок обществознания. Тот, кто способен подняться до интересов общества. Гражданин 172
Приложение 24. Соучастие. (Разработка урока и дополнительные материалы для учителя) 180
Приложение 25. Такие равные права. Такие разные права. (Разработка урока)… 192
Литература 202
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом