Химия и экология. 8-11 кл. Материалы для проведения уч. и внеуроч. работы по эколог. воспит.

Временно отсутствует
79 руб.
-10%
71,10 руб.
Код 48д
Авторы-составители Фадеева Г. А.
Издательство Учитель, 2005
Серия В помощь преподавателю
ISBN 5-7057-0464-X
Страниц 118
УДК 371.3
Штрихкод 9785705704644
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 5 (мм)
Вес 82 г
В пособии содержатся разработки нетрадиционных уроков и внеурочных занятий по изучению проблем окружающей среды и особой роли химии в решении этих проблем. Представлен, в частности, материал к проведению Недели экологии по теме "Природа и человек" (4-11 классы), даются конспекты уроков-судов над вредными веществами (8-11 классы), предлагаются сценарии ролевых игр, экологических сказок, спектаклей (8-11 классы) и др.
Материал пособия предназначен для учителей-предметников, классных руководителей общеобразовательных школ, гимназий, лицеев и поможет провести уроки и внеклассные мероприятия содержательно и разнообразно. Может быть полезен также студентам педагогических вузов, слушателям ИПК и ФПК.
Рассчитано на творческое использование.

Подробное описание

Введение

Среди общих для всего мира проблем есть такие, возникновение и рост которых обусловлены самим развитием цивилизации. Они с трудом поддаются решению. Такой стала экологическая проблема – проблема окружающей среды.

Экологические проблемы являются частью глобальных проблем человечества. Называя их глобальными, ученые стремятся подчеркнуть их значение для всей планеты, они затрагивают интересы всего человечества, то есть всех стран независимо от размеров территории, численности населения, уровня экологического развития.

Глобальные экологические проблемы характеризуются рядом важнейших признаков:

·   имеют планетарный характер, затрагивают все человечество;

·   являются комплексными, связанными друг с другом;

·   угрожают гибелью всей современной цивилизации;

·   нуждаются в неотложных и эффективных мерах по их преодолению;

·   требуют международных, межгосударственных усилий;

·   требуют личного вклада каждого в сохранение цивилизации в настоящее время и для будущих поколений.

Причин возникновения экологических проблем много, но наиболее очевидны и важны следующие:

1) демографический взрыв, в результате которого в течение каждых десяти лет население Земли вырастает на величину, равную населению Китая. Это во многом провоцирует продовольственную, энергетическую, сырьевую проблемы и как следствие – экологическую проблему;

2) научно-техническая революция. «Человек, – по словам В. И. Вернадского, – становится могучей геологической силой»;

3) нерациональное потребление первичных природных ресурсов, наиболее активно используемых в общественном производстве и мировом хозяйстве;

4) технократическое мышление. Древний культ природы заменился культом техники. Самое широкое распространение получила идеология покорения природы, предельно высокой ее эксплуатации.

Специалисты отмечают и еще одну важную, качественно новую черту современных глобальных экологических проблем. Если в прошлом отрицательные последствия человеческой деятельности рассматривались преимущественно по отношению к тем или иным компонентам природы, то в настоящее время – по-другому: эти последствия наносят ущерб человеку, его здоровью и благосостоянию.

Противоречия между обществом и природой отныне не просто достигли большой остроты, но и перешли в качественно новую фазу. Природные силы Земли подошли к определенному критическому состоянию, при котором дальнейшее наращивание антропогенных нагрузок, не говоря уже о мировой термоядерной войне, может подорвать естественную основу жизни на планете, привести к гибели человечества как биологического вида.

Но возможно ли исправить ситуацию? Чтобы ответить на этот вопрос, следует в первую очередь понять причины и особенности проявления глобальных проблем экологии. Для учителя химии средней школы прежде всего необходимо решение вопроса элементарной «химической» подготовленности людей, ведь с веществами, способными принести вред человеку, сегодня контактирует практически каждый из нас. В повседневной жизни человек использует лекарства, косметические и парфюмерные средства, красители, пластмассы, удобрения и т. д. Однако немногие из потребителей имеют представление об опасностях, связанных с их использованием.

Роль школьного курса химии в экологическом образовании обусловливается и тем, что данная наука связана с познанием законов природы, химической формой движения материи и ее значимости в материальной жизни общества. Изучая химию, школьники получают знания о строении веществ, их превращении, что способствует более полному восприятию мира.

И, конечно, для учителя химии, любящего свой предмет, это означает раскрытие особой роли своей науки в борьбе с экологическим невежеством, проявляющимся в укоренившемся представлении о «виновности» химии в сложившейся экологической ситуации.

Одним из условий реализации экологического образования школьников является единство классной и внеурочной работы по изучению проблем окружающей среды. Среди перечисленных форм именно внеурочная работа строится на основе интереса и самодеятельности учащихся, в большей степени способствует развитию их творческих способностей. Для реализации таких целей и создан данный сборник, в который вошли экологические сказки, описание ролевых игр, недели экологии, сценарии театрализованных спектаклей химической направленности.

Цель экологизации программы школьного курса химии автором не ставилась. Такую программу учителя могут найти в журнале «Химия в школе», в рубрике «Экологический всеобуч».

Содержание

Введение    3

Неделя экологии «Природа и человек»    5

Проблемы защиты окружающей среды (Урок-суд – ролевая игра. 9, 11 классы)    11

Оксид Углерода или Угарный газ (Урок-суд – ролевая игра. 8, 11 классы)    19

Суд над Никотином (Урок-суд – деловая-ролевая игра. 10–11 классы)    23

Суд над Алкоголем (Урок-суд ролевая игра. 1011 классы)    32

Экологические аспекты минеральных удобрений (Урок-игра. 9 класс)    38

Международный конгресс по охране атмосферы (Урок-игра деловая-ролевая. 10–11 классы)    46

Озоновый экран нашей планеты: состояние, проблемы (Урок-деловая игра. 9–10 классы)    53

Углерод и его соединения (Урок-ролевая игра. 8, 11 классы)    54

Глобальные последствия загрязнения атмосферы (Семинар-практикум. 11 класс)    69

Игра «Счастливый случай». Химия и биосфера (9 класс)    81

Экологическая катастрофа (Урок-игра. 10 класс)    87

Аукцион знаний по экологическим проблемам области, в которой вы живете (10–11 классы)    88

Тест по теме «Атмосфера» («Мы живем на дне воздушного океана») (9–10 классы)    91

Смертоносная восьмерка (Спектакль. 9–11 классы)    93

Экологические сказки (Материалы для уроков. 810 классы)    101

Сказка о больших городах и желтой траве    101

О Золотой Рыбке (Инсценировка сказки. 811 классы)    102

«Сказка – ложь, да в ней намек…» (Инсценировка сказки. 8–11 классы)    109

Литература    116

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.