Социально-педагогические технологии работы с "трудными" детьми
Код | 1161 |
Авторы-составители | Павлова М. А. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | Управление современной школой |
ISBN | 978-5-7057-2806-0, 978-5-7057-4406-0 |
Страниц | 232 |
УДК | 371 |
Штрихкод | 9785705728060, 9785705744060 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 210 x 10 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 171 г |
Предназначено руководителям образовательных организаций и заместителям директора по воспитательной и социальной работе, классным руководителям, психологам, социальным педагогам, специалистам дополнительного образования, центров семьи и детства, подростковых клубов; может быть полезно родителям.
Подробное описание
…К началу каждого возрастного периода складывается совершенно
своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное
и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью,
прежде всего социальной. Это отношение мы и назовем социальной ситуацией
развития в данном возрасте… Она определяет целиком и полностью те формы
и тот путь, по которому социальное становится индивидуальным.
Л. С. Выготский.
Вопросы детской психологии
Проблема «трудных» учащихся – одна из центральных психолого-педагогических проблем сегодняшнего образования. Тяжелое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового, отсутствие должных знаний и умений жить и работать в условиях конкурентного и высокопроизводительного производства – все это привело наше общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно трудно в этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.
На основании анализа современной психолого-педагогической литературы можно выделить три существенных признака, составляющих содержание понятия «трудные дети». Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения.
Под «трудными» школьниками понимаются, во-вторых, такие дети и подростки, нарушения поведения которых нелегко исправляются, корректируются. В этой связи следует различать термины «трудные дети» и «педагогически запущенные дети». Все трудные дети, конечно, являются педагогически запущенными. Но не все педагогически запущенные дети трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию.
«Трудные дети», в-третьих, особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников. Это не плохие, безнадежно испорченные школьники, как неправильно считают некоторые взрослые, а дети, требующие особого внимания и участия окружающих.
Основные причины трудностей в воспитании отдельных школьников в дезадаптивных отношениях в семье, в просчетах школы, изоляции от товарищей, в средовой дезадаптации вообще, стремлении утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин. Действительно, нередко бывает, что ученик плохо учится из-за неурядиц в семье, а это вызывает пренебрежение к нему учителей и товарищей по школьному классу. Подобная обстановка приводит к наиболее нежелательным изменениям в сознании и поведении ученика.
Необходимость устранения трудностей в обучении и воспитании таких учащихся диктует свои приоритеты. В результате сегодня одним из самых важных и в то же время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности школьного психолога, социального педагога и классного руководителя является социально-педагогическая работа с детьми, которых так или иначе всегда выделяют в самостоятельную категорию, но называют при этом по-разному: трудные, трудновоспитуемые, дети группы риска, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с отклоняющимся (девиантным) поведением и др.
Разные названия отражают различные точки зрения специалистов на эту категорию детей, которые, в свою очередь, обусловливают и различные подходы в работе с ними.
Понятия «трудные», «трудновоспитуемые», «педагогически запущенные», «проблемные» даны таким детям с позиции педагога, для которого они создают особые трудности, проблемы, неудобства в работе и этим выделяются среди «обычных» детей. Данная точка зрения лежит в основе традиционных педагогических в отношении этих детей подходов, которые в конечном итоге, как правило, сводились к изоляции «обычных» детей от «трудных», например к исключению последних из школы. Поскольку их трудно воспитывать, к ним должны применяться особые меры воспитательного воздействия (нередко с участием милиции).
Понятия «дезадаптированные дети» и «дети с отклоняющимся (девиантным) поведением» имеют социальный, или, скорее, социально-психологический оттенок и характеризуют данную категорию детей с позиции социальной нормы, а точнее – несоответствия ей. Наиболее характерными проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации этих детей являются их агрессивное поведение, конфликты с учителями и сверстниками, употребление алкоголя и наркотиков, совершение правонарушений (драки, воровство, мошенничество и др.), непосещение школы, бродяжничество, попытки суицида и т. д. Поэтому такие дети нуждаются в корректировке их социального функционирования и поведения, или шире – процесса их социализации. То есть главная цель при таком подходе – приспособить, адаптировать их к социуму, сделать так, чтобы их поведение не выходило за рамки социальной нормы, не препятствовало установлению нормальных отношений с окружающими.
В современной системе образования одним из самых распространенных и при этом самым неопределенным среди различных названий данной категории детей является понятие «дети группы риска». Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти либо не произойти. Поэтому когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что они находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. При этом речь фактически идет о двух аспектах.
Первый аспект – это риск для общества, который создают дети данной категории. Понятие «группа риска» появилось еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории людей, семей и т. п., поведение которых могло представлять потенциальную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым социальным нормам и правилам.
Второй аспект – и именно под этим углом зрения проблема предстала наиболее выпукло в последнее время – тот риск, которому сами дети постоянно подвергаются в обществе: риск потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития. С этой точки зрения в «группу риска» попадают дети социально не адаптированные к тем условиям существования, которые предлагает общество (семья, школа и т. д.). Так, к ним можно отнести и одаренных детей, чьи физические и психические ресурсы часто ориентированы на развитие одаренности, а не на адаптацию к социуму.
Дети приобретают столь «неприглядный» социальный облик не потому, что они такими рождаются, а под воздействием различных, главным образом, не зависящих от них факторов риска. Среди этих факторов можно выделить следующие основные группы:
· медико-биологические (состояние здоровья, наследственные и врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, травмы внутриутробного развития и т. д.);
· социально-экономические (материальные проблемы семьи, неблагоприятный психологический климат в семье, аморальный образ жизни родителей, неприспособленность к жизни в обществе и т. д.);
· психологические (неприятие себя, невротические реакции, эмоциональная неустойчивость, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т. д.);
· педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития и обучения детей; отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т. д.).
Именно под воздействием этих факторов дети оказываются в группе риска. В литературе встречается достаточное количество классификаций, обозначающих данную категорию детей. Чаще всего сюда относят следующие категории:
· дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
· одаренные дети;
· дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных не имеющих юридической силы обстоятельств;
· дети из неблагополучных, асоциальных семей;
· дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке.
Такие дети, как правило, лишены нормальных условий для развития, что и приводит к разного рода негативным последствиям психологического и социального характера.
Вполне закономерно появление еще одного названия данной категории детей, которое введено Законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999), – «ребенок, оказавшийся в социально опасной ситуации». Это понятие высвечивает как главное судьбу самого ребенка, его неоднозначную, рисковую социальную перспективу. Такой ребенок нуждается в помощи, направленной, с одной стороны, на изменение трудной жизненной или социально опасной ситуации, в которой он оказался, а с другой – на минимизацию его социальных, психологических и педагогических проблем и трудностей с целью их поэтапного освоения и разрешения. Именно такой комплексный социально-психолого-педагогический подход в работе с этой категорией детей и должен быть положен в основу разработки социально-педагогических технологий работы с ними.
При этом необходимо учитывать, что социально-педагогическая работа с детьми группы риска имеет две основные составляющие: выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с ними; непосредственная индивидуальная или групповая работа с детьми. Комплексность проблем, которые требуют решения в процессе социально-педагогической работы с детьми группы риска, требует участия в этой деятельности разных специалистов.
Материалы, представленные в данном пособии, с одной стороны, – это попытка систематизировать работу педагогического коллектива с детьми группы риска, с другой – возможность представить эффективные методы работы с данной категорией детей.
Содержание
Введение 3
Теоретические аспекты проблемы «Дети группы риска» 8
Классификация проблем школьников, находящихся в зоне или группе риска 17
Основные направления работы школы с детьми, находящимися в зоне риска 26
Рекомендации по учету психологических особенностей школьников разного возраста в работе с детьми группы риска 33
Практические аспекты проблемы «Дети группы риска» 45
Диагностический инструментарий 50
Анкета по изучению особенностей семейного воспитания 50
Социальный портрет класса 51
Анкета «Выявление поля проблем» 52
Характеристика трудного подростка 54
Методики определения эмоционального состояния учащихся 59
Методика «Предмет чувства» 59
Методика «Семантический дифференциал» 60
Тест «Рисунок семьи» 62
Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений («Социометрия» Дж. Морено) 66
Методика определения профессиональной направленности личности 68
Методика «Интеллектуальный портрет» 74
Методика «Характеристика ученика» 78
Методика для родительского исследования 81
Методика «Карта одаренности» 82
Методика оценки общей одаренности 89
Тест по определению склонности учителя к работе с одаренными детьми 92
Анкета для педагогов, работающих с одаренными детьми 95
Сопровождение детей группы риска в условиях общеобразовательного учреждения 96
Организация подросткового добровольческого движения (волонтерское движение) 96
Профилактическая программа «Сделай себя сам» 106
Введение 106
Программа семинара-тренинга «Сделай себя сам!» в системе альтернативных подходов в профилактике наркотического поведения (9–11 классы) 110
Содержание занятий 112
Занятие 1. Совсем пропащий 112
Занятие 2. Личность ли я? 115
Занятие 3. Кризис идентичности 116
Занятие 4. Как найти место в мире взрослых 118
Занятие 5. Сделай себя сам! 120
Занятие 6. Мои потенциалы 122
Подумай еще раз (профилактическая беседа с подростками) 125
Виват – победителям! (праздник, посвященный награждению победителей школьной олимпиады) 128
Тренинг расширения ролевого репертуара подростка 132
Работа с родителями детей группы риска 152
Зачем нужны родительские собрания? (социально-психологический тренинг для родителей) 152
Занятие 1. Роль родителей в обучении 154
Занятие 2. Школа и родители 155
Занятие 3. Ресурсы родителей 157
Занятие 4. Инструмент принятия решений 158
Занятие 5. Участие родителей в обучении и воспитании 162
Занятие 6. Общение: умение слушать 164
Занятие 7. Общение: умение говорить 166
Занятие 8. Положительные ролевые модели 169
Занятие 9. Принятие решений 171
Занятие 10. Выбор социального проекта 174
Занятие 11. Планирование социального проекта 176
Занятие 12. Разрешение конфликтов 177
Цикл занятий для родителей 185
Занятие 1 185
Занятие 2 186
Занятие 3 187
Занятие 4 189
Цикл занятий для детей 196
Занятие 1 196
Занятие 2 197
Занятия 3–5 197
Занятие 6 (завершающее) 198
Совместные занятия для детей и родителей 198
Занятие 1 198
Занятие 2 200
Занятие 3 (итоговое) 201
Работа с педагогами по сопровождению детей группы риска 203
Организация индивидуального сопровождения детей группы риска (семинар) 203
Что это такое «трудный класс»? (семинар) 220
Профилактика наркомании среди подростков (материалы к семинару для классных руководителей) 225
Литература 227
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом