Биология. 6 класс. Система уроков по учебнику В. В. Пасечника. Программа для установки через Интернет

Есть на складе
114 руб.
-10%
102,60 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-5847а
Авторы-составители Галушкова Н. И.
Издательство Учитель, 2022
Серия ФГОС. Поурочное планирование
Электронная версия скачать
УДК 372.016:57*06
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
В пособии представлена система уроков по биологии для 6 класса, разработанная в соответствии с ФГОС ООО и ориентированная на работу по учебнику В. В. Пасечника "Биология. Многообразие покрытосеменных растений" (М., 2016).
Сценарии уроков отражают виды и формы деятельности, способствующие развитию познавательной активности и коммуникативной компетенции, побуждающие обучающихся осуществлять регулятивно-оценочные функции, формулировать учебно-практические задачи и находить пути их решения.
Предназначено учителям биологии, руководителям методических объединений; рекомендовано студентам педагогических вузов, слушателям ИПК.

Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.

С этим товаром покупают

Примеры документов

Урок 1. Строение семян двудольных растений

Урок 1
Строение семян двудольных растений

Задачи: познакомить обучающихся со строением семян двудольных растений на примере семени гороха или фасоли; формировать знания о зародыше семени как зачаточном организме; выделить преимущества семени перед спорой; продолжать учить работать с учебником и лабораторным оборудованием.

Оборудование: набухшие и сухие семена фасоли или гороха, коллекция семян двудольных; проростки семян фасоли, микроскоп, микропрепарат проростка двудольного растения, таблица «Строение семени двудольных».

Планируемые результаты обучения

Предметные:

Обучающиеся узнают:

– роль семян в жизни растений;

– строение семян двудольных растений;

– значение слов семядоля, эндосперм, микропиле, рубчик;

– о том, где находятся питательные вещества в семенах двудольных растений.

Обучающиеся научатся:

– находить в тексте учебника необходимую информацию;

– проводить наблюдения и делать по ним выводы.

Метапредметные: умеют анализировать и оценивать информацию; владеют умением адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; анализируют и сравнивают изучаемые объекты; осуществляют описание изучаемого объекта; определяют аспект классификации, классифицируют объекты; проводят лабораторную работу в соответствии с инструкцией; анализируют результаты наблюдений и делают выводы; под руководством учителя оформляют отчет, включающий описание эксперимента, его результаты, выводы; различают объем и содержание понятий.

Личностные: имеют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; владеют интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

Сценарий урока

I. Организационный момент.

1. Познакомить обучающихся с правилами поведения в кабинете биологии. Ознакомить с инструкциями по технике безопасного поведения на рабочем месте, во время проведения лабораторных работ, на учебно-опытном участке, во время экскурсий.

2. Познакомить с правилами работы с учебником. Если позволяет время, прочитать инструкцию «Как работать с учебником» (на с. 3 учебника).

Объяснить наиболее важные положения инструкции. Конкретизировать требования к обучающимся при изучении курса биологии.

II. Изучение нового материала.

Вопрос:

– Как происходит развитие растения из семени?

1. Объяснение учителя.

Используя таблицу, рассказать о строении семени двудольных. Чтобы лучше проходило усвоение материала, объяснение сопровождать выполнением рисунка семени фасоли с обозначением всех частей семени (семенная кожура, семядоли, зародыш) и зародыша (корешок, стебелек, почечка).

В процессе объяснения демонстрировать коллекцию семян двудольных растений. Подчеркнуть, что семена имеют различные размеры, форму, окраску. Несмотря на различие во внешних признаках, они имеют сходное строение.

2. Лабораторная работа «Изучение строения семян двудольных растений» (с. 9 учебника).

Рассмотреть особенности строения семян других двудольных растений.

3. Продолжение объяснения учителя.

Так, у яблони, миндаля зародыш к моменту созревания семени разрастается настолько, что вытесняет и поглощает эндосперм. У тыквы, фасоли запас питательных веществ находится в основном в семядолях. У растений пастушья сумка, дикая редька запас питательных веществ находится не только в семядолях, но и в частях зародыша – корешке и стебельке.

Покрытосеменные делятся на два класса: однодольные и двудольные. По мнению большинства ботаников, самые примитивные формы двудольных относятся к подклассу магнолиид.

В южных городах нашей страны растут крупные, цветущие роскошными цветами с необыкновенным запахом деревья магнолии. Из всех магнолиид это самые древние. Большинство магнолиид растут в тропиках и субтропиках, например, мускатный орех. В садах средней полосы России широко расселился китайский лимонник


Урок 2. Строение семян однодольных растений

Урок 2
Строение семян однодольных растений

Задачи: изучить строение семени однодольного растения; формировать умение проводить наблюдение за прорастающими семенами; учить распознавать семена ряда культурных зерновых растений, продолжать учить работать с учебником.

Оборудование: проросшие семена пшеницы или кукурузы, коллекция семян однодольных растений, таблица «Строение семени однодольного растения».

Планируемые результаты обучения

Предметные:

Обучающиеся узнают:

– строение семени однодольных растений;

– черты отличия семян однодольных от двудольных;

– роль семядоли (щитка) в транспорте питательных веществ из эндосперма к зародышу.

Обучающиеся научатся:

– сравнивать строение семени однодольного и двудольного растений;

– узнавать и называть семена растений в коллекциях, на рисунках, на натуральных объектах.

Метапредметные: умеют анализировать и оценивать информацию; владеют умением адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; анализируют и сравнивают изучаемые объекты; осуществляют описание изучаемого объекта; определяют аспект классификации, классифицируют объекты; проводят лабораторную работу в соответствии с инструкцией; анализируют результаты наблюдений и делают выводы; под руководством учителя оформляют отчет, включающий описание эксперимента, его результаты, выводы; различают объем и содержание понятий.

Личностные: имеют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; владеют интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

Сценарий урока

I. Проверка знаний.

1) Чем отличаются набухшие семена от сухих?

2) Выполнить на доске рисунок семени фасоли, обозначив все части семени.

3) Какое строение имеет зародыш семени фасоли?

4) Каковы особенности строения семян двудольных растений?

5) Где находится запас питательных веществ в семенах двудольных растений?

II. Изучение нового материала.

1. Рассказ учителя.

Рассмотреть семена пшеницы и кукурузы. Предложить снять с них кожуру, выделить зародыш, найти семядоли. Это убеждает обучающихся, что у зерновок пшеницы и кукурузы кожура плохо снимается, что она пленчатая, тонкая.

Зерновка – односемянный плод. У него тонкая плодовая оболочка, которая плотно прилегает к семенной, как бы срастается с ней. Кукуруза, овес, ячмень, рожь, просо имеют плод зерновку.

Пользуясь таблицей, объяснить, что зародыш однодольных имеет крошечные размеры, но у него тоже есть зародышевый корешок, стебелек, почечка.

Между зародышем и эндоспермом находится пластинка – семядоля (щиток). Роль щитка – транспортирование питательных веществ из эндосперма к зародышу.

2. Лабораторная работа «Изучение строения семян однодольных растений» (с. 9–10 учебника).

3. Продолжение рассказа учителя.

Наиболее примитивными среди однодольных считаются представители небольшого подкласса алисматид, или частуховидных (всего 475 видов). Это обычно водные, болотные и прибрежные травы. Многие из них хорошо известны, такие как сусак, рдесты, стрелолист, частуха, элодея, ситник. Некоторые из них ушли в море, что для высших растений – редкость. Морские травы – зостера и посейдония образуют на глубинах до 30 м настоящие подводные луга, конкурируя с водорослями.

III. Закрепление изученного.

1) Какие особенности лежат в основе деления растений на однодольные и двудольные?

2) Какие растения называют однодольными?

3) Назвать характерные особенности однодольных растений.

4) Какие растения относятся к однодольным?

5) Назвать культурные растения, относящиеся к однодольным.

Домашнее задание: § 1.


Урок 4. Зоны корня

Урок 4
Зоны корня

Задачи: изучить зоны корня, выделить особенности строения клеток зон корня в связи с выполняемыми функциями; продолжать формировать знания о видах тканей; вырабатывать навыки определения зон корня.

Оборудование: корешки лука, проростки фасоли, пшеницы; микроскоп, лупы, микропрепараты «Корневой чехлик», «Корневые волоски»; таблица «Строение корня».

Планируемые результаты обучения

Предметные:

Обучающиеся узнают:

– строение и функции корневого чехлика, клеток зоны деления, зоны всасывания, зоны проведения;

– какие ткани принимают участие в образовании зон корня.

Обучающиеся научатся:

– объяснять связь между особенностями строения зон корня и выполняемыми ими функциями.

Метапредметные: умеют анализировать и оценивать информацию; владеют умением адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; анализируют и сравнивают изучаемые объекты; осуществляют описание изучаемого объекта; определяют аспект классификации, классифицируют объекты; проводят лабораторную работу в соответствии с инструкцией; анализируют результаты наблюдений и делают выводы; под руководством учителя оформляют отчет, включающий описание эксперимента, его результаты, выводы; различают объем и содержание понятий.

Личностные: имеют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; владеют интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

Сценарий урока

I. Проверка знаний.

1. Фронтальный опрос.

1) Какие корни образуют корневую систему?

2) Какова роль корней в жизни растений?

3) Для каких растений характерна стержневая корневая система?

4) Какие растения имеют мочковатую корневую систему?

2. Биологический диктант.

1) Главный корень развивается из …

2) Придаточные корни отрастают от … и …

3) Боковые корни развиваются на … корне и на … корнях.

4) Корневая система – совокупность всех … одного растения.

II. Изучение нового материала.

1. Рассказ учителя.

Рассказать о зонах корня с использованием таблицы и натуральных объектов. Объяснение материала сопровождается выполнением рисунка на доске.

Известны случаи, когда стебли растений прорастали сквозь асфальт. А ведь его трудно пробить даже ломом. Корни же растений могут разрушать даже камни, «вгрызаться» в них. Главную роль в продвижении растущего корня в грунте играет корневой чехлик. Клетки корневого чехлика защищают клетки образовательной ткани, которая образует зону деления. Наружные клетки корневого чехлика постоянно отшелушиваются. За зоной деления число клеток уже не возрастает, а лишь увеличиваются (растягиваются) сами клетки.

Несколько выше кончика корня, на участке в несколько сантиметров, образуются по всей поверхности корня корневые волоски. Это поглощающая зона корня. Здесь происходит поглощение воды и минеральных солей. Любая живая клетка корня может поглощать воду и минеральные вещества, но это поглощение очень незначительно, так как наибольшую поверхность образует зона корневых волосков – мощный аппарат всасывания. Ученые измерили длину всех корней у растения ржи. Она оказалась равной 623 км, а с корневыми волосками – 11 тыс. км.

По ходу объяснения обучающиеся находят соответствующие участки корня на рис. 7 учебника «Строение и зоны молодого корня».

Выше зоны корневых волосков, которые быстро отмирают, под эпидермисом образуется слой паренхимных клеток (размеры их одинаковы во всех направлениях), которые опробковевают, пропитываются жироподобным веществом суберином и становятся непроницаемыми для воды и газов. Отмершие клетки пробки защищают корень от излишних потерь воды.

2. Лабораторная работа «Корневой чехлик и корневые волоски» (с. 18 учебника).

Предложить обучающимся зарисовать в тетрадь зоны корня, пользуясь таблицей (рис. 7 в учебнике), а также анализируя увиденное в лупу и микроскоп при выполнении лабораторной работы.

Выво


Урок 5. Условия произрастания и видоизменения корней

Урок 5
Условия произрастания и видоизменения корней

Задачи: систематизировать и углубить знания о строении, функциях, значении и видоизменениях корней; рассмотреть видоизменения корня как результат приспособления растений к условиям жизни; определить биологическое и хозяйственное значение корнеплодов.

Оборудование: комнатные растения: плющ, монстера, фикус мелколиственный; растения с видоизмененными корнями: чистяк весенний, очиток большой, георгины; влажный препарат корня бобового растения с клубеньками; муляжи корнеплодов.

Планируемые результаты обучения

Предметные:

Обучающиеся узнают:

– зависимость глубины проникновения корней в почву от состава почв и других абиотических факторов;

– растения, образующие корневые клубни, корнеплоды;

– роль корней-прицепок и растения, у которых они образуются;

– значение воздушных и дыхательных корней.

Обучающиеся научатся:

– различать корневые клубни и корнеплоды;

– узнавать и называть растения, имеющие видоизмененные корни.

Метапредметные: умеют анализировать и оценивать информацию; владеют умением адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; различают объем и содержание понятий.

Личностные: имеют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; владеют интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

Сценарий урока

I. Проверка знаний.

1) Какие зоны корня обеспечивают увеличение и рост корня?

2) Какова роль корневого чехлика?

3) Какую функцию выполняет зона всасывания?

4) Какое строение имеет корневой волосок?

II. Изучение нового материала.

Показать взаимосвязь между составом, структурой почвы, условиями существования растений и развитием их корневых систем.

В процессе приспособления к условиям существования корни некоторых растений видоизменились и стали выполнять дополнительные функции.

Видоизменения корней.

1) Корнеплоды образуются как из главного корня, так и из нижних участков стебля. В этих частях накапливается большой запас органических веществ. Корнеплоды моркови, свеклы, редьки, редиса, репы – важные овощные культуры.

2) Корневые клубни образуются на боковых и придаточных корнях, как, например, у чистяка, георгина.

3) Корни-прицепки плюща прикрепляются к стенам, крышам, стволам деревьев и камням.

4) Воздушные, или дыхательные, корни монстеры, ивы ломкой; ходульные корни деревьев мангровых лесов. Плющ и орхидея используются как декоративные растения.

Вопрос:

– Всем хорошо известны основные функции корня. Так какие же функции выполняет корень? (Всасывает из почвы воду и минеральные соли.)

Правильно, но корни также синтезируют гормоны роста, алкалоиды, витамины, сахара и ряд других веществ. Корни могут выполнять целый ряд других, не менее важных и интересных функций. Зачастую это приводит к их структурным и функциональным видоизменениям. У таких растений, как свекла и морковь, корень является кладовой. Толстые, мясистые корни, развивающиеся у редиса, редьки, петрушки, пастернака, также накапливают питательные вещества. У моркови и свеклы корнеплод имеет двойную морфологическую природу: верхняя его часть состоит из гипокотиля, а нижняя – из собственно корня.

Корневые клубни образуются в результате утолщения боковых или придаточных корней, как это происходит у георгина и батата.

Корни могут служить для запасания воды. Особенно хорошо эта функция выражена у некоторых тропических эпифитных (растущих на деревьях) орхидей. Наружная часть коры свисающих вниз придаточных воздушных корней этих растений состоит из крупных и пустых клеток, которые могут впитывать воду подобно губке. Во время дождя эти клетки наполняются водой, которая затем расходуется на нужды растения.

У целого ряда эпифитных орхидей плоские, зеленые и весьма длинные корни являются основными фотосинтезирующими органами.

У некоторых паразитических растений (заразиха, петров крест) корни превратились в присоски.


Урок 8. Клеточное строение листа

Урок 8
Клеточное строение листа

Задачи: развивать цитологические представления о строении органов растения, о растительных тканях; определить связь особенностей строения клеток и выполняемых ими функций.

Оборудование: комнатные растения, микроскоп, микропрепарат «Поперечный разрез листа камелии», таблица «Клеточное строение листа».

Планируемые результаты обучения

Предметные:

Обучающиеся узнают:

– строение и функции кожицы листа;

– роль устьиц в жизни растений;

– строение устьиц;

– особенность строения столбчатой ткани;

– характерные признаки губчатой ткани;

– строение проводящих пучков жилок листа;

– значение слов кожица листа, устьица, столбчатая и губчатая ткани, межклетники, проводящие пучки, мякоть листа, осмос, транспирация.

Обучающиеся научатся:

устанавливать зависимость интенсивности транспирации от состояния замыкающих клеток устьиц;

– определять, что осмотическое давление неодинаково у различных растений и в клетках разных органов одного и того же растения.

Метапредметные: умеют работать с разными источниками биологической информации, находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; владеют умением адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; анализируют и сравнивают изучаемые объекты; осуществляют описание изучаемого объекта; определяют аспект классификации, классифицируют объекты; проводят лабораторную работу в соответствии с инструкцией; анализируют результаты наблюдений и делают выводы; под руководством учителя оформляют отчет, включающий описание эксперимента, его результаты, выводы; различают объем и содержание понятий.

Личностные: имеют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; владеют интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

Сценарий урока

I. Проверка знаний и умений.

1) Что такое лист?

2) Что такое прилистник?

3) Чем простые листья отличаются от сложных?

4) Из предложенных объектов (гербарий или живые растения) отобрать растения с черешковыми и сидячими листьями.

5) Отобрать простые листья с рассеченными листовыми пластинками и сложные листья.

6) Как можно по жилкованию определить принадлежность растения к однодольным или двудольным?

7) Как называется жилкование с многократно ветвящимися жилками?

8) Как называются листья с одной листовой пластинкой и черешком?

9) Как называется лист, состоящий из нескольких листовых пластинок, имеющих общий черешок?

10) Как называется тип жилкования, при котором длинные жилки располагаются рядом на листовой пластинке?

11) Как называется рост у растения междоузлиями?

12) Какие функции выполняет лист?

Тест

1. К вегетативным органам растения относятся:

а) побег и корень;

б) побег и плод;

в) цветок и плод.

2. У большинства однодольных растений корневая система:

а) стержневая;

б) мочковатая;

в) смешанная.

3. Главный корень хорошо заметен в корневой системе:

а) фасоли;

б) пшеницы;

в) смородины.

4. Корневой волосок представляет собой:

а) клетку наружного слоя корня с длинным выростом;

б) длинный вырост наружной клетки корня;

в) нитевидный боковой корешок.

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.