Рабочая программа педагога-психолога ДОО. Программа для установки через Интернет
Код | СИ-4912 |
Авторы-составители | Афонькина Ю. А. |
Издательство | Учитель, 2022 |
Серия | ФГОС ДО: практика реализации. Планирование образовательной деятельности |
Электронная версия | скачать |
УДК | 373.2 |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Предложенная рабочая программа поможет в создании условий для учета "зоны ближайшего развития" при построении образовательной работы с дошкольниками, продуктивного формирования ведущих психических процессов у ребенка, в содействии преодолению неблагоприятных вариантов детского развития в разнообразных видах деятельности.
Предназначено педагогу-психологу, старшему воспитателю ДОО; рекомендовано студентам, обучающимся по направлению "Психолого-педагогическое образование", всем специалистам дошкольного образования.
Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Введение
Многие думают, что детство было самым лучшим и приятным временем в их жизни. Но это не так. Это самые тяжелые годы, поскольку тогда человек находится под гнетом дисциплины и редко может иметь настоящего друга, а еще реже – свободу.
И. Кант
То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы.
В. А. Сухомлинский
Развитие ребенка в дошкольные годы – это сложный и многоаспектный процесс. С каждым днем перед ребенком раскрывается окружающий его мир – мир природы, искусства, человеческих отношений. Ненасытная жажда познания побуждает дошкольника всем интересоваться и во всем участвовать, созидать и преобразовывать, радоваться и огорчаться.
Взрослый выступает для ребенка в качестве эталона для подражания, источника знаний – энциклопедиста, источника оценочных суждений – эксперта, помощника и защитника. Взрослый – это посредник, связующее звено между ребенком и окружающей его действительностью. Он обеспечивает не только удовлетворение естественных нужд ребенка, но и социализацию всех его психических проявлений. В совместной со взрослым деятельности ребенок приобретает способность планировать, ставить цели, прогнозировать развитие событий, выделять главное и отвлекаться от второстепенного, следовать правилам и оценивать свои действия и результаты, контролировать себя и управлять некоторыми поступками и психическими процессами. Под влиянием взрослого активность ребенка перестраивается: становится осознанной, самостоятельной, творческой, начинает подчиняться перспективным целям и приводить к получению общественно важного результата.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада. Психологическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду.
Педагог-психолог современной ДОО создает условия для гармоничного становления личности ребенка, обеспечивает его эмоциональное благополучие, помогает дошкольнику продуктивно реализовать индивидуальный путь развития. Стремясь достигнуть своей базовой цели – охраны и укрепления психического здоровья воспитанников ДОО, педагог-психолог включается в образовательный процесс, во все формы работы педагогического коллектива, устанавливает продуктивные взаимоотношения с воспитателями и родителями.
В данном пособии раскрыт инновационный подход к организации и содержанию деятельности педагога-психолога в соответствии с ФГОС ДО. В основу разработки предложенной рабочей программе положен принцип амплификации детского развития (А. В. Запорожец), который в современных условиях развития дошкольного образования обеспечивает возможности как для удовлетворения возрастных потребностей ребенка, так и для сохранения и поддержки индивидуальности ребенка, что позволяет реализовать права и свободы подрастающей личности.
Предлагаемые разработки помогут педагогу-психологу создать условия для учета «зоны ближайшего развития» при построении образовательной работы с дошкольниками, организовать условия для продуктивного развития дошкольника, содействовать преодолению неблагоприятных вариантов детского развития в разнообразных видах деятельности.
Пособие будет полезно педагогам-психологам, а также старшим воспитателям ДОО.
Литература
1. Агапова, И. А. Веселая психогимнастика, или Как научить дошкольника управлять самим собой / И. А. Агапова. – М. : Аркти, 2012.
2. Акопова, Э. С. Гармоничное развитие дошкольника : игры и занятия / Э. С. Акопова, Е. Ю. Иванова. – М. : Аркти, 2007.
3. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? : учеб.-метод. пособие / Е. Е. Алексеева. – СПб. : Речь, 2007.
4. Алексеева, Е. Е. Что делать, если ребенок… : психологическая помощь семье с детьми от 1 до 7 лет / Е. Е. Алексеева. – СПб. : Речь, 2008.
5. Алябьева, Е. А. Психогимнастика в детском саду : методические материалы в помощь психологам и педагогам / Е. А. Алябьева. – М. : ТЦ Сфера, 2003.
6. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения / А. Г. Ару-шанова. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.
7. Афонькина, Ю. А. Как научить дошкольника правильно думать / Ю. А. Афонькина, Т. Э. Бе-лотелова, О. Е. Борисова. – М. : Аркти, 2011.
8. Банщиков, Т. Н. Профессиональная деятельность психолога в работе с педколлективом / Т. Н. Банщиков, Ю. П. Ветров, Н. П. Клушина. – М. : Книголюб, 2004.
9. Бунина, Л. Воспитательно-образовательная работа в ДОУ с учетом гендерного подхода / Л. Бунина // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 6.
10. Бурлакова, И. А. Психологическое сопровождение образовательной программы ДОУ / И. А. Бурлакова, Е. К. Ягловская // Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2011. – № 2.
11. Бурменская, Г. В. Возрастно-психологическое консультирование / Г. В. Бурменская, О. А. Ка-рабанова, А. Г. Лидерс. – М. : МГУ, 2009.
12. Бычкова, С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников / С. С. Бычкова. – М. : Аркти, 2003.
13. Вайнер, М. Э. Игровые технологии в коррекции поведения дошкольников / М. Э. Вайнер. – М. : Педагогическое общество России, 2004.
14. Венгер, А. Л. Психологическое обследование детей / А. Л. Венгер, Е. И. Морозова // Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2011. – № 2.
15. Венгер, Л. А. Психолог в детском саду. Руководство для работы практического психолога / А. Л. Венгер [и др.] // Дошкольное образование. 2003. – № 5 (101). – 1–15 марта.
16. Ветрова, В. В. Уроки психологического здоровья / В. В. Ветрова. – М. : Сфера, 2011.
17. Во что играют наши дети. Игры и игрушки в зеркале психологии / Е. О. Смирнова [и др.]. – М., 2009.
18. Ворожцова, О. А. Музыка и игра в детской психотерапии / О. А. Ворожцова. – М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2004.
19. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М. : АСТ : Астрель, 2011.
20. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций : пособие для практических работников ДОУ / Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. – М., 2008.
21. Заостровцева, М. Н. Агрессивное поведение. Коррекция поведения дошкольников / М. Н. Заостровцева, Н. В. Перешеина. – М. : ТЦ «Сфера», 2006.
22. Зедгенидзе, В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников / В. Я. Зедгенидзе. – М. : Айрис-Пресс, 2009.
23. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Формы и методы работы со сказками / Т. Д. Зинкевич-Евсти-гнеева. – СПб. : Речь, 2008.
24. Иванова, О. Л. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка / О. Л. Иванова, И. И. Васильева. – СПб. : Речь, 2011.
25. Ивлева, И. А. Консультирование родителей в детском саду: индивидуальные особенности детей / И. А. Ивлева, И. Ю. Млодик, О. В. Сафуанова. – М., 2009.
26. Измайлова, Е. И. Учимся думать и запоминать. Технология ТРИЗ : метод. пособие по развитию мышления и речи старших дошкольников / Е. И. Измайлова. – М. : Аркти, 2011.
27. Ильина, М. В. Развитие вербального воображения / М. В. Ильина. – М. : Книголюб, 2005.
28. Ильина, М. В. Развитие невербального воображения / М. В. Ильина. – М. : Книголюб, 2006.
29. Ильина, М. В. Чувствуем – познаем – размышляем. Комплексные занятия для развития восприятия и эмоциональной сферы у детей 3–4 лет / М. В. Ильина. – М. : Аркти, 2004.
30. Ильина, М. В. Чувствуем – познаем – размышляем. Комплексные занятия для развития восприятия и эмоциональной сферы у детей 4–5 лет / М. В. Ильина. – М. : Аркти, 2004.
31. Ильина, М. В. Чувствуем – познаем – размышляем. Комплексные занятия для развития восприятия и эмоциональной сферы у детей 5–6 лет / М. В. Ильина. – М. : Аркти, 2004.
32. Калинина, Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р. Р. Калинина. – СПб. : Речь, 2005.
33. Калинина, Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника / Р. Р. Калинина. – СПб., 2002.
34. Карпов, А. В. Волшебный лягушонок, или Как рисовать вместе с детьми / А. В. Карпов. – СПб. : Речь, 2009.
Обоснование рабочей программы
Признание ведущей роли воспитания и обучения в психическом развитии не отменяет того факта, что на каждом возрастном этапе воспитание должно учитывать достигнутый уровень развития и особенно качественное своеобразие психических свойств и способностей детей… Учитывать, но не приспосабливаться, а, опираясь на этот уровень, вести ребенка в его развитии дальше.
А. В. Запорожец
Построение образовательной работы на основе ФГОС ДО значительно повышает роль педагога-психолога в решении задач развития дошкольного образования. Психологическое сопровождение является необходимым условием, обеспечивающим решение таких задач, определенных ФГОС ДО, как позитивная социализация ребенка, его всестороннее личностное морально-нравственное и познавательное развитие, развитие инициативы и творческих способностей.
Ценность дошкольного детства в общем цикле психического развития А. Н. Леонтьев определял с точки зрения «непреходящих приобретений», а именно формирования таких психических свойств и способностей, которые входят в структуру личности и определяют весь путь ее дальнейшего развития. А. В. Запорожец выделял ценные человеческие качества, формируемые у дошкольника, которые должны войти в «золотой фонд зрелой человеческой личности»: наглядно-образное мышление, творческое воображение, эмоциональная отзывчивость по отношению к другим людям и т. п.
Таким образом, с одной стороны, подчеркивается уникальная роль дошкольного детства в общем цикле психического развития, с другой стороны, создается основа для реализации той глобальной задачи дошкольного образования, которую А. В. Запорожец определил в свое время так: дошкольное воспитание призвано заложить основы всего последующего формирования личности ребенка.
Целевым центром дошкольного образования становится ребенок, а образование рассматривается как развивающая и развивающаяся система. Развитие ребенка воспринимается не как побочный результат работы воспитателя по формированию у воспитанников знаний, умений и навыков, а как точка приложения всех ресурсов дошкольного образования.
Глобальной идеей современных изменений в сфере дошкольного образования является психологизация системы дошкольного образования, а именно приведение в соответствие практики дошкольного образования с теми специфическими психологическими характеристиками дошкольного возраста, которые определяют его уникальный вклад в общий цикл психического развития.
В работе Л. А. Венгера психологизация рассматривалась как участие психолога в воспитательном процессе, направленное:
– на психологическое просвещение персонала, передачу знаний о психологии детей, их возрастных особенностях, оптимальных путях организации общения взрослого с ребенком и детей между собой, принципах организации детских групп на основе изучения конкретных особенностей детей детского сада;
– гуманизацию воспитательной работы с целью заменить ориентацию на выполнение программ на ориентацию на нужды, самочувствие, интересы воспитанника;
– адаптацию ребенка к детскому саду;
– организацию разновозрастного общения.
Т. И. Чиркова рассматривала психологическое обеспечение процесса обучения дошкольников как центральное направление деятельности психологической службы в ДОО.
По мнению Г. А. Широковой, практический психолог моделирует свою профессиональную деятельность, основываясь на специфических особенностях учреждения, в котором работает: особенностях программы, контингента и родителей, профессиональных и личностных особенностях членов педагогического коллектива. Приоритетными направлениями работы для всех психологов образования являются участие в создании эмоционально комфортных условий для субъектов образовательного процесса, повышение психологической культуры педагогов и родителей, изучение особенностей детей.
И. А. Бурлакова и Е. К. Ягловская высказывают мысль о том, что психологизация образовательного процесса обеспечивает психолого-педагогический характер образовательной работы с детьми, учет возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, а также создание условий для психического развития и становления личности каждого ребенка. Необходимой и важной составляющей психологизации образовательного процесса признается повышение психологической культуры воспитателя.
Следует признать, что на сегодняшний день идея психологизации не нашла в практике деятельности ДОО своего повсеместного и действенного воплощения.
В данной рабочей программе педагога-психолога представлена технология психологизации образовательного процесса в ДОо, разработанная в соответствии с ФГОС ДО.
Психологизация – это процесс интеграции психологических знаний в образование на всех его уровнях:
Программа развития способности к творческой деятельности у детей 5–7 лет «Творческая академия»
Программа развития способности
к творческой деятельности у детей 5–7 лет
«Творческая академия»
Пояснительная записка
Формирование творческой личности является одной из приоритетных задач современного образования. Включение дошкольника в творческую деятельность способствует развитию у него общих и специальных способностей, деятельного, созидательного отношения к миру, освоению разнообразных способов самовыражения, осмыслению явлений, процессов, событий окружающего мира.
Включение в творческую деятельность позволит не только обогатить развитие личности детей, но и будет способствовать их успешной социализации.
Данная программа адресована детям 5–7 лет.
Цель программы: развитие творческих способностей детей посредством интеграции основных видов художественного и словесного творчества.
Основополагающим принципом при разработке данной программы выступает принцип интеграции разных видов творческой деятельности на основе качественно иного проектирования педагогической деятельности как формы взаимосвязи, взаимопроникновения разных развивающих, образовательных, коррекционных задач и разного программного содержания. Данный принцип основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой деятельности. Интегрирование разного содержания, разных видов деятельности детей и форм организации образовательного процесса соответствует характеру восприятия, понимания, воспроизведения и преобразования действительности, свойственному дошкольникам.
Задачи программы:
– развивать способность к творческому целеполаганию (генерированию идей, созданию замысла);
– развивать способность создавать новые оригинальные образы, оригинально решать творческие задачи;
– развивать способность воплощать в творческой форме свои представления, переживания, чувства, мысли;
– содействовать освоению способов творческого самовыражения;
– развивать познавательные и эстетические чувства;
– развивать способность самостоятельно анализировать продукты творческой деятельности.
Обязательным условием реализации программы является создание развивающей среды, включающей разнообразные стимулы творческого развития ребенка. Эта среда обогащает детей широким спектром впечатлений, направляет их творческую активность, вызывает желание экспериментировать с различными материалами и средствами, тем самым создавая творческую основу для разнообразных видов детской деятельности.
Исходя из универсального определения творчества (Я. В. Пономарев) как взаимодействия, ведущего к развитию, в качестве механизма освоения ребенком развивающей среды в программе рассматривается организация специфических, обогащенных форм взаимодействия ребенка со взрослым в процессе разных видов детской деятельности
Основополагающим принципом программы выступает принцип интеграции.
Новизна программы определяется тем, что приоритетным является не формирование знаний, умений и навыков в разных видах деятельности ребенка (например, изобразительных умений), а развитие побуждений к творческой деятельности и способов ее самоорганизации.
Программа состоит их двух разделов. Первый раздел – «Художественно-творческая деятельность» – включает подразделы «Изобразительно-творческая деятельность» и «Театрализованно-творческая деятельность». Второй раздел – «Словесно-творческая деятельность».
Содержание разделов разработано таким образом, что интегративно в каждом разделе решаются задачи, предполагающие развитие эмоциональных, интеллектуальных, практических компонентов в структуре способностей.
Организация занятий. Программа рассчитана на два года обучения и предполагает две ступени освоения ее содержания. Первая ступень (первый год обучения) – освоение детьми содержания всех разделов программы. Вторая ступень имеет модульное строение. В процессе первого года обучения у детей выявляют склонности к художественно-творческой или интеллектуальной деятельности. Дальнейшее их обучение дифференцируется соответственно по художественно-творческому или интеллектуальному направлению.
В течение учебного года проводятся занятия длительностью 30 минут. На первом году обучения организуют по одному занятию по каждому разделу в неделю (подразделы «Изобразительно-творческая деятельность» и «Театрализованно-творческая деятельность» чередуются понедельно). На втором году обучения проводят по два занятия в соответствии с выбранным для ребенка разделом.
В содержании программы с образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие» интегрируются следующие образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Консультация для родителей «Игра и игрушка в жизни современного ребенка»
Консультация для родителей
«Игра и игрушка в жизни современного ребенка»
Проблема. «Современные дети играют мало или совсем не играют, играют не в те игры или не с теми игрушками, с которыми играли мы», – сетуют взрослые, и не только родители, но и педагоги. Такая озабоченность понятна: ребенок, который полноценно не играет в дошкольном возрасте, не сможет успешно учиться в школе. Если у ребенка до семи лет игру заменили занятия по школьному типу, он кажется несамостоятельным, неорганизованным, психологически незрелым на пороге школьного обучения.
Чтобы научить дошкольника играть, необходимо помнить: игра – это отражение жизни. Жизнь изменилась, поэтому игра не могла не измениться.
Вопрос. Что нужно современному ребенку, чтобы играть?
Существует мнение: иметь много игрушек вредно, ребенок их не ценит и с ними не играет.
Детская субкультура подсказывает другое. Смешариков много, они живут общей жизнью. Как же Нюша будет без Кроша или Бараша? Лунтик познает мир вместе с друзьями: Кузей, Милой, Пчеленком – это его компания. На каждый Новый год ребенку дарится новая игрушка – символ года, и часто не по одному экземпляру: полки заполняют бычки и коровки, свинки, тигрята всевозможных размеров и материалов. А машины: пожарная, грузовая, снегоуборочная – выполняют в игре, как и в жизни, разные функции.
Важно не то, сколько игрушек имеет ребенок, а как они входят в его жизнь и что с ними происходит потом.
Пример. Вот львенок. Как он появился у ребенка?
Сначала у трехлетнего малыша появилось желание, которое он выразил так: «Хочу львенка». «Хорошо, – сказала мама, – давай копить деньги». Каждый день в сделанный из бумаги кошелечек откладывается по монетке. Мама поддерживает желание ребенка иметь игрушку. В течение пяти дней ребенок о ней мечтает. На шестой день мама говорит, что денег, скорее всего, хватит на покупку, можно идти в магазин. Предлагает сообщить бабушке и папе, какая предстоит покупка, как ее долго ждали, описывает в разговоре с малышом предполагаемый поход в магазин: мы придем в магазин, а там львенок нас ждет, мы его купим, возьмем на ручки, принесем домой, будем заботиться.
Наконец, поход в магазин состоялся. В одном из них львов не оказалось. Идти во второй помешал дождь. Мама предлагает вернуться, ребенок настаивает на продолжении похода, ждет под крышей магазина окончания дождя. В следующем магазине львы обнаружены. Но сколько их!.. Все они перед ребенком. Он выбирает себе друга, берет на ручки, гладит, смотрит в глаза. Его никто не торопит…
Вот игрушка выбрана! Малыш «оплачивает» покупку (понятно, что мама доплатит недостающую часть средств). Львенку придумывают имя. Дома с ним знакомят родных. Еще и еще раз вспоминают, как его покупали. Взрослый неоднократно обращает внимание ребенка на настроение львенка, его состояние – устал, хочет есть, спать, играть; вступает от лица львенка в диалог с малышом.
Такая игрушка станет для ребенка другом на долгие годы детства. С ней он будет знакомить вновь появляющиеся игрушки, делиться огорчениями и радостями, будет поверять ей свои тайны.
Вывод. Важно:
– чтобы игрушка не случайно появилась в жизни ребенка;
– чтобы ей было дано имя и был определен ее характер в соответствии с образом персонажа (мышка Мышева, хомячок Масик, львенок Лева);
– чтобы каждая игрушка нашла себе место в сообществе других игрушек; чтобы ребенок не просто с ними играл, а проживал значимые события своей жизни: смотрел мультики, укладывал спать, брал на прогулку. Пусть игрушки, ребенок и родители будут одной дружной семьей.
Так мы не только вводим игрушку в жизнь ребенка, но и учим его играть, фантазируя, создавать воображаемые ситуации, заботиться и сопереживать. Мы сближаемся со своим малышом, начинаем лучше его понимать, а он начинает лучше понимать нас как представителей взрослого мира.
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом