Диагностика индивидуально-психологических особенностей детей 3-4 лет. Методики выявления и изучения. Программа для установки через Интернет
Код | СИ-4833 |
Авторы | Афонькина Ю. А. |
Издательство | Учитель, 2022 |
Серия | Диагностический журнал |
Электронная версия | скачать |
УДК | 372.3/.4 |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Предназначено управленческому корпусу, старшим воспитателям, педагогам-психологам дошкольных образовательных организаций, специалистам дошкольной педагогики; рекомендовано к использованию в подготовке бакалавров по психолого-педагогическому и специальному (дефектологическому) образованию; полезно студентам и преподавателям высших и средних педагогических учебных заведений.
Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Методика диагностики самостоятельности
Методика диагностики самостоятельности
Цель: выявить и изучить проявления самостоятельности в разных видах деятельности.
Метод: наблюдение.
Процедура диагностики. Проводят наблюдение за ребенком в разных видах деятельности.
Обработка данных. Заполняют диагностическую карту. Каждый компонент оценивают в баллах. Подсчитывают средний балл по каждому компоненту на группу детей. На основе суммы баллов по всем компонентам определяют уровень. Составляют оценочные таблицы. В примечании указывают индивидуально-психологические особенности, которые были выявлены в процессе проведения методики.
Балльная шкала оценки компонентов развития
самостоятельности
1. Инициатива.
Критерии оценки:
– проявляет постоянно – 3 балла;
– проявляет часто – 2 балла;
– проявляет иногда – 1 балл;
– не проявляет или очень редко, безынициативен – 0 баллов.
2. Предвидение конечного результата деятельности.
Критерии оценки:
– отчетливо представляет результат деятельности – 3 балла;
– нечетко представляет результат деятельности – 2 балла;
– с помощью взрослого представляет результат деятельности – 1 балл;
– не представляет результат деятельности – 0 баллов.
3. Острое переживание успеха в деятельности.
Критерии оценки:
– бурная радость по поводу успеха – 3 балла;
– удовлетворение по поводу успеха – 2 балла;
– переживания возникают при побуждении взрослого, сам ярко их не проявляет – 1 балл;
– не переживает или переживает редко – 0 баллов.
4. Настойчивость в получении задуманного результата.
Критерии оценки:
– длительно занимается одним делом – 3 балла;
– получение результата требует содействия взрослого в виде напоминаний – 2 балла;
– настойчивость проявляет редко, достигает результата с помощью взрослого – 1 балл;
– не может сосредоточиваться на действиях, действия не подчинены результату – 0 баллов.
5. Отношение к помощи взрослого.
Критерии оценки:
– протестует против прямого вмешательства, опеки, обращается за помощью в объективно трудных ситуациях: когда устал, когда материал потерял новизну и т. п. – 3 балла;
– предпочитает совместную деятельность со взрослым – 2 балла;
– не стремится действовать совместно, может самоустраняться от деятельности, передавать инициативу взрослому – 1 балл;
– не обращается за помощью и/или помощь не принимает, содействие взрослого существенно не улучшает результаты деятельности – 0 баллов.
6. Употребление личных местоимений.
Критерии оценки:
– активно употребляет в речи – 3 балла;
– употребляет иногда – 2 балла;
– употребляет редко – 1 балл;
– не употребляет – 0 баллов.
Шкала оценки уровня развития самостоятельности:
высокий – 18–13 баллов; средний – 12–6 баллов; низкий – 5–0 баллов.
Введение
Введение
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет приоритетные задачи дошкольного образования, среди которых:
‒ охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия;
‒ обеспечение равных возможностей детей, в том числе независимо от их психофизических и иных особенностей (среди которых ограниченные возможности здоровья);
‒ обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования;
‒ создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала ребенка как субъекта отношений;
‒ формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным психологическим и физиологическим особенностям детей.
В контексте практического решения поставленных ФГОС ДО задач психологическая диагностика составляет важную часть образовательной деятельности, позволяя выявить особенности ребенка, ориентируясь на которые педагог будет проектировать образовательную деятельность.
Психологическая диагностика в современном ДОО направлена на выявление психологических причин трудностей детей в освоении Основной образовательной программы, на выявление детских склонностей, способностей, признаков одаренности; на изучение готовности ребенка к получению образования в новых образовательных условиях: при поступлении в детский сад, при переходе к начальному образованию, а также в условиях инклюзивного образования. Она своевременно выявляет отклонения от нормального хода онтогенеза, что позволяет их своевременно скорректировать, а значит, избежать проблем дальнейшего психического развития.
Проводя психологическую диагностику, педагог-психолог способствует реализации личностно ориентированного подхода при проектировании деятельности, индивидуализации образовательного процесса, учета в образовательной деятельности специфики индивидуального развития ребенка. Кроме того, результаты психологической диагностики позволяют сделать вывод об эффективности созданных в ДОО образовательных условий для удовлетворения образовательных потребностей детей, обусловленных как их возрастными особенностями, так и спецификой индивидуального развития.
Данный диагностический журнал включает методики психологической диагностики развития ребенка 3‒4 лет в соответствии с направлениями психического развития: интеллектуальное, личностное, эмоционально-волевое, психофизическое. Содержание диагностических ситуаций разработано с учетом их близости к ситуациям образовательной деятельности в соответствии с образовательными областями, определенными ФГОС ДО.
Разработка диагностических методик произведена с учетом следующих базовых идей (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, В. Т. Кудрявцев):
– обучение ребенка предполагает развитие высших психических функций;
– обучение дошкольника характеризуется «реактивно-спонтанным» характером, который предполагает, что успешное обучение дошкольника происходит в специфически детских видах деятельности;
– носителями культуры для ребенка, в первую очередь, выступают взрослые;
– изменения в психических процессах и личности ребенка дошкольного возраста обусловливаются развитием ведущей деятельности.
Диагностические процедуры представлены методами естественного эксперимента, беседы и наблюдения. Каждая методика предполагает определенный способ фиксации и оценки тех психологических проявлений у детей, которые являются индикаторами для определения того, насколько успешно решается конкретная общеразвивающая задача.
Оценка полученных диагностических данных производится следующими способами:
1. Составляются индивидуальные или на группу воспитанников диагностические карты, в которых отражаются конкретные психологические факты, а также их балльная оценка в отношении конкретного ребенка и группы детей по определенному параметру. Разработанные шкалы балльной оценки позволяют перевести качественные показатели в количественное выражение.
Таким образом, можно получить представление об индивидуальной динамике становления определенного психологического феномена у конкретного воспитанника, а также о степени сформированности каждого диагностируемого показателя у воспитанников данной возрастной группы.
2. Составляются таблицы, в которых отражаются средние баллы, что позволяет понять, какие общие тенденции наблюдаются у детей данной возрастной группы в становлении психологических феноменов, отражающих успешность решения общеразвивающих задач, а также какие задания вызывают трудности у большинства детей. Эти данные позволяют вносить коррективы в образовательный процесс, то есть поставить его на диагностическую основу.
Методика диагностики предпосылок личностного поведения
Методика диагностики предпосылок
личностного поведения
Цель: выявить и изучить отношение ребенка к ситуации непосредственно образовательной деятельности.
Метод: наблюдение.
Процедура диагностики. Проводится наблюдение за поведением детей в непосредственной образовательной деятельности.
Обработка данных. Заполняют диагностическую карту. На основе суммы баллов определяют уровень. Подсчитывают средний балл на группу детей по каждому компоненту. Составляют оценочные таблицы. В примечании указывают индивидуально-психологические особенности, которые были выявлены в процессе проведения методики.
Балльная шкала оценки компонентов развития предпосылок
личностного поведения
1. Активность.
Критерии оценки:
‒ высокая, выполняет все необходимые действия, инициативен – 3 балла;
‒ средняя, инициатива не выражена – 2 балла;
‒ снижена, отвлекается – 1 балл;
‒ бездействует, не выполняет задания – 0 баллов.
2. Заинтересованность.
Критерии оценки:
‒ высокая, с удовольствием включается в деятельность – 3 балла;
‒ для сохранения интереса нуждается в поддержке взрослого – 2 балла;
‒ исполнителен, интерес не выражен – 1 балл;
‒ интерес не характерен, проявляет негативные эмоции, скуку ‒ 0 баллов.
3. Эмоциональность.
Критерии оценки:
‒ преобладает радость, проявляет восторг, удивление – 3 балла;
‒ общее положительное отношение – 2 балла;
‒ в некоторых ситуациях проявляет психоэмоциональное напряжение (сжимается «в комок», смотрит исподлобья, тревожен) ‒ 1 балл;
‒ проявляет негативные эмоции или равнодушие – 0 баллов.
4. Коммуникативность.
Критерии оценки:
‒ проявляется доброжелательное отношение к детям ‒ 3 балла;
‒ отношение к детям ситуативно ‒ 2 балла;
‒ мешает детям, но стремится к общению – 1 балл;
‒ проявляет негативные эмоции, стремится выйти из общей деятельности; толкается, ссорится с детьми ‒ 0 баллов.
Шкала оценки уровня развития предпосылок личностного поведения:
– высокий ‒ 12‒9 баллов;
– средний ‒ 8‒5 баллов;
– низкий ‒ 4‒0 баллов.
Методика диагностики зрительного внимания и памяти
Методика диагностики зрительного внимания
и памяти
Цель: выявить и изучить особенности зрительного внимания и памяти.
Метод: естественный эксперимент.
Материалы: 2 одинаковых набора из трех цветных карандашей, лист бумаги (использован материал из игрового задания, предложенного Н. А. Сорокиной).
Процедура диагностики. Перед ребенком раскладывают цветные карандаши в определенном порядке и предлагают их рассмотреть (20 с). Затем закрывают карандаши листом бумаги, а ребенка просят выложить карандаши второго набора так же. После этого снова демонстрируют первый набор карандашей и предлагают посмотреть, так ли он разложил. Экспериментальную ситуацию повторяют трижды, варьируя расположение карандашей.
Обработка данных. Выполнение каждого задания по выделенным компонентам и критериям в 3 экспериментальных ситуациях оценивают в баллах, баллы складывают и фиксируют в диагностической карте. На основе суммы баллов определяют уровень. Подсчитывают среднее значение баллов на группу детей. Составляют таблицу распределения детей по уровням. В примечании указывают индивидуально-психологические особенности, которые были выявлены в процессе проведения методики.
Балльная шкала оценки компонентов развития
зрительного внимания и памяти
1. Объем памяти.
Критерии оценки:
– запоминает правильно, допустима одна ошибки – 3 балла;
– допускает 2 ошибки – 2 балла;
– допускает 3 ошибки – 1 балл;
– допускает более 3 ошибок или не может воспроизвести образец – 0 баллов.
2. Проявление внимания во время рассматривания образца.
Критерии оценки:
– рассматривает без отвлечений, внимательно, концентрируясь на образце, – 3 балла;
– рассматривает поверхностно, бегло – 2 балла;
– отвлекается, но пытается рассматривать – 1 балл;
– не принимает задачу рассмотреть образец, а если и принимает, не подчиняет ей свои действия – 0 баллов.
Шкала оценки уровня развития зрительного внимания и памяти:
– высокий – 18–13 баллов;
– средний – 12–6 баллов;
– низкий – 5–0 баллов.
Методика диагностики игровой деятельности (модифицированный вариант методики Р. Р. Калининой)
Методика диагностики игровой деятельности
(модифицированный вариант методики Р. Р. Калининой)
Цель: выявить и изучить особенности сюжетно-ролевой игры.
Метод: наблюдение.
Процедура диагностики. Проводится наблюдение за свободной игрой детей.
Обработка данных. Заполняют диагностическую карту. Подсчитывают сумму баллов в соответствии с выделенными компонентами и критериями их оценки. На основе суммы баллов определяют уровень. Подсчитывают средний балл на группу детей по каждому компоненту. Составляют оценочные таблицы. В примечании указывают индивидуально-психологические особенности, которые были выявлены в процессе проведения методики.
Балльная шкала оценки компонентов развития
сюжетно-ролевой игры
1. Распределение ролей.
Критерии оценки:
‒ отсутствие распределения ролей; роль выполняет тот, кто «завладел» ключевым атрибутом (надел белый халат – врач, взял поварешку – повар) – 1 балл;
‒ распределение ролей под руководством взрослого, который задает наводящие вопросы: «Какие роли есть в игре? Кто будет играть роль Белочки? Кто хочет быть Лисичкой?» и т. д. – 2 балла;
‒ самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций (например, когда одну роль желают играть 2 и более человек), при наличии конфликта игровая группа либо распадается, либо дети обращаются за помощью к воспитателю – 3 балла;
‒ самостоятельное распределение ролей, разрешение конфликтных ситуаций – 4 балла.
2. Основное содержание игры.
Критерии оценки:
‒ действие с определенным предметом, направленное на другого («мама» кормит дочку-куклу, неважно как и чем) – 1 балл;
‒ действие с предметом в соответствии с реальностью ‒ 2 балла;
‒ выполнение действий, определяемых ролью (если ребенок играет роль повара, то он не будет никого кормить) ‒ 3 балла;
‒ выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. Здесь важно, к примеру, не чем «мама» кормит ребенка, а добрая она или строгая ‒ 4 балла.
3. Ролевое поведение.
Критерии оценки:
‒ роль определяется игровыми действиями, не называется ‒ 1 балл;
– роль называется, выполнение роли сводится к реализации действий – 2 балла;
‒ роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка ‒ 3 балла;
‒ ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры ‒ 4 балла.
4. Игровые действия.
Критерии оценки:
‒ игра заключается в однообразном повторении 1-го игрового действия (например, кормление) – 1 балл;
‒ расширение спектра игровых действий (приготовление пищи, кормление, укладывание спать), игровые действия жестко фиксированы ‒ 2 балла;
‒ игровые действия многообразны, логичны – 3 балла;
‒ игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зависимости от сюжета ‒ 4 балла.
5. Использование атрибутики и предметов-заместителей.
Критерии оценки:
‒ использование атрибутики при подсказке взрослого, самостоятельное прямое использование атрибутики (игрушечная посуда, муляжи продуктов, флакончики от лекарств и т. д.) – 1 балл;
‒ широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей (игрушечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты и т. д.); на предметное оформление игры уходит значительная часть времени ‒ 2 балла;
‒ использование многофункциональных предметов (лоскутки, бумага, палочки и т. д.) и при необходимости изготовление – 3 балла;
‒ использование небольшого количества ключевых атрибутивных предметов. Предметное оформление игры занимает минимальное время (если, например, нет посуды, могут быть использованы листы бумаги, ладошки или просто ее обозначение жестом) ‒ 4 балла.
6. Использование ролевой речи.
Критерии оценки:
‒ отсутствие ролевой речи, обращение к играющим по имени – 1 балл;
‒ наличие ролевого обращения: обращение к играющим по названию роли («дочка», «больной» и т. д.). Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свое имя ‒ 2 балла;
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом