Литература. 8 класс. Система уроков по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина. Программа для установки через Интернет
Код | СИ-521 |
Авторы-составители | Шадрина С. Б. |
Издательство | Учитель, 2022 |
Серия | ФГОС. Планирование учебной деятельности |
Электронная версия | скачать |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
В пособии представлена система уроков по литературе для 8 класса, разработанная в соответствии с ФГОС ООО и ориентированная на работу по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина.
Материалы пособия четко структурированы, что позволяет педагогу увидеть учебный материал системно, целостно, гибко применять эффективные формы совзаимодействия на уроке, осуществлять контроль достижения планируемых результатов.
Сценарии уроков отражают современные виды и формы деятельности, способствующие формированию у школьников речевой культуры и коммуникативных навыков. Предложены конспекты для проведения уроков разных форм: литературно-музыкальные композиции, посвященные творчеству писателей и поэтов, уроки-концерты, практикумы по литературоведческому анализу произведений и многие другие. В рамках урока определены планируемые результаты освоения темы, УУД, сформулированы педагогические цели, продуманы творческие задания.
Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 MB;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 MB.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Урок 1. Вводный урок: искусство чтения (2 часа)
Урок1
Вводный урок: Искусство чтения
(2 часа)
Цели: подготовить обучающихся к восприятию нового курса, создать активное рабочее настроение, заинтересовать в дальнейших занятиях; заставить задуматься, как читать произведения художественной литературы, чтобы в каждом из них открывать для себя большой и прекрасный мир, созданный писателем; работать над овладением антонимической лексикой со значением дифференциации чтения (чтение про себя и для себя – чтение вслух, для других; чтение-сопереживание – чтение оценочное, истолковывающее); учить развернутым высказываниям с использованием сопоставительных конструкций и эмоциональной лексики со значением самооценки.
Результаты изучения темы:
Предметные: восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; понимание образной природы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; проявление эстетического вкуса; написание классных и домашних творческих работ; умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог.
Личностные: проявление ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования; проявление коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе различных видов деятельности; проявление эстетического сознания.
Метапредметные результаты изучения темы:
познавательные – умение создавать обобщения, делать выводы; смысловое чтение;
регулятивные – умение соотносить действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
коммуникативные – умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью.
Сценарий урока
I. Организационный момент1.
Учитель проверяет готовность к уроку. Психологически и эмоционально настраивает обучающихся на урок.
II. Сообщение темы и целей урока2.
Учитель сообщает тему и цели урока.
III. Изучение новой темы.
1. Вступительное слово учителя.
Знаете ли вы, сколько существует на свете книг? Наверное, больше чем островов и подводных рифов в океанах. Но ни один даже самый смелый капитан не поведет свой корабль в плаванье, если не будет знать о всех островах, мелях и рифах на своем пути. Представьте себе большой порт: одни корабли причаливают, другие отплывают, третьи стоят под погрузкой или разгрузкой, а между ними снуют портовые буксиры, катера и лодки. И вот, чтобы капитан смог провести свой корабль к причалу в этом хаосе больших и малых судов, ему присылают из порта лоцмана, человека, знающего и расположение причалов, и особенности работы этого порта, и график движения судов. Даже опытному капитану необходим лоцман в незнакомом порту.
Надеюсь, вы поняли, почему я сравниваю книги с островами в океане? Да, да! В огромном море книг нелегко разобраться и высокообразованному человеку. Не случайно, с древних времен существует множество профессий, помогающих людям ориентироваться в океане человеческой мудрости. Это и литературоведы, и библиографы, которые собирают и систематизируют сведения о книгах, и библиотекари, которые хранят и выдают книги, и библиофилы, любители и собиратели книг.
И, если вы не возражаете, я стану вашим лоцманом и помогу научиться читать и выбирать книги; постараюсь расширить ваши познания. Каждая книга содержит какую-нибудь тайну. Но нет на свете таких тайн, которые не смог бы раскрыть пытливый ум. Важно лишь правильно подойти к делу.
Вы уже познакомились с волшебством слова. Смею думать, что вы теперь не просто ученики, а мастера, поэтому наши уроки станут теперь уроками мастерства. Ведь не только для того, чтобы писать, но и для того, чтобы прочесть книгу, раскрыв ее тайны, надо быть мастером.
Урок 2 (продолжение урока 1)
Сценарий урока
II. Проверка домашнего задания.
1. Чтение и обсуждение 3–4 творческих работ.
– Кто предложит редакторскую правку прослушанных работ?
2. Совершенствование работ.
III. Работа по новой теме.
1. Слово учителя.
Ваши творческие работы помогли очертить ваши читательские биографии. Вы попытались доказать, что умеете читать, причем именно писателя, художника слова. «Читать писателя» порой очень трудно, но большинство из вас усвоили советы писателей о том, как надо читать. Многое из прочитанного в 5–7 классах навсегда осталось в вашей памяти. Книги расширили ваши знания, ваш кругозор. Сегодня мы с вами откроем страницы учебника для 8 класса, прочитаем вступительную статью Л. В. Черепнина, выяснив, когда же литература в России выделилась в самостоятельную область знания, отметим характерные черты русской литературы, попытаемся пересказать эту статью, сопровождая свой рассказ примерами из прочитанных вами стихотворений, поэм.
2. Чтение статьи «Русская литература и история» (учебник, с. 3–4).
3. Беседа по вопросам.
– В каком столетии историческая наука выделилась в самостоятельную отрасль знания?
– Вспомните, с какими выдающимися деятелями русской истории вы встречались в художественных произведениях, изучаемых в школе или прочитанных самостоятельно.
– Какие важные исторические события были воспроизведены писателями в литературных произведениях, прочитанных вами? Назовите эти произведения.
4. Рассматривание учебника.
Классики русской литературы XIX века и русские писатели ХХ века, представляющие собой гордость русской литературы, связаны своим творчеством с самыми значительными страницами русской истории.
Научиться внимательно читать, замечать верно найденное авторами слово, понимать характер героя, уяснять позицию автора и призваны уроки литературы и учебник.
Рассмотрим учебник: посмотрите оглавление (обе части) и скажите, какие писатели знакомы вам, какие встречаются впервые. Расскажите о рисунках на обложке, форзаце.
Чтение стихов (подготовленными обучающимися), помещенных на форзацах учебника.
Несколько слов нужно сказать о структуре книги и ее содержании: состоит из 2 частей; I часть включает следующие разделы: устное народное творчество, произведения из древнерусской литературы, из русской литературы XVIII века, из русской литературы XIX века; II часть завершает изучение произведений из литературы XIX века, знакомит нас с писателями-эмигрантами, Буниным и Куприным; исследователь древнерусской литературы Д. С. Лихачев, отмечая огромную роль русской литературы в осознании необходимости единства Русской земли, подводит нас к изучению творчества Блока и Есенина, Осоргина и Шмелева. Познакомимся мы и с журналом «Сатирикон», в котором история человечества – от древнейших времен до начала ХIX века – рассказана не учеными мужами, черпающими знания из старинных книг, изучающими письмена и манускрипты, а веселыми и остроумными людьми – писателями-сатириками. Обращение к давно ушедшим событиям и людям для авторов было лишь поводом, чтобы с юмором взглянуть на современную жизнь. Тэффи, Зощенко... Лучшая часть обширного наследия этих писателей-юмористов принадлежит к литературной классике. Имя Александра Трифоновича Твардовского вам уже хорошо известно. В новом учебном году мы познакомимся с поэмой про бойца, знаменитым «Василием Теркиным», пройдем вместе с солдатом трудную дорогу войны, узнаем о тех немногих радостях, которые выпали на его долю в военные будни.
Война. Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага. До песен ли в такое тяжкое время? Оказалось, что поэзия, песня были необходимы в годы войны. До сих пор в торжественные дни юбилеев Победы в Великой Отечественной войне по радио и телевидению, а чаще во время семейных праздничных застолий звучат песни военных лет, грустные, задушевные, а иногда даже веселые. Чаще всего ветераны войны или люди, чья память сохранила картины военного лихолетья, слушают их, эти песни, со слезами на глазах... Стихотворения и песни о войне – это тревоги, горечь, сожаление, страдания. Послушаем их, напоем, прочитаем, посмотрим фрагменты из фильмов, в которых они звучат.
Урок 3. Лирическая песня как жанр народной поэзии
Урок 3
лирическая песня как жанр народной поэзии
Цели: отметить, каковы истоки искусства слова, какова роль народной поэзии в судьбах писателей, их творчестве; «тоска-кручина» как интонационная доминанта лирических песен; уточнить и пополнить литературоведческую лексику обучающихся со значением «художественное своеобразие лирического произведения (песни)»: звукообраз, мелодика, лирическая проникновенность, исповедальность признания, лексический и звуковой повтор, нагнетание лирического мотива.
Результаты изучения темы:
Предметные: понимание проблем изученных произведений русского фольклора; восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Личностные: проявление эстетического сознания; коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе различных видов деятельности; российской гражданской идентичности.
Метапредметные результаты изучения темы:
познавательные – смысловое чтение; умение создавать обобщения, делать выводы, строить умозаключения;
регулятивные – умения оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
коммуникативные – умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
Сценарий урока
II. Изучение новой темы.
1. Слушание народной песни «Среди долины ровныя...»
Среди долины ровныя
На гладкой высоте
Цветет, растет высокий дуб
В могучей красоте.
Высокий дуб, развесистый,
Один у вас в глазах;
Один, один, бедняжечка,
Как рекрут на часах.
Ой, горько одинокому
Ведь деревцу расти.
Ой, горько, горько молодцу
Без милой жизнь вести.
Ни сосенки кудрявые,
Ни листья близ него,
Ни кустики зеленые
Не вьются вкруг него.
Одних я сам чуждаюся,
Другой бежит меня.
Все други, все приятели
До черного лишь дня.
Возьмите сребро-золото,
Все почести назад.
Мне родину, мне милую,
Мне милой дайте взгляд!
2. Слово учителя.
Надеюсь, вы догадались, что наш литературный корабль направляется к причалу под названием «Лирические песни», и я, как лоцман из порта, помогу вам разобраться в особенностях этого порта.
Итак, мы начинаем свое путешествие по страницам русского фольклора.
– Что вам особенно близко и дорого в нем?
– Какие произведения народной поэзии показались вам самыми поэтичными и трепетными?
Действительно, песня! Мы только что прослушали фольклорный вариант песни «Среди долины ровныя...» Песня поражает лирической проникновенностью, исповедальностью признания. Вспомните другие песенные строки народной поэзии.
– Что их объединяет?
– Как создается и живет народная песня?
Урок 4. Лирическая песня. Исторические песни
Урок 4
ЛИРИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ
Сценарий урока
II. Проверка домашнего задания.
1. Лирическая песня в чтении и суждениях восьмиклассников.
– Что особенно подкупает в лирической песне?
– В чем ее отличие от других песенных жанров?
2. Сопоставительный разбор песен «Уж ты ночка, ты ноченька темная...» и «Вдоль по улице метелица метет...» (с. 9–10 учебника).
– Чей голос вы услышали в лирической песне?
– В чем различие девичьей песни и той, что принадлежит добру молодцу?
– Ваши открытия в лирической песне.
III. Изучение новой темы.
1. Слово учителя.
– Что и говорить, заразительна песня, сложенная безвестными творцами.
1) Давайте продолжим наш разговор о том, как народная песня отозвалась в поэзии. На прошлом уроке мы слушали фольклорный вариант песни «Среди долины ровныя...». А знаете ли вы, что это народная переделка, «Среди долины ровныя...» – одна из лучших песен поэта-песенника, профессора Московского университета Алексея Федоровича Мерзлякова (1778–1830). Она стала популярной еще до опубликования в 1830 году. Декабрист А. Е. Розен слышал ее от дежурного солдата в Петропавловской крепости в 1826 году.
– Сравните авторский текст песни «Среди долины ровныя...» с народной переделкой.
(Оба текста проецируются на экран.)
– Установите отличия.
– Расскажите, как изменился текст после его фольклорной обработки. Попытайтесь объяснить эти изменения.
Среди долины ровныя...
Авторский текст
Среди долины ровныя
На гладкой высоте
Цветет, растет высокий дуб
В могучей красоте.
Высокий дуб, развесистый,
Один у всех в глазах;
Один, один, бедняжечка,
Как рекрут на часах!
Взойдет ли красно солнышко –
Кого под тень принять?
Ударит ли погодушка –
Кто будет защищать?
Ни сосенки кудрявыя,
Ни ивки близ него,
Ни кустики зеленые
Не вьются вкруг него.
Ах, скучно одинокому
И деревцу расти!
Ах, горько, горько молодцу
Без милой жизнь вести!
Есть много сребра, золота –
Кого им подарить?
Есть много славы, почестей –
Но с кем их разделить?
Встречаюсь ли с знакомыми –
Поклон, да был таков;
Встречаюсь ли с пригожими –
Поклон – да пара слов.
Одних я сам пугаюся,
Другой бежит меня.
Все други, все приятели
До черного лишь дня!
Где ж сердцем отдохнуть могу,
Когда гроза войдет?
Друг нежный спит в сырой земле,
На помощь не придет.
Ни роду нет, ни племени
В чужой мне стороне;
Не ластится любезная
Подруженька ко мне!
Не плачется от радости
Старик, глядя на нас;
Не вьются вкруг малюточки,
Тихохонько резвясь!
Басня И. А. Крылова «Лягушки, просящие Царя» (внеклассное чтение)
БАСНЯ И. А. КРЫЛОВА «ЛЯГУШКИ, ПРОСЯЩИЕ ЦАРЯ»
(внеклассное чтение)
Цели: познакомить обучающихся с басней «Лягушки, просящие Царя», учить определять мораль басни, работать над выразительным чтением (инсценированием).
Результаты изучения темы:
Предметные: понимание проблем изученных произведений русских писателей XIX–XX веков; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Личностные: проявление эстетического сознания.
Метапредметные результаты изучения темы:
познавательные – смысловое чтение;
регулятивные – владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
коммуникативные – умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать ин-дивидуально и в группе; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью.
Сценарий урока
II. Изучение новой темы.
1. Сообщение темы и цели урока.
2. Вступительное слово учителя.
Творчество Крылова, многими нитями связанное с мировой басенной традицией, оставалось неповторимо оригинальным. Это особенно видно, если обратиться к Лафонтену, которому Крылов, как и его русские предшественники, был обязан и некоторыми сюжетами (известно, что басня «Лягушки, просящие царя» является переработкой басни этого французского баснописца [Лафонтена]), и внешней архитектоникой (сочетание частей в одном стройном целом, композиция) басни, и разработкой отдельных деталей, и т. п.
Но Крылов, в отличие от Лафонтена, предоставляет каждому персонажу максимальную возможность высказаться по-своему. Он не столько указывает на тот или иной порок, сколько показывает его. Если у Лафонтена басня тяготеет к лирическому стихотворению, то у Крылова басня перерастала в драматическую сценку, становилась «драмою с лицами и характерами, поэтически очеркнутыми» (Белинский).
Давайте посмотрим и послушаем басню Крылова «Лягушки, просящие Царя».
3. Инсценировка басни подготовленными обучающимися.
4. Беседа по вопросам.
– Что же происходит в басне Крылова? Какие мысли русского баснописца отражены в ней? («От добра добра не ищут» – гласит русская пословица. Не принимая существующий порядок, Крылов стоял за постепенное ненасильственное развитие общества. Баснописец отвергал мнение тех, кто не учитывал народного жизненного опыта, кто исходил только из представлений своего ума.)
– Каким рассказом начинается басня? («...неугодно // Правление народно, ... совсем неблагородно // Без службы и на воле жить».)
– В чем заключалось управление Царей, которые были посланы к Лягушкам?
(I: «Не суетлив, не вертопрашен,
Степенен, молчалив и важен...
Одно в Царе лишь было худо:
Царь был осиновый чурбан».)
– Что это значит? Как вы объясните это выражение? Перечитайте еще раз «деятельность» этого царя.
(II: Журавль – не чурбан:
«Не любит баловать народа своего;
Он виноватых ест: а на суде его
Нет правых никого...»)
И пришел на жителей «черный год».
– А что значит это выражение? Подберите определения-синонимы. (Страшный, тяжелый.)
– В каких словах заключена мораль басни? Кто ее произносит? («Почто ж вы прежде жить счастливо не умели?.. / ... тот слишком тих, / ... этот очень лих; / Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!» – вещал им с неба глас.)
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом
Отзывы
Цитата |
---|
Лензие Куда пишет: Я купила интернет-версию. Где материал? Почему требует активацию? Говорит, что не имею лицензии |
Спасибо за обращение. Ваш вопрос принят и рассмотрен. Подробный ответ отправлен на Вашу электронную почту.
Я приобрел у Вас гораздо больше товаров, чем представленный список.
Сервис очень удобный, особенно, для товаров устанавливаемых через Интернет.
Очень быстрое получение товаров, по сравнению с курьерской доставкой.
Всего 5 мин после оплаты, а через курьерскую доставку – 21 день.
Я рекомендую всем знакомым пользоваться вашим интернет-магазином!
Спасибо за разработку такого сайта.