Изобразительное искусство. 1-2 классы. Рабочие программы и системы уроков по УМК "Школа России". Программа для установки через Интернет
Код | СИ-484.4 |
Авторы-составители | Золотухина Э. Н., Ноговицына Н. А., Шампарова Л. В. и др. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | ФГОС. Планирование учебной деятельности |
Электронная версия | скачать |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Рабочая программа включает пояснительную записку и тематическое планирование системы учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия.
Сценарии уроков содержат разнообразные виды и формы деятельности, способствующие развитию познавательной активности, коммуникативных и изобразительных умений, предлагающие осуществлять регулятивно-оценочные функции, формулировать и находить способы решения учебно-практических задач.
Предлагаемое пособие предназначено учителям изобразительного искусства, руководителям методических объединений; рекомендовано педагогам дополнительного образования, воспитателям групп продленного дня.
Минимальные системные требования:
операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
процессор - Pentium-II;
оперативная память - 256 МB;
разрешение экрана - 1024х768;
свободное место на жестком диске - 400 МB.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Урок 1. Три основные краски создают многоцветие мира. Цветочная поляна
Урок 1
Три основные краски создают многоцветие мира.
Цветочная поляна
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с правилами работы с гуашью, обучения смешиванию трех основных красок на листе бумаги; способствовать развитию умений видеть красоту вокруг себя, анализировать свой рисунок и рисунок товарища; содействовать воспитанию интереса к предмету, трудолюбия, внимательного отношения к окружающим, желания оказывать помощь.
Оборудование:
• для учителя: учебник, картины с изображением цветов;
• для учащихся: рабочая тетрадь, гуашь, кисти.
Условные сокращения: Б – белый, Ж – желтый, К – красный, З – зеленый, С – синий, Ч – черный.
Сценарий урока
I. Организация начала урока.
– Посмотрите на доску. Что видите? Что может получиться из этого? (Цветок.)
– Соберите лепестки в цветок и опишите свое настроение, чувства, которые возникают у вас, когда смотрите на выбранный вами цвет. Каким цветом вы изобразили бы свое настроение?
– Какой красивый цветок получился! Как его назовем?
II. Постановка учебной задачи.
– Вот и закончилось лето. Самое теплое, красивое, восхитительное… (учащиеся помогают учителю закончить фразу: чудесное, незабываемое, душевное) время года. У каждого из вас осталось много впечатлений. Вы выезжали с родителями на дачу, в деревню, в лес и наблюдали за природой. Что вас восхитило, поразило, удивило больше всего, когда вы любовались природой?
– Как вы думаете, что делает художник летом? Чем рисует художник?
– На уроках мы будем узнавать, чем и как работают художники, и пробовать работать с этими материалами как настоящие художники.
– Сегодня на уроке будем работать с гуашью. Что бы могла о себе рассказать гуашь? (Я непрозрачная краска, с матовой бархатной поверхностью. Бумага сквозь меня не просвечивает. Если нужно исправить то, что не получилось, пишут поверх красочного слоя. Когда я высыхаю, то рисунок светлеет.)
III. Изучение нового материала.
– Вспомните, какие из цветов, которые составляют лепестки цветка, основные. (Красный, желтый, синий.)
– Представьте, что мы волшебники. Посмотрим через волшебные стекла. (В качестве волшебных стекол можно использовать вырезанные лепестки, из папок-уголков красного, желтого и синего цветов.)
– Соединим красное и желтое стеклышко. Что получилось? (Оранжевый цвет.)
– Соединим красное и синее стеклышко Что получилось? (Фиолетовый цвет.)
– Соединим желтое и синее стеклышко Что получилось? (Зеленый цвет.)
Каждый должен помнить это: Цвет оранжевый, зеленый,
В мире есть три главных цвета. Фиолетовый, бордовый,
Время даром не теряй, Голубой и изумрудный,
Ты их правильно смешай! Цвет лиловый и пурпурный…
И увидишь, что за это Все оттенки и окраски
Ты получишь море цвета: Самой лучшей в мире сказки!
– Рассмотрим картины и узнаем, как художникам удается смешивать краски и получать интересные сочетания и яркие образы (учитель демонстрирует картины с изображением цветов).
– Какой инструмент помогает художникам смешивать краски и создавать чудеса на своих полотнах? Загадка поможет вам дать правильный ответ на этот вопрос.
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке.
(Кисточка.)
Урок 2. Гуашь. Добавление белой и черной краски. Природная стихия
Гуашь. добавление белой и черной краски.
Природная стихия
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления со средствами художественной выразительности с целью передачи состояния природы; содействовать формированию навыков работы с гуашью, воспитанию бережного отношения к природе, трудолюбия, внимательного отношения к окружающим, желания оказывать помощь; способствовать развитию наблюдательности, умению анализировать свой рисунок и рисунок товарища.
Оборудование:
• для учителя: гуашь, листы бумаги, А. Вивальди «Лето. Гроза», репродукции: И. Левитан «Перед грозой» (1890), В. Путинцев «Лето в зените», И. Айвазовский «Буря на море» (1850), «Радуга» (1873), «Море» (1864);
• для учащихся: рабочая тетрадь, гуашь, кисти, палитра.
Сценарий урока
I. Организация начала урока.
– Сегодня на уроке у нас есть два помощника: и краски. Они нам расскажут о себе и помогут при создании образов.
– Подумайте, что символизирует цвет? (Чистоту, верность, добро.)
– Что символизирует цвет? (Войну, страх, горе, тревогу, печаль.)
– Я желаю, чтобы у вашего настроения сегодня были нотки белого цвета, вам все удастся, и у вас все получится.
II. Постановка учебной задачи.
– Мир, который нас окружает, хранит много тайн. Сегодня постараемся открыть некоторые из них. Мы поговорим о том, как можно передать средствами художественной выразительности различные состояния природы.
III. Изучение нового материала.
– Послушайте стихотворение Ф. И. Тютчева и определите, какое природное явление он описал в своем стихотворении. (Непогоду, грозу, бурю.)
Под дыханьем непогоды, Сыплет искры золотые,
Вздувшись, потемнели воды Сеет розы огневые,
И подернулись свинцом – И – уносит их поток...
И сквозь глянец их суровый Над волной темно-лазурной
Вечер пасмурно-багровый Вечер пламенный и бурный
Светит радужным лучом, Обрывает свой венок...
– При помощи чего поэт создает картину непогоды? (При помощи слов.)
– Я предлагаю вам прослушать музыкальное произведение А. Вивальди «Лето. Гроза». Как непогоду передает музыкант?
– Какие ноты использовал Вивальди? (Через музыку передана непогода, использованы тревожные ноты, громкие звуки.)
– Посмотрите на репродукции картин И. Левитана «Перед грозой» и И. Айвазовского «Буря на море» («Радуга», «Море») (Приложение 1). При помощи чего художники изобразили грозу, шторм? (При помощи цвета.)
– Какие краски добавляли художники, чтобы точнее передать непогоду? (Черную и белую.)
– Художник не сможет написать правдивые образы природы в различных состояниях без белой и черной красок. С помощью этих красок получаются сложные цветовые сочетания – от просветленно-нежных до сумрачно-тревожных. Заглянем в волшебный мир цвета с помощью сказки.
Жили-были в Стране Красок две краски-сестрички: черная и белая. Белая была нежная и приветливая, а черная – угрюмая, печальная. В гости друг к другу они ходили редко. А вот прогулки на природе любили обе. Там, где появлялась белая краска, сразу изменялся цвет травы, неба, цветов, листьев, становясь…
– Помогайте мне! (Светлым, веселым, нежным.)
Там, где проходила черная краска, все вокруг приобретало…
– Ваше продолжение. (Темные, тревожные, мрачные оттенки.)
Вот однажды в Страну Красок зашел странствующий художник. Посмотрел он на работу белой краски и сказал: «Сколько света, нежности и легкости!», а к черной краске обратился со словами: «Хоть ты печальна и сумрачна, но всё же по-своему прекрасна и очень нужна людям. Вы совершенно разные, но вам не прожить друг без друга. Если будете вместе, то очень сильно поможете художникам. Сила ваша – в дружбе со всеми красками». С тех пор черная и белая краски всегда вместе.
– Для художников это очень важные краски, с помощью которых они делают чудеса в искусстве.
– Какие краски добавили художники И. Левитан и И. Айвазовский для передачи непогоды? Какую роль сыграла белая краска? черная краска? Какое настроение выразили художники в картине?
– Посмотрите на картину Виктора Путинцева «Лето в зените» (Приложение 1). Что на ней изобразил художник? (Солнечный, ясный день.)
– Какую краску добавлял художник? (Белую.) Как белая краска выразила состояние природы?
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начального общего образования, особенностями общеобразовательного учреждения и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2016.
2. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1–4 классы : учебное пособие для общеобразоват. организаций / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева [и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2016.
3. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Б. М. Неменский [и др.]. – М. : Просвещение, 2015.
Общая характеристика учебного предмета
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса
Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство.
Развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества.
Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи курса
Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира.
Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.).
Формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Структура курса
Содержание начального общего образования по учебному предмету
Учимся у природы
Наблюдение природы и природных явлений; характеристика эмоциональных состояний, которые они вызывают у человека. Различия в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Пейзажи различных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.
Изображение птиц, деревьев, зверей: общие и характерные черты. Разнообразие в природе цвета, линий, форм, ставших основой декоративного творчества: цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д. Постройки в природе: птичьи гнезда, ульи, норы, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.
Ознакомление с шедеврами русского и зарубежного искусства, изображающими природу.
Основы художественного языка. Особенности композиции при изображении природных объектов. Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше, загораживание, ритм.
Начальные представления о цветоведении: основные и составные, теплые и холодные цвета; смешение цветов с черными и белыми красками.
Изучение разнообразия природных форм и их отражение в изобразительном искусстве. Связь формы и характера изображаемого объекта.
Пропорции фигуры человека и животных.
Урок 4. Выразительные возможности восковых мелков. Золотая рыбка
Урок 4
Выразительные возможности восковых мелков.
Золотая рыбка
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с выразительными возможностями наждачной бумаги; способствовать развитию навыков работы с восковыми мелками, формированию умения оценивать готовое изделие и работу других учащихся; содействовать воспитанию любви к природе, трудолюбия, внимательного отношения к окружающим, желания оказывать помощь.
Оборудование:
• для учителя: фотографии (иллюстрации) с изображением золотой рыбки; варианты детских работ с изображением золотой рыбки (Приложение 2);
• для учащихся: наждачная бумага № 0, альбомный лист, восковые мелки.
Сценарий урока
I. Организация начала урока.
– На столах лежат восковые мелки, альбомный лист. Разделите альбомный лист на две части. С помощью мелков изобразите свое настроение в данный момент. Возьмите мелок того цвета, который отражает ваше настроение, и изобразите то, что приходит вам в голову, в первой части листа (на работу отводится 3 минуты).
II. Постановка учебной задачи.
– Отгадайте загадку:
Плещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
Вильнет хвостом туда-сюда –
И нет ее, и нет следа.
(Рыбка.)
– Сегодня на уроке мы будем рисовать рыбку, но не простую, а золотую, сказочную.
– Рисовать мы будем тоже не на простом листе, а на наждачной бумаге восковыми мелками.
III. Закрепление пройденного материала.
– Золотые рыбки – это декоративные аквариумные рыбки. Посмотрите на фотографии этих рыбок (учитель демонстрирует фотографии / иллюстрации с изображением золотой рыбки). Как вы думаете, почему их так назвали? (Очень красивые, золотого цвета, блестящие, хвост и плавники необычной формы.)
– Обратите внимание на форму тела (учитель демонстрирует, как можно нарисовать тело), на хвост (на что похож хвост?), на плавники.
– Какие цвета будете использовать в работе? (желтый, оранжевый, красный, белый.)
– Посмотрите на сказочных золотых рыбок.
– Обратите внимание на форму хвоста, плавников, как по-разному можно их изобразить.
– Что бы вы еще нарисовали золотой рыбке? (Корону, волосы, губы.)
Выполняется под музыкальное сопровождение.
– Сейчас мы отдохнем и пофантазируем. Попробуйте представить и выполнить то, что я буду говорить.
– Закройте глаза. Представьте, что находитесь на берегу моря. Вы сидите на пляже, вытянули руки вверх и греете ладони под теплым солнышком (дети поднимают руки вверх и вращают ладошками). Опустите руки и представьте, что вы играете с песком: зарываетесь в него, набираете песок в руки и высыпаете его. Вам попадаются камушки, вы берете их и бросаете в воду (имитируют названные движения). Вот подул легкий ветерок, и вы вдыхаете его свежий морской аромат (выполняют глубокий вдох). Вы смотрите на море и любуетесь волнами, слушаете плеск воды. Вдруг одна волна принесла на берег золотую рыбку. Она лежит на берегу и просит о помощи. Вы берете рыбку и отпускаете в море (имитируют действия)
Урок 1. Все дети любят рисовать
Образовательные ресурсы:
· информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности;
· художественные материалы: акварель, кисти, альбом;
· музыкальный ряд: запись песни «Улыбайся, солнышко!» (сл. В. Кузнецова, муз. С. Стемпневского);
· зрительный ряд: мультимедийная презентация, подготовленная учителем самостоятельно, детские рисунки, выполненные различными материалами.
План урока
1. Беседа о предмете «Изобразительное искусство».
2. «Знакомимся с учебником». Введение в тему.
3. «Изображая мир, люди учатся его понимать». Творческая практическая деятельность учащихся.
4. «Мир, который нас окружает, легче понять через собственные рисунки и зрительные образы». Рефлексия.
Цели: ознакомить учащихся с учебным предметом «Изобразительное искусство» и учебником; пробуждать интерес к изобразительному творчеству.
Задачи художественного развития учащихся:
· развитие эмоциональной отзывчивости на явления окружающего мира, способности удивляться и радоваться его красоте;
· формирование навыков работы акварельными красками;
· развитие способности к творческому самовыражению.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная.
Универсальные учебные действия (УУД) (умение учиться).
Предметные УУД: активно овладевает необходимыми приемами работы с красками, кистью, умениями применять цвет для достижения своего замысла; рисует, ориентируясь на всю плоскость альбомного листа; изображает солнышко, используя выразительные свойства художественного материала.
Регулятивные УУД: оценивает результат своего труда.
Познавательные УУД: понимает значение и роль изобразительного искусства в жизни каждого человека и общества.
Личностные УУД: стремится к повышению культуры речевого общения, овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом; старается применить по назначению приобретенные художественные способности.
Коммуникативные УУД: умеет обмениваться мнениями, слушать партнера по коммуникации – другого ученика и учителя; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о школе.
Звучит песня «Улыбайся, солнышко!» (слова школьника Володи Кузнецова, музыка С. Стемпневского).
Я очень люблю рисовать
Деревья, и птиц, и зверят.
Мне нравится думать, мечтать
О будущей жизни ребят.
Улыбайся, солнышко, нам почаще!
Улыбайся, солнышко, нам на счастье!
Под музыку учащиеся входят в класс. На доске развешаны ученические творческие работы.
II. Предмет «Изобразительное искусство». Постановка и формулирование учебной задачи.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме.
– Ребята, вы уже освоились в школе, у вас прошли первые уроки. Сегодня вы познакомитесь с новым школьным предметом. Посмотрите на оформление кабинета. Может, кто-то из вас уже догадался, как называется новый предмет? Верно, это «Изобразительное искусство».
– Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроках изобразительного искусства? (Ответы детей.)
– Послушайте еще раз первый куплет песни, под которую вы вошли в класс. О чем поет мальчик? (Он очень любит рисовать.)
– Какими словами из песни мы могли бы обозначить тему нашего урока? (Ответы детей.)
– Все ли согласны с предложенным названием темы? Какие будут еще предложения? (Ответы детей.)
– Тема нашего первого урока созвучна словам песенки: «Все дети любят рисовать».
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом