Сочинения по литературе для учащихся 9-11 классов. Сочинения-образцы. Материалы для подготовки к сочинению на ЕГЭ. Самоучитель по написанию сочинений
Код | 2960н |
Авторы | Гринин Л. Е., Косивцова Л. И. |
Издательство | Учитель, 2024 |
Серия | В помощь преподавателю |
ISBN | 978-5-7057-5157-0, 978-5-7057-6048-0 |
Страниц | 239 |
УДК | 373.167.1 |
Штрихкод | 9785705751570, 9785705760480 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 210 x 11 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 175 г |
Данный сборник будет очень полезен ученикам, учителям-словесникам, репетиторам.
Подробное описание
ПРЕДИСЛОВИЕ
В настоящее время старшеклассники встречаются с сочинениями по литературе в трех случаях. Во-первых, в качестве задания по литературе в процессе обучения; во-вторых, на итоговом сочинении, которое пишут в декабре, и, в-третьих, во время выполнения задания на ЕГЭ по русскому языку, где требуется подтвердить мнение экзаменующегося его читательским опытом, то есть сослаться на те или иные произведения, в которых поднимаются аналогичные проблемы. Сборник сочинений-образцов, который вы держите в руках, поможет вам во всех этих случаях. Мало того, эта книга способна помочь вам научиться писать сочинения и овладеть техникой изложения собственных мыслей, поскольку в ее основу положены новые способы обучения сочинениям (см. ниже).
Как построена эта книга и как с ней работать? Она построена по принципу «три в одном». В ней помещены сочинения-образцы по произведениям, которые изучаются в старших классах. После каждого сочинения идет пояснение, которое обращает внимание учащегося на те или иные особенности сочинения, приемы его написания, способы, благодаря которым удается раскрыть тему, эффектно начать сочинение и т. п. После этого помещен список проблем, которые характерны для анализируемых произведений и были раскрыты в сочинении. Это поможет вам при подготовке к итоговому сочинению и к выполнению творческого задания на ЕГЭ по русскому языку.
При изучении творчества поэтов ученикам иногда предлагается написать сочинение с анализом лирических произведений. Образцы таких работ также приводятся в нашем пособии (без перечисления проблем).
Надо понимать, что угадать тему выпускного сочинения сложно (почти так же, как выиграть в лотерею), поэтому к этому экзамену надо готовиться. Задание с развернутым ответом на ЕГЭ по русскому языку пишутся по определенному плану, с опорой на текст, с которым можно будет ознакомиться только на экзамене, поэтому практически невозможно сделать «домашние заготовки» для доказательства главной мысли при написании выпускного сочинения и подтверждения собственного мнения по проблеме при выполнении задания с развернутым ответом на ЕГЭ. Единственное, что можно сделать, начитать различные тексты сочинений, обдумать различные проблемы и их доказательства, которые помогут выполнить задание уже по аналогии.
При нынешней загруженности школьников не так уж много времени остается на подготовку, а нужно просмотреть довольно значительное количество произведений, изученных на уроках литературы в предыдущие годы, что-то прочитать самостоятельно. Для облегчения процесса подготовки к ЕГЭ помощь окажет наше пособие. Помимо формулировки проблем, поднятых в произведениях и обсуждаемых в сочинениях, в пособии можно найти эпиграфы, цитаты, краткое содержание и фрагменты анализа произведений, фамилии персонажей.
В конце книги есть Приложения, где мы предлагаем в помощь следующие материалы:
1. Перечень примерных проблем по произведениям, включенным в школьную программу.
2. Словарь терминов.
3. Требования к написанию экзаменационного сочинения.
4. Образцы сочинений (задание с развернутым ответом на ЕГЭ по русскому языку).
О методике написания сочинений, используемой в этой книге
В этой книге собраны сочинения, которые помогут ученикам 9−11 классов лучше понять, каким должно быть хорошее сочинение, как можно глубоко раскрыть на нескольких школьных страницах сложные темы.
Эта эффективная методика обучения сочинениям опирается только на примеры и основана на том, что весь процесс работы над сочинением можно разложить на ряд последовательных творческих приемов и правил. Овладеть каждым приемом в отдельности не так уж сложно. И если на конкретных сочинениях-примерах объяснять технику одного-двух приемов, вы постепенно научитесь тому минимуму творческих навыков, который позволит вам более свободно владеть пером. Автор использует конкретные пояснения, раскрывающие сущность того или иного творческого приема, показывает, как переходить от одного этапа работы к другому, как работать над отдельными фрагментами сочинений.
Сразу понять премудрость написания сочинения ученику не по силам, но если он уяснит, что написание сочинения – это процесс, который имеет свои правила, есть определенная техника работы над каждым его этапом: подбором материала и цитат, подготовкой черновых материалов, написанием начала и заключительной части, переходами от одного этапа к другому – тогда работа над сочинением не составит особой сложности.
Одно из главных правил, которое необходимо понять тем, кто пишет творческие работы, − тесная, даже неразрывная связь между содержанием и формой сочинения.
Второе условие успешного творчества – умение ясно, четко, интересно построить письменную работу, изложить мысли последовательно.
В книге А. М. Грининой-Земсковой сформулированы и изложены в виде памятки правила, которые помогут в написании сочинения. Здесь приведены некоторые из их.
1. Определи, с чего начнешь писать сочинение (с яркой цитаты из произведения или критической статьи, с лирического признания, с риторического восклицания или вопроса, с короткого проникновенного описания назывными предложениями и т. д.).
2. Помни, какую роль играет вступление.
3. При ответах на вопросы плана используй свои знания по другим предметам, свой жизненный опыт.
4. Отвечай на вопросы свободно, непринужденно, как будто ты рассказываешь об этом в письме к своему близкому другу. Обращайся к книге только тогда, когда надо выписать цитаты или сослаться на какой-то факт. Пиши просто, по возможности приближай свою письменную речь к разговорной.
5. Каждый ответ на вопрос выделяй абзацем.
Сочинения и комментарии к ним взяты из работ Л. Е. Гринина, им же разработана методика обучения сочинениям. Предисловие, формулировки проблем, приложения выполнены составителем этой книги Л. И. Косивцовой.
Желаем вам успеха на экзаменах и овладения мастерством письменного слова!
Содержание
Предисловие 3
Историческая основа и значение «Слова о полку Игореве» 6
Основная идея «Слова о полку Игореве» 8
Изображение дворянства в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» 10
«Герой времени» в «Горе от ума» А. С. Грибоедова 13
Чем привлекает меня образ Чацкого (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» 14
Фамусов в моем представлении 17
«Чувства добрые я лирой пробуждал...» (по лирике А. С. Пушкина) 20
«Я вас любил...» (по лирике А. С. Пушкина) 23
Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина 25
Поэзия Пушкина – «союз волшебных звуков, чувств и дум» 27
Изображение дворянства в романе «Евгений Онегин» 29
Татьяна – «милый идеал» Пушкина (по роману «Евгений Онегин») 32
Тема русской природы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» 36
М. Ю. Лермонтов о роли поэта и поэзии 39
Патриотические мотивы в поэзии Лермонтова 42
Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова 43
Печорин – «младший брат» Онегина (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») 46
Вам жалко Печорина? 48
Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» 53
Чичиков – «рыцарь копейки» 56
Почему нежный, честный Илья Ильич стал Обломовым? (По роману И. А. Гончарова «Обломов») 60
Судьба Катерины (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») 63
Почему Катерина названа Добролюбовым «лучом света в темном царстве»? 67
В чем сила характера Катерины? 70
Можно ли считать Базарова положительным героем? 73
Письмо к Анне Сергеевне Одинцовой 77
Образ Базарова. Сила и бессилие героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» 79
«Я лиру посвятил народу своему» (по поэзии Н. А. Некрасова) 83
Образы народных заступников в произведениях Некрасова 85
Духовные искания главных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир» 88
Как рисует Лев Толстой штабных офицеров (по роману «Война и мир») 92
Герои Бородинской битвы (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир») 95
Война в изображении Льва Толстого в романе «Война и мир» 98
Образ Наташи Ростовой (по роману «Война и мир») 102
Преступление и наказание Родиона Раскольникова 105
В чем вина и в чем трагедия Родиона Раскольникова? (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») 108
Теория Раскольникова и жизнь (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») 111
«Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней» 114
Почему доктор Старцев стал «Ионычем»? (По рассказу А. П. Чехова «Ионыч») 116
Почему ни Гаев, ни Раневская не могут быть хозяевами виш-невого сада? 119
Отношение к вишневому саду Раневской, Гаева, Лопахина и Пети Трофимова (по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад») 122
Читая Чехова (по рассказам «Крыжовник», «По делам служ-бы», «Невеста» и др.) 126
Искусство в судьбе человека (по повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант») 129
Осуждение бездуховности существования в произведениях И. А. Бунина 133
Поэзия любви (по произведениям А. И. Куприна и И. А. Бу-нина) 137
Русские офицеры в повести А. И. Куприна «Поединок» 140
Критика российской действительности в пьесе А. М. Горького «На дне» 145
Ради чего стоит жить, или Почему погасло сердце Данко? («Старуха Изергиль» А. М. Горького) 148
Человек – это звучит гордо! (По произведениям А. М. Горького) 150
«...С названьем кратким Русь» (поэзия Сергея Есенина) 153
Маяковский о назначении поэта и поэзии (отрывки из сочи-нения) 157
Роль поэта и поэзии в представлении В. Маяковского 159
Что нам дорого в творчестве М. А. Булгакова («Мастер и Маргарита», «Собачье сердце») 163
Поэма «Реквием» Анны Ахматовой как выражение народного горя (анализ языковых и художественных средств) 168
Донские казаки и революция на примере судьбы Григория Мелехова (по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон») 172
Творчество Ч. Айтматова (краткий литературный обзор) 175
Пусть вечно будет славен труд! (По роману Ч. Айтматова «И дольше века длится день...») 178
Поиски смысла и правды жизни (нравственные проблемы в литературе 60–80-х годов) 179
Нравственные проблемы в произведениях писателей 60–80-х годов 183
Герой нашего времени (по произведениям В. Дудинцева и Д. Гранина) 189
Памятник русскому солдату (по поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин») 193
Они сражались за Родину (размышления о войне) 196
Пусть женщины останутся женщинами 199
Тема подвига народа (по повести Б. Васильева «В списках не значился») 202
Тема подвига в Великой Отечественной войне (по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…») 204
Будем добрее друг к другу (по произведениям о школе и школьниках) 206
Человек и природа (по произведениям Б. Васильева, В. Распутина, Г. Троепольского) 209
Экологическая тема в современной литературе 213
Приложения 217
Приложение 1. Проблемы, поставленные автором в произведениях 217
Приложение 2.
Словарь терминов к сочинению-рассуждению 227
Требования к выполнению задания с развернутым ответом на ЕГЭ 228
Приложение 3. Сочинения-образцы 229
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом