Математика. 1 класс: поурочные планы по учебнику И. И. Аргинской, Е. П. Бененсон, Л. С. Итиной
Код | 1778 |
Авторы-составители | Дьячкова Г. Т. и др. |
Издательство | Учитель, 2010 |
Серия | Начальная школа |
ISBN | 978-5-7057-2240-2 |
Страниц | 367 |
Штрихкод | 9785705722402 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 220 x 20 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 263 г |
Пособие имеет автономный характер, его достаточно для квалифицированной подготовки и проведения уроков, но также его можно использовать и в сочетании с другими методическими и организационными компонентами.
Предназначено для учителей начальной школы, может быть использовано студентами педагогических учебных заведений.
Подробное описание
Введение
Предлагаемые поурочные планы позволят учителю облегчить процесс подготовки к уроку и работу на уроке, но вместе с тем предполагают и творческий подход учителя отдельно к каждому уроку.
Выполнение заданий следует проводить так, чтобы характер постановки вопросов перед учениками побуждал их к самостоятельной работе. Основная форма работы – поисково-творческая беседа учителя с детьми: различные упражнения, вопросы, логические задания на развитие математического мышления, аргументированные ответы учеников с последующим обсуждением их и обоснованием, что соответствует положениям образовательной системы развивающего обучения Л. В. Занкова.
Методический путь работы и ее приемы, вытекаемые из программных требований, имеют целью неустанное продвижение ученика в понимании, а вместе с тем – самостоятельном обнаружении свойств, связей и зависимостей, содержащихся в изучаемом материале.
Для методической системы работы с учеником характерен ее процессуальный характер. Для реализации этой цели задания составлены так, чтобы они в возможно большей мере содержали связи и зависимости между отдельными частями всего материала.
Одним из необходимых условий эффективности выполнения заданий является гибкость методики. В заданиях имеются указания, касающиеся изменений, которые необходимо вносить в процессе работы в зависимости от протекания учебной деятельности отдельно взятого ребенка.
Очень важно формировать и направлять активную деятельность детей, имея в виду весь класс, включая и самых слабых учеников.
Осмысление изучаемого материала служит необходимым условием успешного движения вперед, этому безусловно способствует подобранный материал на уроке. Одним из высокодейственных средств выполнения поставленных задач на уроке является проверка и разбор ошибок, допускаемых учениками в процессе работы; выяснение источника той или иной ошибки. Доказательный вид деятельности служит более глубокому пониманию изучаемого материала.
Задача учителя – не только предлагать задания, но и наблюдать за фактическим ходом их выполнения на уроке. Необходимо, чтобы после каждого урока учитель сделал вывод о своих наблюдениях, замечаниях и соображениях.
Существенное значение имеет правильное понимание условий, при которых достигается прочность усвоения знаний, овладения умениями, навыками. Для уроков по системе Л. В. Занкова возвращение к пройденному необходимо, однако в сочетании с новым материалом, когда ранее известное выступает с новой стороны благодаря связи с тем, что познается впервые.
Эффективным условием запоминания служит также включение материала в активную деятельность ученика. Прочность закрепления материала, его сохранения в памяти достигается благодаря применению на уроках тренингов, психологических упражнений, способствующих включению в работу стимулирующих анализаторов. Так, например, обстоит с «классическим» случаем заучивания таблицы сложения. В предлагаемых заданиях запоминание таблицы сложения обеспечивается пониманием состава числа, связей с другими разделами курса математики, осмысленным самоконтролем и самопроверкой в процессе использования, анализом ошибок при ее запоминании.
В данном пособии предлагаются различные формы и методы работы на уроке: парная, индивидуальная, групповая. Каждый учитель вправе выбрать ту работу, которая, по его мнению, более эффективна для его учеников.
Не забыта и здоровьесберегающая программа для учащихся начальной школы. На каждом уроке необходимо проводить физкультминутки, иногда, если дети устают и учитель это видит, необходимо выделить время – для проведения двух-трех физических пауз. Все они предлагаются в игровой стихотворной форме с элементами математического характера.
Каждый учитель должен помнить: только такой учебный процесс, который систематически дает пищу для напряженной умственной работы, может служить быстрому и интенсивному развитию детей.
Содержание
Введение 3
Раздел «Много – мало» 5
Урок 1. Откуда взялась математика (вводный урок) 5
Урок 2. Понятия «много – мало». Относительность этих понятий 8
Урок 3. Тестирование на выявление уровня понимания относительно понятий «много – мало», «вверху – внизу» 11
Урок 4. Знакомство с геометрическими фигурами – точкой и линией 14
Урок 5. Понятия «слева», «справа», «вверху», «внизу», «посередине», «много», «мало» 16
Раздел «Больше, меньше, столько же» 19
Урок 6. Сравнение объектов по одному общему признаку. Понятие «столько же» 19
Урок 7. Понятия «больше», «меньше», «столько же». Различные приемы сравнения множеств по этим отношениям 21
Урок 8. Понятия «больше», «меньше», «столько же» 24
Урок 9. Взаимное расположение линий и точек на плоскости (практическая работа) 27
Урок 10. Установление взаимно однозначного соответствия между элементами сравниваемых множеств 29
Раздел «Числа и цифры» 32
Урок 11. Способы изображения чисел. Понятия «число» и «цифра» 32
Урок 12. Числа и цифры. Число «один» и соответствующая ему цифра 36
Урок 13. Прямые линии. Изображение прямых линий при помощи чертежной линейки 39
Урок 14. Знакомство с разнообразием линий. Выделение их в группы с общими признаками 42
Урок 15. Число «четыре» и соответствующая ему цифра 43
Урок 16. Представление о бесконечности прямой (наблюдение во время экскурсии или прогулки). Проведение прямых и кривых линий через одну точку 45
Урок 17. Знакомство с отрезком как частью прямой, ограниченной с двух сторон. Построение отрезков при помощи чертежной линейки 47
Урок 18. Число «шесть» и соответствующая ему цифра 49
Урок 19. Первое понятие о равенстве. Знак равенства (=). Запись числовых равенств 52
Урок 20. Сравнение числовых характеристик множеств. Число «девять» и соответствующая ему цифра 55
Урок 21. Первое понятие о неравенстве. Знаки неравенства. Запись и чтение числовых неравенств и равенств 59
Урок 22. Сравнение чисел. Равенства и неравенства 61
Урок 23. Сравнение числовых характеристик множеств. Число «пять» и соответствующая ему цифра 5 64
Урок 24. Порядковый счет 67
Урок 25. Луч как часть прямой, ограниченная с одной стороны. Построение луча при помощи чертежной линейки 69
Урок 26. Сравнение числовых характеристик множеств. Число «три» и соответствующая ему цифра 3 73
Урок 27. Классификация линий 76
Урок 28. Сравнение числовых характеристик множеств. Число «два» и соответствующая ему цифра 2 79
Урок 29. Ломаные линии. Звено ломаной линии 82
Урок 30. Сравнение числовых характеристик множеств. Число «семь» и соответствующая ему цифра 7 85
Урок 31. Ломаная линия. Вершины ломаной 87
Урок 32. Число «восемь» и соответствующая ему цифра 8 90
Урок 33. Сравнение множеств на основе установления взаимно однозначного соответствия между элементами сравниваемых множеств 92
Урок 34. Расположение чисел в порядке их увеличения 95
Урок 35. Введение термина «натуральные числа», знакомство с этим понятием 97
Раздел «Натуральный ряд чисел» 101
Уроки 36–37. Сравнение множеств на основе установления взаимно однозначного соответствия между элементами сравниваемых множеств 101
Урок 38. Упорядочение объектов в порядке возрастания и в порядке убывания заданного параметра 104
Урок 39. Упорядочение множеств в порядке увеличения и в порядке уменьшения заданного параметра 106
Урок 40. Запись чисел в порядке их увеличения и уменьшения 109
Урок 41. Расположение чисел в порядке их увеличения 113
Урок 42. Расположение всех изученных чисел в порядке увеличения. Натуральный ряд чисел, его запись и свойства 115
Раздел «Сложение и вычитание» 117
Урок 43. Объединение множеств. Сложение и вычитание 117
Урок 44. Знакомство с действием сложения чисел 119
Урок 45. Знакомство с замкнутыми и незамкнутыми линиями 122
Урок 46. Знак сложения – «плюс» (+). Использование этого знака для обозначения выполняемой операции 125
Урок 47. Знакомство с термином «сумма чисел». Чтение и запись сумм 128
Урок 48. Знакомство с термином «значение суммы» 130
Урок 49. Замкнутая ломаная линия 133
Урок 50. Наименование прямых, лучей и отрезков при помощи букв латинского алфавита 135
Урок 51. Отрезок натурального ряда чисел. Сравнение отрезка натурального ряда с натуральным рядом, сходство и различие между ними 138
Урок 52. Термины «сумма», «значение суммы», «слагаемые» 140
Урок 53. Название чисел при сложении 143
Урок 54. Наименование прямых, отрезков с помощью букв латинского алфавита. Чтение наименования прямых и отрезков в любом направлении. Отсутствие такой возможности для луча 144
Урок 55. Знакомство с числом «ноль» и соответствующей ему цифрой. Сравнение ноля с ранее изученными цифрами 147
Урок 56. Способ пересчитывания и присчитывания 150
Урок 57. Пересекающиеся линии. Общие точки двух и нескольких линий 152
Урок 58. Знак вычитания – минус «–» 155
Урок 59. Термины «разность», «значение разности». Чтение и запись выражений с вычитанием 158
Урок 60. Закрепление по теме «Разность чисел» 161
Урок 61. Математический рассказ и запись действий к нему 164
Урок 62. Самостоятельная работа. Повторение 167
Урок 63. Определение значения суммы разными способами (пересчитыванием, присчитыванием, движение по натуральному ряду) 169
Урок 64. Знакомство с терминами «уменьшаемое» и «вычитаемое» 173
Уроки 65–66. Место числа 0 в упорядоченном множестве изученных чисел. Образование ряда целых неотрицательных чисел 176
Раздел «Сантиметр» 179
Урок 67. Знакомство с различными единицами измерения длины. Дециметр и сантиметр (практическая работа) 179
Урок 68. Измерение длины отрезка с помощью линейки 182
Раздел «Таблица сложения» 184
Урок 69. Состав числа 5. Начало составления таблицы сложения: образование столбика со значением сумм, равных пяти 184
Урок 70. Состав числа 6 187
Урок 71. Выполнение вычитания различными способами (отсчитыванием, движением по натуральному ряду) 190
Уроки 72–73. Построение отрезков заданной длины с помощью линейки 193
Урок 74. Состав числа 7. Образование следующего столбика таблицы сложения 196
Урок 75. Знакомство с углом. Вершина угла. Построение угла с заданной вершиной. Сравнение моделей углов на глаз и способом наложения (практическая работа) 199
Урок 76. Состав числа 8. Образование столбика таблицы сложения со значениями сумм, равных восьми 202
Урок 77. Знакомство с углом. Вершина и стороны угла. Сравнение моделей углов на глаз и способом наложения 204
Урок 78. Переместительный закон сложения 207
Урок 79. Обозначение углов при помощи букв латинского алфавита 210
Урок 80. Состав числа 9. Образование столбика таблицы сложения 212
Урок 81. Виды углов 215
Урок 82. Состав чисел 2, 3, 4. Образование соответствующих столбиков таблицы сложения. Вершины ломаной 218
Урок 83. Преобразование неравенств в верные равенства (использование различных способов такого преобразования) 221
Урок 84. Сокращение таблицы сложения на основе переместительного закона сложения и расположения чисел в натуральном ряду (создание справочника-таблицы для индивидуального пользования) 224
Урок 85. Знакомство с понятием «выражение» 226
Урок 86. Значение выражения 228
Урок 87. Составление таблицы сложения 231
Урок 88. Сложение вида 5 + 0 234
Урок 89. Сложение вида 5 + 0 240
Раздел «Однозначные и двузначные числа» 245
Урок 90. Получение числа 10 как числа натурального ряда, следующего за числом 9. Сложение с числом 0 245
Урок 91. Образование десятка 247
Урок 92. Знаковая запись числа 10 249
Урок 93. Счет десятками до 90 251
Урок 94. Счет круглыми десятками 253
Урок 95. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток различными способами 256
Урок 96. Связь сложения и вычитания 258
Урок 97. «Круглые» двузначные числа 260
Урок 98. Понятие «многоугольник». Виды многоугольников 262
Урок 99. Сравнение записи чисел при счете до девяти единицами и десятками. Понятие «двузначные числа» 265
Урок 100. Числа второго десятка, их образование, разрядный состав. Запись названия 267
Раздел «Уравнения и их решения» 269
Урок 101. Знакомство с уравнением. Уравнение вида А + Х = В 269
Урок 102. Решение уравнений при помощи таблицы сложения. Запись двузначных чисел 272
Урок 103. Единицы измерения длины. Дециметр. метр 275
Урок 104. Понятие о решении уравнения. Решение уравнений различными способами (подбор чисел движением по натуральному ряду чисел, при помощи таблицы сложения) 277
Урок 105. Выражения, содержащие несколько действий. Нахождение значения суммы трех и более слагаемых 280
Урок 106. Решение уравнений с помощью таблицы сложения 283
Урок 107. Виды многоугольников 287
Урок 108. Построение отрезков, равных данным, при помощи циркуля и чертежной линейки 289
Урок 109. Образование, разрядный состав, запись и названия чисел третьего десятка. Упражнения на закрепление пройденного 291
Урок 110. Уточнение понятия «выражение». Скобки и их роль в выражениях 294
Урок 111. Как найти неизвестное слагаемое 297
Урок 112. Увеличение числа на несколько единиц 299
Раздел «Сложение с переходом через десяток» 302
Урок 113. Состав числа 10. Образование столбика таблицы сложения со значением сумм, равных десяти 302
Урок 114. Состав числа 11. Образование нового столбика таблицы сложения 305
Урок 115. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток различными способами 308
Урок 116. Составление чисел 11 и 12. Образование нового столбика таблицы сложения 311
Урок 117. Уменьшение числа на несколько единиц 313
Урок 118. Разностное сравнение чисел 316
Урок 119. Состав числа 13. Образование нового столбика таблицы сложения 318
Раздел «Вычитание с переходом через десяток» 322
Урок 120. Вычитание с переходом через десяток 322
Урок 121. Состав числа 14. Образование нового столбика таблицы сложения 324
Урок 122. Состав чисел 15, 16, 17, 18. Завершение составления таблицы сложения 328
Урок 123. Образование, разрядный состав, запись и названия чисел третьего десятка 330
Урок 124. Решение уравнений. Нахождение неизвестного вычитаемого 333
Урок 125. Образование, разрядный состав, запись и названия чисел третьего десятка 336
Урок 126. Решение уравнений 337
Раздел «Повторение. Закрепление» 340
Урок 127. Повторение. Закрепление пройденного 340
Урок 128. Самостоятельная работа по заданиям тестирования 343
Урок 129. Контрольная работа за год 346
Урок 130. Работа над ошибками. Повторение пройденного 350
Урок 131. Повторение 352
Урок 132. Повторение. Закрепление пройденного 356
Урок 133. Повторение 359
Литература 362
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом