Музыкальные занятия. Средняя группа (от 4 до 5 лет). Программа для установки через интернет
Код | СИ-4301 |
Авторы-составители | Арсенина Е. Н. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | Музыкальному руководителю ДОО |
Электронная версия | скачать |
УДК | 372.3/.4 |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Предназначено музыкальным руководителям, методистам, воспитателям ДОО; будет полезно педагогам дополнительного образования, студентам педагогических средних и высших учебных заведений.
Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Введение
В пособии представлены музыкальные занятия, на которых большое внимание уделяется естественному и выразительному пению, правильному распределению дыхания во время исполнения песен, чистоте интонирования мелодии, дикции, артикуляции гласных звуков. Используемые в работе различные упражнения в виде попевок, распевок, прибауток, а также дыхательная гимнастика способствуют решению следующих задач:
· гармоничное развитие личности ребенка;
· формирование эстетического отношения к музыке и искусству в целом; элементарных навыков слуховой культуры: умений, не отвлекаясь, дослушивать музыку, понимать общий характер, настроение музыкального произведения, средств выразительности, различать звуки по высоте, замечать изменение динамики и т. п.;
· пробуждение и стимулирование интереса к музыке, творческой деятельности;
· развитие творческой активности во всех доступных видах музыкальной деятельности; музыкального слуха; умения различать правильное и неправильное пение, высоту звуков, длительность, направленность движения мелодии; умений слышать себя во время исполнения песни, замечать и исправлять ошибки, находить соответствие литературного текста выразительным интонациям; чувства ритма, умения ощущать ритмическую пульсацию в музыке и передавать ее в движениях;
· развитие голосового аппарата, певческих импровизационных навыков, ознакомление с музыкальными инструментами, развитие навыков игры на них, умений узнавать и подыгрывать простейшие мелодии, чувствовать музыкальный характер произведения, высказывать свои впечатления о нем.
Тематика песенного репертуара разнообразна, интересна и доступна детям данного возраста, соответствует их голосовым, возрастным особенностям. Все песни просты в исполнении, с короткой музыкальной фразировкой, имеют небольшой звуковой диапазон (предела ре – си первой октавы), привлекательны своей эмоциональностью.
Все занятия имеют общую структурную сетку: начинаются с ритмических движений, направленных на развитие у детей музыкально-ритмических навыков, выразительности движений, после чего проводится специальная гимнастика или упражнение на восстановление дыхания. Далее начинается распевка – подготовка голосового аппарата к пению. Для распевки используются небольшие попевки, в том числе исполняемые на различные слоговые сочетания. Следующим этапом работы является ознакомление детей с песней в исполнении педагога, проводится ее анализ, выполняются различные задания. Например, дается задание простучать ритмический рисунок или изобразить то, о чем поется в песне. К разучиванию новой песни дети приступают только со второго или третьего занятий. Дальше ведется работа над ранее изученными песнями, после которой проводится небольшая ритмическая разминка, на некоторое время переключающая внимание детей с пения на движение.
Следующая фаза занятия – слушание музыки, беседа по творчеству композитора с обязательным привлечением и использованием наглядного материала: показ портрета композитора, репродукций картин, подбор стихов, созвучных теме слушаемой музыки. Часто слушание сопровождается выполнением различных творческих заданий, некоторые из них даются на дом, например: придумать свой сюжет к прослушанному произведению или импровизационные движения, нарисовать красочную иллюстрацию и т. п.
В заключительной фазе занятия с детьми разучиваются пляски, проводятся сюжетные и несюжетные игры, в которых в ненавязчивой форме отрабатываются определенные ритмические движения, координация, приобретаются импровизационные навыки.
Игре на музыкальных инструментах дети обучаются не на каждом занятии, а эпизодически. Ознакомившись на занятии с приемами игры на каком-либо инструменте, дети могут по собственной инициативе с помощью воспитателя или музыкального руководителя продолжить свое знакомство в свободное время в группе.
Во второй раздел пособия включены сценарные разработки, посвященные музыкальной деятельности детей, их участию в различных утренниках, концертных праздничных мероприятиях, развлечениях. Материал (сценарии, стихи), помеченный звездочкой, является авторским. Вместе с тем (в качестве наглядности и иллюстративности, а также в ознакомительных целях) в данном разделе представлены произведения (рассказы, сказки, стихи, песни) известных современных русских и зарубежных композиторов, поэтов и писателей.
Дидактические материалы заключительного третьего раздела являются большей частью учебными и могут быть использованы на музыкальных занятиях. Это позволит педагогу в доступной игровой форме дать ребенку общие представления о музыке и ее выразительных возможностях, пробудить к ней интерес; научит различать настроения, чувства, переданные музыкой, развить общие музыкальные способности.
Ознакомление с данными материалами дает возможность четко уяснить и представить всю работу по музыкальному воспитанию детей среднего дошкольного возраста в ДОО. Хочется надеяться, что данное пособие не только заинтересует читателя своим содержанием, но и окажет существенную помощь в его практической работе.
Занятие 2
Занятие 2
Цели: познакомить с музыкальным приветствием; развивать умение улавливать изменения в характере музыки, вовремя переходить с легкой ходьбы на маршевый шаг; развивать ритмический слух, импровизационно-танцевальные навыки; учить различать разные танцевальные жанры.
Основные атрибуты и оборудование, репертуар: фортепиано; картинка с изображением танцующих петушков, игрушечный петушок; попевка «С добрым утром» (слова и музыка Е. Арсениной).
Ход занятия
1. Музыкально-ритмические упражнения.
Дети свободным шагом заходят под мелодию песни В. Шаинского «Чунга-Чанга». Закрепление движений в соответствии с характером музыки.
2. Распевание.
Педагог приветствует детей попевкой «С добрым утром» («С добрым днем»).
С ДОБРЫМ УТРОМ
Слова и музыка Е. Арсениной
Подвижно
С добрым утром всех ребят, На занятие зовет,
Всех ребят, всех ребят Он зовет, он зовет,
Петушок поздравить рад, Песню звонкую поет,
Очень рад, очень рад. Нам поет, он поет.
Педагог. Ребята, теперь каждое наше с вами занятие будет начинаться с приветственной песенки. Каждый раз встречать и провожать вас будет наш петушок. Итак, петушок уже пожелал вам доброго утра. Настал ваш черед с ним поздороваться. Что вы должны ему сказать? (Здравствуйте!)
– Попробуем теперь это слово пропеть. Итак, я снова повторю свой вопрос, напев его, а вы попробуйте ответить на него, напев на ту же мелодию.
– Какой характер у приветственной песенки? (Добрый, веселый, ласковый, нежный, хороший.)
– Как надо исполнить песню? (Весело и радостно.)
• Игра «Познакомимся».
Каждый ребенок выбирает по желанию музыкальный инструмент: ксилофон, бубен, маракас, барабан, деревянные палочки и т. п. Педагог берет в руки игрушечного петушка и «знакомится» с детьми.
Петушок. Вот Сережа, это Стас, а вот это кто у нас?
(Ребенок, к которому «обратился» петушок, ударяя, например, молоточком по пластинам ксилофона, проговаривает или пропевает: «Я – Ни-на!»)
Это Коля, это Ваня,
Ну а где же наша Таня?
Девочка (ударяя в бубен). Я – Та-ня.
Петушок. Вот Андрюша и Наташа,
Ну а где же Маша наша?
Нашлась Маша, вот Антон,
Но теперь пропал Семен.
(А в нашей группе Семена нет!)
Ох, запутался, друзья,
Извините вы меня.
Так кого я пропустил,
Имя чье назвать забыл?
Дети представляются, проигрывая на инструменте ритмический рисунок своего имени.
Петушок. А как зовут меня, вам уже известно – Петей я зовусь.
Дети, подыгрывая на музыкальных инструментах, поют детскую народную песенку «Петушок».
3. Слушание.
Педагог. Какие танцы петушок исполнил на прошлом занятии? (Польку и вальс.)
Занятие 1
Занятие 1
Цели: создать радостную атмосферу, непринужденную обстановку; развивать интерес к занятиям музыкой.
Основные атрибуты и оборудование: фортепиано, детские музыкальные инструменты; петушиный костюм, игрушечный петушок.
Ход занятия
Дети заходят свободным шагом под мелодию песни «Чунга-Чанга» В. Шаинского. Неожиданно в музыке происходят изменения: подвижная и легкая она становится четкой, энергичной. Дети, уловив изменения, переходят на пружинящий маршевый шаг, после чего при следующем изменении музыки вновь возвращаются на свободный шаг, рассаживаются.
Раздается стук в дверь.
Педагог. Ну вот, не успело занятие начаться, а нас уже отвлекают. Кто там, войдите!
Стук повторяется. Звучит мелодия задорного характера. В зал заходит взрослый в костюме петуха.
Петушок. Ку-ка-ре-ку, всем привет! Каков будет ваш ответ?
Педагог. Здравствуй, здравствуй, Петушок. Чем порадуешь, дружок?
Петушок. Скажу вам прямо, не буду церемониться – с детьми хотелось очень познакомиться.
Педагог. Ты, петушок, попал на музыкальное занятие, поэтому и знакомиться с тобой дети будут с помощью музыкальных инструментов.
Петушок. Что это такое – музыкальные занятия, для чего они вам нужны?
Педагог. Сейчас ребята тебе все расскажут. (На занятиях мы учимся правильно и красиво петь, двигаться под музыку и танцевать, узнаем много интересного о композиторах и их жизни, играем в разные игры и т. п.)
Петушок. А вы знаете, я тоже очень люблю петь, особенно по утрам.
Педагог. Спой нам, пожалуйста, а мы тебе подпоем.
Петушок с движениями поет песню, дети водят хоровод и подпевают.
ПРЫГ-СКОК
Слова Е. Журливой Музыка А. Филиппенко
Села птичка на дубок. Села птичка на дубок.
Посидела на дубочке, Малых деток покормила,
Отдохнула в холодочке, Спать в постельке уложила.
Малых деток позвала: Будут дети подрастать,
– Червячков я принесла! Солнце песнями встречать.
• Игра «Познакомимся с тобой».
Петушок. Перед вами петушок,
Звонкий чистый голосок.
От того, что петь люблю,
Люди Петею назвали,
Человечье имя дали.
Я на них не сержусь,
Именем своим горжусь.
Педагог. Очень приятно, Петя, с тобою познакомиться. А сейчас ты узнаешь, как зовут нас. Начну с себя (пропевает свое имя-отчество, раздает музыкально-шумовые инструменты детям).
Дети, пропевая свое имя, исполняют ритмический рисунок.
Петушок. Расскажите о тех инструментах, на которых только что играли.
ПЕТУШОК
(русская народная песня)
Исполнение ансамблем, под аккомпанемент педагога.
Петушок, петушок, золотой гребешок,
Маслена головушка, шелкова бородушка.
Что ты рано встаешь, громко песни поешь,
Детям спать не даешь?
Петушок. Отгадайте загадки о музыкальных инструментах.
Занятие 3
Занятие 3
Цели: разучить приветственную попевку; развивать голос и музыкальный слух, эмоциональную отзывчивость; закреплять умение узнавать и различать танцевальные жанры.
Основные атрибуты и оборудование, репертуар: игрушка петушок, деревянная лесенка; фланелеграф, вырезанные из цветного плотного картона кружочки, комплект карточек с изображением петушка, танцующего вальс, польку, народную пляску «барыню», балет; портреты П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, иллюстрации сцен из балетов «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Золушка» и др.; русская народная мелодия «Посеяли девки лен», песни «Лесенка» (сл. М. Долинова, муз. Е. Тиличеевой), «Осень» (сл. И. Мазнина, муз. Ю. Чичкова), чешская народная мелодия для «Парной пляски».
Ход занятия
1. Музыкально-ритмические упражнения.
Дети свободным шагом заходят под русскую народную мелодию «Ах вы, сени» (в обработке Т. Ломовой), образуют круг.
Под мелодию народной песни «Посеяли девки лен», поставив руки на пояс, выполняют движение плясового характера – легкое и пружинистое полуприседание.
Вновь звучит мелодия песни «Ах вы, сени». Дети, пройдя по кругу, рассаживаются.
2. Распевание.
Педагог. Петушок рад встрече с детьми и как всегда встречает их веселой песенкой.
• Исполнение попевки «С добрым утром».
– Ребята, какой голос у нашего петушка? (Высокий, звонкий, чистый.)
– Послушайте еще раз, как он поет.
Педагог подыгрывает на фортепиано, поет в ре мажоре кварту (ре – соль) «ку-ка-ре-ку», дети повторяют, стараясь петь чисто, показывая ладошкой движение звука.
Педагог берет петушка и показывает, как он поднимается и опускается по лесенке.
ЛЕСЕНКА
Слова М. Долинова Музыка Е. Тиличеевой
Не спеша
Вот иду я вверх и спускаюсь вниз.
– Ребята, как идет наш петушок по лестнице? (Неторопливо, не спеша.)
– Давайте вытянем ладошку на уровне груди и еще раз, слушая песенку петушка, покажем рукой направление каждого звука.
Дети выкладывают схему «движения» мелодии на фланелеграфе с помощью кружочков из бумаги.
– Ребята, как бы вы назвали песенку, которую напел для вас петушок, поднимаясь по лесенке? (Ответы детей.)
3. Пение.
Педагог. Какое сейчас время года? (Осень.)
• Исполнение песни «Осень» и анализ.
– Почему в песне поется, что с наступлением осени стало очень скучно? (Потому что осенью вместо яркого солнышка набегают черные тучи, льет серый дождь плакучий.)
– Какое настроение у песни? (Печальное, безрадостное, унылое.) Я сейчас прочту вам стихотворения об осенней поре. Прослушайте их и скажите, которое из них больше соответствует настроению и содержанию той песни, с которой вы только что познакомились. (На фоне мелодии песни.)
Вот и осень наступила*, Холодно на улице,
Все вокруг преобразила: На дорогах лужицы.
В ярко-пестрые цвета Пасмурно, дождливо,
Лес раскрасила она. Серо и уныло.
Дети. Второе стихотворение больше подходит к песне.
Педагог. Почему вы так думаете?
Дети. Оно, как и песня, рассказывает о дождливой и унылой осени.
Педагог. И стихотворение, и песня рассказывают о поздней осенней поре. В первом же стихотворении говорится совсем о другой осени, которую в народе прозвали «золотой». Как вы думаете, почему? (Дети отвечают.) На следующем занятии мы с вами продолжим знакомство с песней «Осень». А сейчас петушок предлагает вам немного поиграть.
4. Слушание.
Занятие 4
Занятие 4
Цели: учить оценивать выступления своих товарищей; формировать умение петь протяжно и согласованно; развивать воображение, умение чувствовать характер музыкального произведения и передавать его мимикой, движениями и жестами; развивать танцевально-игровое творчество.
Основные атрибуты и оборудование, репертуар: фортепиано, металлофон; игрушечный петушок; карточки различных цветов, фланелеграф; песни «Лесенка», «Осень» (музыка Ю. Слонова), музыкальные зарисовки: «Туча», «Гроза», «Дождь», «Танец с зонтиками»; игра «Осенние дождинки».
Ход занятия
1. Музыкально-ритмические движения.
Дети входят в зал свободным шагом под известную им мелодию народной песни «Ах вы, сени» (в обработке Т. Ломовой) и образуют круг. Звучит мелодия другой народной песни – «Посеяли девки лен». Дети самостоятельно выполняют пружинистые движения: полуприседания с последующим выпрямлением коленей, добиваясь в исполнении легкости и ритмичности.
• Конкурс «Лучший исполнитель «пружинки».
Примечание. Если выявляется несколько победителей, среди них проводится дополнительный конкурс импровизационного характера, например: сплясать, выполняя при этом разученное движение. Остальные дети выступают в роли жюри. Они оценивают выступление конкурсантов, выбирая большинством голосов основного победителя.
2. Распевание.
• Музыкальное приветствие «С добрым утром».
• Распевка-игра «Музыкальное эхо».
Педагог берет в руки игрушечного петушка и от его имени предлагает детям поиграть. Задача игроков – чисто повторить за педагогом пропетый им один или цепочку звуков на определенный слог, например «ля». Педагог проигрывает на фортепиано мелодию песни «Лесенка».
Педагог. Ребята, музыка вам подсказывает, что сейчас собирается сделать наш петушок. Внимательно послушайте и отгадайте. (Петушок хочет подняться по лесенке.)
– Кто из вас запомнил слова песенки, которую напевал наш петушок на прошлом занятии, поднимаясь и спускаясь по музыкальной лесенке? Поставьте вытянутую ладошку на уровне груди и движением руки покажите движение петушка вверх и вниз по лестнице. Как он движется, спокойно или торопится, перепрыгивая через ступеньки? (Петушок поднимается и опускается спокойно, неторопливо.)
– Послушайте, как будет звучать та же песенка на другом музыкальном инструменте, например на металлофоне.
3. Пение.
• Работа с песней «Осень».
Педагог исполняет на фортепиано мелодию. Дети вспоминают название песни, о чем в ней поется. Педагог выкладывает карточки на фланелеграфе.
Педагог. У каждого времени года есть свои любимые цвета. Давайте с вами отгадаем, какой любимый цвет, например, у зимы. (Любимые цвета зимы – белый, голубой и синий. У весны – зеленый. У лета много ярких цветов. У осени самый любимый цвет – желтый.)
– Кроме желтого, какие еще осенние цвета вы можете назвать? (Дети перечисляют.) В те же цвета раскрашены и сложенные про осень песенки. Сейчас вы прослушаете одну из них. (Исполняет песню.) Угадайте, какого цвета эта песенка? (Эта песенка серого цвета.)
– Почему вы так считаете? (Потому что в этой песенке поется о серой и унылой осени. Солнышко спряталось за тучи, идет целый день дождик.)
– Какое настроение у песенки? (Грустное, поэтому петь песню такого характера надо протяжно.)
Педагог разучивает с детьми слова первого куплета.
4. Слушание.
• Игра «Осенние дождинки».
Педагог. Даже в самый пасмурный и унылый осенний день можно весело провести время, что я и предлагаю вам сейчас сделать. Давайте не будем скучать, а будем играть и веселиться. А поможет нам в этом музыка замечательного композитора Юрия Слонова, написавшего немало произведений для детей. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.
• Пьеса «Туча».
Собрались все тучи в кучу и заплакали дождем.
Поиграем и споем, непогоду переждем.
– Вспомните ранее изученные песни радостного, веселого характера (педагог наигрывает мелодии).
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом