Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Программа, конспекты занятий. Программа для установки через интернет

Есть на складе
55 руб.
-65%
19,25 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-882х
Авторы-составители Высокова Т. П.
Издательство Учитель, 2024
Серия Образовательное пространство ДОО
Электронная версия скачать
УДК 372.21
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
В пособии представлены программа и конспекты интегрированных занятий по сенсомоторному развитию детей раннего возраста, включающие несколько модулей - развитие речи, конструирование, рисование, лепку, элементы аппликации, игры с сыпучим материалом и водой, что является значимым мотивирующим фактором их активной и творческой продуктивной деятельности, способствует развитию наблюдательности, двигательных (моторных) центров, концентрированного внимания и речи - этих важнейших компонентов, составляющих основу психического здоровья и благополучия малышей от одного года до трех лет.
Предназначено воспитателям, психологам ДОО и групп кратковременного пребывания, педагогам центров семейного воспитания, диагностики и консультирования для работы в условиях введения ФГОС ДО; полезно студентам педагогических учебных заведений, родителям.

Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.

С этим товаром покупают

Примеры документов

Введение

ВВЕДЕНИЕ

Одна из остро стоящих проблем нашего времени – нехватка мест для детей в детских садах. Очень часто молодые мамы вынуждены оставаться в продолжительном отпуске по уходу за ребёнком. Вслед за этим возникает проблема, как сделать образование и воспитание ребёнка дома качественно-содержательным; зачастую родители понимают, что им недостаточно ни знаний, ни опыта.

На помощь в этом случае приходят Семейные центры раннего развития ребёнка. В подобных учреждениях созданы развивающие группы кратковременного пребывания, которые имеют существенные отличия от групп детских садов.

Цели и задачи, стоящие перед педагогами, также различны, однако, в первую очередь, они направлены на передачу родителям педагогических знаний и опыта на практике.

Продолжительность одного занятия – от 15 до 45 минут. Такая значительная разница во времени продиктована опытом работы с детьми: сначала дети не могут заниматься продуктивной деятельностью дольше 15 минут, однако, привыкая к быстрой смене деятельности (каждое занятие по сенсомоторному развитию в данном пособии является интегрированным, то есть содержит в себе несколько модулей (блоков): развитие речи, конструирование, элементы аппликации, рисование, лепку, игры с сыпучим материалом и водой), что является необходимым отдыхом, дети занимаются каждый раз дольше и с ещё большим удовольствием. Как правило, дети более внимательны к словам незнакомого для них взрослого, лучше выполняют их инструкции, а быстрый темп занятия, не позволяющий ребёнку раздумывать над своим «хочу – не хочу», и увлечённо работающие рядом дети удерживают ребёнка в русле содержания занятия. Вспоминаются частые случаи «капризного» поведения детей раннего возраста, приводимых родителями. Ребёнок резко убирает руки матери от своего раздаточного материала, отвлекается, встаёт, берёт со стеллажей игрушки и готовые поделки с выставки. однако после консультации педагога и нескольких занятий с ним ребёнок начинает заниматься серьёзно и спокойно, оставаясь на всё время занятия, как будто он занимается в группе давно, как и другие. Родители отмечают, что и дома во многом поведение ребёнка изменилось в лучшую сторону.

Несколько слов хотелось бы сказать о роли родителей на занятиях. Каждому педагогу, особенно начинающему, известно, что присутствие взрослых на его занятиях с детьми, будь то коллеги, представители администрации либо родители детей, для него, педагога, это дополнительная ответственность и напряжение. Отличительной же чертой занятий с детьми раннего возраста является, прежде всего, обязательное присутствие хотя бы одного из родителей (либо родственника), имеющего положительный эмоциональный контакт с ребёнком. Педагогу же необходимо понимать, что в данной ситуации взрослые
на занятиях выступают незаменимыми помощниками для педагога и образцом поведения для своего ребёнка.

Для эффективного взаимодействия педагога, родителей и ребёнка можно выделить некоторые несложные, но очень важные рекомендации и либо огласить их на родительском собрании до занятий, либо раздать родителям в виде памятки.


Памятка родителям детей раннего возраста, посещающим занятия по сенсомоторному развитию и занимающимся с ребёнком дома самостоятельно

Памятка родителЯМ
детей раннего возраста, посещающим занятия
по сенсомоторному развитию и занимающимся с ребёнком
дома самостоятельно

Дорогие родители! Помните, что в деле воспитания и развития Вашего ребёнка мы, педагоги, и вы, родители, – коллеги, желающие в результате одного – чтобы ребёнок развивался соответственно возрасту и ещё чуть-чуть сверх, рос умным, успешным, добрым… (если вы продолжите этот список, педагоги наверняка здесь тоже подпишутся). У коллег любое дело будет спориться, если они станут двигаться в одном направлении, и потому мы предлагаем вам некоторые рекомендации, придерживаясь которых мы облегчим обучение ребёнка.

1. Вызывайте положительные эмоции у ребёнка, настраивая его на занятие и в процессе занятия.

2. Перед занятиями проведите ребёнку экскурсию по кабинету, в котором будут проходить занятия. Будет лучше, если вы заранее договоритесь с педагогом о его присутствии – это важно. Войдя в кабинет, поздоровавшись, улыбайтесь, выказывайте дружественность намерений, попросите разрешения у педагога посмотреть кабинет. Если ребёнок заинтересовался игрушкой, спрашивайте всякий раз разрешения – малышу важно дать понять, что в кабинете все вещи – не ваши. Тогда на первом же занятии ребёнок будет чувствовать себя спокойно в новом месте, первоначальный интерес к игрушкам будет снят, а самое главное – он видел, что даже мама не может без разрешения педагога взять все эти вещи.

3. В случае если ребёнок на занятии встал, взял игрушку и принёс ее вам, сделайте вид, что не замечаете её; если ребёнок настаивает и кладёт вам на колени – уберите её от себя (но не в зону недосягаемости для ребёнка; можно положить её прямо под общий стол – и не мешает, и не видно другим детям, и ребёнок не переживает, что от него что-то прячут), сказав ему шёпотом: «Мне это неинтересно, а вот смотри, что у меня получается! Это заинька!» Такое поведение ребёнок демонстрирует, когда понимает, что самая важная персона в мире – он сам, и манипулирует вами довольно часто. Придерживайтесь предлагаемого алгоритма – и скоро ребёнок перестанет отвлекаться от занятия сам и неуместно привлекать к себе ваше внимание.

4. Всем своим видом и поведением показывайте важность произносимой педагогом речи, общайтесь с ребёнком на занятиях шёпотом, а также не забывайте то обстоятельство, что Вы с ребёнком здесь в данной комнате «в гостях» (вежливо спрашивать разрешение пользоваться какими-либо игрушками, демонстрировать расположение и доверие педагогу, желательно улыбаться). В этом случае ребёнку проще усвоить нормы поведения в обществе и правила общения со старшими, с педагогом – он, как губка, безболезненно впитает в себя эту невербальную информацию. Вам же, скорее всего, не придётся долго и нудно в период посещения ребёнком детского сада, а потом и школы объяснять, как себя нужно вести, как «нельзя баловаться» и что надо «думать, что говорить, кому и как».

5. Не употребляйте слов и фраз, несущих пессимистичную, категоричную либо тревожную окрашенность: «не бойся», «ты не хочешь?», «не ломай». Вместо этого скажите: «давай посмотрим!»; «как интересно!»; «давай построим!»; «вот здорово!».

6. Не забывайте, что игра для ребёнка крайне важна, обыгрывайте каждый законченный этап работы.

7. Для большего развивающего эффекта от занятий закрепляйте дома навыки и умения, приобретенные на занятиях. Для этого выберите подходящее время и настроение малыша – возможно, вам достаточно будет просто предложить ему такие же материалы, что были на занятии.

8. Показывайте личную заинтересованность, увлечённость; однако на занятиях старайтесь поддерживать ребёнка добрым словом, похвалой. Вам придётся подбирать такой способ взаимодействия, при котором ребёнок будет наиболее самостоятельным.

9. Инициируйте самостоятельность малыша – в идеале надо подбадривать и похваливать его, не касаясь материалов руками, а лишь подавая их при необходимости в нужной последовательности.

10. Помните, что в раннем возрасте ребёнок – пытливый исследователь-практик, и пройти этап «разбора» многих предметов для него просто необходимо, поэтому не огорчайтесь и тем более не ругайте его за сломанные или разобранные тут же результаты вашего совместного с ним труда. Зато Ваш гений понял: если вещь так легко собрать, значит, она запросто разбирается, и он доведёт исследовательскую деятельность до логического завершения: изучит свойства материалов, сильно сдавив предмет, порвав, смяв, покусав и т. д. Можно, однако, констатировать факт «ухода»: «У тебя был поросеночек. А теперь его нет». Совсем необязательно произносить это трагично. Только как неинтересный факт.

11. Храните некоторое время поделки, рисунки ребёнка, показывайте гостям, предлагайте ребёнку подарить их родственникам, описывая, как приятно им будет получить подарок малыша (обеспечьте проявление этой радости, возможно, просто договорившись с бабушкой), – придавайте значимость подобным вещам.

12. Если в


Памятка педагогу

Памятка педагогу

1. Речь педагога должна быть эмоционально окрашена – используйте разный тембр, громкость, используйте паузы и мимику.

2. Называйте детей по именам чаще, особенно детей гиперактивных – им нужно демонстрировать больше внимания.

3. Если в группу входит новый ребёнок, предупредите родителей, что, возможно, ребёнка с занятия нужно будет увести раньше. Увидев первые признаки утомления, попрощайтесь с малышом и его родителями.

4. Не утомляйте малыша длительными инструкциями – они должны быть максимально краткими, содержательными, побуждающими.

5. Подберите довольно быстрый темп занятия – для этого в конспекте каждого занятия предусмотрено достаточное количество блоков, обеспечивающих смену видов деятельности, что является своеобразным отдыхом, предотвращающим переутомление. Начинайте занятия с 7–10 минут, постепенно добавляя блоки, темп занятия менять не стоит.

6. Хвалите детей. Хвалите… родителей! Это не менее важно! На занятиях, когда идёт время совместной работы «родитель – ребёнок» после показа изготовления поделки и инструкций педагога, когда устанавливается ровный умиротворяющий «рабочий гул», можно негромко обратиться к родителям, как бы разговаривая сами с собой, например, так: «Отлично, продолжайте, Елена». не отвлекаясь особенно, прислушайтесь к общению Елены с ребенком, укажите маме на то, что именно Вас восхитило в общении в данной ситуации – поза, интонация, какая-либо педагогическая находка. Родители будут стараться быть внимательнее, перенимать опыт друг у друга.

7. Напоминайте родителям о правилах безопасности непосредственно перед выдачей условно опасных предметов.

8. Все инструкции родителям, даже замечания, делайте с благожелательной улыбкой и со спокойной, не тревожной интонацией – ребёнок должен видеть Вас другом своим родителям, с которыми он связывает свою жизненную безопасность.

9. Побуждайте ребёнка, насколько возможно, обслуживать себя самостоятельно. Можно использовать такой приём: взять несколько листов либо предметов раздаточного материала и со словами: «Возьмите листок (картинку, платок и т. д.)!» – медленно пронести перед детьми так, чтобы каждый смог взять себе один предмет. У некоторых родителей тянется рука – тогда нужно отдёрнуть руку с предметами и с улыбкой пояснить: «Берут дети!» Если какой-нибудь ребёнок не успел взять предмет, он получит вторую попытку – после всех и небольшой паузы, во время которой запомнит и он, и другие: надо брать, когда дают.

10. Паузы нужны. Делайте паузы. Ребёнку нужно время, чтобы ответить; время, чтобы понять. Отчего ребёнок из вышеприведённого случая не взял предмет? Отчего говорить стал позже и до сих пор не пытается есть самостоятельно? Не было пауз. Его спросят – за него ответят, у него не было времени осознать, что ему нужно. Зато усвоено – родителям надо, они сделают. Взывайте к интеллекту ребёнка, ловите глазами его взгляд. Возможно, вопросы педагога в конспектах покажутся несвоевременными для этого возраста – ведь годовалые дети ещё почти не говорят. Но, ожидая ответа от ребёнка на каждом занятии, педагог демонстрирует ребёнку ожидание ответа, побуждает его внутренне откликнуться, а это очень важно.

11. В случае если ребёнок проявляет чувство боязни, тревожится при виде нового персонажа на занятии – ёжика, мыши, обязательно сделайте акцент – интонацией голоса, мимикой лица, движениями плеч и рук, что «гость» – маленький и всего боится. «Мы его не будем обижать, правда, ребята? Он трусишка и весь дрожит… Давайте успокоим его и погладим». Лучше всего педагогу первому показать пример, как это сделать; если ребёнок не протянул руку для поглаживания персонажа, когда Вы медленно двигали игрушку от одного ребёнка к другому, предложите маме ребёнка «пожалеть» маленького «гостя», поглаживая. Если и в этом случае малыш отказывается, не настаивайте, а после занятия предложите остаться маме с ребёнком и повторить процедуру с уже «знакомым» и «безопасным» для него персонажем, ориентируясь на индивидуальные качества ребёнка.


Программа по сенсомоторному развитию детей раннего возраста

ПРОГРАММА ПО СЕНСОМОТОРНОМУ РАЗВИТИЮ
ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Как известно, положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. Занимаясь лепкой, рисованием, аппликацией, конструированием, ребёнок испытывает большое удовольствие. Поэтому следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству. Также научно доказано, что тонкие движения пальцев рук непосредственно влияют на развитие двигательных (моторных) центров речи. Таким образом, во время занятий продуктивными видами деятельности развивается не только рука, но и речь ребёнка. Рассказывая о своём рисунке, поделке, малыш учится подбирать нужные слова, красиво и правильно формировать свои мысли. Он становится более наблюдательным и работоспособным. Повышается концентрация внимания, развивается логическое и образное мышление, ведь ребёнок знакомится с предметами разного цвета, формы, величины, учится подмечать в окружающем мире незаметные на первый взгляд детали, фантазирует.

Цель данной программы – содействие гармоничному развитию личности ребёнка.

Задачи:

1. Создавать эмоционально-положительное настроение на занятиях.

2. Развивать интерес к занятиям по продуктивной деятельности (смена видов деятельности – интегрированные занятия; тематическая целостность, сюрпризные моменты и т. д.).

3. Ознакомить ребёнка с сенсорными эталонами (общепринятыми образцами внешних свойств предметов – цвет, форма, величина).

4. Развивать мелкую моторику рук ребёнка.

5. Активизировать словарь.

6. Развивать умения:

по рисованию:

– держать правильно карандаш, кисть;

– проводить горизонтальные и вертикальные линии, рисовать предметы округлой формы;

– ритмично наносить мазки;

по лепке:

– раскатывать комок (глины, пластилина, теста) прямым и круговыми движениями ладоней;

– сплющивать комочек между ладонями, отделять от большого куска небольшие комочки;

по конструированию:

– различать основные формы деталей строительного материала, сооружать постройки по образцу;

– надставлять детали в высоту, длину;

– располагать кирпичики, пластины вертикально.


Занятие 1. «Там горы высокие»

Занятие 1
«Там горы высокие»

Задачи: развивать мелкую моторику; знакомить и (или) пополнять представления о понятиях: гора – яма, быстро – медленно, прозрачный, большой – маленький, лёгкий – тяжёлый, высокий – низкий, округлый – угловатый.

Необходимые материалы: круглые контейнеры (6 штук); баночка с «секретом», в которой находится несколько (больше 5) стеклянных шариков; баночка с мелкими камушками и пёрышком птицы; 6 упаковок от таблеток; 4 камня: 2 округлых и 2 угловатых, разного цвета и размера; горка, выполненная в технике папье-маше; карандаши, бумага, пластилин.

Ход занятия

1. «Фокус».

Внести закрытую баночку, пошуметь содержимым – что там? Открыть, дать полюбоваться стеклянными шариками, посмотреть сквозь один из них на детей, на свой палец («Я вас вижу! Он прозрачный!»), отложить их, снова взять баночку, показать, что она закрыта, снова пошуметь, удивиться – как так? Снова открыть, посмотреть, дать убедиться детям, что там ничего нет. Пошуметь ею без крышки и с возгласом «Фокус – покус!» обнаружить второе дно баночки, найти там ещё один шарик. Раздать детям шарики, дать покатать в ладонях, показать вращательные движения. Раздать круглые контейнеры, предложить детям покатать шарик по дну, чтобы производить разные звуки от медленных или быстрых движений (показывая, комментировать: «Вот шарик бежит ме-едленно, еле-еле, а вот он побежал быстро-быстро»). Собрать шарики в баночки, контейнеры оставить.

2. «Такие разные камушки».

Поставить на стол еще одну баночку, посмотреть на неё. Затем взять и пошуметь. Спросить: «Что там? Не видно, баночка непрозрачная». Выслушать все предположения. Открыть. Удивиться радостно.

Достать один камушек – какой он? Маленький. А пёрышко – побольше. Подуем на камушек – лежит, он тяжёлый. А на пёрышко подуем – летит. Оно лёгкое. Взять одну упаковку от таблеток. «Что это?» – спросить. Дети не знают. Ответить детям: «И я не знаю». Посмотреть на детей через контейнер: «Я вас вижу! Он – прозрачный!» Раздать детям упаковки, перевернуть их: «Это же маленькие кочки! Пальчики, поскакали по кочкам! С кочки на кочку, с кочки на кочку! А теперь перевернули, побежали дальше – из ямки – в ямку! И мизинчики попрыгают».

«Смотрите, что у меня есть! (Показать, что в банке, которую трясли, много маленьких камушков.) А давайте все ямки заполним этими камушками». Начать самой с удовольствием это делать. Дать каждому ребёнку по кучке камней из банки, пусть они раскладывают. Затем все упаковки с камушками собрать на середину стола, полюбоваться, как красиво они теперь лежат, словно в коллекции. Собрать в стопку, убрать, остатки камушков в банку. Один камушек оставить.

3. Свойства камней.

«Смотрите, какой этот камушек ма-аленький! (Достать камушек размером с детский кулачок.) Какой это камень?» Родители должны ответить после паузы: «Большой!» Детям: «Вы думаете, этот камень – большой? Нет, этот камень – маленький! (Пауза. Кто-нибудь начинает спорить, ведь наглядно видно, что он – большой!) А я говорю вам, что этот камушек – маленький, потому что большой камень – это вот!» (Быстро поставить на стол рядом с тем камнем камень-скалу в технике папье-маше.)

4. «Мышкина горка».

«Правда, ведь этот камень – маленький? (Все соглашаются.) Чудеса! Для нас с вами и этот камень – только камень, а для кого-то он огромная (показать руками) гора. Да, например, для маленького мышонка (достать из норки, со стороны, невидимой для детей, мышку-игрушку) это – гора! Мышонок – ма-аленький, мы его не будем обижать, правда? (пауза, дождаться кивков детей.) Не бойся, мышоночек! Давайте погладим его!»

Дети по очереди гладят мышонка. Поставить мышонка к подножию горы, чтобы дети убедились, что зверёк намного меньше, потом поставить его на вершину: пусть мышонок «пробежится» по выступам горы.

«Этот мышонок живёт в норке, а норка – здесь, смотрите! (Повернуть «гору» другой стороной, все видят нору. Посадить мышонка в неё.) Очень грустно мышонку одному. А давайте сделаем ему друзей – мышат! Поможете? Мы их будем лепить».

Взять контейнер с пластилиновыми заготовками, показать: из самого большого кусочка пластилина мы скатаем «колбаску», вытянем с одной стороны – это будет носик; из кусочка подлиннее сделаем два и скатаем шарики, сплющим их – это ушки, прилепим их на туловище сверху рядышком; еще из одного кусочка скатаем длинную тонкую «колбаску» – это хвостик, прилепим его к другому концу туловища; теперь возьмём два маленьких шарика, прилепим их под ушками – это глазки. На кончик наложим последний чёрный шарик – это носик. Вот какой мышонок! (Взять мышку-игрушку, поднести к готовому мышонку, изобразить радость: «Здравствуй, друг!» – «Здравствуй, дружок! Давай играть вместе!») Давайте все слепим по такому мышонку! Вот веселье начнётся!»

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос