Формирование связной речи детей 4-6 лет: планирование, конспекты занятий, лексический материал

Есть на складе
263 руб.
-10%
236,70 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 711ж
Авторы-составители Сластья Л. Н.
Издательство Учитель, 2023
Серия В помощь логопеду
ISBN 978-5-7057-3384-2, 978-5-7057-2199-3, 978-5-7057-4725-2
Страниц 232
УДК 372.21
Штрихкод 9785705733842, 9785705721993, 9785705747252
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 11 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 162 г
Представленные в пособии комплексные занятия отвечают требованиям ФГОС ДО к содержанию коррекционно-развивающей работы с дошкольниками 4-6 лет по формированию речи, предупреждению и исправлению различных её нарушений. Деятельность дошкольников, сопровождаемая педагогом, основана на интеграции и взаимодополнении содержания образовательных областей "Речевое развитие", "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие" и направлена на развитие познавательных, речевых, игровых умений, компонентов устной речи детей, практическое овладение нормами речи и культуры поведения, достижение положительных результатов в коммуникативной деятельности.
Правильное, четкое произношение детьми звуков и слов имеет особое значение в подготовке ребенка к успешному обучению в школе. Предложенные разработки организованной образовательной деятельности по расширению и уточнению словаря, обучению связной речи, элементам грамоты и развитию лексико-грамма-тических категорий позволят педагогу эффективно решить эту важную задачу, помогут детям достигнуть необходимых целевых ориентиров образования на этапе завершения дошкольного возраста.
Адресовано учителям-логопедам, воспитателям ДОО; полезно родителям детей с проблемами в речевом развитии.

Подробное описание

Введение

Чистая, правильная речь ребёнка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. Чем богаче словарный запас дошкольника, тем легче ему высказать свои мысли, установить содержательные и полноценные отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

С каждым годом увеличивается число дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР). Данная форма речевой аномалии характеризуется тем, что при нормальном слухе и интеллекте у детей задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. У детей с ОНР отмечается нарушение звукопроизношения, обнаруживается недоразвитие фонематического слуха, отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи. Дополнительные трудности в овладении связной речью обусловлены наличием у детей вторичных отклонений в развитии психических процессов – восприятия, внимания, памяти, навыков конструктивной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Совокупность перечисленных нарушений служит серьёзным препятствием в усвоении детьми образовательной программы дошкольного образования, а в дальнейшем и программы начального общего образования. Поэтому очень важно, чтобы малыш
к моменту поступления в школу научился произносить все звуки родного языка, приобрел достаточный словарный запас, мог правильно объединять слова в предложения, а предложения – в связные высказывания. Дефекты звукопроизношения, не устранённые до начала обучения ребёнка грамоте, приводят к ошибкам на письме.

Существует ряд методик, методических разработок по развитию речи дошкольников (А. М. Бородич, Л. Н. Ефименкова, В. И. Селеверстова, Г. М. Лямина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Е. И. Тихеева и др.). Вместе с тем педагоги испытывают острую необходимость в материале по формированию связной речи у детей с ОНР, особенно в конспектах занятий. В пособии представлен материал по развитию речи детей средней группы с диагнозом ОНР Филичевой Т. Б. , Чиркиной Г. В. (с учетом рекомендаций, представленных в книге: Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи детей дошкольного возраста: практ. пособие. М.: Айрис-пресс, 2005). В основе предложенных конспектов занятий – главные принципы дидактики: постепенный переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом возрастного развития, дефекта речевого нарушения, актуальности той или иной темы, ведущей предметно-практической деятельности дошкольников. Конспекты занятий достаточно просты в использовании, предполагают активную практическую деятельность дошкольников, апробированы при проведении коррекционных занятий с детьми 4–5 лет с общим недоразвитием речи.

Учитель-логопед организует свою работу во взаимодействии с воспитателями, которые закрепляют речевые умения и навыки детей на занятиях по развитию речи, формированию математических представлений, изобразительному искусству, конструированию, на прогулке, экскурсии, в процессе игр, наблюдений, во время режимных моментов, где предоставляются большие возможности для свободного общения.

Содержание

Введение    3

Примерное перспективное планирование логопедической работы    5

Сентябрь – ноябрь    5

Декабрь – февраль    7

Март – май    12

Примерное тематическое планирование изучения лексических тем    17

Занятия по расширению и уточнению словаря    18

Тема: Детский сад    18

Тема: Осень    20

Тема: Овощи    21

Тема: Фрукты    23

Тема: Овощи – фрукты    25

Тема: Поздняя осень    27

Тема: Перелетные птицы    29

Тема: Игрушки    31

Тема: Зима    33

Тема: Зимующие птицы    34

Тема: Новый год. Ёлка    36

Тема: Домашние животные    38

Тема: Домашние птицы    41

Тема: Дикие животные    43

Тема: Одежда    45

Тема: Обувь    47

Тема: Ранняя весна    48

Тема: 8 Марта    50

Тема: Семья    52

Тема: Мебель    55

Тема: Посуда    57

Тема: Транспорт    59

Тема: Части тела    61

Тема: Лето    64

Занятия по развитию связной речи    66

Тема: Ответы на вопросы    66

Тема: Составление простых предложений по вопросам    68

Тема: Составление предложений по вопросам и демонстра-
ция действий    71

Тема: Составление простых предложений по картинке    73

Тема: Построение простого предложения из 3–4 слов по теме «Зима»    74

Тема: Составление простого предложения из 34 слов по кар-тинке «Зимующие птицы»    77

Тема: Заучивание стихотворения С. А. Васильевой «Обувной магазин»    79

Тема: Дословный пересказ небольшого рассказа (с помощью педагога). Дикие животные    80

Тема: Заучивание простых стихотворений. Посуда    83

Тема: Ранняя весна. Пересказ небольшого текста    85

Тема: Диалог со сверстниками    86

Тема: Вопросы и ответы на них. Посуда    89

Тема: Составление небольшого рассказа по образцу (картинный план)    90

Тема: Вопросы и ответы на них. Профессии    92

Тема: Составление небольшого рассказа по сюжетной картине. Лето. Картина «На даче»    95

Занятия по обучению элементам грамоты    97

Тема: Артикуляционный аппарат    97

Тема: Развитие слухового восприятия на неречевых звуках    99

Тема: Развитие слухового восприятия на неречевых звуках    101

Тема: Развитие слухового восприятия на неречевых звуках    103

Тема: Звук [а], буква «А»    105

Тема: Звук [у], буква «У»    108

Тема: Звуки [а], [у]    110

Тема: Звук [и], буква «И»    113

Тема: Звук [о], буква «О»    116

Тема: Звуки [о], [щ’]    119

Тема: Гласные звуки [а], [о], [у], [и]    121

Тема: Звук [э]    123

Тема: Звук [м], буква «М»    126

Тема: Звук [н], буква «Н»    129

Тема: Звук [п], буква «П»    132

Тема: Звук [ы], буква «Ы»    135

Тема: Звук [к], буква «К»    137

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий    139

Тема: Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами    139

Тема: Существительные единственного и множественного числа в И. п.    141

Тема: Существительные единственного числа в В. п.    143

Тема: Глаголы повелительного наклонения    145

Тема: Согласование существительных с глаголами ед. и мн. числа настоящего времени    147

Тема: Предлоги на – с    150

Тема: Предлоги в – из    152

Тема: Образование существительных ед. и мн. числа с помощью суффиксов -онок, -ёнок    154

Тема: Предлоги за – по    156

Тема: Образование существительных ед. и мн. числа с помощью суффиксов -онок, -ёнок    159

Тема: Практическое усвоение окончаний глаголов женского и мужского рода прошедшего времени    161

Тема: Практическое усвоение окончаний глаголов женского и мужского рода прошедшего времени    163

Тема: Предлоги у – к    165

Тема: Согласование прилагательных с существительными в роде и числе    167

Тема: Предлоги с – из    170

Тема: Предлоги в – из    172

Тема: Предлоги под – над    174

Тема: Согласование прилагательных с существительными в роде и числе    176

Тема: Согласование прилагательных с существительными в роде и числе    178

Тема: Предлоги за – перед    180

Тема: Употребление существительных в дательном падеже    183

Тема: Приставочные глаголы    184

Тема: Согласование прилагательных с существительными в роде и числе    186

Тема: Образование антонимов    188

Ресурсный и дидактический материал    189

Сравнительная характеристика речи детей    189

Речевая карта    191

Лексический материал по автоматизации звуков    198

М. Г. Ганюшина    211

Шипящие звуки [ш], [ж], [ч’], [щ’]    211

И. С. Еремеева    215

Звук [л]    215

Е. И. Малюго    221

Звук [р]    221

Н. С. Самоделкина    224

Звук [р’]    224

Литература    227

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.