Проектная деятельность в детском саду. Организация проектирования, конспекты проектов. Программа для установки через интернет
Код | СИ-4002 |
Авторы-составители | Гулидова Т.В. |
Издательство | Учитель, 2022 |
Серия | В помощь педагогу ДОО |
Электронная версия | скачать |
УДК | 372.3/.4 |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Предлагаемое пособие включает методические рекомендации воспитывающим взрослым по организации проектирования в дошкольной образовательной организации. Представленные авторские проекты помогут воспитателям и другим специалистам освоить технологию проектирования и правильного оформления готового проекта.
Предназначено воспитателям, педагогам дополнительного образования и специалистам дошкольных образовательных организаций.
Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Введение
ВВЕДЕНИЕ
Изменения, происходящие на нашей планете, в обществе, требуют от человека нового мышления, умений взаимодействовать и уживаться с преобразованным миром, требуют иного понимания своей роли в этом мире, новых компетенций, связанных прежде всего с деятельностью. Человек в современной социокультурной ситуации находится, по словам Е. В. Бондаревской, на рубеже культур, взаимодействие с которыми требует от него диалогичности, понимания, уважения культурной идентичности других людей.
Вполне понятно, что в таких условиях требуется переосмысление роли дошкольного образования как сферы, которая формирует культурно-воспитательный идеал нового времени. Существующие сегодня в сфере дошкольного учреждения проблемы и трудности вызваны главным образом теми явлениями и процессами, которые происходят в современном мире.
Традиционное понимание дошкольного образовательного учреждения как присматривающего, дающего основы знаний, умений и навыков, требуемых в школе, уже вытесняется более широким взглядом на становление маленького человека в условиях детского сада.
Предполагается, что дошкольное образование в новом веке должно ориентироваться на идеал «человека культуры» (Е. В. Бондаревская), на способность человека «быть личностью» – понимать «закон устройства человеком собственного бытия, поведения и отношений с миром» (В. В. Сериков). Концептуальным ориентиром для современной системы дошкольного образования должны стать парадигма культуры, построенная на идеях целостности, любви и поддержки.
Педагогическая поддержка рассматривается и реализуется как система педагогической деятельности, обеспечивающая раскрытие личностного потенциала ребенка, включающая помощь педагогам, родителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей. Эта сложная, высокотехнологическая, специальная педагогическая деятельность раскрыта в исследованиях О. С. Газмана, В. П. Бедерхановой, И. С. Якиманской и других.
Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на воспитанника как «саморазвивающуюся систему», в соответствии с которым усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для его саморазвития, на самодеятельность детей (В. П. Бедерханова).
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно ориентированного подхода к образованию является проектировочная деятельность.
По утверждению О. С. Газмана, при определенных условиях существует зависимость между участием человека в проектировочной деятельности и саморазвитием ее участников (самоопределением, самореализацией, развитием творческих способностей).
Проектирование, по мнению О. С. Газмана, – это комплексная деятельность, обладающая, во-первых, признаками автодидактизма: участники проектирования как бы автоматически осваивают новые понятия; новые представления о различных сферах жизни, о производственных, личных, социально-политических отношениях между людьми; новое понимание смысла изменений которых требует жизнь.
К воспитателю, вступающему во взаимодействие с ребенком и его семьей, сегодня предъявляются особые требования. Важным является не только умение решать возникающие психологические и педагогические проблемы, но и понимать направление развития, способствовать поиску путей психологической и педагогической поддержки.
Вот что по этому поводу пишет Т. В. Погост: «Отваживаясь на необходимое участие в формировании того или иного человека, мы берем на себя функцию Творца, и, независимо от нашего мировоззрения, мы не можем не почувствовать вселенской ответственности. Поэтому сколь бы ни был велик соблазн воспитать себе подобного, мы не должны поддаваться ему. Интуиция подсказывает, что другой человек, пусть даже маленький, не должен быть похожим на нас, он – другая вселенная, у него свой путь в жизни, – мы же призваны всемерно ему помогать». Таким образом, проектирование может стать средством социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образования.
Методические рекомендации по организации проектной деятельности в ДОО
Методические рекомендации
по организации проектной деятельности в ДОО
Современных педагогов дошкольного учреждения все больше и больше интересует метод проектов, но не все могут самостоятельно его освоить. На помощь педагогам может прийти методическая поддержка, которая способна своевременно отслеживать достижения и трудности педагогов в процессе освоения проектной деятельности. Методическую поддержку мы понимаем как психологическую поддержку педагогов. Методическая служба (старший воспитатель, научный консультант, психолог) призвана развивать в педагогах чувство уверенности в своих силах, готовности к действиям. Успех вхождения в проектную деятельность педагогов зависит от методической команды, от применяемых методов обучения проектированию, готовности педагогов к изменениям в себе как профессионале и образовательной системе.
Лабораторией образования родителей разработана и внедрена технология введения в проектную культуру педагогов. В нашей технологии педагогами-исследователями под научным руководством кандидата педагогических наук, доцента Е. С. Евдокимовой было определено семь этапов освоения проектной культуры.
Первый этап – рефлексивный; его цель – подведение педагогов к осознанию реальной педагогической системы дошкольного образовательного учреждения, формирование адекватной оценки (самооценки) развивающего пространства и себя в нем.
Второй этап – первичной ориентации на идеи проектной деятельности: показать переходы от репродуктивного образования к продуктивному.
Третий этап – педагогическое наблюдение, его цель – отследить поведение детей, родителей и свои реакции во взаимодействии.
Четвертый этап – длительное погружение в теорию и практику проектной культуры; его цель – ориентация педагогов на актуальную проблему культурного саморазвития дошкольника, раскрытие всех типов проектной деятельности; на их место в педагогическом процессе дошкольного образования, поэтапное стимулирование развития проектировочной деятельности дошкольников, механизмов проектирования, знакомства с циклами проектирования.
Пятый этап – тренинговый, решающий задачи: овладеть коллективной мыследеятельностью, ориентированной на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве детского сада; освоить алгоритм создания проектов, отталкиваясь от запросов ребенка; актуализировать гуманистические принципы педагогики ненасилия (достижения позитивной открытости по отношению к детям и своей личности; обеспечение субъектной свободы в выборе содержания, методов и форм деятельности; подключении воспитанников к целям и задачам педагога, а также умение подключаться к целям и задачам детей; преодоление тревожности, страха, чувства неполноценности); объединить усилия всех субъектов педагогического процесса в целях реализации массового проекта.
Шестой этап – апробация метода проекта; цель – интенсивно развить проектировочные способности, предполагающие прежде всего способность к рефлексии, целеобразованию, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое.
Седьмой этап – рефлексия – осмысление и выявление уровня сформированности проектной культуры педагогов.
1) Апробируя данную технологию, мы делаем вывод: проектирование меняет роль воспитателей в управлении педагогическим процессом дошкольного образовательного учреждения, они выступают активными участниками процесса, а не исполнителями воли отдельных специалистов. Деятельность в творческих группах помогает им научиться работать в команде. У воспитателей вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей. Педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.
2) Важно, что технология введения в проектную культуру положительно влияет на профессиональную компетентность педагогов. На первом этапе рефлексии, а затем на пятом (тренинговом) и шестом (по апробации метода проекта) психологическая и научно-методическая служба совместно с педагогами самым подробным образом анализирует логику, выбранную проектными группами, профессионализм (умение осуществлять оптимальный отбор методов, приемов, средств, форм взаимодействия с детьми, родителями; самостоятельно разрабатывать, апробировать и успешно применять педагогические технологии или их элементы (экспериментирование в детском саду и в семье на примере ДОУ № 249), которые могут быть рекомендованы к распространению; создание условий для реализации креативных возможностей детей; применение в практике деятельности исследовательских и опытно-экспериментальных методов взаимодействия, методик управления и прогнозирования педагогического процесса.
Откуда хлеб пришел?
О. В. Иванова
Откуда хлеб пришел?
Тип проекта: информационно-исследовательский; по содержанию: «Ребенок и рукотворный мир»; детско-взрослый – где ребенок – исполнитель проекта; внутри одной возрастной группы (5–6 лет); коллективный, долгосрочный.
Проблема: что мы знаем о хлебе и для чего он нужен людям.
Цель-результат: совместно со взрослыми дети собирают информацию о том, откуда приходит хлеб на наш стол, умеют донести ее до сверстников; постигают смысл изречений «Хлеб – всему голова», «Хлеб – это жизнь»; знакомятся с производством хлеба на хлебозаводе; приобретают основы культуры мышления, умения и навыки исследовательского поведения: видят проблему, задают вопросы, выдвигают гипотезы, дают определения понятиям, классифицируют, наблюдают, делают выводы и умозаключения, доказывают и защищают свои идеи; свои знания, впечатления дети отражают в художественно-продуктивной деятельности: изготовлении книжек-малюток, разучивании пословиц, поговорок, загадок, стихов, песен о хлебе, рисунках, поделках.
Материал: различные хлебобулочные изделия, иллюстрации, произведения художественной литературы, фотографии, изобразительные материалы, мультфильмы, музыкальные произведения.
Содержание практической деятельности
по реализации проекта
1-й этап. Подготовительный.
Перед завтраком воспитатель обращает внимание детей на столы и просит сказать, чего же не хватает на накрытых столах. (Хлеба.) Перед детьми ставится вопрос: где взять хлеб? Дети предлагают разные варианты – в магазине, в ларьке. Воспитатель уточняет: «Где же можно взять хлеб в нашем детском саду?» (На кухне.) Педагог приносит хлеб.
После завтрака дети собираются в группе, воспитатель приносит подносы с различными хлебобулочными изделиями, предлагает рассмотреть их.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, откуда появился хлеб?
Дети. Из магазина, сделали из муки.
Воспитатель. А что такое хлеб?
Дети. Хлеб надо есть, из семечек вырастили.
Воспитатель. Из каких семечек?
Дети. Из хлебных.
Воспитатель. А что вы еще можете рассказать о хлебе?
Дети. Его делают на хлебном заводе.
Воспитатель. Кто может рассказать пословицы, поговорки, стихи о хлебе?
Один из детей рассказывает стихотворение, которое он сочинил сам, но только не о хлебе, а о зайчике.
Ребенок. Прыгал зайка по полянке.
Он увидел баранки, взял и съел.
Потом взял баранку и ушел.
Воспитатель говорит, что надо рассказать о хлебе.
В ходе беседы выясняется, что дети не имеют достаточной информации, о том, откуда к нам пришел хлеб.
Воспитатель. А как вы думаете, ребята, где можно узнать все о хлебе? (Сходить на завод, где делают хлеб, у продавца.) А у кого еще можно получить информацию? (Спросить у родителей.)
Показывает карточки-алгоритмы получения информации: «Подумать», «Спросить у взрослого», «Узнать из книг», «Поможет компьютер», «Посмотреть телевизор», «Понаблюдать», «Поэкспериментировать». Предлагает детям собрать информацию о хлебе, обратившись за помощью к взрослым.
2-й этап. Сбор информации.
Дети с помощью родителей изготовляют книжки-малютки о хлебе, находят пословицы, поговорки о хлебе, учат стихи, рисуют.
Организация экскурсий.
1) Экскурсия в библиотеку.
Библиотекарь читального зала проводит тематическую беседу «От колоска до каравая», рассказывает об истории появления хлеба, о технологии выращивания зерна.
Используемая литература:
1. Митяев А. В. Ржаной хлебушко – калачу дедушка. М., 1990.
2. Алмазов Б. А. Наш хлеб. Л., 1985.
3. Владимиров А. В. Земля на зернышке стоит. М., 1984.
4. Осипов Н. Ф. Про гречиху и пшеницу, кукурузу и горчицу. М., 1997.
5. Дацкевич В. П. От зерна до каравая. М., 1985.
Затем дети с удовольствием смотрят мультфильм «О девочке, которая наступила на хлеб» по сказке Г.-Х. Андерсена.
По возвращении в детский сад ребята обмениваются впечатлениями: рисуют, вспоминают пословицы, придумывают стихи, загадки, составляют алгоритм технологии хлеба.
2) Экскурсия на хлебозавод.
Перед экскурсией педагог проводит беседу с детьми.
Воспитатель. А что такое хлебозавод?
Дети. Завод, где делают хлеб.
Воспитатель. А как его делают?
Дети. Из теста, из муки.
Откуда пришла книга и для чего она нужна людям
А. А. Бойко
Откуда пришла книга и для чего она нужна людям*
Тип проекта: информационно-исследовательский; по содержанию «Ребенок и рукотворный мир», детско-взрослый, где ребенок – исполнитель проекта; участники – подготовительная группа детского сада и 1 класс гимназии, воспитатели, родители; коллективный, долгосрочный.
Проблема: откуда пришла книга и для чего она нужна людям.
Цель-результат: совместно со взрослыми дети осваивают способы получения информации, собирают информацию о книгах: для чего они нужны, в чем их ценность, как появляется книга и как надо обращаться с ней; при поддержке взрослых осваивают инструментальные навыки, необходимые в исследовательском поиске, а также приобретают умения логического и творческого мышления, необходимые в решении исследовательских задач; отражают свои знания, впечатления в художественно-продуктивной деятельности: изготовлении книжек-малюток на различную тематику, рисунках, театральных постановках, разучивании песен, стихов, загадок.
Материал: разнообразные книги, иллюстрации, произведения художественной литературы, музыкальные произведения, изделия из дерева, костюмы, маски для инсценировки.
Содержание практической деятельности
по реализации проекта
1-й этап. Подготовительный.
Дети подготовительной группы заходят в групповую комнату после музыкального занятия и видят на большом столе разнообразные предметы из дерева и много разных книг.
Воспитатель. Ребята, пока мы с вами были на музыкальном занятии, у нас в группе произошли изменения. Какие?
Дети. В группе не было книжек, инструментов, линеек.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть все то, что находится на столах. Дети рассматривают.
Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, почему эти предметы находятся вместе (показывает на предметы из дерева).
Дети. Потому, что они сделаны из дерева.
Далее педагог интересуется у детей, почему рядом с деревянными предметами находятся книги.
Дети. Их делают из дерева.
Воспитатель. А как их делают?
(Необходимо получить ответ-алгоритм, как из дерева получается книга, дети этого не знают.)
Воспитатель. А хотите, ребята, более подробно узнать, почему у нас книги и деревянные предметы оказались на одном столе? Что их объединяет? Кто или что нам может помочь в этом исследовании?
Дети называют алгоритм исследования, используя карточки-помощники: спросить у взрослого; почитать книгу, сходить в библиотеку; посмотреть фильм, найти информацию в компьютере; понаблюдать.
Воспитатель. Предлагаю вам самим узнать, почему же эти предметы оказались вместе, что их объединяет. В этом вы можете попросить помощи у взрослых.
Параллельно проходит постановка проблемы и в 1 классе школы.
2-й этап. Сбор информации.
Дети собирают информацию вместе с родителями, воспитателями: изготовляют книжки-малютки на разные темы, разучивают стихотворения, пословицы, поговорки, рисуют, обмениваются в группе друг с другом полученными знаниями.
Организация экскурсий.
Экскурсии проходят совместно с учениками школы.
1. Экскурсия в книжный магазин.
Продавец рассказывает о том, какие книги продаются у них в магазине. Воспитатель подводит итог этому рассказу: «Ребята, мы с вами узнали, что в магазине есть книги и для маленьких, и для взрослых, на любой вкус и любой возраст. Нам бы хотелось приобрести что-нибудь для нашей группы».
Вместе с воспитателем дети выбирают книгу «Животные России».
Далее педагог спрашивает: «Что необходимо сделать, чтобы купить книгу?»
Дети отвечают: «Надо заплатить деньги в кассу».
Воспитатель: «А что нам даст кассир?» Ответы детей – книгу, сдачу. (Никто не сказал, что кассир даст еще чек.)
Сотрудники магазина дарят детям книги.
2. Экскурсия в типографию.
Перед тем как организовать экскурсию, старший воспитатель обговаривает с работниками типографии ту информацию, которую они будут представлять детям. Необходимо рассказывать так, чтобы текст был доступен детям.
После посещения типографии дети узнали много новых слов и понятий: приветственный адрес, ламинатор, печатные формы, линотипист, касса, где сложены буквы, печатная машина, оттиск, корректор, печатный цех, автомат для склейки бумаги, цветная печать, машина для резки бумаги.
По окончании экскурсии ребята из детского сада и ученики гимназии обмениваются впечатлениями от проведенной экскурсии, рассказывают, что им понравилось больше всего. (На вопрос педагога: «Кто хочет работать в типографии?» все дружно подняли руки и закричали: «Я!»)
3. Экскурсия в библиотеку.
Библиотекарь абонементного зала начинает свою беседу с вопроса:
– Что такое библиотека?
Дети отвечают, что это место, где много книг.
Домашнее животное города – кошка
Е. А. Татаренко
Домашнее животное города – кошка
Тип проекта: информационно-исследовательский; по содержанию: «Ребенок и природа», детско-взрослый, где ребенок исполнитель проекта, внутри одной возрастной группы (4–5 лет); коллективный, долгосрочный.
Проблема: как кошка стала домашним животным.
Цель-результат: совместно со взрослыми дети собирают информацию о домашнем животном – кошке, осваивают способы получения информации по теме, основы анализа и обобщения полученного материала, отражают свои знания, впечатления в художественно-продуктивной деятельности (изготовлении книжек-малюток, рисунках, поделках).
Материал: живая кошка, игрушечная кошка, иллюстрации, произведения художественной литературы о кошках, фотографии, музыкальные произведения, мультфильм «Кошка, которая гуляла сама по себе».
Содержание практической деятельности
по реализации проекта
1-й этап. Подготовительный.
Дети получают письмо от Лисенка. Он просит детей отгадать загадки:
Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком.
Как мне, дети, часто снится
Блюдце с теплым молочком!
То мурлычет, то играет,
То куда-то удирает,
Убегает далеко.
А когда придет обратно,
То мяукает и с блюдца
Пьет сырое молоко.
Дети отгадывают загадку.
Воспитатель спрашивает у детей, где можно встретить кошку. (Дети отвечают: на улице.) После высказываний детей воспитатель предлагает им выйти на улицу и поискать кошку во дворе детского сада.
Дети вместе с воспитателем, найдя кошку, рассматривают ее внешний вид, наблюдают за повадками.
Воспитатель спрашивает:
– Какого цвета шерстка у нашей кошечки? (Серая.)
– Сколько лапок у кошки? (Четыре.)
– А почему у кошки длинные усы? Как кошка чистит свою шерстку? (Дети не могут ответить на этот вопрос.)
– Кто нам может помочь узнать об этом?
Дети отвечают: книга, компьютер, телевизор.
2-й этап. Сбор информации.
С помощью взрослых дети собирают информацию о кошке, пытаются ответить на вопрос, как кошка стала домашним животным.
Изготавливают вместе с родителями книжки-малютки о кошках, разучивают стихи, загадки о кошках, приметы, связанные с кошками. Мастерят поделки из пластилина, рисуют своих питомцев, приносят фотографии для газеты.
Организация экскурсий.
1. Экскурсия в библиотеку.
Рассказ библиотекаря по теме «Кошки – наши друзья».
Используемая литература:
Н. Непомнящий «Кошки», Р. Кете «Кошки», М. Шпек «Котята», А. О’Нил «Детская энциклопедия “Кошки”», Э. Клив «Большие кошки».
Дети узнали о повадках кошки, о том, как она чистит себе шерстку, для чего иногда ест траву; рассмотрели фотографии ближайших сородичей кошек – тигров, леопардов; посмотрели мультфильм про кота Леопольда.
2. Экскурсия по микрорайону. Дети рассматривают кошку вместе с воспитателем, выходя за пределы детского сада, а также вместе с родителями: кормят кошек, наблюдают, что они едят, а что не любят есть, как кошки точат коготки, изучают их повадки.
3. Можно провести экскурсию в книжный магазин, если там имеется литература о кошках.
3-й этап. Просмотр мультфильма «Кошка, которая гуляла сама по себе».
Перед началом просмотра педагог проводит беседу с детьми:
Воспитатель. Где живет кошка?
Дети. Дома, в подвале, на улице.
Воспитатель (обращается к ребенку). Как появилась кошка у тебя?
Дети. Принесла тетя Алла.
Воспитатель. А где взяла ее тетя Алла?
Дети. Принес дядя Олег с улицы.
Дети не могут ответить на вопрос, почему кошка захотела жить с человеком.
После просмотра мультфильма воспитатель проводит беседу.
Воспитатель. Почему кошка пришла жить к человеку?
Дети. Ее похвалили.
Воспитатель. За что?
Дети
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом