Комплексная оценка динамики развития ребенка и его индивидуальных образовательных достижений. Диагностический журнал. Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Код | 4840 |
Авторы-составители | Афонькина Ю. А. |
Издательство | Учитель, 2017 |
Серия | Диагностический журнал |
ISBN | 978-5-7057-5064-1 |
Страниц | 145 |
УДК | 373.2 |
Штрихкод | 9785705750641 |
Размеры (Ш x В x Т) | 203 x 285 x 7 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 218 г |
В пособии предложены диагностические карты (листы развития), включающие данные стандартизированных наблюдений педагогов и педагогов-психологов, методики, пробы, показатели, критерии и результаты анализа детской деятельности, позволяющие определить качественную оценку развития разных видов деятельности ребенка и разных сторон его познания, общения, личности в деятельности, что чрезвычайно важно для построения образовательной и коррекционной работы в дошкольной организации.
Предназначен руководителям и старшим воспитателям ДОО, а также педагогам-психологам, воспитателям, музыкальным руководителям и инструкторам по физической культуре ДОО; для подготовки бакалавров по направлениям "Педагогическое образование", "Психолого-педагогическое образование", "Специальное (дефектологическое) образование".
Подробное описание
ВВЕДЕНИЕ
Структура и содержание диагностического альбома разработаны с учетом подходов, которые
в ФГОС ДО определяются как приоритетные для развития дошкольного образования и задают направленность образовательного процесса на освоение ребенком универсальных видов детской деятельности. Диагностический журнал разработан с учетом следующих требований:
– предполагает использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки;
– позволяет осуществлять оценку динамики развития детей и их образовательных достижений как в течение возрастного периода, так и в отношении преемственности последовательных возрастных периодов;
– направлен на исследование физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формируемых в разных видах детской деятельности;
– включает наблюдения за ребенком как ведущий метод диагностики, а также метод беседы, экспертные оценки, критериально-ориентированные методики нетестового типа.
Разработка методик осуществлялась на основе идей личностно-деятельностного подхода. Они предполагают изучение развития ребенка как субъекта специфически детских видов деятельности. Смысл дошкольного детства состоит в освоении ребенком специфически человеческих видов деятельности, имеющих универсальный характер. В них формируются важнейшие личностные качества, которые будут необходимы для полноценного развития человека в последующие возрастные периоды.
В основу разработки диагностического журнала были положены теоретические идеи А. В. Запорожца, О. М. Дьяченко, Н. Е. Вераксы, Д. Б. Эльконина:
1. Развитие ребенка осуществляется в его деятельности, которая является формой активного отношения человека к окружающему. От особенностей стимулирования детской деятельности зависят достижения в физическом и психическом развитии. Амплификация (обогащение) развития происходит на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.
2. Реализация возможностей дошкольного возраста предполагает обогащение содержания и форм детской деятельности, что достигается с помощью использования особых средств. Основное направление дошкольного образования определяется как развитие ребенка через его осмысленное обращение к построению новых, культурных способов взаимодействия с действительностью.
3. Подлинное развитие характеризуется не просто механическим овладением новыми действиями с предметами, достижением определенных результатов, а прежде всего самоосознанием и овладением новым способом предметных действий с опорой на функциональное назначение предмета, выработанным произвольным его построением и использованием, а значит, подлинное развитие предполагает особую гибкость в организации условий такого процесса.
4. Каждый из видов деятельности имеет свои особенности, требует овладения особыми способами и оказывает специфическое влияние на психическое развитие ребенка, способствует познанию ребенком своих сил и возможностей.
5. Образовательный процесс есть не что иное, как особый целостный процесс совокупной коллективной деятельности педагога и детей. В процессе такой деятельности дети под целенаправленным руководством педагога активно овладевают достижениями материальной и духовной культуры (знание, мораль, искусство, труд), созданной человечеством, усваивают общественные требования, нравственные нормы и идеалы, что и определяет развитие их личностных качеств. Таким образом, происходит формирование основ базовой культуры личности, развитие способностей.
Диагностическая работа в ДОО направлена на то, чтобы оптимально для развития каждого ребенка организовать образовательную деятельность, обеспечить индивидуализацию и позитивную социализацию.
Цель диагностической работы – изучение качественных показателей индивидуального развития ребенка и его образовательных достижений, складывающихся в целесообразно организованных образовательных условиях.
Задачи:
1. Изучить продвижение ребенка в освоении универсальных видов детской деятельности.
2. Составить объективное и информативное представление об индивидуальной траектории развития каждого ребенка.
3. Обеспечить контроль за решением образовательных задач и эффективностью педагогических воздействий, что дает возможность более полно и целенаправленно использовать методические ресурсы образовательного процесса.
Структура диагностического альбома соответствует Примерной основной образовательной программе и отражает принципы и логику ее построения.
Диагностический журнал состоит из пяти разделов, выделенных в соответствии с образовательными областями, определенными ФГОС дошкольного образования: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Каждый раздел, в свою очередь, включает два блока «Педагогическая диагностика» и «Психологическая диагностика».
Педагогическая диагностика направлена на выявление освоения ребенком специфически дошкольных видов деятельности с точки зрения таких компонентов деятельности, как побуждения, представления и опыт.
Для сбора конкретных диагностических данных педагог использует метод наблюдения. Данные наблюдения важны для определения уровня освоения детьми разных видов деятельности, формирования ее структуры, а также для определения общего хода развития ребенка, эмоционального благополучия. Дополняются наблюдения свободным общением педагога с детьми, беседами, играми, рассматриванием картинок, предметов и т. п.
Побуждения оцениваются по критериям:
– устойчивые: проявляются стабильно, вызывают инициативную активность;
– неустойчивые: проявляются достаточно часто, но вызывают активность, которая быстро угасает и ребенок переключается на другие занятия;
– ситуативные: побуждения, продиктованные конкретной внешней ситуацией, спонтанные стремления;
– не проявляет.
Представления оцениваются по критериям:
– четкие, содержательные, системные;
– четкие, краткие;
– отрывочные, фрагментарные;
– не оформлены.
Опыт деятельности оценивается по критериям:
– выполняет самостоятельно;
– выполняет с помощью взрослого;
– выполняет в общей со взрослым деятельности;
– не выполняет.
Критерии вносят в диагностические карты, анализ которых позволяет определить для каждого ребенка «зону ближайшего развития» и его образовательные потребности, то есть те особенности, которые определяют индивидуализацию форм, технологий, методов и приемов образовательной деятельности, педагогического общения.
В диагностических картах по предлагаемым показателям оцениваются образовательные достижения ребенка в качественном выражении, сопоставление данных на начало и конец учебного года позволяет выявить динамику индивидуального развития ребенка.
Таким образом, педагогическая диагностика направлена не на оценку самого ребенка, а на оценку образовательной деятельности, в которую он включен.
Второй блок включает методики психологической диагностики, предполагающие изучение тех личностных достижений, которые формируются в разных видах деятельности: самосознания, волевых проявлений, эмоций, способностей и т. п.
Все психологические методики являются обоснованными, апробированными и надежными. Они модифицированы для удобства использования. Описание цели, материала и процедуры диагностики дополнены разработанными критериями и диагностическими картами.
Педагогическая и психологическая диагностика предполагает выделение не малоинформативных количественных параметров (уровней, баллов, процентов), а качественных характеристик изучаемого явления, что позволяет определить индивидуальное своеобразие развития каждого воспитанника и тем самым избежать попыток подогнать развитие воспитанника под определенный жесткий стандарт и обесценить его индивидуальность. Для этого к каждой диагностической карте разработаны характеристики достижений ребенка, которые вносятся в примечание.
Итак, представленные в диагностическом журнале способы сбора информации о ребенке предполагают качественную оценку развития разных видов деятельности и разных сторон его познания, общения, личности в деятельности.
Способы обработки и интерпретации полученных данных имеют преимущественно не количественный, а качественный характер, поэтому позволяют определить «зону ближайшего развития» ребенка. Результаты, полученные в процессе педагогической диагностики, отражаются в карте индивидуального развития ребенка, а результаты психологической диагностики – в индивидуальных профилях развития ребенка.
Диагностический журнал адресован руководителям и старшим воспитателям ДОО, а также педагогам-психологам, воспитателям, музыкальным руководителям и инструкторам по физической культуре дошкольной образовательной организации.
Содержание
Введение 3
Образовательная область «Физическое развитие»
Педагогическая диагностика 6
Диагностические карты (листы развития) по направлениям 6
Психологическая диагностика 14
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Педагогическая диагностика 18
Диагностические карты (листы развития) по направлениям 18
Психологическая диагностика 32
Образовательная область «Познавательное развитие»
Педагогическая диагностика 64
Диагностические карты (листы развития) по направлениям 64
Психологическая диагностика 84
Образовательная область «Речевое развитие»
Педагогическая диагностика 97
Диагностические карты (листы развития) по направлениям 97
Психологическая диагностика 108
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Педагогическая диагностика 111
Диагностические карты (листы развития) по направлениям 111
Психологическая диагностика 133
Карта развития ребенка 142
Литература 144
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом