География. 9 класс. Технологические карты уроков по учебнику В. П. Дронова, И. И. Бариновой, В. Я. Ром. Программа для установки через интернет
Код | СИ-5849г |
Авторы-составители | Самончева Е.В. |
Издательство | Учитель, 2022 |
Серия | ФГОС. Поурочное планирование |
Электронная версия | скачать |
УДК | 372.016:91*09 |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Использование технологической карты как универсального инструмента моделирования урочной деятельности позволяет учителю сделать урок интерактивным, структурированным, алгоритмичным, увидеть учебный материал системно и целостно, определить для каждого урока планируемые результаты в соответствии с требованиями ФГОС ООО, педагогические средства, формы организации взаимодействия учащихся с учителем и сверстниками, подобрать разные по уровню сложности и интеллектуально-развивающей направленности задания (творческие, проблемно-поисковые, исследовательские), осуществить интегративный контроль результатов деятельности.
Предназначено учителям географии, руководителям методических объединений.
Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Приложения
Приложения
Приложение 1
Актуализация понятия «Родина»
Учитель. В прошлом учебном году вы познакомились с природой России, разнообразием ее природных условий и ресурсов. Вы узнали, как обширна и многообразна наша страна: неиссякаемые и полноводные реки, бескрайние леса, высокие горы со снеговыми вершинами, широкие знойные степи... Можно еще долго перечислять богатства России, но стоит сказать о главном – о ее народе. Россия – это прежде всего российский народ, это вы и я с нашими радостями и заботами, проблемами и любовью. Не случайно в качестве эпиграфа выбраны слова великого русского полководца Александра Суворова: «Горжусь, что я – россиянин». Давайте задумаемся, чем мы можем гордиться, являясь россиянами.
Приложение 2
Определение роли географии в решении экономических,
социальных и экологических проблем России
Можно процитировать М. В. Ломоносова: «Сколько происходит пользы от географии человеческому роду, о том всяк, имеющий понятие, рассудить может…» Так как учащиеся уже имеют определенный объем знаний по данному вопросу, они могут самостоятельно обмениваться мнениями. Учитель лишь акцентирует внимание на значимости географии в современное время.
Необходимо познакомить учащихся с основными государственными проблемами и задачами, пути решения которых прочно опираются на географическую базу (обострение проблем ресурсообеспечения, охрана и преобразование природы; развитие индустрии отдыха и туризма; медицинская география и т. д.).
Учитель. Сегодня мы приступаем к изучению новой для вас науки – экономической и социальной, или общественной, географии.
Далее следует познакомить с текстом учебника о том, что изучает география России (с. 3–4).
Учитель. Экономическая география имеет не только общеобразовательное, но и практическое значение. Она учит, как правильно разместить хозяйственные объекты, где целесообразнее строить те или другие предприятия. От того, насколько обоснованно выбрано место для сооружения фабрик и заводов, насколько правильно определено направление хозяйства целых районов, зависят траты труда и средств на производство продукции, а следовательно, и производительность труда. Вы уже знаете, что на развитие и размещение хозяйства большое влияние оказывают природные условия, уровень развития техники, обеспеченность трудовыми ресурсами. Только всесторонний учет этих условий позволит правильно разместить хозяйство на территории страны. Именно поэтому экономическая география опирается на данные таких наук, как физическая география, история, физика, химия, биология и т. д.
Нужна ли сегодня география каждому человеку? Если мы проанализируем ответы людей на вопрос «В чем значимость географии для вас лично?», то окажется, что очень многие затрудняются ответить на него. А как вы на него ответите?
Учитель отмечает, что география – комплексная наука, в ее состав входят многие дисциплины и научные области. Каковы же задачи географии? На этот вопрос учащиеся также могут ответить практически без помощи учителя. Во время беседы учитель обращает внимание учащихся на схему (ее можно начертить на доске или представить в виде раздаточного материала).
Задачи географической науки
Учащиеся записывают схему в тетрадь.
Приложение 3
Рассказ учителя о развитии экономической
и социальной географии в России
Зарождение экономической и социальной географии в России относится к середине XVIII века, что было связано с экономическими и политическими успехами страны, расширением и активным изучением ее территории, созданием всероссийского рынка. Впервые термин «экономическая география» употребил М. В. Ломоносов в 1760 году. С момента своего возникновения экономическая география была тесно связана с комплексными общегеографическими исследованиями и нацелена на решение практических задач освоения новых территорий, стремление к целостному познанию России.
Приложения
Приложения
Приложение 1
Вводная беседа
В процессе вводной беседы учитель готовит учащихся к восприятию нового материала, который дается в виде лекции. Учитель может кратко напомнить историю и современное состояние административно-территориального деления России – материал, частично знакомый школьникам.
Учитель. Россия – крупнейшая страна в мире, ее площадь составляет 17,1 млн км2, это 1/8 часть суши. Естественно, что такая обширная территория должна делиться на более мелкие районы для оптимизации управления и хозяйствования. Наша задача сегодня – вспомнить федеративное устройство и административно-территориальное деление России на современном этапе, изучить районирование нашей страны, посмотреть, как оно формировалось, и научиться работать с картой экономических районов России.
Основой экономического районирования России является административно-территориальное устройство. Оно складывалось в течение нескольких веков. В XVII в. территория Российского государства делилась на части (области), именовавшиеся тогда «городами». При отнесении тех или иных территорий к «городу» утверждался историко-географический принцип. Хорошо известны такие административно-территориальные единицы, как Рязанские, Северские, Замосковные, Пермские и другие «города». Более низким звеном деления были уезды, волости и станы. В 1708 г. страна была разделена на 8 губерний – Петербургскую, Московскую, Архангелогородскую, Смоленскую, Киевскую, Казанскую, Азовскую, Сибирскую. Во главе каждой губернии стоял губернатор. Губернии, в свою очередь, первоначально делились на провинции, управляемые воеводами, а провинции делились на дистрикты, управляемые земскими комиссарами. Под руководством губернатора создавался разветвленный административно-бюрократический аппарат, выполняющий в ос-новном фискальные функции – поддержание порядка, сбор налогов, рекрутский набор. В 1775 г. произошло разукрупнение губерний, их стало 40, а затем 68. Территория России механически делилась на губернии и уезды по признаку численности населения. Таким образом, недостаточно учитывались народохозяйственные нужды страны и совсем не учитывались национальные интересы народов, населяющих Россию, хотя еще в начале XIX в. К. Арсеньев писал: «Разделение государства на губернии и уезды не есть маловажное дело. Безопасность внешняя и спокойствие народа внутри государства много зависит от правильного и с благоразумием устроенного разделения государства на части».
Подобное административное устройство оставалось практически неизменным почти до конца 20-х гг. XX в. В период с 1924 по 1929 гг. был ликвидирован старый государственный губернский аппарат и началась новая административная реформа страны. Новыми органами власти стали Советы. Губернии были заменены областями, а уезды – районами.
Работа с административной картой России.
1. Какие субъекты входят в состав Российской Федерации?
2. Сколько в стране республик? краев? областей? городов федерального значения? автономных областей? автономных округов?
3. Вспомните и назовите самые большие и самые маленькие субъекты Федерации (по площади и по численности населения).
4. Как называется субъект Федерации, в котором мы с вами живем?
Приложение 2
Лекция с элементами практических заданий
Учитель. Район – это территория (акватория), отличающаяся от других особенностями происхождения, природы, населения и хозяйства. Метод деления территории по определенным признакам на отдельные части (районы) называется районированием.
Районирование имеет свою историю. Первые попытки экономического районирования показали хозяйственные различия отдельных частей страны. Так как хозяйственная жизнь России до революции определялась главным образом сельским хозяйством, в основу районирования были положены климатические и другие зональные природные условия. Эти первые попытки районирования были по преимуществу районированием природно-хозяйственным или сельскохозяйственным.
Известный географ П. П. Семенов-Тян-Шанский в конце XIX в. (
Приложение
Приложение
Экономико-географическое положение (ЭГП)
Европейского Севера
(работа с картами атласа, типовым планом и текстом учебника)
Это первая региональная тема, где вводится новое понятие – «экономико-географическое положение объекта» – и дается первый образец экономико-географической характеристики территории. Поэтому очень важно, чтобы объяснение учителя соответствовало содержанию
и последовательности пунктов составленного учащимися плана.
1. Изучение нового материала начинается с характеристики экономико-географического положения. Определив, какие территории входят
в состав Европейского Севера, учащиеся выясняют особенности его ЭГП и самостоятельно оценивают его.
2. Экономико-географическое положение района всегда характеризуется по плану, с которым учащихся необходимо познакомить (раздаточный материал).
План характеристики ЭГП района.
1. Положение района на территории государства (окраинное, пограничное, центральное). Число и названия пограничных государств.
2. Экономическое окружение (соседние районы).
3. Приморское или внутриконтинентальное положение. Наличие выхода к морям и океанам. Названия морей, условия навигации.
4. Положение относительно крупнейших топливно-энергетических и сырьевых баз страны.
5. Положение по отношению к транспортным магистралям (морским, речным, сухопутным).
6. Изменение ЭГП района.
7. Выводы о возможности влияния ЭГП района на развитие его хозяйства.
Как видно из данного плана, характеристика ЭГП района требует не только установления необходимых показателей, но и оценки на основе полученной информации благоприятных и неблагоприятных сторон этого положения.
1) Положение по отношению к государственной границе – окраинное, пограничное или центральное. Для определения требуется политико-административная карта России или экономическая карта района. Пограничное положение при соседстве с дружественными государствами создает благоприятные возможности для внешнеторговых связей.
2) Экономическое окружение – соседние районы. Определение районов-соседей позволяет установить возможности развития межрайонного обмена. Чем больше районов-соседей, тем больше возможности сбыта продукции и поставок разнообразных недостающих видов сырья, топлива, изделий обрабатывающих отраслей промышленности, продовольствия. Для определения требуется экономическая карта района.
3) Приморское положение создает возможность транзита, благодаря чему осуществляются связи внутриконтинентальных районов с зарубежными странами. Транзитом идут грузы и через районы с сухопутными границами.
4) Благоприятность положения вблизи основных топливных и сырьевых баз особенно важна для тех территорий, которые не располагают собственными ресурсами сырья и топлива. Для определения необходимы тематические карты атласа.
5) Положение по отношению к транспортным магистралям важно для межрайонного обмена массовыми грузами, для установления производственных связей. Для определения требуется карта «Транспорт России».
Анализируя карты и работая по плану, учащиеся заносят полученные результаты в таблицу.
Используя карты, типовой план и текст учебника (§ 22), учащиеся без труда справляются с заданием. Затем учитель предлагает кому-либо показать на карте субъекты, входящие в состав Европейского Севера, и охарактеризовать его ЭГП.
Приложение
Приложение
Крупные города Северо-Запада
(возможные сообщения учащихся)
Санкт-Петербург.
В конце мая 1703 г. в России появился новый город, которому суждено было на протяжении последующих столетий играть выдающуюся роль в ее судьбах, в жизни Европы и всего мира. Основал этот город в устье Невы, на берегу Балтийского моря российский император Петр I. Вряд ли найдется другой город в мире, который потребовал бы больше жертв для своего рождения, чем Пальмира Севера. Поистине Петербург – город на костях человеческих. Туманы и болота, среди которых возник город, свидетельствуют о той гигантской работе (сравнимой со строительством египетских пирамид), которую нужно было произвести, чтобы создать здесь, на зыбкой почве, сотканный из туманов этот «парадиз». Здесь все повествует о великой борьбе с природой. Здесь все наперекор стихиям. Неудивительно мнение, что Петербург построен «на костях», что это поистине гибельное место:
…Небо вечно в тумане,
Почва вечно в мокроте!
Как в поганой лохани,
На поганом болоте...
И все-таки новый город – порт, а вскоре и столица России, – сумел преодолеть эти невзгоды. Вспомним А. С. Пушкина:
…Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво...
Город оказался построенным на таком месте, которое, помимо ежегодных затоплений, было подвержено и катастрофическим наводнениям:
…Но силой ветров от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова…
– писал А. С. Пушкин в поэме «Медный всадник».
Петербург словно распластан на поверхности плоской дельты Невы. Рисунок улиц, площадей повторяет многорукавное строение дельты. Господство прямоугольно-решетчатой планировки не сковывает, а делает его свободным, слитым с окружающим пространством. Санкт-Петербург – город-символ европейской России, вошедший в почетную когорту великих столиц мира. Город является поистине произведением искусства. Санкт-Петербург – летопись трех веков: царствований, исторических событий и свершений. Что ни шаг – музей, дворец, собор, памятник, произведение садово-паркового искусства.
Впрочем, есть еще одна достопримечательность города – белые ночи, делающие его каким-то фантастическим. И конечно, неотъемлемая часть городского пейзажа – разводные мосты.
В XX в. Санкт-Петербург (Ленинград) пережил большие потрясения: революция в начале века, блокада, длившаяся 900 дней, во время Великой Отечественной войны.
…Чудовищный корабль на страшной высоте
Несется, крылья расправляет –
Зеленая звезда, в прекрасной нищете
Твой брат, Петрополь, умирает…
– писал в 1918 г. О. Мандельштам.
Но город выжил. Сегодня это крупный промышленный и научный центр.
Новгород Великий.
Господин Великий Новгород известен в истории с 859 г. Находится на берегу озера Ильмень. В X–XI вв. Новгород был вторым после Киева городом Киевской Руси по значению, богатству и числу жителей. Находился на пути «из варяг в греки». Защищали Новгород от завоевателей топкие болота и дремучие леса. Даже Батый не смог добраться до Новгорода, повернул обратно. Платил Новгород дань Орде, но не был разграблен и сожжен, как другие русские города. Он рос и богател. В начале XII в. Новгород стал центром государства – Новгородской феодальной Руси. Новгородцы сражались с врагами, приходившими с запада (шведами). За 800 лет своей истории ни одна вражеская нога не ступала на его землю. Новгород был культурным центром Руси. Здесь работал великий художник Древней Руси Феофан Грек. Археологи обнаружили в Новгороде множество древних берестяных грамот. В 1478 г. новгородские земли вошли в состав Русского государства. Первая промышленность в Новгороде – льняная. В годы Великой Отечественной войны Новгород был оккупирован фашистами и почти полностью разрушен. Но, как птица Феникс, возродился из пепла и был полностью восстановлен и реставрирован. С 1958 г. Новгород – город, в котором создан историко-архитектурный заповедник. Здесь охраняется более 80 памятников древнего русского зодчества – шедевры мирового значения. (Презентация достопримечательностей с комментариями.)
Особенность застройки Новгорода – радиально-кольцевая, как и в Москве, в отличие от Санкт-Петербурга с его прямоугольно-решетчатой планировкой.
Калининградская область.
Приложение
Приложение
Лекция с элементами практических заданий
Учитель. Российская наука внесла огромный вклад в мировую цивилизацию. Особенно велики заслуги наших выдающихся ученых в космонавтике, физике, геологии, хирургии, технике.
В 1990 году в научном комплексе России было занято около 3,5 млн человек, из них непосредственно научными исследованиями занимались более 1 млн человек, а это почти 18 % научных работников мира.
В период социально-экономических преобразований в России наука оказалась в сложном положении, можно сказать, в состоянии кризиса. Причины этого многообразны. Это и хроническая пустота казны, и отсутствие у государства стратегической цели развития, и функциональный кризис самой науки. Он заключался в том, что главные функции советской науки – подпитка оборонного комплекса и укрепление коммунистической идеологии – в конце XX века оказались невостребованны. Действительно, в Советском Союзе мощный стимул развитию науки давало противостояние двух систем. То же самое происходило и в США: множество технологий, которые в дальнейшем стали использоваться в гражданском секторе, «родом» из ВПК. Тот же Интернет, к примеру, как идея и технология оформился сначала в американских вооруженных силах. СССР распался, исчез мощный противник. Но США уже нашли для себя другую стратегическую цель – распространение американского понимания демократии на все страны, включая исламские, в рамках однополярного мирового устройства. Под ее реализацию вновь мобилизуются ресурсы, в том числе научно-технические, вновь включается система стимулов.
А как обстоят дела у нас? Если в советское время финансирование науки составляло 5–7 % ВВП, то в 1991 оно снизилось до 1,03 %, в 1992 – до 0,57 %, в 1993 – 0,53 %, в 1994 – 0,47 %, в 1995 – до 0,41 % ВВП. Другими словами, российская наука оказалась на голодном государственном пайке.
За период с 1990 по 2003 гг. в общей совокупности НИО количество проектных организаций уменьшилось в 7,8 раза, конструкторских бюро – в 3,6 раза, научно-технических подразделений на промышленных предприятиях – в 1,8 раза. Численность специалистов в сфере НИОКР с 1990 по 1999 гг. сократилась с 1,9 млн человек до 872 тыс., то есть более чем в 2 раза.
Какой же должна быть политика государства в отношении научного сектора? Академическую науку необходимо щедро финансировать, не планируя на оперативную перспективу каких-либо коммерческих выгод, а определяя, причем порой лишь приблизительно, перспективную ценность тех или иных научных направлений. Задача это сложная, но решаемая. Причем только государством.
Далее учащиеся знакомятся со структурой научного комплекса России и рассматривают структурные блоки, образующие его. Можно изобразить это в виде схемы.
Учитель. Наука нашему обществу – даже в его нынешнем состоянии – остро необходима. Более того, сформировался широкий круг потенциальных потребителей, ориентированных на отечественную наукоемкую продукцию. Например, имеющееся у наших больниц, школ, заводов и т. д. оборудование физически изношено или морально ус-тарело, и работающим там необходима новая наукоемкая продукция – технологии, приборы, учебные программы.
Задание: рассмотрите рисунок в учебнике (§ 18) «Наукоемкость отраслей промышленности» и определите наиболее наукоемкие отрасли.
Учитель. Не менее очевидны причины ориентации многих потенциальных потребителей на отечественную продукцию. Одной из главных слагаемых ее конкурентоспособности является низкая цена. Отечественное оборудование для большинства отраслей промышленности примерно в три раза дешевле импортного, причем, по мнению потребителей, разница в качестве не настолько велика, чтобы оправдать подобное различие в цене. Вследствие обесцененности интеллектуального, да и вообще квалифицированного труда в нашей стране отечественная продукция продается дешевле, чем она реально стоит.
К тому же отечественная наукоемкая продукция обладает довольно приличным качеством, хотя, конечно, качество достигается и благодаря использованию зарубежных комплектующих. Это выглядит удивительным на фоне развала российской науки, но у нас есть традиция сложное делать лучше простого. Поэтому отечественный велосипед, например, менее надежен, чем отечественный космический корабль. Во многом поэтому на мировом рынке российская наукоемкая продукция выглядит гораздо лучше, чем более простые изделия (покупают наши истребители, но не обувь).
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом