Учимся общаться. Игровые занятия по формированию коммуникативных навыков у детей 5-7 лет
Код | 4008 |
Авторы-составители | Арсеневская О. Н. |
Издательство | Учитель, 2024 |
Серия | В помощь педагогу ДОО |
ISBN | 978-5-7057-5052-8 |
Страниц | 164 |
УДК | 372.3/.4 |
Штрихкод | 9785705750528 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 200 x 7 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 113 г |
В пособии представлены игровые занятия по формированию коммуникативных навыков у детей 5-7 лет: дошкольник учится различным способам общения, умению поддерживать сверстника, проявлять понимание, сочувствие. Занятия построены в соответствии с этапами формирования коммуникативных умений у старших дошкольников - создание позитивного настроя с помощью коммуникативной игры, игрового упражнения; развитие информационно-коммуникативных и регуляционно-коммуникативных умений с помощью игр, упражнений, беседы, коллективной продуктивной деятельности, речевых, словесных, музыкально-ритмических игр, игр-драматизаций; релаксация; воспитание гуманных отношений между детьми с помощью игровых упражнений, этюдов. В игровые занятия включены оздоровительные мероприятия - самомассаж биологически активных точек, пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения, музыкотерапия.
Предназначено воспитателям ДОО, специалистам дошкольной педагогики для использования в учебных целях; рекомендовано студентам педагогических учебных заведений, родителям.
Подробное описание
ВВЕДЕНИЕ
Коммуникативный контакт – одна из самых важных, по словам А. М. Щетининой, «человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития». Только в отношениях с окружающими люди могут понять самих себя, определить свое место в мире, социализироваться, стать социально значимыми личностями.
Общение – важная составляющая жизни человека, ведь с самого рождения он испытывает потребность в общении: сначала это необходимость в эмоциональном контакте, затем в совместной деятельности и, наконец, в сотрудничестве.
В данном пособии используется определение, сформулированное М. И. Лисиной: «Общение – это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование их усилий с целью налаживания отношений и достижений определенного результата», с опорой на функции общения, определенные Б. Ф. Ломовым: информационно-коммуникативную; регуляторно-коммуникативную; аффективно-коммуникативную.
В настоящее время наряду с понятием «общение» часто используется слово «коммуникация». Являются ли эти понятия идентичными по смыслу?
Термин «коммуникация» (лат. communicatio – делаю общим, связываю) появляется в научной литературе в начале XX в.
И. А. Быков определяет коммуникацию как «…специфический обмен информацией, в результате которого происходит процесс передачи информации интеллектуального и эмоционального содержания от отправителя к получателю».
По мнению В. П. Конецкой, коммуникация имеет три интерпретации: «…средство связи любых объектов материального и духовного мира, общение – передача информации от человека к человеку (межличностная коммуникация), передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на него (социальная коммуникация)».
Различия между общением и коммуникацией:
1. Общение – объединение всех видов человеческих взаимоотношений, а коммуникация – это один из видов взаимодействия между личностями.
2. Установление и развитие контактов между людьми являются функциями общения. Функции коммуникации связаны с вербальным и невербальным информированием.
3. Общение согласует коммуникативные функции с перцептивными и интерактивными. Процессы коммуникации связаны со знаковыми системами и речевой деятельностью.
4. В общении на первое место выходит содержание общения, но немаловажен и его эмоциональный фон, атмосфера. В коммуникации более важны получение, передача, оценка информации; формирование умений и навыков поддержания диалога, отношения к себе и окружающим людям, к обществу в целом; обмен инновационными средствами и технологиями.
Можно согласиться и с утверждением Л. В. Володиной, что «… исходя из целей коммуникация выполняет следующие функции: информационно-коммуникативную (процесс обмена информацией); интерактивную (взаимодействие индивидов в процессе межличностного общения); гносеологическую (познавательную); аксиологическую (процесс обмена духовными ценностями); нормативную (процесс передачи и закрепления норм в обыденном сознании); социально-практическую (обмен результатами деятельности, способностями, умениями, навыками)».
Многие отечественные педагоги, психологи, среди которых можно отметить М. И. Лисину, А. А. Бодалева, А. Б. Добровича, считают коммуникацию важнейшим видом деятельности, непосредственно влияющим на становление и формирование полноценной личности. Коммуникативная деятельность – это деятельность, предметом которой является общение с другим человеком, собеседником, партнером по общению. Именно понятие «коммуникативная деятельность» помогает раскрыть психологическую природу общения. Коммуникативная потребность, цитируя высказывание А. А. Бодалева, состоит в «…стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию и самооценке».
Как отмечает М. И. Лисина, «… дети, участвуя в коммуникативной деятельности, приобретают опыт, лежащий в основе коммуникативной успешности, которая определяется как результат положительного опыта коммуникативной деятельности…»
Р. К. Терещук в своих исследованиях обозначила характеристики коммуникативной деятельности дошкольников таким образом:
– умение вступать в коммуникативный контакт, общаться с партнером, изменить характер общения или вовсе прекратить его есть коммуникативная инициатива;
– способность ребенка слушать и слышать, принимать воздействие собеседников, реагировать на них является социальной чувствительностью;
– эмоциональное отношение к каждому ребенку происходит индивидуально, так как это зависит от опыта контактирования с ним, от степени расположения и содержания взаимодействия.
Н. Н. Рудакова выделяет следующие компоненты успешности коммуникативной деятельности:
1) когнитивный (критерии: умение ориентироваться в ситуации общения; адекватно реагировать на замечания; приходить на помощь товарищам; способность проявлять интерес к общению и самовыражение);
2) поведенческий (критерии: умение расположить к себе окружающих; самостоятельность в принятии решения, стремление к успеху; умение применять вербальные и невербальные средства общения; умение осознавать и контролировать свое поведение);
3) эмотивный (критерии: умение регулировать темп речи, силу голоса, способность управлять своим эмоциональным состоянием; умение сдерживаться в случае конфликта).
Полноценное развитие коммуникативной деятельности обеспечивается при условии целенаправленного и систематического формирования коммуникативных умений.
По определению О. И. Киличенко, коммуникативные умения являются «составным структурным компонентом личности учителя, выражающим способность учителя управлять общением детей и своими взаимоотношениями с ними».
Е. В. Семенова называет коммуникативные умения «качествами субъекта общения, позволяющие ему осуществлять педагогическое общение на оптимально высоком профессиональном уровне».
Л. P. Мунирова, сообщая о коммуникативных умениях как о структурных составляющих коммуникативной деятельности и общеучебных умений, классифицирует коммуникативные умения в соответствии с определенными Б. Ф. Ломовым функциями общения таким образом:
– группа информационно-коммуникативных умений;
– группа регуляционно-коммуникативных умений;
– группа аффективно-коммуникативных умений.
Раскрывая подробнее характерные свойства каждой группы коммуникативных умений, Л. Р. Мунирова описывает группу информационно-коммуникативных умений, состоящую из умений
вступать в коммуникативный контакт (приветствовать, просить, благодарить, находить приятные для собеседника слова), ориентироваться в ситуациях общения, в партнерах (начинать, поддерживать и своевременно заканчивать разговор, выполнять правила культуры общения), умений использовать в правильном соотношении средства вербального и невербального общения (употреблять в разговоре вежливые слова, использовать мимику, жесты, выразительную интонацию, пользоваться рисунками, графиками, таблицами).
Группа регуляционно-коммуникативных умений включает умение управлять своими действиями, собственным мнением, согласовывать их с потребностями партнеров по общению (производить самоконтроль, контролировать учебную и трудовую деятельность, совместно выполняемые операции, действия, задания в необходимой логической последовательности); умение помогать собеседникам, поддерживать их, доверять тому, с кем общаешься (уступать, прислушиваться к советам окружающих, самому давать советы, оказывать помощь нуждающимся в ней, не увиливать от ответов, честно сообщать о своих намерениях, планах, действиях, верить получаемой информации, проверять ее, доверять своему партнеру по общению, сверстникам и взрослым); умение использовать свои индивидуальные способности при решении общих задач (использовать математические символы, речь, движения, графику, музыку для выполнения общецелевых заданий, получения, анализа и фиксации результатов своих наблюдений, пользования художественной, научно-популярной, справочной литературой, электронной базой данных); умение оценивать результаты коммуникативного контакта (критически оценить себя и собеседников, обсуждать характер общения, понимать его результаты, делать выводы, принимать правильные решения, учитывать вклад каждого партнера в процесс общения, соглашаться или не соглашаться, одобрять или выказывать неодобрение), умение вовлекать новых партнеров в общение.
Группа аффективно-коммуникативных умений включает эмпатию, умение поделиться своим настроением, ощущениями, чувствами с собеседником; способность чутко, с проявлением отзывчивости и сопереживания заботиться о своих товарищах, своевременно и безошибочно оценивать их эмоциональное состояние.
Введение Федерального государственного образовательного стандарта пересматривает отношение к детству, требует обновления форм и методов, содержания работы с воспитанниками, создания таких педагогических технологий, которые уважают личность ребенка, отвечают личностно-развивающему и гуманистическому характеру взаимодействия взрослых: родителей (законных представителей), педагогических работников образовательной организации – и детей. Перед педагогами встает логичный вопрос: как сделать более успешным процесс формирования коммуникативных умений у воспитанников дошкольного образовательного учреждения?
Исследователи проблемы сформированности коммуникативных умений у дошкольников рекомендуют использование различных способов и методов работы с детьми.
Согласно утверждению А. М. Щетининой и основному принципу психологии, в соответствии с которым сознание и личность формируются, развиваются, а затем проявляются в деятельности, коммуникативные умения развиваются прежде всего при условии включения ребенка в процесс общения в ходе совместной деятельности. Важнейшей деятельностью дошкольников является игра. В общении с ребенком в игровой ситуации взрослый выступает партнером, активным участником совместной деятельности, в которой дошкольник учится различным способам общения, умению поддерживать друга, проявлять понимание, сочувствие, причем взрослый одновременно развивается профессионально и личностно, расширяет свои знания, обогащая их более эффективными способами педагогического общения. Взрослый, пишет А. М. Щетинина, показывает себя ребенку как
источник новых знаний, информации, но в то же время является слушателем, способным понять, принять мысли, вопросы, предложения малыша и позитивно их оценить.
На современном этапе в рамках дошкольного образования широко обсуждается вопрос о формах организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста. Традиционные фронтальные занятия, такие как форма организации образовательной деятельности, являющейся приоритетной в более ранний период дошкольного воспитания, в настоящее время не являются подходящими для формирования коммуникативных умений воспитанников, так как позиция взрослого по отношению к ребенку не соответствует требованиям стандарта дошкольного образования. Для эффективности формирования
коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной организации необходимо создать определенные педагогические условия.
Первое условие – комплексное воздействие на формирование информационно-коммуникативных, регуляционно-коммуникативных и аффективно-коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, о необходимости которого говорили многие исследователи. Чтобы общаться полноценно, писал А. Н. Леонтьев, человек должен располагать многими умениями. Во-первых, обладать умением быстро и точно ориентироваться в ситуации общения. Во-вторых, правильно планировать свою речь и выбирать содержание общения. В-третьих, уметь подбирать нужные средства, чтобы передать это содержание. В-четвертых, всегда обеспечивать обратную связь. Если что-то из вышеперечисленного будет нарушено или не выполнено, то достичь ожидаемых результатов общения не удастся, так как оно будет неэффективным.
Информационно-коммуникативные умения детей раскрываются в ходе приема информации, ее передачи партнерами по общению. По словам М. К. Тутушкиной, в настоящих процессах общения информация не просто принимается–передается, но и формируется, а это достаточно важно для творческого продуктивного общения. Это выравнивает исходную информированность собеседников, их стремление понять друг друга, сопоставить взгляды и мнения, согласиться или не согласиться с ними, получить согласованные или новые результаты. Поэтому наряду с информационно-коммуникативными умениями необходимо одновременно формировать регуляционно-коммуникативные умения, которые проявляются в воздействии на поведение партнеров в процессе их общения:
– умения совместно действовать; выполнять различные роли, согласованные действия в парах;
– осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль деятельности;
– согласовывать свое мнение и желание с потребностями товарищей;
– использовать свои индивидуальные возможности в решении совместных задач.
Благодаря общению ребенок может не только упорядочить свое собственное поведение, но и регулировать поведение ровесников. Происходит взаимное «подстраивание» действий, которое невозможно без сформированных аффективно-коммуникативных умений.
Общеизвестно, что эффективность общения во многом зависит от того, насколько партнеры по общению способны воспринимать и понимать эмоциональное состояние друг друга, активно на него реагировать. М. К. Тутушкина отмечает, что в ходе коммуникативного контакта интенсивность эмоциональных состояний собеседников может изменяться: эти состояния сближаются и усиливаются или отдаляются и ослабляются. В общении можно снять эмоциональную напряженность, а можно, наоборот, усилить ее.
В качестве второго педагогического условия определили реализацию технологии поэтапного формирования коммуникативных умений.
I этап. Создание эмоционально положительной атмосферы, мотивации детей на общение.
Чтобы ребенок научился общаться, ему прежде всего необходимо захотеть общаться.
Позитивная атмосфера при организации совместной образовательной деятельности педагогов с детьми во многом зависит от следующих факторов:
– демократический стиль общения педагога с детьми, внимание педагога к эмоциональной сфере личности каждого ребенка;
– создание эмоционально насыщенной предметной среды с вовлечением в процесс создания воспитанников, родителей;
– акцентирование внимания дошкольников на эмоциональную окрашенность того или иного события;
– ритуал начала занятия с использованием песенок-полезенок, упражнений для улучшения настроения, игр для активизации внимания детей, для создания доброжелательных отношений как между педагогом и детьми, так и между воспитанниками;
– использование психогимнастических этюдов для снятия эмоциональной и мышечной напряженности.
Так как мы рассматриваем общение детей дошкольного возраста как коммуникативную деятельность, то первым возникает вопрос о мотиве данной деятельности, то есть, по словам
М. И. Лисиной, коммуникативной потребности («Мотив – это опредмеченная потребность»).
Опираясь на основные положения данного исследователя о ведущих мотивах, побуждающих детей вступать в общение и связанных с тремя его главными потребностями, можно отметить:
1) потребность насыщения впечатлениями;
2) потребность участия в активной деятельности;
3) потребность в признании своих действий и их поддержке.
Сформулируем необходимые компоненты повышения мотивации детей на общение:
– организация предметно-развивающей среды (согласно ФГОС содержательно-насыщенной, вариативной, полифункциональной, трансформируемой, доступной и безопасной), помогающей стимулировать общение детей, обогащать их яркими впечатлениями;
– построение коммуникативной деятельности так, чтобы в ее процессе перед детьми возникали новые вопросы, проблемные ситуации, была возможность собственного выбора;
– моделирование игровых ситуаций;
– разнообразие и смена спокойных и активных видов деятельности, чтобы не было переутомления, скуки, снижения интереса детей;
– поддержка детской инициативы, активности, исследовательского интереса, любознательности, помощь в воплощении детских замыслов, при возникновении трудностей, в поиске возможных ошибок;
– подбор игр и упражнений в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, что обеспечивает ситуацию успеха;
– использование сюрпризных моментов, привлечение различных персонажей с целью развития любопытства и любознательности.
II этап. Формирование представлений о средствах и способах общения.
Содержание работы на этом этапе связано в большей мере с формированием информационно-коммуникативных и регуляционно-коммуникативных умений. Оно направлено:
– на ознакомление с различными средствами общения (вербальными и невербальными);
– овладение способами общения в зависимости от коммуникативной ситуации и ее участников;
– изучение структуры коммуникативной деятельности;
– ориентирование в условиях внешней коммуникативной ситуации, умение планировать содержание процесса общения, способы реализации замышленного, подбора различных вербальных, а также невербальных средств, оценка результатов общения
с основами культуры общения.
III этап. Применение коммуникативных умений детьми в их самостоятельной и творческой деятельности.
Большую роль в ходе третьего этапа играет развитие поведенческого компонента коммуникативных умений. Данный компонент Н. Н. Рудакова определяет как способ реагирования на конкретную ситуацию, выбор определенных норм и правил в процессе общения и для общения.
Чтобы способствовать формированию поведенческого компонента, на данном этапе возможно расширить формы организации совместной образовательной деятельности, подключив кооперативные виды деятельности: коллективные игры-драматизации, коллективное художественное творчество, конструирование, игры парами.
Третье педагогическое условие: средством формирования коммуникативных умений будет выступать совместная образовательная деятельность в форме игровых занятий коммуникативного содержания.
Цель игровых занятий – последовательное формирование коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Занятия проводятся в соответствии с этапами формирования коммуникативных умений у старших дошкольников и задачами, решаемыми на каждом из этих этапов.
Примерную структуру игровых занятий, представленных в данной книге, составляют 3 части, содержание которых может меняться в зависимости от темы, цели, задач.
Первая часть занятия – создание благоприятного эмоционального климата, позитивный настрой на занятие с помощью коммуникативной игры, песенки-полезенки или игрового упражнения, направленных на активизацию детей.
Вторую часть составляют игры и упражнения на развитие коммуникативных умений в соответствии с этапом работы, а также беседы, слушание литературных произведений по теме, коллективная продуктивная деятельность, речевые, словесные и музыкально-ритмические игры, проигрывание ситуаций, игры-драматизации и т. д.
Третья часть – игровые упражнения или этюды, способствующие релаксации, мышечному расслаблению, двигательному раскрепощению, воспитанию гуманных отношений между детьми.
Наряду с играми и упражнениями для развития коммуникативных умений в игровые занятия включены оздоровительные мероприятия: самомассаж биологически активных точек, пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения, музыкотерапия.
Игровые занятия проводит Очень общительная фея. Она легко может завести интересную беседу с любым человеком (даже с тем, кто не любит новых знакомств и всячески старается избегать каких бы то ни было долгих разговоров и коротких разговорчиков). Очень общительная фея, или просто фея, хочет помочь детям научиться свободно общаться как с ребятами в группе (ведь некоторые мальчики и девочки даже со своими друзьями не могут установить контакт), так и с совершенно незнакомыми людьми, говорить вежливые и приятные слова, выступать перед широкой публикой.
Каждое предложенное феей упражнение или игра – это маленькая ступенька длинной лестницы, ведущей к вершине горы под названием Общение.
Содержание
Введение 3
Планирование игровых занятий 15
Конспекты игровых занятий 18
Занятие 1. Знакомство с Очень общительной феей 18
Занятие 2. Что такое настроение? 23
Занятие 3. Я тебя понимаю 28
Занятие 4. Трям! 36
Занятие 5. Мы придем на помощь в трудную минуту 41
Занятие 6. Стань добрее!. 47
Занятие 7 Я тебя уважаю 51
Занятие 8. Что такое хорошо, что такое плохо? 57
Занятие 9. Учимся общаться 63
Занятие 10. Здравствуй, друг! 69
Занятие 11. Ну и до свидания! 79
Занятие 12. Учимся благодарить 87
Занятие 13. Идем в гости 93
Занятие 14. Примерное поведение 99
Занятие 15. Разговорчики! 104
Занятие 16. Дикторы 111
Занятие 17. Послушаем! 117
Занятие 18. У меня зазвонил телефон… 122
Занятие 19. Мы с друзьями 127
Занятие 20. Добрые дела 133
Занятие 21. Мы поссоримся, мы помиримся 140
Занятие 22. Поиграем, пошалим! 146
Занятие 23. Играем вместе 150
Занятие 24. Повторялочки 155
Литература 161
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом