Планирование организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшей группы: технологические карты на каждый день по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Сентябрь-ноябрь
Код | 6309/1 |
Авторы-составители | Лободина Н. В. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | ФГОС ДО: практика реализации. Организованная образовательная деятельность |
ISBN | 978-5-7057-5008-5 |
Страниц | 383 |
УДК | 372.3/.4 |
Штрихкод | 9785705750085 |
Размеры (Ш x В x Т) | 203 x 285 x 16 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 528 г |
Каждая технологическая карта содержит комплекс действий на уровне воспитателя по сопровождению деятельности детей и действий на уровне ребенка по освоению содержания всех образовательных областей. Удобное табличное размещение материала позволяет педагогу обеспечить целостность, системность и эффективность всех направлений развития дошкольников, опираясь на целевые ориентиры дошкольного образования по формированию предпосылок образовательной деятельности.
Предназначено педагогам и руководителям ДОО, специалистам дошкольной педагогики; рекомендовано студентам высших и средних педагогических учебных заведений.
Пособие является частью УМК и подробно раскрывает раздел организованной образовательной деятельности сборника "Образовательный процесс: планирование на каждый день по программе "От рождения до школы". Сентябрь-ноябрь. Старшая группа" (Волгоград: ООО "Издательство "Учитель").
Подробное описание
Введение
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие.
Серьезное внимание уделяет воспитатель развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников. Обязательным элементом образа жизни и занятий для старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в элементарных опытах (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.) с целью формирования целостной картины мира. Воспитатель своим примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение.
У пятилетнего ребенка появляется стремление как-то объяснить и упорядочить для себя окружающий мир. Ребенок начинает строить свою картину мира. Однако это не логические построения и не действия с понятиями, а действия с образами. Наиболее характерная форма мышления – наглядно-образное, то есть оперирование не конкретными предметами, а их образами и представлениями. Важное условие формирования этого вида мышления – способность различать план реальных объектов и план моделей, отражающих эти объекты. Действия, осуществляемые на моделях, ребенок относит к оригиналу, что создает предпосылки для «отрыва» действия от предметов и для осуществления их в плане представления.
Одна из важнейших предпосылок образного мышления старшего дошкольника – игра. Именно в ней возникает способность представить одну вещь посредством другой. Возможность создавать новые оригинальные образы и действовать с ними во внутреннем плане – воображении – также одно из главных новообразований этого периода.
В возрасте 5–6 лет происходит скачок в развитии словесно-логического мышления. Благодаря становлению словесно-логического мышления ребенок уже способен понимать связи предметов и явлений, которые невозможно представить в наглядной форме. Это дает возможность прослеживать связи предметов, которые не даны в непосредственном опыте. Происходит постепенный переход от суждений, обусловленных конкретными образами, к логическим выводам, основанным на значении слов.
Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает их волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.
Высшей формой самостоятельности старших дошкольников является творчество. Задача воспитателя – пробудить интерес к творчеству. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в конструировании, словесное творчество. Все это – обязательные элементы занятий со старшими дошкольниками в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и форм его воплощения. Воспитатель поддерживает творческие инициативы детей, создает во время занятий в группе атмосферу коллективной творческой деятельности по интересам.
Важным показателем самосознания детей 5–6 лет является оценочное отношение к себе и другим. Положительное представление о своем возможном будущем облике впервые позволяет ребенку критически отнестись к некоторым своим недостаткам и с помощью взрослого попытаться преодолеть их. Поведение дошкольника так или иначе соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребенком собственного Я непосредственным образом влияет на успешность деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия. В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире. Опыт самопознания создает предпосылки для становления у дошкольников способности.
Главное содержание каждого занятия – это организация общения старших дошкольников в форме делового сотрудничества, совместной игровой деятельности. Общение теперь опосредуется предметной или игровой деятельностью. Ребенок пристально наблюдает за действиями сверстников, оценивает их и реагирует на оценку взрослого яркими эмоциями.
Сюжетно-ролевая игра в 5–6 лет достигает своего расцвета. Содержанием игры становятся отношения между людьми, дети создают модели этих отношений. Дети формируют устойчивые игровые объединения из 3–4 человек. В игре много действий, которые передают ролевые отношения ребенка к другим участникам игры. Роль в игре не только называется, присутствует развернутая ролевая речь, обращенная к другим участникам игры. При этом ребенок обращается от имени игрового персонажа. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры он лучше сосредоточивается, больше запоминает, чем по прямому заданию взрослого. Играя с детьми, учитывает их желания, но одновременно отстаивает свою точку зрения, разрешает конфликты, строит и реализует совместные планы, то есть учится умению общаться. Играя с предметами-заместителями, учится оперировать в мыслимом, условном пространстве. Практика действия в воображаемом пространстве способствует развитию творческого воображения. С игрой слиты первоначально продуктивные виды деятельности – рисование, конструирование. Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет; строя что-либо из кубиков, вплетает это в ход игры. Только к старшему дошкольному возрасту результат продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение, и она освобождается от игры. Необходимо помнить, что в 5–6-летнем возрасте психика ребенка в главных своих аспектах продолжает развиваться.
В связи с этим дошкольные образовательные учреждения меняют уровень подготовки детей к школе в соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17 октября 2013 года).
Автор-составитель пособия предлагает педагогу ДОО выстроить планирование организованной образовательной деятельности с помощью технологических карт, своего рода алгоритм организованной деятельности, обладающий высокой степенью воспроизводимости этапов, управленческих действий воспитателя и деятельности детей, способствующий достижению планируемого педагогом результата.
В пособии представлены технологические карты занятий со старшими дошкольниками, разработанные по основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой для старшей группы, согласно которой планирование образовательного процесса подразделяется на образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В структуру технологических карт включены пальчиковые игры, физкультурные минутки, сюжетно-ролевые игры, мнемотаблицы по развитию речи, описание опытов и экспериментов, которые соответствуют теме занятия.
Примерное описание образовательной деятельности построено на комплексно-тематическом принципе и предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. Образовательный процесс подразделен на темы, которые охватывают определенный временной промежуток (от одной недели до месяца). Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У старших дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.
В условиях интенсификации и оптимизации деятельности современного воспитателя детского сада важно планировать деятельность, то есть составлять план работы, который не только будет способствовать организации образовательного процесса, решению намеченных задач, но и сделает работу педагога более осмысленной и результативной. Составление технологической карты как формы планирования педагогической деятельности поможет объединить многие функции воспитателя и сэкономит его время. Планирование деятельности может меняться в соответствии с видом дошкольной организации. К основным задачам могут добавляться приоритетные или коррекционные, разрабатываться соответствующее содержание работы.
Любое планирование носит творческий характер. Содержанием работы, отраженным в технологической карте, определяется личностный потенциал педагога. Предлагаемые в пособии технологические карты организованной образовательной деятельности являются лишь рекомендацией и не должны ограничивать творчество воспитателя детского образовательной организации.
Автор-составитель пособия выражает благодарность авторскому коллективу программы «От рождения до школы», разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и являющейся инновационным общеобразовательным программным документом.
Содержание
Введение 3
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ КОМПЛЕКСНЫХ ЗАНЯТИЙ НА СЕНТЯБРЬ 6
Модуль 1. День знаний 6
Тема: Песенки народов мира. С. Маршак «Перчатки» 6
Тема: Секреты школьной жизни 8
Тема: Рисование на тему «Портрет школьного учителя» 10
Тема: Свойства и признаки предметов. Теремок 13
Тема: Поиграем в кошки-мышки 15
Тема: Попевка «Здравствуйте!». Музыкально-ритмические игры. Дидактическая игра «Что это за песенка?» 17
Тема: Лепка на тему «Школьные принадлежности» 19
Тема: Пингвинята 21
Тема: Путешествие в прошлое ручки 23
Тема: Рисование «Букет первоклассника» 26
Тема: Веселая музыкальная карусель 29
Тема: Счет до 5 30
Тема: Мы смелые и ловкие 34
Модуль 2. Осень ранняя пришла – мы ее встречаем 36
Тема: Ненецкая сказка «Кукушка» (обр. К. Шаврова) 36
Тема: Рассматривание иллюстрации: И. Шишкин «Утро в сосновом бору» 38
Тема: Рисование «Осенний лес» 41
Тема: Осень. Постройка зимней берлоги для медведя 44
Тема: На рыбалку 46
Тема: Ежик 48
Тема: Создание коллективной аппликации на тему «Осенний лес» 50
Тема: Ловим мячики 53
Тема: Периоды осени 55
Тема: Рисование на тему «Дождливая погода» 60
Тема: Осень пришла 62
Тема: Квадрат 64
Тема: Спорт – это для всех 67
Модуль 3. Осенние дары 69
Тема: Сказка «Лиса и журавль» 69
Тема: Комбайнеры и трактористы 72
Тема: Рисование на тему «Огородное пугало» 75
Тема: Сельскохозяйственные промыслы 77
Тема: Перелет птиц 80
Тема: Осенняя пора 82
Тема: Лепка «Садовый инвентарь» 84
Тема: Сторожевой пес 86
Тема: Труд овощеводов и садоводов 87
Тема: Рисование «Сбор зерна» 91
Тема: Парень с гармошкой 93
Тема: Сравнение предметов по длине 95
Тема: Занимаемся физкультурой 98
Модуль 4. Какого цвета осень? 100
Тема: Украинская сказка «Колосок» 100
Тема: Работа с рассказом Н. Носова «Огурцы» 102
Тема: Рисование «Натюрморт с грибами» 105
Тема: Осенний урожай 108
Тема: Путешественники 111
Тема: Хоровод «Осень пришла» 113
Тема: Аппликация на тему «Корзинка для осеннего урожая» 115
Тема: Юные спортсмены 117
Тема: Что мы знаем об овощах 119
Тема: Рисование на тему «Осенний цветок» 122
Тема: Скворушка прощается 125
Тема: Четырехугольник 127
Тема: Летает – не летает 130
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ КОМПЛЕКСНЫХ ЗАНЯТИЙ НА ОКТЯБРЬ 132
Модуль 1. Я расту здоровым 132
Тема: Стихотворение А. Плещеева «Осень» 132
Тема: Подготовка к обучению грамоте. Составление предложений по картинкам «Приметы осени» 134
Тема: Рисование на тему «Идет дождь» 137
Тема: Конструирование «Стадион» 140
Тема: Зарядка с Водяным 142
Тема: Марш – жанр музыкального произведения 144
Тема: Лепка человечка 146
Тема: Полезно спортом заниматься 148
Тема: Что предмет расскажет о себе 150
Тема: Рисование веточки рябины 153
Тема: Слушание: «Марш» (муз. Д. Шостаковича) 156
Тема: Число и цифра 6. Дидактическая игра «Собери яблоки в корзинку» 158
Тема: Полетаем на шмеле 162
Модуль 2. Я и моя семья 164
Тема: Словацкая сказка «У солнышка в гостях» 164
Тема: Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [с] и [ц] 166
Тема: Рисование иллюстрации к сказке «У солнышка в гостях» 169
Тема: Конструирование машины 172
Тема: Лови горох 174
Тема: Музыкально-ритмические навыки. «Марш» (муз. Н. Богословского) 176
Тема: Аппликация на тему «В осеннем лесу» 178
Тема: Огородники 181
Тема: Эмоции и настроение 182
Тема: Рисование на тему «Веселый и грустный клоун» 186
Тема: Слушание произведения Д. Львова-Компанейца «Полька» 188
Тема: Дидактическая игра «Составь предмет из треугольников» 191
Тема: Пожарные на учении 195
Модуль 3. Познаем себя 197
Тема: Литературная сказка А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» 197
Тема: Составление предложений о своей семье 199
Тема: Рисование на тему «Семейный портрет» 201
Тема: Конструирование гостиной комнаты 203
Тема: Светофор 205
Тема: Песенное творчество. «Колыбельная» 207
Тема: Лепка модели легкового автомобиля 209
Тема: Заниматься спортом нужно 211
Тема: Назови имена своих дедушек. 212
Тема: Рисование «Семейный праздник». 215
Тема: Игра на детских музыкальных инструментах. «Жил у нашей бабушки черный баран» (рус. нар. шуточная песня, обр. В. Агафонникова) 217
Тема: Трапеция, ромб. Дидактическая игра «Составить картинки из геометрических фигур» 220
Тема: Друзья светофора 223
Модуль 4. Профессии моих родителей 225
Тема: Сказка «Крылатый, мохнатый да масленый» (обр. И. Карнауховой) 225
Тема: Рассматривание и составление рассказа по серии картин «Как мышонок Пик обхитрил кота Рыжика» 228
Тема: Рисование иллюстрации к сказке «Крылатый, мохнатый да масленый» 230
Тема: Конструирование самолета 232
Тема: Морское путешествие 234
Тема: Музыкально-ритмические навыки. «Танец цирковых лошадок» (муз. М. Красева) 236
Тема: Аппликация на тему «Портрет моей бабушки» 238
Тема: На зарядку становись 241
Тема: Где работают мои родители 242
Тема: Рисование на тему различных предметов, определяющих какую-либо профессию 246
Тема: Игра на детских музыкальных инструментах. «Смелый пилот» (муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова) 248
Тема: Число и цифра 7 251
Тема: Спорт приходит в каждый дом 255
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ КОМПЛЕКСНЫХ ЗАНЯТИЙ НА НОЯБРЬ 257
Модуль 1. Моя малая родина 257
Тема: Чтение и обсуждение стихотворений: С. Маршак «Хороший день», Я. Аким «Моя родня» 257
Тема: Рассказывание по теме «Родной край» 259
Тема: Рисование по собственному замыслу на тему «Родная страна» 262
Тема: Рассматривание сюжетных картинок с изображением архитектурных достопримечательностей Москвы и Санкт-Петербурга (Кремль, Эрмитаж). Создание построек из элементов конструктора «Лего» 264
Тема: С зарядки утро начинаем 267
Тема: Музыкально-ритмические навыки. «Матрешка» (муз. Б. Мокроусова) 268
Тема: Лепка «Дружные человечки» 270
Тема: Для зарядки нужен спорт 272
Тема: Ознакомление с русским народным костюмом. 274
Тема: Рисование куклы в народном костюме 277
Тема: Слушание музыкального произведения «Моя Россия» (муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой) 280
Тема: Геометрические фигуры. Дидактическая игра «Цветик-семицветик» 282
Тема: Спорт творит чудеса 285
Модуль 2. Моя страна 287
Тема: Сказка В. Катаева «Цветик-семицветик» 287
Тема: Звуковая культура речи. Работа со звуками [ж], [ш] 289
Тема: Рисование триколора – российского флага 291
Тема: Конструирование ракеты 293
Тема: Спорт – вот лучшая игра 296
Тема: Ознакомление с гимном Российской Федерации. «Дружные пары», муз. И. Штрауса («Полька») 297
Тема: Аппликация на тему «Матрешка» 299
Тема: Спорт – любимая игра 301
Тема: Классификация предметов по цвету. Дидактическая игра «Радуга» 303
Тема: Рисование радуги 307
Тема: Слушание музыкального произведения «Парень с гармошкой» (муз. Г. Свиридова). Русские народные музыкальные инструменты. 309
Тема: Измерения. Дидактическая игра «Измерь предмет». 313
Тема: Мы привыкли заниматься физкультурой по утрам 316
Модуль 3. Главный город России – Москва 318
Тема: Чтение русской народной сказки «Хаврошечка» 318
Тема: Перелетные птицы. Дидактическое упражнение «Заверши предложение» 320
Тема: Рисование по собственному замыслу «Москва» 323
Тема: Конструирование Кремлевской стены. 325
Тема: Спорт ребятам очень нужен 328
Тема: Песенное творчество. «Березка» (муз. Е. Тиличеевой) 329
Тема: Лепка медвежат 332
Тема: Силачи-ребята 334
Тема: Рассматривание сюжетных картинок на тему «Московское метро» 335
Тема: Сюжетное рисование по теме «В метро» 339
Тема: Игра на детских музыкальных инструментах. «Бубенчики» (муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова) 341
Тема: Дидактическая игра «Далеко – близко» 343
Тема: Гонки на санках 345
Модуль 4. «Уж осень проходит, спешит к нам зима» 347
Тема: Чтение и обсуждение стихотворения И. Бунина «Первый снег» 347
Тема: Рассматривание картины «Первый снег» и составление рассказа 349
Тема: Рисование по собственному замыслу «Первый снег» 352
Тема: Рассматривание сюжетных картинок. Конструирование зимней горки 354
Тема: Мы идем на тренировку 356
Тема: Музыкально-ритмические навыки. «Пляска медвежат» (муз. М. Красева) 358
Тема: Аппликация на тему «Русская березка» 360
Тема: Веселый снеговик 362
Тема: Беседа о том, как создаются книги 364
Тема: Рисование обложки для любимой книги 368
Тема: Игра на детских музыкальных инструментах. «Пастушок» (чешская народная песня в обр. И. Берковича) 370
Тема: Число и цифра 8 372
Тема: Волшебная елочка 375
Литература 378
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом