Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья от 1,5 до 3 лет: планирование образовательной деятельности, взаимодействие с родителями

Есть на складе
161 руб.
-10%
144,90 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 6509
Авторы-составители Мохирева Е.А., Назарова Е.Л., Тимошенко И.В.
Издательство Учитель, 2024
Серия ФГОС ДО: практика реализации. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников
ISBN 978-5-7057-5032-0
Страниц 138
УДК 376.2
Штрихкод 9785705750320
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 7 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 97 г
ФГОС ДО в качестве основных направлений психолого-педагогического сопровождения дошкольников определяет формирование, развитие и коррекцию их познавательных процессов и социально-личностных составляющих.
В пособии представлена система общеразвивающей, коррекционно-образова-тельной, психологической работы с детьми с ограниченными возможностями здо-ровья 1,5-3 лет. Предложены планирование и коррекционно-развивающие занятия, основанные на тесном взаимодействии родителей и детей.
Предназначено воспитателям, педагогам-психологам, логопедам и дефектологам дошкольных образовательных организаций; полезно специалистам центров развития ребенка, психолого-социальных служб.

Подробное описание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года), основана на Примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Ранний возраст является важнейшим периодом жизни ребенка, когда закладываются фундаментальные способности, определяющие дальнейшее физическое, психическое, личностное развитие человека. Нарушение процесса своевременного формирования одной или нескольких функций или систем организма влечет за собой вторичные отклонения либо задержки развития того или иного ключевого качества или способности малыша. В этот период различные нарушения развития по внешним проявлениям еще не дифференцированы, но любой дефект в той или иной степени сопровождается речевой патологией. В настоящее время выделяются следующие категории детей с нарушениями в развитии:

– дети с нарушениями слуха; первичное нарушение носит сенсорный характер – нарушено слуховое восприятие вследствие поражения слухового анализатора;

– дети с нарушениями зрения; первичное нарушение носит сенсорный характер – нарушено зрительное восприятие вследствие органического поражения зрительного анализатора;

– дети с тяжелыми нарушениями речи;

– дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; первичным нарушением являются двигательные расстройства вслед-ствие органического поражения ЦНС;

– дети с ЗПР; их характеризует замедленный темп формирования высших психических функций вследствие слабовыраженных органических поражений ЦНС;

– дети с нарушениями интеллектуального развития; первичное нарушение – органическое поражение головного мозга, вследствие чего нарушаются высшие познавательные процессы;

– дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с РДА);

– дети со сложной структурой дефекта (сочетанные нарушения).

Кроме того, значительную по численности группу детей составляют дети с нерезко выраженными и трудно выявляемыми в раннем возрасте отклонениями:

– дети с минимальными нарушениями слуха, зрения, речи;

– дети с легкой ЗПР;

– педагогически запущенные дети;

– дети с соматическими заболеваниями, церебрально-органической недостаточностью, аллергики и т. д.;

– дети с нарушениями поведения органического характера (СДВГ);

– дети с начальными проявлениями эмоционально-волевой недостаточности (аутистические черты);

– дети с легкими проявлениями двигательной патологии;

– дети, имеющие асинхронию созревания отдельных структур головного мозга или нарушения их функционального или органического генеза (в том числе по типу ММД и др).

Таким образом, поскольку работа в группе несет инклюзивную направленность, контингент группы раннего развития могут составлять дети как с нормальным ходом психического развития, так и с различными вариантами дизонтогенеза. Каждая категория детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеет специфические особенности развития, которые необходимо учитывать при определении направлений коррекционно-развивающей работы в интеграционном пространстве.

На занятиях в группе социальной адаптации основная цель – создание условий для всестороннего развития как ребенка с ОВЗ, так и нормативно развивающихся детей для формирования и развития их социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников; формирование устойчивого интереса и эмоционально положительного отношения малыша к новым для него видам деятельности. Именно поэтому в программе отсутствует жесткая регламентация знаний детей.

Поскольку на современном этапе развития образовательной системы в стране выдвигается концепция интегрированного обучения и воспитания, то процесс интеграции и инклюзии детей с ОВЗ представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации». Для осуществления инклюзивного воспитания и обу-чения необходимо формировать у дошкольников умения строить взаимодействия на основе сотрудничества и взаимопонимания. Инклюзия позволяет развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с ОВЗ положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. Инклюзивное обучение обеспечивает равный доступ к получению образования и создание необходимых условий для достижения успеха в том или ином виде деятельности всеми детьми, независимо от актуального состояния развития.

Известно, что не все дети с ОВЗ могут самостоятельно успешно интегрироваться в среду сверстников. Таким образом, возникает необходимость в создании образовательных программ, позволяющих сочетать общественное коррекционно-развивающее и семейное воспитание и развитие детей раннего возраста, а также предупреждать возникновение вторичных нарушений у младших дошкольников. Исходными теоретическими позициями данной программы является концепция о развитии общения ребенка М. И. Лисиной, теория ведущей деятельности Л. С. Выготского, периодизация психического разви-тия Д. Б. Эльконина; основой для планирования содержания занятий служила система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста Закревской О. В., система логопедической работы с детьми раннего возраста, разработанная Архиповой Е. Ф., практические пособия для логопедов Янушко Е. А., программы воспитания и развития детей раннего возраста «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «Кроха», «Первые шаги».

Данная программа создавалась для того, чтобы регулярные занятия в детско-родительской группе помогали взрослым занять более активную позицию по отношению к ребенку первых лет жизни, с более высокой компетентностью подходить к вопросам воспитания и развития детей. Многие родители, искажая понимание того, что такое «раннее развитие ребенка», совершают самую распространенную ошибку: предоставляют ребенку огромное количество игрушек, конструкторов, красок и т. д. Часто переоцениваются возможности двухлетних малышей
и не учитываются их возрастные особенности: детей начинают учить читать, писать, обучать иностранным языкам, компьютерной грамоте и пр. Тем самым развитие ребенка понимается исключительно как усвоение им информации и овладение навыками. В других случаях сохраняются представления о раннем возрасте как о периоде становления физических и физиологических функций. В результате родители уделяют большое внимание гигиеническим процедурам (купание, прогулки, кормление). Такой подход не позволяет в полной мере развивать потенциальные способности малыша, следствием чего и является задержка развития.

На самом деле роль близкого взрослого в раннем развитии малыша второго-третьего года жизни состоит в том, чтобы создать для ребенка такую игровую атмосферу, которая побудила бы его к игровой деятельности; развивать положительное эмоциональное отношение ко всему новому. И только на положительном эмоциональном фоне можно строить коррекционно-развивающий процесс.

В процессе совместных занятий со своими детьми взрослые повышают собственную родительскую компетенцию по вопросам раннего развития ребенка, получают эмоциональную удовлетворенность от общения со своим малышом. В свою очередь, у маленьких детей возникает и формируется опыт первых отношений со сверстниками. В общении не только со взрослыми, но и с равными по возрасту партнерами ребенок приобретает ценное умение видеть и слышать других детей, педагогов, понимать и стремиться быть понятым, то есть возникает потребность в общении посредством речи. Использование элементов авторской методики Железновых «Музыка с мамой» позволяет проводить занятия в игровой форме с музыкальным сопровождением, создавать положительный эмоциональный фон, учить координировать движения и речь, способствует формированию ритмической организации речевого потока. Включение, в структуру занятия продуктивной деятельности способствует систематизации ребенком своего сенсорного опыта с помощью различных художественных средств, знакомству с новыми материалами и способами их использования, формированию точной моторики пальчиков рук, развитию воображения, фантазии и т. д.

Программа «Группа социальной адаптации инклюзивной направленности» строится на следующих основных дидактических принципах:

· Принцип деятельности: ведущий вид деятельности раннего возраста – предметно-практическая, поэтому содержание программы построено на включении детей в совместные со взрослым и самостоятельные действия, вовлечении в различные речевые и психомоторные игры, способствующие развитию познавательной активности, физической активности, стимулирующие активное высказывание, совершенствующие мелкую и крупную моторику.

· Принцип опоры на игровые методы: игра является универсальным методом обучения маленьких детей. Игра, основанная на свободном взаимодействии педагога и родителей с детьми,
а также самих малышей друг с другом, позволяет ребенку наиболее полно себя реализовать.

· Принцип личностно ориентированного взаимодействия взрослых с детьми: специалистам, ведущим группу, необходимо вызвать у ребенка доверие и добиться положительной мотивации малыша по отношению к занятиям. Доброжелательность и эмоциональная выразительность педагогов и родителей, внимание к настроению ребенка – главные моменты при взаимодействии с малышом. Важно поощрять любое проявление ребенком активности, хвалить, побуждать к новым достижениям.

· Принцип интеграции программного содержания: сочетание и взаимопроникновение разных видов детской деятельности. Занятия по данной программе носят комплексный характер, поэтому на занятиях рекомендуется осуществлять разные виды деятельности: играть, рисовать, танцевать, лепить, слушать сказки, конструировать и т. д. В связи с этим предполагается гибкое планирование занятий.

· Принцип преемственности: этот принцип заложен в современной «Концепции непрерывного образования» и предполагает преемственность обучения детей на разных возрастных этапах, а также согласованность в подходах к развитию ребенка в образовательных учреждениях и семье.

Поскольку ребенок (в раннем возрасте особенно) познает мир с помощью взрослого путем подражания, а также сохраняет очень тесную эмоциональную связь с мамой, ведущей формой занятий с детьми выбрана фронтальная работа в детско-родительской группе. При построении программы учитываются возрастные особенности участников группы:

– обучение проходит только в игровой форме;

– проводится многократное повторение игр для закрепления навыка;

– содержание и сложность материала соответствуют детскому опыту;

– четкое структурирование каждого занятия (выработка алгоритма);

– частая смена видов деятельности для удержания внимания малышей;

– гибкость планирования и проведения занятий, вариативность в использовании игр и дидактического материала;

– только положительный эмоциональный фон;

– активное использование музыкальных и логоритмических приемов и методов обучения, фольклорного речевого материала.

Особенностью предлагаемой программы является включение в каждое занятие заданий из всех разделов, то есть работа строится одновременно по нескольким коррекционно-развивающим направлениям.

Цель программы: социализация, развитие психических функций детей раннего возраста; формирование навыков взаимодействия ребенка со сверстниками, педагогами, родителями.

Задачи программы:

· развитие речевой системы в целом;

· развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы в условиях группового взаимодействия;

· обучение родителей навыкам конструктивного взаимодействия с ребенком.

Основные образовательные области, которые выделяются в соответствии с ФГОС ДО:

– социально-коммуникативное развитие;

– познавательное развитие;

– речевое развитие;

– художественно-эстетическое развитие;

– физическое развитие.


Образовательная
область «Социально-коммуникативное развитие»

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

Формирование основ безопасности

Образовательная
область «Познавательное развитие»

Сенсорное развитие

Развитие познавательно-исследователь-ской и конструктивной деятельности

Формирование элементарных математических представлений

Дидактические игры

Ознакомление с миром природы

Образовательная
область «Речевое развитие»

Развитие словаря

Звуковая культура речи

Грамматический строй речи

Связная речь

Художественная литература

Образовательная
область «Художест-венно-эстетическое развитие»

Приобщение к искусству

Изобразительная деятельность

Музыкально-художественная деятельность

Образовательная
область «Физическое развитие»

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Физическая культура

Содержание

Пояснительная записка    3

Учебно-тематическое планирование по программе «Группа социальной адаптации инклюзивной направленности» (для детей от 1 года до 3 лет и их родителей)    27

Конспекты занятий    35

Тема 1. Листопад    35

Тема 2. По грибы, по ягоды    40

Тема 3. Зайчики-побегайчики    47

Тема 4. «Во саду ли, в огороде…»    53

Тема 5. «Тушки-тутушки, вареники-ватрушки»    58

Тема 6. Мамы и малыши    65

Тема 7. Мишенька-медведь    71

Тема 8. Скоро Новый год!    77

Тема 9. Зимние забавы    83

Тема 10. Лисонька-лиса    88

Тема 11. Мамин день 8 Марта    92

Тема 12. Веселые мышата    99

Тема 13. Ежик    104

Тема 14. Ручеек    111

Тема 15. Дождик, чаще, кап-кап-кап!    116

Тема 16. Птичка в гнездышке    124

Тема 17. Скоро лето!    129

Литература    134

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.