Сочинения по литературе для учащихся 9-11 классов и поступающих в вузы
Код | 5в |
Составители | Жаравина Л. В., Сиденко Н. В. и др. |
Издательство | Учитель, 2006 |
Серия | Сочинения |
ISBN | 5-7057-0985-4 |
Страниц | 332 |
УДК | 371.3 |
Штрихкод | 9785705709854 |
Размеры (Ш x В x Т) | 138 x 213 x 13 (мм) |
Вес | 235 г |
Данный сборник будет очень полезен учащимся 9-11 классов и учителям-словесникам. Приведенные здесь сочинения могут быть использованы на уроках подготовки и анализа сочинений.
Подробное описание
КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ
Предметом нашего разговора в этом выпуске пособия будет композиция экзаменационного сочинения.
Под композицией следует понимать построение работы, соотнесенность между собой всех составляющих ее элементов, взаимообусловленность их друг другом и авторским (вашим) замыслом.
Продуманная композиция – это залог того, что вы сможете глубоко и аргументированно раскрыть тему. Без уяснения абитуриентом логики развития темы и последовательности изложения материала сочинение как цельная творческая работа просто не состоится. Оно будет представлять собой ряд отдельных высказываний или набор не связанных между собой фрагментов. Поэтому осмысление композиции – очень важный и ответственный этап написания сочинения. Он предполагает, что абитуриент продумывает следующие вопросы:
– какой будет структура работы в целом;
– каковы роль, примерное содержание, объем основных смысловых частей (введения, основной части, заключения);
– нужен ли эпиграф, в чем его назначение;
– как будут логически и эмоционально взаимосвязаны все
части и «микротемы» сочинения (продумывание «переходов»);
– какой вид введения и заключения более всего соответствует выбранной вами теме;
– возможно ли (и с какой целью) использовать в сочинении
специальные композиционные приемы (контрастное расположение
материала, параллельное сопоставление образов по сходству или
различию, столкновение нескольких точек зрения на произведение,
героев и др.).
Если вы пишете сочинение в школе или дома, то лучше зафиксировать все перечисленные вопросы в плане. На вступительном экзамене в вуз возможно проделать эту работу в черновике либо мысленно, не тратя такое драгоценное время на стилистическую отработку формулировок, так как в чистовом варианте экзаменационного сочинения план не обязателен.
Сочинения аналитического и литературно-творческого типа (то есть основанные на подробном анализе текстов художественных произведений, осмыслении историко-литературных фактов и теоретических понятий) обычно имеют трехчастную структуру. Они должны состоять из введения, основной части и заключения, что соответствует законам логического мышления: вначале высказываются исходные, отправные положения, затем они доказываются, и в конце делается вывод (обобщение). По желанию пишущего работу можно предварить эпиграфом.
Эпиграф – это короткий текст перед сочинением, представляющий собой цитату из какого-либо авторитетного источника. Эпиграфом могут служить такие материалы:
– яркие афоризмы, крылатые слова и выражения;
– цитаты из произведений художественной литературы;
– народные пословицы, поговорки, строчки из народных песен;
– лаконичные и емкие высказывания критиков, публицистов, писателей, общественных деятелей;
– слова ученых, философов, великих мыслителей прошлого и настоящего.
Назначение эпиграфа – в краткой форме выразить основную идею (мысль) сочинения или отношение автора к произведению, героям, обсуждаемой проблеме. Он может выполнять роль своеобразного камертона, настраивающего и пишущего, и читающего на определенное эмоциональное восприятие работы.
Эпиграф не является обязательной частью сочинения, за его отсутствие оценка не может быть снижена. Однако, если вы все-таки решили им воспользоваться, то следует помнить вот о чем.
Во-первых, в смысловом отношении эпиграф должен быть тесно слит с текстом и основной идеей вашей работы.
Во-вторых, эпиграф должен быть правильно оформлен. В сочинении он обычно пишется без кавычек примерно на половине правой стороны листа. На следующей строке указывается источник. Если название источника помещается в одной строке с эпиграфом, то оно обязательно заключается в скобки. К сожалению, нет единого мнения о том, как надо оформлять эпиграф в пунктуационном отношении. Ниже мы приводим варианты, которые представляются бесспорными. Обратите внимание также на смысловое соответствие эпиграфов темам сочинений.
Содержание
Как писать сочинение 3
1. «Слово о полку Игореве» – выдающийся памятник древнерусской литературы. Основные идеи и образы 21
2. Патриотический пафос древнерусской литературы (По «Слову о полку Игореве») 24
3. Особенности композиции и художественные образы «Слова о полку Игореве» 26
4. Прославление родины, нации и просвещения в произведениях М. В. Ломоносова 29
5. Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» 32
6. Тема воспитания в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (О чем написал и не написал автор) 34
7. Обличение несправедливой власти в «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева 37
8. Социальное и общечеловеческое в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» 39
9. «Век нынешний» и «век минувший»» в комедии Грибоедова «Горе от ума» 41
10. Москва в изображении А. С. Грибоедова и А. С. Пушкина (По комедии «Горе от ума» и VII главе романа в стихах «Евгений Онегин») 43
11. «Мильон терзаний» Чацкого. Его поражение и победа в борьбе с миром Фамусова 47
12. Почему мне нравится Чацкий? 50
13. Лирический герой поэзии А. С. Пушкина 52
14. Мотивы дружбы в лирике А. С. Пушкина 55
15. Образ поэта в стихотворениях Г. Р. Державина «Памятник» и
А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» 58
16. Автор и его герой в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» 60
17. Взаимоотношения главного героя и общества в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» 63
18. «Свет пустой» в изображении А. С. Пушкина (По роману «Евгений Онегин») 65
19. «Татьяны милый идеал…» (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин») 67
20. Вольнолюбивая лирика Пушкина 70
21. Лирика Пушкина в моем восприятии 72
22. Моя любимая героиня (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин») 74
23. Основные мотивы лирики Лермонтова 76
24. «Из пламя и света рожденное слово» (Лирика Лермонтова в моем восприятии) 79
25. Патриотические мотивы лирики М. Ю. Лермонтова 82
26. Жизнь и судьба Печорина (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») 84
27. «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова – роман о трагедии незаурядной личности 87
28. Живая Русь в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» 90
29. Две России в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» 93
30. Поместное дворянство в изображении Н. В. Гоголя (По поэме «Мертвые души») 96
31. В чем особенности жанра и композиции поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»? 99
32. В чем смысл названия поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»? 101
33. Грустное и смешное в ранних произведениях Н. В. Гоголя 103
34. Философская лирика Ф. И. Тютчева 106
35. Русская природа в поэзии Ф. И. Тютчева 109
36. Мои любимые стихи Ф. И. Тютчева 112
37. Русская природа в изображении А. Фета 114
38. Мои любимые стихи А. Фета 117
39. Характер и судьба человека (По роману И. А. Гончарова «Обыкновенная история») 119
40. Обломов, обломовцы, «обломовщина» (По роману И. А. Гончарова «Обломов») 121
41. Характер и судьба человека (По роману И. А. Гончарова «Обломов») 123
42. Эволюция главного героя романа И. А. Гончарова «Обломов» 127
43. Тематика и проблематика романа И. А. Гончарова «Обрыв» 129
44. Автор и его герой в романе И. С. Тургенева «Рудин» 131
45. Общественная борьба 60-х годов XIX века и ее отражение на страницах романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» 133
46. Взгляды и идеалы Базарова с точки зрения современного человека («По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети») 136
47. Конфликт «отцов» и «детей» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» 140
48. «Новые люди» в произведениях И. С. Тургенева (По романам «Рудин» и «Отцы и дети») 142
49. Природа и человек в творчестве И. С. Тургенева 145
50. Русский национальный характер в рассказе Н. С. Лескова «Левша» 147
51. Русский характер в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» 149
52. Русские люди в произведениях Н. С. Лескова 151
53. Князь Мышкин – идеальный герой Ф. М. Достоевского 153
54. «Униженные и оскорбленные» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» 154
55. Евангельские мотивы и их роль в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» 157
56. Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» 160
57. В чем смысл названия романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» 163
58. Женские образы в пьесе А. Н. Островского «Снегурочка» 165
59. Образ Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза» 168
60. Значение второстепенных персонажей в драме А. Н. Островского «Гроза» 170
61. Художественные функции пейзажа в пьесе А. Н. Островского «Гроза» 173
62. Изображение русской жизни в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница» 175
63. «Он проповедует любовь высоким словом отрицанья» (Лирический герой поэзии Н. А. Некрасова) 177
64. Тема поэта и поэзии в творчестве Н. А. Некрасова 180
65. Тема России в поэзии Н. А. Некрасова 183
66. Мастерство поэта в изображении народной жизни (По поэме
Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо») 186
67. Народные заступники в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» 190
68. Читая М. Е. Салтыкова-Щедрина… 192
69. Сатирическое изображение русской жизни в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» 195
70. Гротеск как художественный прием в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» 197
71. Особенности сатирического изображения действительности в «Сказках» М. Е. Салтыкова-Щедрина 200
72. Исторические взгляды Л. Н. Толстого и их отражение в романе «Война и мир» 202
73. «Война и мир» Л. Н. Толстого – роман-эпопея о русской жизни 205
74. Мой любимый герой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» 208
75. Отечественная война 1812 года как война народная (По роману
Л. Н. Толстого «Война и мир») 211
76. Семья как высшая нравственная ценность в изображении Л. Н. Тол-стого (По роману «Война и мир») 214
77. Нравственные искания главных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир» 217
78. Женские образы в романе Льва Толстого «Война и мир» 219
79. «Мысль народная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Образ Кутузова и роль личности в истории 223
80. Контуры чеховского рассказа: проблематика, художественное своеобразие 226
81. Тема любви в рассказах А. П. Чехова 229
82. Изображение дворянства в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» 232
83. Над чем смеется и о чем грустит в своих рассказах А. П. Чехов 235
84. Русская деревня в изображении И. А. Бунина (По повести «Деревня») 237
85. Герои ранних рассказов М. Горького 240
86. Споры о человеке в пьесе М. Горького «На дне» 243
87. Некрасовская традиция в творчестве А. Блока 246
88. Революция в поэме А. Блока «Двенадцать» 248
89. Мои любимые стихи Александра Блока 251
90. Природа в стихах Сергея Есенина 254
91. Мой любимый поэт 256
92. Мои любимые стихи Сергея Есенина 259
93. Народ и государство в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» 262
94. «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник…» (Пушкин) (Образ Петра в романе А. Толстого «Петр Первый») 265
95. Изображение Гражданской войны в романе М. Булгакова «Белая гвардия» 267
96. «Рукописи не горят» (О романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита») 270
97. Трагедия казачества в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» 273
98. Судьбы людские в романе М. Шолохова «Поднятая целина» 276
99. Тема поэта и поэзии в лирике Б. Пастернака 279
100. Размышления над романом Б. Пастернака «Доктор Живаго» 283
101. Поэты «серебряного века» 286
102. «Мне на плечи кидается век-волкодав…» (О творчестве О. Мандельштама) 289
103. Основные темы, идеи лирики М. И. Цветаевой 292
104. «Любовь – это сердце всего» 296
105. «Петь привыкший на войне…» (Основной мотив лирики А. Т. Твар-довского) 300
106. Мотив памяти в лирике А. Твардовского 302
107. Человек и тоталитарная система (По рассказу А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича») 305
108. Человек и тоталитарное государство в романе А. И. Солженицына «В круге первом» 308
109. Проблема нравственного выбора в современной литературе 310
110. Нравственная сила добра (По произведениям В. Шукшина) 312
111. Нравственные истоки подвига (На примере одного или нескольких произведений о Великой Отечественной войне) 315
112. Тема Великой Отечественной войны в прозе двадцатого века 317
113. Природа – не храм? (Человек и природа в книге Виктора Астафьева «Царь-рыба») 322
114. Проблема свободы в произведениях современной прозы 325
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом