Биология. 5 класс. Рабочая программа и система уроков по учебнику В. В. Пасечника. Программа для установки через интернет

Есть на складе
102 руб.
-65%
35,70 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-517
Авторы Галушкова Н. И.
Издательство Учитель, 2022
Серия ФГОС. Планирование учебной деятельности
Электронная версия скачать
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
Электронное пособие "Биология. 5 класс. Рабочая программа и система уроков по учебнику В. В. Пасечника" серии "ФГОС. Планирование учебной деятельности" создано в помощь учителям биологии, руководителям предметных методических объединений ОО.
В пособии предлагается систематизированный материал в виде рабочей программы и системы уроков по биологии для 5 класса, разработанный в соответствии с основными положениями ФГОС ООО и ориентированный на работу по учебнику В. В. Пасечника.
Рабочая программа включает пояснительную записку и тематическое планирование уроков и педагогических средств, с помощью которых формируются предметные умения и универсальные учебные действия.
Система уроков содержит виды и формы деятельности, способствующие развитию познавательной активности, коммуникативных умений, предлагающие школьникам осуществлять регулятивно-оценочные функции, формулировать учебно-практические задачи и находить пути их решения.


Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 MB;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 MB.

С этим товаром покупают

Примеры документов

Урок 1. Биология – наука о живой природе

Урок 1
Биология – наука о живой природе

Задачи: раскрыть сущность курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»; познакомить обучающихся с многообразием растительного мира; показать широкое распространение растений на Земле, их значение в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности; объяснить необходимость бережного отношения к растениям, природе; познакомить с учебником; формировать навыки работы с учебником, эстетическое отношение к учебным пособиям.

Оборудование: комнатные растения, гербарный материал известных обучающимся растений, распространенных в данном регионе; муляжи корнеплодов, овощей, плодов (или натуральные объекты), открытки с изображением растений из Красной книги, букет осенних цветов.

Планируемые результаты обучения

Предметные:

Обучающиеся знают:

– о многообразии живой природы;

– роли растений в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности;

– правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Обучающиеся умеют:

– определять понятие биология;

– соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

Метапредметные: умеют работать с разными источниками биологической информации, находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; различают объем и содержание понятий.

Личностные: проявляют познавательный интерес и мотивы, направленные на изучение живой природы, чувство гордости за российскую биологическую науку, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; владеют интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

Сценарий урока

Non enim paranda nobis solum, sed fruenda sapientia est.

Ведь нужно не только овладеть мудростью,

но и уметь пользоваться ею.

Цицерон «О высшем благе и высшем зле»

I. Организационный момент.

1. Сообщить тему урока, цель. Записать на доске план урока и предложить ученикам сделать соответствующие записи в своих тетрадях.

2. Познакомить обучающихся с правилами поведения в кабинете биологии; инструкциями по технике безопасного поведения на рабочем месте, во время проведения лабораторных работ, на учебно-опытном участке, во время экскурсий.

3. Объяснить правила работы с учебником. Если позволяет время, прочитать инструкцию «Как работать с учебником» (на с. 3 учебника). Объяснить наиболее важные положения инструкции. Конкретизировать требования к обучающимся при изучении курса биологии.

ПЛАН

1. Биология – наука о живой природе.

2. Что изучает данный курс биологии.

3. Возникновение ботаники.

4. Роль растений в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.

5. Значение биологии.

II. Изучение нового материала.

Изучение разнообразия растений как составной части живой природы проводится с опорой на знания из курса природоведения.

– Как можно отличить растения от других живых организмов?

Если ученики затрудняются, следует подвести их к правильному ответу: предложить детям назвать известные им растения; указать, где они растут, какое имеют строение. Используя наглядные пособия, дополнить ответы обучающихся, помочь сделать вывод о разнообразии растений.

– Сколько разных растений окружает нас! И у каждого – свое название. Послушайте стихотворение.

Что значат названья – ежа и тимьян,

Дубровка, кукушкины слезки, дурман?

Тем лечат любовь, этим – сон и живот,

А этот – на рану, и все заживет…


Урок 3. Экскурсия «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»

Урок 3
Экскурсия «Многообразие живых организмов,
осенние явления в жизни растений и животных»

Задачи: учить проводить фенологические наблюдения, выделять сезонные изменения в природе, жизни растений, наблюдать связь растений и животных с окружающей средой; показать многообразие растений и животных; воспитывать бережное, ответственное отношение к природе.

Планируемые результаты обучения

Предметные:

Обучающиеся знают:

– о многообразии живой природы;

– правила техники безопасности при проведении наблюдений.

Обучающиеся умеют:

– соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений.

Метапредметные: анализируют и оценивают информацию, преобразуют информацию из одной формы в другую; владеют умениями адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; различают объем и содержание понятий; проявляют способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; анализируют и сравнивают изучаемые объекты; осуществляют описание изучаемого объекта; определяют отношения объекта с другими объектами, существенные признаки объекта; анализируют результаты наблюдений и делают выводы; под руководством учителя оформляют отчет, включающий описание эксперимента, его результаты, выводы.

Личностные: знают основные принципы и правила поведения в природе; проявляют познавательный интерес и мотивы, направленные на изучение живой природы, эстетическое отношение к живым объектам; владеют интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

Сценарий урока

I. Организационный момент. Инструктаж по технике безопасного поведения в природе.

1. В беседе о цели экскурсии выделить учебно-познавательную задачу этого мероприятия, отличие экскурсии от прогулки и прочих выходов в природу.

2. Акцентировать внимание на особо опасных точках маршрута (переход через проезжую часть дороги, перекресток, берег реки, обрыв, лес, заросли кустарника и т. д.).

II. Содержание экскурсии.

1. Знакомство с местными видами растений и животных.

Выделить особенности строения, окраски животных и растений. Выяснить, как эти особенности помогают приспособиться к условиям жизни. Рассмотреть многообразие форм и расцветки плодов и семян. Отметить особенности поведения животных.

2. Выполнение заданий.

Во время движения по маршруту использовать каждую минуту для развития воображения детей. Чтобы не терять время в пути, можно дать обучающимся задания:

– по дороге собрать листья разных цветов, оттенков (зимой они являются ценным материалом для изготовления мозаик, панно, поделок из природного материала);

– найти самые старые и самые молодые растения;

– предложить посчитать голубей (ворон, воробьев и пр.).

3. Тренировка органов чувств.

Прежде чем обучающиеся начнут понимать, что окружает их в природе, они должны натренировать свои органы чувств: научиться видеть сходство и различие предметов, форму и цвет; слышать и слушать.

Эффективный способ научить детей успокаиваться и молчать – попросить сосчитать про себя до 20, 30; на несколько секунд задержать дыхание.

Можно предложить послушать: как шумит ветер; какие поют птицы; как шумят под порывом ветра хвойные деревья и шелестят лиственные.

4. Игры с листьями.

– Соберите несколько разных листьев и рассортируйте их. Найдите похожие:

• по размерам (найти самый большой лист и самый маленький);

• по цвету (найти другие оттенки);

• по форме;

• по рисунку края;

• на ощупь (гладкие, пушистые, шершавые, колючие).


Урок 4. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого

Урок 4
Разнообразие живой природы.
Царства живых организмов.
Отличительные признаки живого

Задачи: способствовать формированию представлений о свойствах живых организмов, отличных от тел неживой природы, навыков поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию познавательной и творческой активности.

Оборудование: медиапроектор, ПК, слайды с изображением общих свойств живого, наследственности и изменчивости; ребус; семейные фотографии детей.

Планируемые результаты обучения

Предметные:

Обучающиеся знают:

– свойства живых организмов.

Обучающиеся умеют:

– отличать свойства живых организмов от тел неживой природы;

– самостоятельно выделять и формулировать цель опыта;

– вести дневник наблюдения;

– находить информацию.

Метапредметные: владеют умениями понимать учебную задачу урока, обобщать понятия, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником, ставить опыты самостоятельно.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; проявляют эстетическую культуру (аккуратно ведут дневник наблюдения).

Сценарий урока

I. Организация начала урока.

Организовать эмоциональную, психологическую и мотивационную подготовку обучающихся к усвоению изучаемого материала.

Вступительное слово.

– Мы знаем, что природа состоит из тел живой и неживой природы (педагог демонстрирует слайд со схемой «Тела природы – живые и неживые»).

– Приведите примеры тел неживой природы.

– Что между ними общего?

– Оглянитесь вокруг, и вы увидите множество тел живой природы. Приведите примеры.

II. Изучение нового материала.

1. Беседа по вопросам.

– Как называются все тела живой природы, вы узнаете, отгадав ребус:

(организм.)

– Итак, все тела живой природы называются организмами.

– Но посмотрите, какие они разные. Все многообразие живых организмов объединяют в царства Бактерии, Грибы, Растения и Животные (показывает слайд). Почему же все они относятся к большой группе организмов? Найти ответ на этот непростой вопрос – цель нашего урока.

– Эти живые организмы обладают общими, характерными для всего живого свойствами. Как вы думаете, какими? Как отличить живое от неживого?

– Назовите признаки, по которым тела природы можно отнести к живым организмам. (Обучающиеся называют признаки живого, на экране появляются названия этих признаков.)

2. Беседа по вопросам.

– Еще одно свойство живых организмов – это наследственность.

– Как вы понимаете это слово? (Демонстрирует слайды с изображением этого признака.)

– Конечно, никого не удивляет, что у крольчихи появляются крольчата, а у собаки – щенки, из зернышка пшеницы вырастает новый колосок пшеницы и т. д. Благодаря этому свойству на нашей планете обитают самые разные животные и растения, которые в своем потомстве закрепляют признаки и свойства предыдущих поколений (показывает слайд с определением наследственности.)

– Однако, несмотря на большое сходство, потомки одних родителей могут приобретать признаки и свойства, отличающие их как от родителей, так и от других потомков (показывает слайды с изображением изменчивости).

3. Просмотр семейных фотографий.

– Рассмотрите ваши семейные фотографии. Вы похожи на своих мам и пап? А может, больше на дедушек и бабушек?

Это еще одно свойство живых организмов – изменчивость (демонстрирует слайд с определением изменчивости).

III. Итог урока.

1. Обобщение полученных на уроке сведений.


Урок 7. Повторение по теме «Отличительные признаки живого»

Урок 7
Повторение по теме
«Отличительные признаки живого»

Задачи: систематизировать, обобщить и расширить знания о живой и неживой природе, происходящих в ней явлениях.

Оборудование: дидактический материал, карточки с заданиями, фишки-«умники», карточки со словами «да» – «нет».

Планируемые результаты обучения

Предметные:

Обучающиеся умеют:

– применять знания о живой и неживой природе, физических и химических явлениях в новой ситуации для решения практических задач;

– принимать коллективное решение в процессе совместной деятельности;

– оценивать уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме;

– устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы;

– наблюдать, фиксировать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов.

Метапредметные: регулируют учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей природы; извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, интернета) об особенностях физических и химических явлений в природе и обсуждают полученные сведения; соблюдают нормы информационной избирательности, этики и этикета, правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе.

Личностные: проявляют этические чувства, самостоятельность, любовь к своей стране и чувство ответственности за сохранение природы; в сфере социально-нравственных представлений осваивают социальную роль ученика, воспринимают образование как личностную ценность, дают адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм.

Сценарий урока

1. Конкурс капитанов «Верите ли вы, что…?».

Вопросы:

1. Вода и минеральные соли содержатся только в неживой природе. (Нет, и в живой природе.)

2. Движение – это признак, по которому можно отличить живое от неживого. (Нет.)

3. Частицы, из которых состоят молекулы, называются атомами. (Да.)

4. Испарение происходит только в неживой природе. (Нет, и в живой природе.)

5. Крахмал во рту превращается в сахар. (Да, образуется сахаристое вещество мальтоза.)

6. Кисломолочные продукты – результат химических реакций с участием живых организмов. (Да.)

7. Скорость химических реакций не зависит от температуры исходных веществ. (Нет.)

8. При изменении условий химической реакции она может остановиться. (Да.)

9. Витамины не могут образовываться в организме человека и животных. (Нет, могут, например витамин D.)

10. Летучие мыши и дельфины общаются с помощью ультразвуков. (Да.)

11. Настой из корней хрена применяется при обработке гнойных ран. (Да.)

12. Обугливание кусочка сахара в огне – это процесс только физический. (Нет, это и химический процесс.)

13. Чистые волосы рассыпаются, так как имеют одинаковые заряды. (Да.)

14. Человек может слышать все звуки окружающей природы. (Нет, не слышит ультразвук.)

15. При дыхании в нашем организме вещества окисляются и выделяется энергия. (Да.)

2. Конкурс «Подсказка».

1. Они есть не у всех живых организмов.

2. Но даже если их нет, то животные реагируют на этот жизненно важный раздражитель.

3. У человека они могут быть голубыми, карими, серыми, зелеными. (Глаза.)

1. Этот орган чувств тоже воспринимает физические явления.

2. У человека он на голове, а у кузнечика – на ногах.

3. Только у зверей и человека есть раковина, воспринимающая эти физические явления. (Орган слуха.)


Урок 8. Устройство увеличительных приборов

Урок 8
Устройство увеличительных приборов

Задачи: сформировать представления о клетке и клеточном строении организмов; познакомить обучающихся с основными увеличительными приборами, их назначением, устройством лупы и светового микроскопа; научить пользоваться оптическими приборами; воспитывать аккуратность и бережное отношение к школьному оборудованию.

Оборудование: ручные лупы, микроскопы, предметные и покровные стекла, стакан с водой, пипетка, препаровальная игла; микропрепараты мякоти томата, арбуза, яблока.

Планируемые результаты обучения

Предметные:

Обучающиеся знают:

– устройство лупы и микроскопа;

– правила пользования оптическими приборами;

– строение растительной клетки.

Обучающиеся умеют:

– настраивать микроскоп, готовить его к работе;

– готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

– находить нужные части клетки на микропрепарате;

– зарисовывать увиденное под микроскопом в тетради;

– оперировать словами: микроскоп, тубус, окуляр, объектив, штатив, предметное стекло, микропрепарат.

Метапредметные: умеют работать с разными источниками биологической информации, находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; различают объем и содержание понятий; анализируют и сравнивают изучаемые объекты; осуществляют описание изучаемого объекта; определяют отношения объекта с другими объектами, существенные признаки объекта; анализируют результаты наблюдений и делают выводы; владеют составляющими исследовательской и проектной деятельности (умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи); проводят лабораторную работу в соответствии с инструкцией; под руководством учителя оформляют отчет, включающий описание эксперимента, его результаты, выводы.

Личностные: проявляют познавательный интерес и мотивы, направленные на изучение живой природы, чувство гордости за российскую биологическую науку; владеют интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

Сценарий урока

I. Проверка знаний.

1) Какое значение имеют для человека знания о живой природе?

2) Что изучает биология?

3) Какие биологические дисциплины вам известны?

4) Какую роль играют растения в природе?

5) Каково значение растений в жизни человека?

6) Какова роль растений в создании благоприятного климата?

7) Как растения улучшают структуру почв и сохраняют ее?

Собрать для проверки отчеты об экскурсии.

II. Изучение нового материала.

1. Рассказ учителя.

– Растения – живые организмы, которые дышат, питаются, растут. Чтобы увидеть, как протекают эти процессы, нужно изучить строение каждого органа растения. Для изучения мельчайших частиц – клеток, из которых состоят органы, используют увеличительные приборы.

(У обучающихся должно сложиться правильное представление о размерах объектов при увеличении: ручная лупа может увеличивать в 2–2,5 раза, а школьный микроскоп – до 200 раз.)

Изобретение и усовершенствование светового микроскопа – заслуга многих ученых. Среди них особенно выделяется английский естествоиспытатель Р. Гук.

Историческая справка

Роберт Гук (1635–1703), естествоиспытатель, изобретатель, архитектор, родился в Англии, во Фрешуотере. В 1653 г. поступил в Оксфордский университет, по окончании работал в нем ассистентом известного химика и физика Р. Бойля.

Научные работы Р. Гука относятся к различным областям естествознания. Он усовершенствовал микроскоп. Изучая под микроскопом тонкий срез пробки, обнаружил, что вся она пронизана отверстиями, или порами, которые он впервые назвал клетками. Р. Гук описал клетки бузины, укропа, моркови, других растений. Он является автором классической работы по анатомии растений «Микрография, или Физиологическое описание мельчайших тел, исследованных с помощью увеличительных стекол» (1665 г.).

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.