Взросление, любовь, семья. Занятия по формированию готовности к профессиональной и семейной жизни у старшеклассников
Код | 1104б |
Авторы-составители | Смирнова Е.Е. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | В помощь классному руководителю |
ISBN | 978-5-7057-4970-6 |
Страниц | 215 |
УДК | 373.3/.5 |
Штрихкод | 9785705749706 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 200 x 9 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 147 г |
Представлена система занятий на классных часах и других внеклассных мероприятиях по формированию готовности молодежи к профессиональной, семейной жизни, социальным ролям мужа и жены, отца и матери.
Предназначено классным руководителям, социальным педагогам, психологам, заместителям руководителей общеобразовательных организаций.
Подробное описание
Введение
Мы не учим в школе самому главному – не учим жить. Учим всему, знают наши дети множество нужных (а иногда и не очень нужных) вещей: и в каком состоянии материя в центре Солнца, и что такое гравитация..., но ничего не знают о том, как человеку готовиться к семейной жизни, что это значит – быть женой и мужем, матерью и отцом своих детей.
В. Сухомлинский
Воспитание успешно социализированной в обществе личности является одним из важнейших факторов, которые влияют на общий ход прогрессивных реформ в нашей стране.
Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации. Об этом свидетельствует то, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек мог и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни (профессиональная социализация), успешно овладел ролями мужчины или женщины (полоролевая социализация), создал прочную семью (семейная социализация), был законопослушным гражданином (политическая социализация) и т. д. В настоящее время в нашей стране наступил переломный момент, когда существующие традиционные стереотипы мужественности и женственности уже устарели, а новые, более современные, еще не успели сложиться.
В федеральных образовательных стандартах второго поколения обращается внимание на необходимость формирования мотивированной компетентной личности, способной быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве; принимать на себя ответственность и контролировать свои поступки; решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.
Возраст ранней юности – 15–18 лет (старший школьный возраст) – очень важный период в развитии личности человека, ведь это время необходимого выбора молодыми людьми своего будущего и пора, предваряющая вступление в брак. Это время попыток разобраться в устройстве окружающего мира и понять свою роль в нем; период формирования установок личности, в том числе и в сфере межполовых отношений. Одна из сфер межличностных контактов молодых людей – школа, где они учатся и где происходит общение со сверстниками своего и противоположного пола. Активно пробовать себя во взрослой жизни в этом направлении молодые люди начинают еще в пору своего пребывания за школьной партой, в то время как взрослые традиционно считают этот аспект менее важным, чем, например, учеба.
Именно в юношестве складываются привязанности, которые довольно часто перерастают в более близкие отношения, возникает любовь. Эти взаимоотношения играют для юношей и девушек важную роль, ведь в них происходит своего рода естественная подготовка молодых к семейной жизни.
Для построения в будущем нормальных семейных отношений важно знать психологические особенности, присущие представителям разного пола, так как многие супружеские проблемы происходят из-за непонимания партнера.
Самоопределение в полоролевой и семейной сфере в юности представляет немалую трудность как для самих юношей и девушек, так и для находящихся рядом взрослых. Молодые люди, а также их родители и учителя сталкиваются с необходимостью прогнозирования и конструирования дальнейшей жизни и разной степенью готовности юношей и девушек к этому. Актуален также вопрос обновления форм работы с молодыми людьми, вызванный изменяющейся социальной ситуацией.
Подрастающее поколение испытывает влияние различных факторов, немногие из которых благотворно сказываются на развитии их личности. Интернет, социальные сети, СМИ и т. д. искажают реальную картину мира. У молодых людей нередко складываются неадекватные представления о ролевых взаимоотношениях между юношами и девушками, мужчинами и женщинами, о семейных ценностях. Актуальность проблемы усиливается в связи с появлением таких тенденций в обществе, как начало ранних сексуальных отношений, неустойчивость браков среди молодежи, распад молодых семей и т. п. В данных условиях подготовка юношества к взрослой жизни, его личностное и профессиональное самоопределение приобретают особое значение.
Различные исследования показывают, что часто старшеклассники испытывают затруднения в установлении межличностных отношений, выборе типа поведения, осознании своих планов на будущее, в частности в семейной жизни. Некоторые не умеют считаться с интересами членов семьи, заботиться о них; у молодых людей не развито чувство ответственности, долга перед близкими; они предъявляют завышенные требования к другим и снисходительно относятся к своим недостаткам, не имеют реального представления о трудностях семейной жизни и о тех задачах, которые супругам придется в дальнейшем решать. А ведь 16–17 лет – это тот возраст, когда уже надо знать, какие обязанности берет на себя человек, создающий семью, что такое готовность к браку.
Во многом на представления школьников о семье и браке влияет родительская семья, из которой молодые люди выносят образ семьянина, а взаимоотношения в родительской семье автоматически переносят в свою будущую семью. Особенности семьи, ее духовное и моральное здоровье во многом определяют характер человека, эффективность воспитания подрастающего поколения и в конечном итоге развитие общества. Однако не в каждой семье созданы благоприятные условия для подготовки детей к их будущей семейной жизни, и процесс формирования семейных традиций и ценностей складывается по-разному: одним семьям это удается, а другим требуются поддержка, просветительское сопровождение.
Устойчивость и прочность будущей семьи зависит от готовности молодых людей к браку, то есть от сформированности у них социально-психологических установок, определяющих эмоционально-положительное отношение к семейному образу жизни. Юность – последний возрастной этап, непосредственно предшествующий супружеству. Сегодняшние юноши и девушки – это завтрашние родители, поэтому очень важно помочь им понять, какой непреложной ценностью для человека является семья.
Социально-психологическая поддержка процессов поло-ролевого и семейного самоопределения старшеклассников в пору романтических увлечений юности является одним из важнейших способов их подготовки к взрослой жизни. В школах и других учебных заведениях, осуществляющих воспитание молодого поколения, наряду с другими важно осуществлять и эту задачу.
В данной книге хочется поделиться своим опытом практической работы с обучающимися, накопленным в этой области.
Первая глава раскрывает теоретические вопросы проблемы подготовки обучающихся к брачно-семейным отношениям, показаны основные подходы (в нашей стране и за рубежом).
Во второй главе рассматриваются психолого-педагогические аспекты решения процесса полоролевого и семейного самоопределения в старшем школьном возрасте.
Третья глава включает методические разработки занятий по программе психологического практикума для старшеклассников «На пороге взрослости». Программа является дипломантом конкурса «Воспитание семьянина – формирование здорового образа жизни» (Санкт-Петербург, 2008 г.) и была апробирована в ряде школ.
Хочется выразить благодарность старшеклассникам школы № 183 с углубленным изучением английского языка г. Санкт-Петербурга (уже выпускникам, многие из которых сейчас создали собственные семьи и стали родителями) за активное участие в работе, родителям обучающихся и педагогам за конструктивную обратную связь и положительные отзывы о работе, а также моим коллегам педагогам-психологам ППМС-центра «Развитие» за поддержку в начинаниях.
Книга адресована практическим психологам, работающим с молодежью как в школах, так и в других учреждениях; она будет полезна педагогам, студентам и всем тем, кто стремится оказать действенную помощь юношам и девушкам в процессе взросления.
В заключение отметим, что психолого-педагогическая поддержка молодежи в этом важном вопросе – задача не простая, но, как гласит древняя китайская пословица, «дорога в тысячу ли начинается с первого шага».
Содержание
Введение 3
Глава 1. Особенности формирования полоролевого самоопределения и готовности молодежи к семейной жизни в нашей стране и за рубежом (исторический и современный аспекты) 8
1.1. Подход к вопросу подготовки к браку и семье в Российской империи и в послереволюционный период 8
1.2. Теория и практика воспитания будущего семьянина в Советском государстве 11
1.3. Модели полового воспитания и подготовки школьников к семейной жизни в системе образования зарубежных стран 18
1.4. Решение вопросов формирования готовности молодежи к семейной жизни в России с конца ХХ в. по настоящее время 23
Глава 2. Социально-психологическое содействие процессу полоролевого и семейного самоопределения старшеклассников 32
2.1. Психологические особенности развития личности в ранней юности 32
2.2. Пути и средства полоролевой и семейной социализации юношества 42
2.3. Представления старшеклассников о брачно-семейных отношениях 46
Глава 3. Программа психологического практикума для старшеклассников «На пороге взрослости» 51
3.1. Основные принципы организации и рекомендации по проведению работы 51
3.2. Содержание занятий для старшеклассников 61
Модуль 1. Юность – пора взросления, пора влюбленности 61
Занятие 1. Знакомство. Установление правил работы 61
Занятие 2. Юность – пора взросления. Основные проблемы юношества 64
Занятие 3. Юноши и девушки – жители разных планет 66
Занятие 4. Женщины с планеты Венера и мужчины с планеты Марс 70
Занятие 5. Мы похожи, мы отличаемся 75
Занятие 6. Жители разных планет – хорошо, что мы разные 77
Занятие 7. Как нам понять друг друга? 82
Занятие 8. Мы разные, но мы вместе 87
Занятие 9. Тайны мужской и женской привлекательности 90
Занятие 10. Первая встреча. Будет ли продолжение? 93
Занятие 11. Влюбленность – так рождается чувство 96
Занятие 12. Что такое любовь? 103
Занятие 13. Любовь бывает разной 109
Занятие 14. Любовь без взаимности 112
Занятие 15. Разрушители любви. 115
Занятие 16. Сексуальность. Правда и мифы 120
Занятие 17. Интимные отношения. Проблемы и риски 126
Занятие 18. Любовь и ответственность 130
Модуль 2. Психология семейных отношений 136
Занятие 19. Семья и брак 136
Занятие 20. С чего начинается семья? 139
Занятие 21. Спутник по жизни – идеальный или реальный? 142
Занятие 22. Причины вступления в брак 147
Занятие 23. Будни семейной жизни 150
Занятие 24. Семейное благополучие и стабильность брака 153
Занятие 25. Семья – это маленькое государство 157
Занятие 26. Семья – это забота и ответственность 162
Занятие 27. Планирование бюджета семьи 167
Занятие 28. Психологический климат в семье 170
Занятие 29. Семейные конфликты 172
Занятие 30. Я и моя будущая семья. 179
Занятие 31. Взаимоотношения родителей и детей 182
Занятие 32. Проблема отцов и детей и ее решение 185
Занятие 33. Путь к гармонии семейных отношений 188
Занятие 34. Подведем итоги 191
Приложения 197
Литература 208
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом