Моделирование театрализованной деятельности детей 6-8 лет. Освоение образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"

Есть на складе
414 руб.
-13%
361,42 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код Н-445
Авторы-составители Додокина Н.В.
Издательство Учитель, 2024
Серия Наглядно-дидактический комплект
Страниц 48
Штрихкод 4640018257681
Размеры (Ш x В x Т) 210 x 297 x 16 (мм)
Переплёт набор
Вес 533 г
Предлагаемый наглядно-дидактический комплект включает 10 технологических карт для целостного и последовательного планирования образовательной деятельности, 32 иллюстрированные красочные карты с сюжетными рисунками, костюмированными элементами и атрибутикой к театральной деятельности детей (теневой, пальчиковый, плоскостной, театр ложек и другие виды), 2 карты мониторинга, а также рекомендации для родителей.
Представленные в комплекте методические рекомендации раскрывают различные модели, варианты, формы и способы организации театрализованной деятельности в работе с наглядно-дидактическим материалом, что обеспечивает системное планирование познавательного, речевого и социального развития дошкольников в соответствии с ФГОСДО и с учетом личностно-ориентированного, системно-деятельностного, комплексного подхода и взаимодополнения всех образовательных областей.
Комплект предназначен воспитателям ДОО, специалистам дошкольной педагогики, педагогам дополнительного образования, родителям.

Разработчик ФГОС ДО к.п.н. К.Ю. Белая рекомендует всем педагогам дошкольного образования. Универсальное средство планирования образовательного процесса в ДОО: «Комплект поможет реализовать задачу ФГОС ДО по созданию условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей». Читать рецензию подробнее

Подробное описание

МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОГО РУКОВОДСТВА
по организации ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТи детей подготовительной
к школе группе

Старшие дошкольники продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Взрослый (педагог, родитель) учит самостоятельно находить способы образной выразительности, развивает чувство партнерства.

Дети 6–8 лет, усвоив «школу театра», выходят на уровень «произвольной драматургии». Такой театр характеризуется приоритетом совершенно иных детских проявлений на сцене: интуиция драматизации, экспромт, импровизация, вариативность сценического образа, фантазийность, совместное театральное творчество, бесспорное авторство драматургического репертуара, самостоятельность в сценографии и т. д.

В этом возрасте дети достигают пика в проявлении творчества (игрового, продуктивного, театрального). Творить значит делать что-то по-своему, не по указке, не по шаблону, и достигается это только тогда, когда рядом творческий, увлеченный, мудрый взрослый (педагог, родитель). Именно он обогащает воображение детей яркими, красивыми, радостными впечатлениями, увлекает своими захватывающими замыслами и воспоминаниями, экспериментирует, зажигает идеями, становится Соучастником, партнером во всем.

В условиях «импровизационного театра» инициатива взрослого сохраняется, и его основными функциями являются: направить детей, сориентировать, помочь организовать; заложить сюжетные линии мероприятия по ознакомлению с историей театрального искусства, разработать драматургию «театральных встреч» с детьми, наметить сценарии театральных занятий в мастерских и многое другое.

У дошкольников 6–8 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссерские игры, где персонажи – куклы, а ребенок заставляет их действовать и говорить. Это требует от него умения регулировать свое поведение, движения, обдумывать слова.

Для лучшего понимания литературного произведения Д. В. Менджерицкая предлагает использовать прием «нравственной лесенки».

Дети должны расположить героев на лесенке по степени личной симпатии. Этот прием является более точным показателем эмоционального отношения детей к персонажам по сравнению с ответами на вопросы взрослого.

При рассматривании иллюстраций в книге рекомендуется уделять внимание анализу эмоциональных состояний персонажей.

Предлагаются этюды на разыгрывание сюжетов: «Страшный сон», «Гроза», «Щенок», на развитие воображения, задания на напряжение и расслабление.

Учитывая недостаточный уровень сформированности театральных умений дошкольников, рекомендуется использовать три типа подготовительных упражнений, активизирующих воображение и творчество детей, подготавливающих к осознанию сущности театрального спектакля, формирующих умение играть любую роль, направленных на развитие понимания образа, обеспечивающих постепенное усложнение заданий, их разнообразие, меру трудности и возможность возвращения к любому типу упражнений на качественно новом уровне.

Первый тип упражнений используется с целью развития внимания и воображения. Это упражнения, которые учат детей контролировать внимание, сосредоточиваться на том объекте, который в данный момент важнее других (например, «Звуки природы»), развивают умение на основе ассоциаций создавать образы.

Второй тип упражнений формирует умения: понимать и эмоционально выражать различные состояния с помощью интонации, определять состояние человека по схематическим рисункам, выражению лица сверстника или взрослого; находить средства для адекватного выражения своего настроения с помощью мимики; определять особенности внешнего проявления эмоциональных состояний по различным позам и принимать позы в соответствии с настроением и характером изображаемого героя; определять особенности внешнего проявления эмоциональных состояний с помощью жестов и пантомимических сценок, подбирать собственные выразительные жесты и самостоятельно строить пантомимику.

Третий тип упражнений представляет собой вариант детского аутотренинга и формирует умения психологически настроиться на выполнение предстоящего действия, быстро переключаться с одного действия на другое, контролировать мимику, позу, жесты; тренирует способность изменять свои переживания, выражение лица, походку, движения в соответствии с эмоциональным состоянием. Дети упражняются в самовнушении чувства тяжести, легкости, холода, тепла и др.

При обучении детей средствам выразительности речи рекомендуется использовать знакомые и любимые сказки, которые богаты диалогами, динамикой реплик и предоставляют ребенку возможность непосредственно ознакомиться с богатой языковой культурой русского народа.

Разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).

Вначале фрагменты из сказок используют как упражнения: попроситься в теремок от лица мышки, лягушки, медведя, после чего спросить, кто был более похож по голосу и манерам на данного персонажа. Далее усложнить задание: предложить разыграть диалог двух персонажей, проговаривая текст и действуя за каждого.

Таким образом, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер, голос персонажа, манера поведения легко узнавались всеми.

Во всех упражнениях важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений. Эффективны упражнения с использованием пиктограмм, ролевые диалоги по иллюстрациям с использованием вербальных средств выразительности, по видеофильмам, кукольным спектаклям. При этом собственно разыгрывание не является самоцелью. Взаимодействие с детьми строится по четырехчастной структуре: чтение, беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения.

Дети 6–8 лет обладают многоплановыми представлениями о мире театра. Он становится для них самым любимым видом искусства благодаря уникальной динамичности, зрелищности, синкретичности. Учитывая наличие подобного опыта, взрослые (педагоги и родители) ещё более усложняют информационную работу и процесс приобщения дошкольников к театральному искусству.

Ознакомление с историей театра.

Экскурс в прошлое театрального искусства становится вполне доступным, он проходит без напряжения и особых усилий, радостно и осознанно. Наибольший эффект достигается при проведении игры-путешествия на корабле времени. Её сюжет придумывают и взрослые и дети, совершаются путешествия в разные исторические эпохи, в разные страны, что позволяет почувствовать отношения людей разных эпох и стран к искусству театра, уяснить его сущность, характерные особенности.

Восприятие многообразия видов театра.

Подобный информационно-насыщенный пласт дети также сравнительно легко усваивают, так как художественный язык сцены им уже доступен, понятен и частично усвоен. Они сами проявляют ярко выраженный интерес к особенностям основных видов театрального искусства. Дети имеют определенный зрительский опыт восприятия балетных, драматических, оперных и опереточных, кукольных спектаклей. Особенно они восприимчивы к музыкальному театру. Также дети ориентированы и в формах сценического представления, в их разнообразии, будь то пантомимический спектакль, героическая постановка или трагическая пьеса.

Организация самостоятельных театральных игр детей.

Старшие дошкольники, имея определенные интеллектуальные накопления и практический театральный багаж, располагают довольно обширными подобными возможностями: они активны в организации, оформлении и освоении театрального пространства группой комнаты, в создании и обживании мини-театров на миниатюрной сцене, в самостоятельном, без помощи извне, подборе актеров, театральных трупп. Коммуникативная, социальная активность маленьких театралов характеризуется симпатиями, душевностью, привязанностью. Это не простые бытовые контакты, это отношения единомышленников на прекрасной, эстетически содержательной основе. Большую возможность для такой деятельности предоставляет проведение театральной недели «Волшебный мир театра».

Дети с удовольствием участвуют в подготовке к предстоящим театральным постановкам: старательно рисуют приглашения, участвуют в коллективном оформлении афиш, посильно готовят необходимые атрибуты, элементы декораций, костюмы, театральные куклы.

Развитие детской импровизации.

Развитие творческих возможностей детей 6–8 лет строится только на принципах импровизации. При создании широкой панорамы всевозможных сценических образов допустимы разные позиции, варианты, творческие интерпретации. Основные принципы подобного характера творческой деятельности это неожиданность, внезапность в момент исполнения, собственное истолкование смысла чего-либо, проявление уникальных, неповторимых индивидуальных особенностей.

Встречи с театральными коллективами – профессиональными, любительскими, детскими (режиссером, актерами).

Программа подобных встреч после спектаклей должна быть обширной, и проводиться она может в разнообразных формах (театральные мастерские, семейные абонементы и т. д.).

Расширение сведений о театральных работниках.

Происходит ознакомление с театральными профессиями (актер, режиссер, костюмер, гример, осветитель, художник, декоратор, композитор, музыкант, дирижер, драматург, суфлер). В игре в театр детям предлагается быть тем или иным сотрудником театра. Эти роли имеют место в творческих играх «Сочинители пьес», «Оркестр» и в других играх-импровизациях, этюдных зарисовках. В назначении многих профессиональных предметов работников сцены, актеров и зрителей помогают определиться дидактические игры: «Театральные профессии», «Полезные предметы».

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.