Создание условий для реализации основной образовательной программы ДОО. Годовое планирование. Программа для установки через интернет
Код | СИ-4952 |
Авторы-составители | Ужастова В. В. |
Издательство | Учитель, 2022 |
Серия | ФГОС ДО: практика реализации. Управление дошкольным образованием |
Электронная версия | скачать |
УДК | 373.2 |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
В пособии рассматриваются вопросы традиционного годового планирования, а также ключевые позиции, направленные на обновление системы дошкольной организации. Представлена модель организационно-методического сопровождения реализации основной образовательной программы, обозначен общий алгоритм планирования управленческой деятельности, предложены ведущие направления, актуальные для перехода от функционирующего детского сада к современной развивающей дошкольной образовательной организации; предложены формы конструктивного взаимодействия с семьями дошкольников, социальными институтами образования и культуры и варианты реализации регионального компонента образовательной программы. Данный опыт работы поможет практикам провести качественный анализ своей деятельности, определиться с ведущими направлениями развития ДОО, выстроить перспективу в ежегодном планировании.
Предназначено заведующим дошкольными образовательными организациями, старшим воспитателям; рекомендовано специалистам дошкольной педагогики.
Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Введение
Введение
Годовой план работы на учебный год является важнейшим локальным актом дошкольного учреждения. Он в полной мере должен соответствовать Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», требованиям ФГОС ДО, федеральному и муниципальному законодательству и основываться на современных достижениях педагогического менеджмента, дидактики, психологии и т. д.
Годовой план работы дошкольного учреждения – это целеустремленная программа действий коллектива дошкольного учреждения, доведенная до необходимой конкретизации по содержанию, времени, исполнителям, организационным формам и путям ее реализации. План служит основным средством управления деятельностью педагогического коллектива дошкольного учреждения. Каких результатов хочет достичь до-школьное образовательное учреждение в конце учебного года и на промежуточных этапах, кто, что и когда для этого должен будет сделать? Ответы на эти вопросы даются в ходе планирования работы образовательного учреждения на новый год.
В годовой план дошкольной образовательной организации с требованием ФГОС ДО необходимо включать задачи:
· поддержки разнообразия детства;
· сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
· полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
· создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
· содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
· приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
· формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;
· учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Эффективная, рациональная организация всей жизни дошкольного учреждения, качественное выполнение функций каждым руководителем, воспитателями, специалистами, медицинским персоналом и другими, успехи в организации жизнедеятельности и психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста зависят от ясности перспектив, конкретности решаемых задач, четкого распределения обязанностей и умелого, оперативного координирования работы. Все это возможно только при наличии четкого, продуманного плана работы на каждом участке многогранной жизни дошкольного учреждения.
Литература
ЛИТЕРАТУРА
1. Белая, К. Ю. Годовой план работы ДОУ на учебный год / К. Ю. Белая // Белая К. Ю. Технология составления годового плана работы ДОУ: метод. пособие. – М. : Перспектива, 2012. – С. 7–10.
2. Богославец, А. Н. Организация контроля педагогического процес-са – одна из функций руководителя / А. Н. Богославец // Дошкольное воспитание. – 1999. – № 4.
3. Даскалова, Ф. Г. Детский сад: за равновесие свободы и контроля / Ф. Г. Даскакова ; пер. с болг. А. Шатова // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 10. – С. 120–126.
4. Денякина, Л. М. Руководитель детского учреждения. профессия или призвание? / Л. М. Денякина. – М. : Новая школа, 1997.
5. Детский сад: книга для заведующих / под ред. Л. П. Тарасовой. – М., 1982.
6. Дуброва, В. П. Организация методической работы в дошколь-ном учреждении / В. П. Дуброва, Е. П. Милашевич. – М. : Новая школа, 1995. – 128 с.
7. Елжанова, Н. В. Методическая копилка для педагогов дошкольного образовательного учреждения / Н. В. Елжанова. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 250 с.
8. Ильясов, Д. Ф. Особенности управления дошкольным образовательным учреждением в современных условиях / Д. Ф. Ильясов // Дошкольное образование: настоящее и будущее : сб. материалов обл. пед. чтений 28–29 окт. 1998 г. – Челябинск, 1999.
9. Казакова, И. Л. Годовое планирование в ДОУ: Трудности, ошибки, пути преодоления / И. Л. Казакова. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
10. Кичапина, Л. Педагогический анализ и его влияние на качест- во воспитательной работы / Л. Кичапина // Дошкольное воспитание. – 1979. – № 7.
11. Князева, Н. А. Педагогический анализ в системе работы заместителя заведующей ДОУ по учебно-воспитательной работе / Н. А. Князева // Дошкольное образование: настоящее и будущее : сб. материалов обл. пед. чтений 28–29 окт. 1998 г. – Челябинск, 1999.
12. Ковардакова, М. А. Педагогический анализ, как функция управления дошкольным учреждением / М. А. Ковардакова // Управление образованием. – 2002. – № 5.
13. Конаржевский, Ю. А. Анализ итогов учебного года / Ю. А. Конаржевский. – Челябинск, 1978.
14. Конаржевский, Ю. А. Педагогический анализ как основа управления школой / Ю. А. Конаржевский. – Челябинск, 1978.
15. Лобанова, Е. А. Дошкольная педагогика: учеб.-метод. пособие / Е. А. Лобанова. – Балашов : Николаев, 2005. – 76 с.
16. Михно, Т. Система контроля за организацией педагогического процесса / Т. Михно // Дошкольное воспитание. – 1991. – № 1.
17. Морозова, А. Н. Как проанализировать реализацию годового плана дошкольного образовательного учреждения / А. Н. Морозова // Управление образования. – 2002. – № 6.
18. Мохина, Н. В. Предварительный контроль в управлении педагогическим процессом ДОУ / Н. В. Мохина // Дошкольное образование: настоящее и будущее : сб. материалов обл. пед. чтений 28–29 окт. 1998 г. – Челябинск, 1999.
19. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; Рос. акад. наук ; Ин-т рус. языка им. В. В. Виноградова. – М. : Азбуковник, 1999. – 944 с.
20. Поздняк, Л. В. Управление дошкольным образованием / Л. В. Поздняк, Н. И. Лященко. – М. : Просвещение, 1999.
21. Пчелкина, В. Ю. Анализ деятельности дошкольного учреждения за учебный год / В. Ю. Пчелкина // Справочник старшего воспитателя. – 2008. – № 4.
22. Троян, А. Н. Педагогический анализ индивидуальной работы / А. Н. Троян // Дошкольное воспитание. – 1981. – № 8.
23. Троян, А. Н. Система педагогического анализа / А. Н. Троян // Дошкольное образование: настоящее и будущее : сб. материалов обл. пед. чтений 28–29 окт. 1998 г. – Челябинск, 1999.
24. Ядэшко, В. Учить студентов педанализу / В. Ядэшко // Дошкольное воспитание. – 1994. – № 8.
Организационно-методическая работа с кадрами
Организационно-методическая работа
с кадрами
Этот раздел включает в себя работу с молодыми воспитателями, консультации, коллективные просмотры, мастер-классы, семинары, круглые столы, педагогические советы и другие формы образовательной деятельности педагогов, совещание при заведующем, собрание трудового коллектива. Направление «Совершенствование профессионального мастерства воспитателя, специалиста дошкольной организации» включает в себя системную работу, планируемую старшим воспитателем: с молодыми воспитателями (0–3 лет); с воспитателями, имеющими начальный опыт работы (2–4 года); с воспитателями, имеющими за плечами по одному выпуску детей из дошкольной организации в школу (4–6 лет), и воспитателями-мастерами дошкольного воспитания (6–10 лет). На практике можно часто увидеть, что старший воспитатель уделяет особое внимание планированию поддержки молодых воспитателей, а совершенствование профессионального мастерства опытных педагогов зачастую не планируется.
Направление «Консультации» включает в себя «проблемное поле», выявленное в процессе мониторинга старшим воспитателем и другими управленцами за прошедший год, а также прописывается исходя из планируемых педсоветов, семинаров и круглых столов на новый учебный год.
Направление «Коллективные просмотры и мастер-классы» прописывается в плане исходя из планируемых задач дошкольной организации на год и графика аттестации воспитателей в новом учебном году, а также для поддержки и обучения молодых воспитателей.
Направление «Семинары, круглые столы, педагогические советы» планируется исходя из поставленных задач на год.
семинар (в переводе с лат. – «рассадник») – распространитель научных и методических знаний. Эта форма работы позволяет повысить профессиональное мастерство воспитателей. Целью семинара является не информирование воспитателей о каком-либо понятии в педагогической науке и практике, а помощь, поддержка в осознании этого понятия для дальнейшего совершенствования своего профессионального мастерства и улучшения качества психолого-педагогического сопровождения развития дошкольника.
Круглые столы – коллективная деятельность, направленная на развитие воспитателей. В этой форме важно развивать коммуникативную, когнитивную, прогностическую деятельность воспитателя. В данной форме коллективной деятельности важно привлекать на роль ведущего, прежде всего, специалистов дошкольной организации (инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, психолога, педагога дополнительного образования), а также воспитателей-мастеров. Для специалистов это будет хороший тренинг по отработке «проблемного поля» узкой направленности, а воспитатели-мастера смогут теоретически осмыслить, систематизировать и представить всему коллективу свой опыт и мастерство.
Педагогические советы целесообразно планировать четыре в год, это реальное количество по выполнению поставленных задач. Совет педагогов является коллегиальным органом управления дошкольной образовательной организации. Его работа определяется уставом дошкольной образовательной организации.
В практике существует проведение разных типов заседаний педагогических советов. А. Н. Троян определила следующие типы педагогических заседаний:
Педагогический совет-конференция (учебное). Цель – дать педагогам необходимые знания и повысить их квалификацию; обменяться опытом.
Мотивационный педагогический совет, в ходе которого руководитель стремится получить согласие участников на выдвинутое решение, убедить в правильности выбранной стратегии и тактики деятельности.
Координационно-организационный педагогический совет, назначение его – установить определенные принципы деятельности, согласовать цели, планы, распределение обязанностей.
Проблемный педагогический совет проводится с целью выработки методов, способов решения актуальных проблем.
Отчетное совещание дает оценку и осуществляет контроль за работой администрации и решением отдельных проблем.
В ходе организации педагогического совета могут быть использованы разные технологии: дискуссии, мозговой штурм, методы модераторов, игровые технологии и другие. Их выбор определяется типом и конкретной целью педагогического совета.
А. Н. Троян определила основные правила проведения педагогических советов:
• четко и однозначно определить тему педагогического совета; определить, какой результат необходим: принять решение по тому или иному вопросу; выработать рекомендации для принятия решения или убедить присутствующих в правильности ранее принятых решений, проектов;
• продумать повестку дня, выбрать наиболее целесообразную последовательность рассмотрения вопросов;
• выбрать приемы активизации участников педагогического совета, установить обратную связь;
• учитывать физическое состояние и уровень восприятия, эмоциональную реакцию, используя различные каналы передачи информации.
Педагогический анализ игр-занятий (НОД, совместной деятельности) в дошкольной организации
Педагогический анализ игр-занятий
(НОД, совместной деятельности)
в дошкольной организации
Педагогический анализ игр-занятий – целенаправленное изучение, объективная оценка, выделение причин, определивших уровень игры-занятия. Результат и последующая выработка на этой основе рекомендаций по совершенствованию психолого-педагогического сопровождения развития детей дошкольного возраста. В модели педагогического анализа в соответствии с концепцией ФГОС ДО выделяются следующие элементы:
1. Деятельность воспитателя, направленная на организацию познавательной деятельности детей, обеспечивающая с помощью разнообразных методов (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей), средств усвоения всеми детьми предлагаемого содержания, полноценное проживание ребенком предлагаемых жизненных ситуаций.
2. Познавательная деятельность детей, носящая лично-развивающий и гуманистический характер взаимодействия между сверстниками и воспитывающими взрослыми.
3. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
4. Развивающая среда игры-занятия должна поддерживать возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.
5. Цель-результат игры-занятия – элемент, объединяющий в единое целостное образование все предыдущие элементы, так как нельзя проанализировать совместную образовательную деятельность воспитателя с детьми вне тех целей-результатов, ради которых она совершается.
Алгоритм педагогического анализа включает в себя взаимодополняющие этапы:
1. сбор информации для анализа.
Цель данного этапа заключается в сборе достаточно полной и объективной информации, необходимой для осуществления анализа.
Содержание этого этапа составляет изучение плана психолого-педагогического сопровождения развития детей, беседы с воспитателем и детьми, наблюдение за ходом игры-занятия.
Составляющие содержания анализа:
• в ходе изучения плана психолого-педагогического сопровождения развития детей необходимо изучить, какие интеграционные связи образовательных областей в игре-занятии прослеживаются, какую цель-результат преследует воспитатель, ставя задачи развития и образования детей;
• беседа с воспитателем с целью уточнения использованных методов и приемов по развитию и образованию детей на игре-занятии;
• просмотр детских работ, беседа с детьми с целью выяснения усвоения детьми содержания познавательного материала на предыдущей игре-занятии;
• наблюдение игры-занятия; фиксация хода игры-занятия по определенной схеме или видеосъемка;
• беседа с воспитателем для уточнения полученных данных.
2. характеристика элементов игры-занятия.
Цель данного этапа заключается в определении адекватной оценки каждого элемента игры-занятия.
Содержание этого этапа заключается в систематизации, сопоставлении, сравнении информации, собранной на первом этапе.
Составляющие содержания анализа:
• характеристика содержания игры-занятия включает оценку соответствия познавательного материала, предложенного детям, задачам примерной образовательной программы детского сада, уровню развития и индивидуальным потребностям детей;
• характеристика деятельности воспитателя дается на основе выделения приемов, используемых им для решения поставленных задач, соответствия их возрастным особенностям детей, на основе оценки целостности и последовательности, правильности и точности применения этих приемов;
• характеристика деятельности детей содержит оценку их активности, внимания, интереса, взаимодействия с воспитывающими взрослыми и детьми, отношение к игровой задаче, проявление творчества и любознательности;
• характеристика условий проведения игр-занятий – это подготовленная развивающая предметно-пространственная образовательная среда, санитарно-гигиенические требования.
3. характеристика связей между элементами.
Цель данного этапа – исследование механизма функционирования элементов в рамках игры-занятия, уточнение, углубление оценки элементов, выделение причин, определивших состояние элементов, их положительные и отрицательные характеристики.
Содержание этого этапа составляет сопоставление, сравнение выделенных в модели анализа связей и характеристик со связями, сопоставление модели и реального объекта.
4. выработка выводов и рекомендаций.
Цели:
Направленность работы творческих групп
Направленность работы творческих групп
Творческая группа – это профессиональное объединение педагогов, заинтересованных в форме коллективного сотрудничества по изучению, разработке и обобщению материалов по заявленной тематике с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы.
В годовой план предлагается включить творческие группы, разрабатывающие оптимальные пути развития основных образовательных областей, представленных в концепции ФГОС: «физическое развитие», «поз-навательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «худо-жественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Необходимо включать в годовое планирование такое направление, как предметно-пространственная развивающая образовательная среда. В концепции ФГОС особое место уделяется условиям, созданным в дошкольной организации для социального и личностного развития ребенка. Одним из таких условий и является предметно-пространственная развивающая среда. Требования к предметно-пространственной развивающей среде в дошкольной образовательной организации четко прописаны в приказе. Основополагающие идеи построения развивающей среды в ДОО заложены в «Концепции построения развивающей среды в ДОУ» по А. В. Петровского (1993 г.). Арту́ром Владимировичем Петровским и Светланой Леонидовной Новоселовой были сформулированы основные принципы построения предметно-развивающей среды с учетом психолого-педагогических требований. Продолжая размышлять об организации предметно-пространственной развивающей среды в ДОО, задаем вопрос: на что же сейчас, в нынешней ситуации, мы, практики, должны обратить внимание при построении среды в наших группах? Необходимо вспомнить учение педагога-гуманиста, доктора психологических наук, Шалвы Александровича Амонашвили. Он говорит о том, что внутренняя Космическая энергия – Природа – реализуется в ребенке по ЧЕТЫРЕМ направлениям в ЧЕТЫРЕХ его устремлениях, страстях:
• Страсть к развитию в процессе преодоления трудностей.
• Страсть к взрослению. «Ты уже взрослый», – хочет слышать от нас ребенок.
• Страсть к свободе. Великое утверждение ребенка «Я сам».
• Страсть к познанию. Ребенок познает себя как человек и усваивает истинно человеческое.
Воспитание: в-ось-питание. Воспитание – это питание духовной оси человека – его нравственного стержня. Достижение цели воспитания происходит «через Красоту к человечности». «Красота – вот главное условие воспитания. Красота образов, которые создают жизненную среду вокруг ребенка, проходя через эмоциональное, чувственное восприятие ребенка» (В. А. Сухомлинский).
В концепции ФГОС дошкольного образования представлены требования к предметно-пространственной развивающей среде в дошкольной организации. Должна обеспечивать:
– максимальную реализацию образовательного потенциала детского сада для развития детей;
– возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;
– реализацию различных образовательных программ;
– учет национально-культурных условий.
Должна быть:
• содержательно насыщенной;
• трансформируемой;
• полифункциональной;
• вариативной;
• доступной;
• безопасной.
В примерных программах для ДОО предметно-пространственную среду наполняют: кабинеты, зоны, уголки, центры, секторы. Каждая примерная программа подразумевает свой перечень наполнения предметно-про-странственной среды, но для того, чтобы выполнить требования ФГОС, воспитателю детского сада необходимо соблюдать концепцию ФГОС, которая заключается в психолого-педагогическом сопровождении развития ребенка дошкольного возраста, а не в простом заполнении среды групп ДОО играми, пособиями и другими дидактическими материалами. Первое, с чего необходимо начать: понять четыре страсти РЕБЕНКА! Второе – осмыслить, что воспитывающие взрослые могут сделать, какие создать условия для развития этих страстей! А далее – создать свой проект развивающей среды для своих детей, своей группы, учитывая их потребности, интересы, возраст. А самое важное – понять, что развивающая среда должна развивать, а не давать готовые варианты ответов на те или иные исследовательские вопросы детей. Задача этой творческой группы – помочь воспитывающим взрослым разрабатывать и создавать такие условия ребенку, которые помогут ему научиться задавать вопросы. И выстраивать программу по поиску ответов на них!
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом