Деятельность педагога дополнительного образования в современных условиях. Векторы развития. Требования. Программно-методическое обеспечение. Программа для установки через интернет
Код | СИ-991 |
Авторы-составители | Малыхина Л. Б. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | Методическая лаборатория |
Электронная версия | скачать |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Электронное пособие предназначено педагогам дополнительного образования ОО, руководителям и методистам учреждений дополнительного образования детей, преподавателям и слушателям учреждений постдипломного педагогического образования.
Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 MB;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 MB.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Структурные элементы, типы и формы учебных занятий
Структурные элементы, типы
и формы учебных занятий
Системный подход к исследованию учебного занятия предполагает выявление его элементов, функциональной нагрузки каждого из них и системообразующего элемента; установление связей между элементами; логическое расположение элементов в учебном занятии (определение его структуры).
Системообразующим элементом учебного занятия является его цель. Учебное занятие как система не состоится, если не будет обозначена его целевая направленность.
Всю совокупность остальных элементов учебного занятия можно представить в качестве четырех составляющих.
1. Содержание учебного материала. Сюда входят не только теоретические сведения, правила, законы, но и задачи, упражнения, вопросы педагога – всё, что должен усвоить обучающийся и что способствует этому усвоению, поскольку процесс усвоения во многом зависит от подбора задач, заданий, вопросов и др.
2. Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся по решению конкретных образовательных задач.
3. Формы организации педагогической деятельности. К ним относится система средств, с помощью которых педагог добивается включения каждого обучающегося в активную целенаправленную учебно-познавательную деятельность на основе сочетания индивидуальной, парной, групповой и фронтальной работы.
4. Результат выражается в тех знаниях, умениях, навыках, которые приобрели обучающиеся.
Вышеперечисленные элементы учебного занятия в совокупности составляют известный дидактический пятиугольник (см. рис.).
Дидактический пятиугольник
Педагог при подготовке к занятию прежде всего определяет триединую цель в воспитательной, обучающей и развивающей областях. Цель занятия определяет характер взаимодействия педагога и обучающегося и реализуется как в действиях педагога, так и в соответствующих им действиях детей.
Воспитательные цели отражают тенденции влияния содержания и организации обучения, облика педагога, коллектива обучающихся и других факторов на качества личности школьников. Цели этого вида не могут быть достигнуты на одном занятии, поэтому целесообразно определять их системно для последовательности занятий.
Обучающие цели связаны с процессом овладения учебным материалом и определяют, какие именно знания, умения (практические, предметные, общенаучные) предполагается сформировать у обучающихся на занятии.
Развивающие цели занятия традиционно имеют отношение к развитию речи, мышления, сенсомоторной сферы. Эти цели реализуются в системе учебных занятий.
Практика показывает, что при разработке конспектов учебных занятий наибольшую трудность у педагогов вызывает именно постановка целей.
Цели выстраиваются в последовательность, связанную с усложнением познавательных действий обучающегося:
Такая последовательность является хорошим примером технологической разработки педагогических целей, которую целесообразно ис-пользовать во время подготовки занятия при компетентностном подходе.
Помочь сформулировать содержательную задачу в когнитивной сфере может использование следующих глаголов, характеризующих некоторое внешнее выраженное наблюдаемое действие, ведущее к определенному, легко опознаваемому результату: «акцентировать (внимание на…)», «воспроизвести», «выбрать», «выделить», «выразить», «высказать», «вычислить», «изобразить», «опознать», «оценить», «описать», «пересказать», «преобразовать», «привести», «применить», «проанализировать», «проиллюстрировать», «прослушать», «прочитать», «рассказать», «систематизировать», «составить», «уточнить» и др.
Аффективная (эмоционально-ценностная) область. Сюда относятся цели формирования аксиологических ориентаций и отношений к явлениям окружающего мира, умения проявлять их в деятельности. Здесь основными категориями учебных целей являются:
Коммуникативно-диалоговые технологии: деловые игры, дебаты
Коммуникативно-диалоговые технологии:
деловые игры, дебаты
В ходе деловой игры обучающиеся овладевают опытом деятельности. Игры создают потенциально более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную.
При определении целей игры педагогу важно ответить на несколько принципиальных вопросов:
1. Для чего проводится данная деловая игра?
2. Для какой категории обучаемых?
3. Чему именно следует их обучать?
4. Какие результаты должны быть достигнуты?
Этапы деловой игры:
1. Ориентация.
2. Подготовка к проведению.
3. Проведение игры.
4. Обсуждение игры.
Возможные темы деловых игр: выбор вуза, выставка-ярмарка презентаций «Возможности профессиональной карьеры», подбор персонала, знакомство команды менеджеров с резюме команды-партнера, собеседование с соискателями и др.
Для организации дебатов необходимо сформулировать избыточный перечень тем, которые должны отвечать следующим критериям:
1. Отражать различные области социальной практики.
2. Соотноситься с актуальными вопросами развития культуры.
3. Быть связанными с понятиями, явлениями, изучаемыми в учебном курсе.
Примерные темы для дебатов:
• Человечество способно предотвратить экологическую катастрофу.
• Клонирование человека – благо для цивилизации.
• Диалог культур – миф, который придумали ученые.
• Интернет – конец культуры.
• СМИ формируют новый тип культуры.
• Информатизация усугубляет мировой кризис.
Сценарий дебатов:
Дебаты ведет таймпикер – человек, который следит за соблюдением регламента и правил игры.
Регламент дебатов:
1. Выступление команды утверждения.
2. Раунд вопросов.
3. Выступление команды отрицания.
4. Раунд вопросов.
5. Заключительное выступление команды утверждения.
6. Заключительное выступление команды отрицания.
7. Выступление судей (экспертов).
Экспертные листы для экспертов должны содержать следующие параметры оценки:
• знание темы;
• аргументация;
• культура презентации;
• коммуникативная культура;
• владение командной тактикой.
Технология проектной деятельности
Технология проектной деятельности
Технология проектной деятельности – это совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной значимой проблемы, и оформленного в виде некоего конечного продукта.
Технология проектной деятельности позволяет научить детей:
• самостоятельно мыслить;
• находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей;
• прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения;
• устанавливать причинно-следственные связи.
Существуют различные типологии проектов:
1. Типология проектов по доминирующей деятельности: исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий.
2. Типология проектов по предметно-содержательной области: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
3. Типология проектов по характеру контактов: среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира.
4. Типология проектов по количеству участников.
5. Типология проектов по продолжительности.
Основными этапами создания проекта являются следующие:
1. Организационно-подготовительный этап: подготовка к работе над проектом, выбор проблемы, сбор информации, разработка собственного варианта решения проблемы.
2. Технологический (основной) этап: реализация плана действий.
3. Заключительный этап: подготовка к защите проекта, презентация проекта, рефлексия (анализ).
В качестве критериев внешней оценки проекта (обучающимися, родителями, педагогами и др.) могут применяться следующие: значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике; корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов; активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; характер общения и взаимопомощи участников проекта; необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей; доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы; эстетичность оформления результатов проекта; умение отвечать на вопросы оппонентов.
Реализация метода проектов на практике предлагает изменение позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности обучающихся.
Педагог выполняет следующие (задачи) функции: помогает обучающимся в поисках источников информации; сам является источником информации; поддерживает и поощряет обучающихся; поддерживает непрерывную обратную связь.
Технология проектной деятельности используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.
Конспект открытого занятия объединения изостудии «Фантазеры»
Конспект открытого занятия объединения
изостудии «Фантазеры»*
Тема: Музыкальная мозаика (рисование по представлению).
Возраст обучающихся: 7–8 лет.
Тип занятия: вводное, изучение нового материала.
Цель занятия: формирование представлений обучающихся о содержании образовательного курса по программе «Природа и художник» изостудии «Фантазеры».
Задачи:
1. Познакомить обучающихся с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, скульптура) и с декоративно-оформительской техникой (мозаика).
2. Учить «переводить» произведение одного вида искусства на язык другого вида.
3. Развивать интерес детей к изобразительному искусству, в том числе к рисованию в стиле «мозаика».
4. Формировать умение работать в команде.
Форма: интегрированное занятие.
Методы: беседа (вводная, текущая, итоговая); наглядный (иллюстрация и демонстрация); игра; практический.
Материалы:
– раздаточные материалы: бумага, фломастеры, паспарту для готовых работ;
– дидактические материалы;
– репродукции картин художников (живопись, графика, скульптура);
– работы студийцев (живопись, графика, скульптура, дизайн);
– 2–3 композиции по мотивам декоративной техники мозаики.
Оборудование: магнитная доска, маркеры; столы (расставленные буквой П) и стулья (по количеству детей), стол для выставочных работ; ширма для выставочных работ студийцев; магнитофон.
Музыкальный ряд: музыка Мендельсона (симфония).
План занятия (35 мин):
I. Теория (18 мин).
1. Организационный момент: объявление темы и постановка цели занятия (1 мин).
2. Знакомство с учащимися (2 мин).
3. Ознакомление учащихся с произведениями разных видов искусства (3 мин).
4. Игра «Экскурсия»: просмотр мини-выставки работ студийцев (10 мин).
5. Знакомство с техникой мозаики (2 мин).
II. Практика «Музыкальная мозаика» (14 мин).
1. «Музыка и линия»: рисование линий под музыку (3 мин).
2. «Музыка и цвет»: выполнение работ в цвете под музыку (9 мин).
3. Оформление работ (2 мин).
III. Заключительная часть (3 мин).
1. Мини-выставка работ учащихся (1 мин).
2. Подведение итогов (2 мин).
Ход занятия
I. Теория.
1. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята! Я, Таран Ирина Александровна, руководитель изостудии «Фантазеры» Дома детского творчества города Тосно, рада приветствовать вас на нашем открытом занятии.
Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир изобразительного искусства – мир его видов, техник и художественных материалов. Вы узнаете о содружестве этого мира с другими искусствами. Новые знания и ваша фантазия помогут вам создать своими руками маленькие шедевры. И я думаю, что они так же будут радовать нас всех, как радуют работы моих фантазеров-студийцев.
2. Знакомство с обучающимися.
– Но прежде чем мы отправимся в путешествие, давайте сначала познакомимся. А поможет нам в этом палитра с волшебными красками. Нужно сначала прикоснуться к понравившейся краске пальцем, как кистью, и произнести свое имя. Затем передайте палитру соседу. (Педагог начинает знакомство.)
3. Знакомство обучающихся с произведениями разных видов искусств (просмотр мини-выставки работ студийцев).
– Ну вот наше с вами знакомство и состоялось. А теперь я хочу вас познакомить с работами моих студийцев. (Внимание учащихся обращается на выставочный стенд.) Они вам нравятся?
– Для того чтобы радовать зрителей своими произведениями, мои фантазеры на занятиях в студии сначала изучают язык изобразительного искусства.
Наши занятия по программе «Природа и художник» проходят не только в студии, но и в парках города, на станции юных натуралистов. Знакомство с царством флоры и фауны помогает моим студийцам больше узнать о жизни природы, а затем использовать полученные знания для создания своих работ.
Конспект открытого занятия объединения «Школа Белошвейки»
Конспект открытого занятия объединения
«Школа Белошвейки»*
Возраст обучающихся: 8 лет.
Цель занятия: формирование познавательного интереса учащихся к занятию декоративно-прикладным творчеством.
Задачи:
1. Создать атмосферу позитивного отношения учащихся к своим возможностям и способностям.
2. Ознакомить учащихся с оборудованием и материалами, необходимыми для изготовления игрушек-сувениров, и основными приемами работы с ними.
3. Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, аккуратность, терпение.
Материалы и оборудование:
1. Иллюстрированный материал и фотоматериал по теме «Школа Белошвейки».
2. Выставка игрушек-сувениров из ткани.
3. Таблица графического изображения видов ручных швов.
4. Шкатулки с заготовками из ткани (нескольких цветов), игольницами и сувенирами.
5. Подставки «Грибок» с нитками и наполнителем.
6. Ножницы.
7. Кукла в красивом наряде.
Структура занятия:
I. Организационный момент (5 мин).
II. Теоретическая часть (10 мин).
III. Практическая часть (20 мин).
IV. Закрепление (10 мин).
Ход занятия
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята! Я, мастерица школы Белошвейки, пригласила вас сегодня на урок в нашу совсем необычную школу.
– Как вы думаете, кто такая Белошвейка? Правильно, это мастерица рукоделия. Она умеет из обычных материалов создавать невероятно красивые наряды, сувениры и игрушки. А чтобы научить как можно больше людей своему мастерству, она отправила своих помощниц обучить ребят.
– Посмотрите на эту красивую куклу. Это не совсем обычная кукла. Это заколдованная девочка Белошвейка. Хотите узнать ее историю? Слушайте.
II. Теоретическая часть. История Белошвейки и знакомые-незнакомцы.
– Жила-была девочка. Она была самой младшей дочкой в семье. У нее были папа и мама и еще много братьев и сестер. И хотя они жили бедно, но дружно и весело. Мама не унывала, она говорила: «Кто не боится работы и усердно трудится, тот будет жить в достатке и найдет свое счастье». И дети дружно помогали родителям: заготавливали дрова на зиму, пололи сорняки, поливали огород, кормили кур. Иногда мама отправлялась на рынок в город, чтобы продать там овощи с огорода. Случалось, что она брала младшую дочку.
В городе было много красивых домов, цветников и фонтанов. По бульварам гуляли важные господа и нарядные дамы. Но больше всего девочка любила смотреть на детей. Девочки были в светлых красивых платьях, в шляпах с цветами, в лаковых туфельках, а мальчики – в бархатных костюмчиках и белоснежных рубашечках с кружевами. Такие наряды бедной девочке даже во сне не снились. Она носила только старые платья, из которых выросли ее сестры. Поэтому у нее появилась мечта самой сшить такое же красивое платье, какие носят маленькие городские щеголихи. К сожалению, никто в ее родной деревне никогда не шил нарядных платьев из дорогой материи, да еще с кружевами, бантами и оборками, и научить девочку было некому.
Старушка-соседка рассказала ей однажды, что в дальнем лесу стоит замок и в замке том живет лесная Фея. Никто не знает, какая она, добрая или злая, потому что никто в ее замке не был: это место люди считали заколдованным и боялись ходить туда. Известно было только, что Фея шьет наряды для своих лесных покровительниц. И вот прошла молва, сказала соседка, что Фее стало трудно справляться со своей работой: она постарела, и глаза ее ослабли. Фея ищет себе помощницу, которую могла бы научить всем секретам своего мастерства, но вот беда – никто не отваживается к ней идти.
Девочка набралась храбрости и отправилась в замок. Фея приняла ее к себе в ученицы. И стала девочка учиться у хозяйки замка ее мастерству. Трудное и долгое это было учение. Но в конце концов научилась она шить из разных тканей: и из тонкой кисеи, и из тяжелой парчи, и из мягкого бархата. Научилась вышивать шелком, золотом и жемчугом, плести кружева и украшать ими платья. Все секреты передала ей Фея, но ей не хотелось, чтобы девочка ушла к людям и радовала их своей работой; поэтому однажды превратила Фея свою ученицу в куклу. Снова стать живой девочкой она сможет, если и в этом обличье сумеет научить как можно больше мальчиков и девочек рукоделию.
– Хотите мастерами стать и Белошвейке помочь? Тогда садитесь удобнее, а я открою заветную шкатулочку Белошвейки. Она поможет мне познакомиться с вами. А делать это мы будем с помощью одного необходимого в рукоделии предмета:
На пальце одном
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом