Копилка классного руководителя. 5-11 класс

Снято с продажи
Код 872п
Авторы Лупоядова Л. Ю., Якимович И. Г.
Издательство Курсив, 2008
Серия Классному руководителю
ISBN 978-5-89592-060-2
Страниц 114
Штрихкод 9785895920602
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 4 (мм)
Вес 86 г
Книга посвящена актуальной проблеме воспитания школьников - работе классного руководителя. Настоящее методическое пособие составлено с учетом тех сложностей, которые встречаются классному руководителю в работе с подростками и старшеклассниками. В нем предлагаются различные формы воспитательной работы, которые можно применять при проведении классных часов и различных внеклассных мероприятиях (этическое занятие, час общения, интеллектуальная игра, молодежное кафе и др.). Данные материалы успешно апробированы авторами в своей педагогической деятельности в самых разных аудиториях (от подростков до учителей).
Адресована классным руководителям, педагогам школы, организаторам воспитательной работы, студентам-практикантам.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ


Методические советы по формам работы

Анализ работы школ позволяет заметить, что педагогами (классными руководителями) слабо используются воспитательные возможности совместной со школьниками деятельности и общения, особенно во внеурочное время.

В одних случаях это объясняется недооценкой со стороны педагогов роли разносторонних контактов с учащимися для их нравственного становления, в других — неумением строить должным образом взаимоотношения с воспитанниками в условиях их совместной внеурочной деятельности и слабой методической подготовкой.

Настоящее методическое пособие составлено с учетом тех сложностей, которые встречаются классному руководителю в работе с подростками и старшеклассниками. В нем предлагаются различные формы воспитательной работы (час общения, этическое занятие, интеллектуальная игра, молодежное кафе и др.). Пособие является результатом коллективного труда преподавателей кафедры педагогики БГУ им. акад. И.Г. Петровского к.и.н. Лупоядовой Л.Ю. (разделы: «Психолого-педагогический практикум», «Литературная гостиная», «Живой журнал», «Конкурсная программа», «Интеллектуальная игра») и к.п.н. Якимович И.Г. (разделы: «Час общения», «Этическое занятие», «Молодежное кафе», «Игровая программа», «Конкурсная программа», «Интеллектуальная игра»). Данные материалы успешно апробированы авторами в своей педагогической деятельности в самых разных аудиториях (от подростков до учителей).

Мы придерживаемся взглядов педагогов, которые понимают воспитание как процесс формирования мотивов и потребностей личности. В решении этой задачи не последнее место принадлежит просвещению, которое должно быть нацелено не на пополнение знаниями, а на развитие мышления, оценочных суждений, умение ориентироваться в нестандартных ситуациях. Использование знаний в оценочной и регулирующей функции способствует образованию у воспитуемых высокого уровня внутренней мотивации, готовности руководствоваться в своем поведении приобретенными знаниями.

Часы общения, проводимые классным руководителем с учетом реальных знаний, интересов, взаимоотношений подростков, помогают ему искать нужные способы влияния на ребят, расти вместе со своими воспитанниками. Час общения, будучи словесной формой внеучебной деятельности, дополняется организацией практического опы­та, который закрепляет путем упражнений формирование убежде­ний, чувств, навыков, культуры поведения. Обращаясь к практике проведения часов общения, нужно иметь в виду три его воспитательные функции: просветительскую, ориентирующую, направ­ляющую. Просветительская функция заключается в том, что час общения расширяет круг знаний учащихся из этики, эстетики, пси­хологии — наук, не нашедших отражения в учебных программах, или из физики, математики, литературоведения и других уже извест­ных школьникам наук. Предметом часа общения могут быть и знания из области техники, экономики: это могут быть и сведения о событиях, произошедших в городе, деревне, стране, в мире. Благодаря реализации этой функции происходит "ознакомление ребят с миром". Ориентирующая функция заключается в формировании у учащихся определенных отношений к объектам окружающей действительности, в выработке у них определенной иерархии материальных и духов­ных ценностей. Если просветительская функция помогает знакомиться с миром, то ориентирующая помогает оценивать мир. Данная функция ориентирует на организацию педагогом правильных взаимоотношений учащихся в коллективе. Цель направляющей функции часа общения — переводить разговор о жизни в область реальной практи­ки учащихся.

На этических занятиях должны решаться следующие задачи: 1) привитие подросткам навыков анализа и оценки поступков, навыков мотивирования своей оценки, предвидения возможных результатов, определения нравственной значимости анализируемого, навыков доброжелательного общения; 2) развитие умения оценивать наличие или отсутствие гуманных качеств в себе, позитивной, оптимистической Я-концепции ребенка, которая создает условия для его творческого самовыражения как способности человека к построению своего образа мира, своего мироощущения и самого себя в этом мире: 3) расширение опыта гуманного поведения подростков, предостережение их от возможных ошибок во взаимоотношениях со сверстниками. Предлагаемые нами этические занятия — это занятия практикумы с использованием элементов социально психологического тренинга.

Опыт показывает, что интеллектуальные игры являются благоприятной сферой сотрудничества взрослых и детей, способствующей созданию атмосферы состязания, творческого интеллектуального напряжения, взаимопомощи, общения. Проводя интеллектуальные игры, важно помнить о некоторых правилах, и прежде всего то, что подобные игры должны соответствовать имеющимся у детей знаниям. Задания, для решения которых у детей нет никаких знаний, не вызовут интереса и желания их выполнять. Слишком трудные задачи могут отпугнуть ребенка. Особенно важно соблюдать возрастной подход и принцип от простого к сложному. Только в этом случае игра будет носить развивающий характер, у подростка появится "умственный аппетит". Интерес к играм, требующим напряженной мыслительной работы, имеется далеко не у всех детей, поэтому предлагать их следует тактично, постепенно, не оказывая давления, чтобы игра не воспринималась как преднамеренное обучение.

Помочь классному руководителю в расширении кругозора ребят, в привлечении их к творческой деятельности, в создании благоприятного климата общения в классе может одна из форм внеклассной работы с детьми — молодежное кафе. В программу "Молодежного кафе", которое может быть продуктом творчества классного руководителя и творческой группы учеников, входят обязательные три компонента:

1. Познавательная часть.

2. Конкурсная.

3. Танцевальная.

Чем органичнее связаны и переплетаются эти компоненты друг с другом, тем интереснее проходит "Молодежное кафе". Самое сложное на этапе подготовки — это выбор темы. Она должна быть интересна всем и занимательна, способствовать живому обмену мнениями, возможно, и дискуссии.

Одной из форм интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания старшеклассников является литературная гостиная. Встреча при свечах, прослушивание музыкальных композиций, чтение стихов помогает ближе познакомиться с творчеством русских поэтов, способствует формированию потребности видеть чувствовать и самим творить прекрасное.

Удачно разнообразить досуг школьников могут конкурсные и игровые программы, способствующие раскрытию творческих способностей школьников, дающие возможность проявить им свои таланты. Данные формы внеурочных дел не требуют какой-то предварительной подготовки от ребят и учителя. Они представляют из себя комплекс выстроенных в определенной последовательности конкурсов или игр, посвященных какой-то одной теме, например «Музыка», «Творчество», «Любовь» и т.д. Конкурсная программа предполагает состязательность. Командное или индивидуальное соревнование, а игровая — добровольное участие школьников в играх с различным количеством участников.

Данный сборник мы рекомендуем всем, кому небезразлично  детство, кто всерьез задумывается о том, как организовать общение в  классе, улучшить психологический климат внутри коллектива  школьников, чем заполнить досуг сегодняшних мальчишек и девчонок.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ФОРМАМ РАБОТЫ     3

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА

7— 9 классы "Непобедимая армада"    7

5 — 9 классы "Удача" (игра по краеведению)    9

ЧАС ОБЩЕНИЯ    16

5— 7 классы "Что в имени моем?".....    16

6— 7 классы "Как стать лучше?"     21

6 — 8 классы "Взаимопонимание"    24

8— 11 классы "Телефонный этикет"     28

9— 11 классы «Учимся говорить и принимать комплименты»    32

9—11 классы "Учимся слушать и слышать"     36

ЭТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

6 — 7 классы Этикет на каждый день    41

6 — 7 классы  "Добрым жить на белом свете радостно"    46

6 — 7 классы "Пожелаем друг другу добра"    48

6 — 7 классы "Доброта и слово"    53

6 — 7 классы "Чувствовать рядом с собой человека"    55

6 — 7 классы «Без друзей меня чуть-чуть-    59

6 —.7 классы "Родительский дом — доброты причал"     63

6— 7 классы "Испытание на человечность" .,    66

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

5 — 8 классы "Моя семья"    69

10— 11 классы "Познай самого себя"     71

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ

7— 11 классы "Моя мадонна"    77

9— 11 классы "Любви старинные туманы" по творчеству М. Цветаевой     ...85

МОЛОДЕЖНОЕ КАФЕ

"Как жили, какими были древние греки и римляне"     89

КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА

Конкурс классных компаний - развлекательная программа для

подростков 6 — 10 классов    95

7— 9 классы - Джентльмен-шоу»    98

10— 11 классы "Я вас больше не потревожу ..."     102

7—11 классов «Музыкальный турнир»    104

ИГРОВАЯ ПРОГРАММА

8— 10 классы Путешествие в «Страну Творчества», или

«В гостях у Муз»     107

9—11 классы "Мы, конечно, лучше, хотя вы, безусловно, прекрасны»     111

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Отзывы

Димитренко Н.А.
15 мая 2011 (21:07)
Мне нравятся разработки классных часов из "Копилки классного руководителя" авторов Л.Ю.Лупоядовой и И.Г.Якимович. Спасибо им за помощь в работе.

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос