Развитие экологической культуры детей 5-8 лет. Комплект "Мир животных". Образовательная область "Познавательное развитие"
Код | НБЦ-21 |
Авторы-составители | Смотрова Н. Н. |
Издательство | Учитель, 2024 |
Серия | Карточное планирование в ДОО |
Страниц | 80 |
Штрихкод | 4640018259975 |
Размеры (Ш x В x Т) | 210 x 296 x 15 (мм) |
Переплёт | набор |
Вес | 624 г |
Данный комплект содержит методические рекомендации по организации экологического образования детей дошкольного возраста, включает технологические карты с подробным описанием образовательной работы с детьми 5-8 лет в непосредственно-образовательной деятельности (НОД), ежедневную совместную образовательную деятельность в режимные моменты, взаимодействие с родителями воспитанников.
Предназначено воспитателям дошкольных групп, педагогам дополнительного образования, родителям.
Подробное описание
Пояснительная записка
ФГОС ДО подчеркивает необходимость введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, которое направлено на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей. Без использования передовых педагогических технологий невозможно обеспечить качественное образование дошкольника.
Программа «В мире животных» поможет познакомить детей с разнообразием мира животных. Дети узнают, кого называют животными, как они появляются, растут и размножаются, в каких природных условиях они живут, как приспосабливаются к окружающей их среде; научатся вычленять обобщенные признаки отдельных групп животных и на этой основе строить модели и схемы. Обозначая понятия разного уровня обобщения и передавая этот уровень при помощи соотнесения множеств (относительной величиной кругов Эйлера и с помощью классификационного древа), дети усвоят логическую зависимость между объемом и содержанием понятий. Личностное, творческое осмысление данных представлений каждым ребенком обеспечит понимание необходимости экологически правильного отношения не только к животным, но и в целом к миру природы.
По мнению С. Н. Николаевой, осознанное, правильное отношение к окружающему природному миру рассматривается как совокупность знаний и активных проявлений ребёнка: интереса к животным; понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия к тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий; эмоционального отклика, радости на любые проявления животных, их красоту. Важно при этом, что красота рассматривается с экологических позиций: красота гармонично развивающегося, здорового живого организма, что бывает лишь при наличии хороших условий, полноценной среды обитания. Желательно, чтобы дети понимали необходимость сохранения на Земле всех живых организмов, независимо от нашего отношения к ним. Таким образом, первичные элементарные экологические познания становятся основой для формирования экологической культуры ребенка.
Наша задача состоит не в том, чтобы заставить ребёнка выполнить то, что мы считают важным, нужным для его блага или для реализации образовательной программы, а в том, чтобы помочь ему сделать собственный выбор и спланировать свою деятельность, осознать важность, нужность своих и предложенных взрослыми действий. Таким образом, мы помогаем ребёнку стать успешным.
Цель программы – формирование начал экологической культуры у старших дошкольников и младших школьников через ознакомление с миром животных.
Задачи:
– сформировать у детей первичные представления о многообразии мира животных: птицах, зверях, рыбах, насекомых, пауках, земноводных и пресмыкающихся;
– сформировать у детей положительное и бережное отношение к животным, навыки экологически грамотного поведения;
– научить вычленять главные (обобщенные) признаки разных групп животных, делать зарисовку общих признаков, то есть учить моделировать;
– помочь детям наглядно увидеть, понять связи и зависимости в окружающем мире;
– развивать познавательный опыт детей с помощью наглядных средств (моделей, эталонов, условных заместителей);
– развивать элементы логического мышления детей с использованием кругов эйлера и классификационного древа;
– обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;
– развивать у детей память, воображение, инициативу, сообразительность, пытливость, критичность и самостоятельность;
– привлечь родителей к работе по экологическому образованию своих детей.
Осваиваемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуника-тивное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Основные отличия данной программы от других:
- включение моделирования;
- использование кругов Эйлера и классификационного древа;
- использование проектной деятельности (программа «В мире животных» построена на основе проектов и включает четыре проекта: «Планета зверей», «Страна птиц», «Мир рыб», «Мир насекомых»);
- придумывание и изготовление дидактических игр о животных;
- придумывание кроссвордов, ребусов и другого занимательного материала о животных.
Моделирование занимает важное место в экологическом образовании детей. Л. А. Венгер предположил, что в дошкольном возрасте на умственные способности успешно влияет пространственное моделирование, то есть построение и использование наглядных моделей, образов дает более реальное представление об окружающем мире. Основное назначение моделирования – облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям.
В работе с детьми одной из важных задач программы является развитие элементов логического мышления. При ознакомлении с животными эта работа проходит, в основном, через освоение отношений, существующих между понятиями разной степени обобщенности, с использованием кругов Эйлера и классификационного древа, что помогает детям понять уровни обобщения понятий по темам живой природы.
Особенно активно в программе используется проектная деятельность. Она актуальна по ряду причин:
- Помогает ребенку получить ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями в жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. В наших проектах ребенок сам для себя выбирает животных, о которых он узнает как можно больше, рисует их, пишет им письма, делает поделки, придумывает загадки и стихотворения. Затем делится своими знаниями с другими детьми. Если то, что становится значимо для ребенка, еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
- Проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно значимого продукта: альбомы рисунков детей по основным группам животных, альбомы писем к животным, выставки детских работ о животных, спектакли и многое другое.
- Проектная деятельность позволяет объединить педагогов, детей и родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Проектная деятельность дошкольников существенно изменяет межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.
Большое внимание в программе уделено различным играм. Как известно, игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, поэтому активно предлагаются авторские (в том числе и придуманные вместе с детьми) дидактические игры экологического содержания. Такие игры способствуют развитию познавательных способностей. Некоторые авторские игры, такие как «Муравьи спешат домой», «Караси и щука» и другие, как будто не вносят ничего нового в знания детей, однако они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях. В процессе таких игр дети уточняют и расширяют имеющиеся у них представления о животных. Попутно развивается память, внимание, наблюдательность, речь детей, умение договариваться друг с другом.
Одно из направлений данной программы – это решение детьми кроссвордов, ребусов и головоломок. Данный прием является одним из способов привить ребенку интерес к изучению всего нового. По каждой теме предлагается авторская подборка различного занимательного материала. Подобные интеллектуальные игры пользуются неизменным успехом, потому что для детей – это «три в одном»: развлечение, обучение, развитие. Такие игры развивают не только память, но и учат культуре мышления, прививают навыки поиска недостающей информации. И, кроме того, это эмоциональная разрядка, ведь каждое отгаданное слово – маленькая победа, которая стимулирует дальнейшую успешную интеллектуальную деятельность.
Одной из задач программы является привлечение родителей к экологическому образованию детей. Не секрет, что на современном этапе необходимо поднять уровень экологического образования не только у детей, но и у родителей. Родители часто не задумываются о том, какой пример они подают детям, отдыхая на природе или просто гуляя с ребенком по улице. В реализации предложенных проектов в рамках программы родители были равноправными партнерами. С родителями заранее проводились беседы, где подробно рассказывалось о каждом предстоящем проекте, его цели, задачах и содержании, а также о возможной помощи при реализации проекта. Поиск сведений о выбранном их ребенком животном, написание вместе со своим ребенком им писем и тайно от ребенка – «ответов» от животных, изготовление соответствующих костюмов или атрибутов, помощь ребенку в подготовке презентации выбранных животных и любая другая помощь – все это очень важно не только для целей экологического образования, но и для развития коммуникативных навыков детей, для позитивного общения детей и родителей.
Главными результатами во взаимодействии с родителями в работе по программе могут стать:
- партнёрские отношения с семьёй каждого ребенка и объединение усилий для экологического образования детей и в итоге для общего развития и воспитания детей, а также для самообразования родителей;
- создание атмосферы общности интересов;
- активизация и обогащение педагогических умений родителей.
Программа предусматривает проведение одного специального занятия по экологии в неделю (36 занятий в год) со всей группой детей. На всех занятиях необходимо иметь тетрадь или альбом, специально для занятий по экологии, простой карандаш и цветные карандаши на каждого ребенка. Альбом или тетрадь можно использовать и вне занятия, но по природоведческой тематике, например, делать зарисовки объектов природы в свободное время, там же можно вести дневник наблюдений за растениями или животными (птицами, рыбами, черепахами, улитками и др.).
Важное значение имеет организация экологической среды в группе. Ребенок должен иметь возможность самостоятельно, в любое время рассмотреть схемы и модели, придуманные на занятиях, поиграть в игры экологического содержания, решить ребус или сделать поделку из природного материала.
Реализация проектов осуществляется в любое свободное время, как совместная деятельность воспитателя и детей, при этом необходимо обязательно подключать к работе родителей.
Программу можно использовать в работе кружков типа «Юный эколог» в детском саду и в на-чальной школе. Частично программу «В мире животных» можно применять одновременно как с примерными общими общеобразовательными программами, так и парциальными:
– «От рождения до школы» / под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А., Васильевой;
– «Детство» / под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой;
– «Радуга» / под редакцией Е. В. Соловьёвой;
– «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой и другими программами.
Программа предназначена воспитателям дошкольных образовательных организаций, педагогам дополнительного образования, учителям начальной школы и заинтересованным родителям.
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом