Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории. Программа, игровые проблемные ситуации, картотека опытов. Программа для установки через интернет

Есть на складе
120 руб.
-80%
24 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-4447
Авторы-составители Костюченко М. П., Камалова Н.Р.
Издательство Учитель, 2023
Серия ФГОС ДО: практика реализации. Инновационная деятельность
Электронная версия скачать
УДК 372.3/.4
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
В пособии представлена система, раскрывающая условия и содержание познавательно-исследовательской деятельности детей в экспериментальной лаборатории на основании требований ФГОС ДО. Тематическое планирование, конспекты непосредственно образовательной деятельности, картотека опытов направлены на организацию образовательной среды, обеспечивающей использование доступных дошкольникам способов обследования объектов, совершенствование познавательных действий экспериментального характера, развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, делать обобщения. Применение на занятиях таких форм, как наблюдения, элементарные исследования, экспериментирование с предметами и материалами, игровые проблемные ситуации, имеет научное и практическое обоснование.
Предназначено педагогам и руководителям ДОО, специалистам дошкольной педагогики; рекомендовано студентам высших и средних педагогических учебных заведений.

Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.

С этим товаром покупают

Примеры документов

Экспериментальная деятельность в ДОО

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОО

Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях. Новые впечатления, новые знания являются мощным стимулом психической деятельности на протяжении всей жизни человека. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие.

Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования.

Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами, материалами позволяет познать их свойства, качества, возможности. Пробуждает любознательность, желание узнать больше, обогащает полными, яркими, верными образами окружающего мира, оказывает на него положительное влияние. Для удовлетворения своих познавательных потребностей у детей есть различные способы познания:

– действия и собственный практический опыт;

– объяснения, рассказы, наблюдения и др.;

– знакомство с различными источниками информации: книги, телевидение, компьютер и др.

Уровень развития мыслительных операций (анализ, обобщение, сравнение, классификация и др.) у ребенка позволяет ему более осознанно и глубоко разбираться в сведениях о нашем мире. Дети стремятся расширить горизонты действительности, желают понять существующие отношения и связи, утвердиться в окружающем мире.

Дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности, приобретать необходимые знания и умения.

Для реализации у ребенка способностей к экспериментированию надо создать условия, и тогда он сохранит первые впечатления. Следует учесть наличие специального оборудования. Ни в коем случае не использовать столовые предметы (ложки, чашки и др.). Надо показать, что исследование – это научный подход изучения того или иного предмета. Поэтому, чтоб получить точный результат, надо работать строго со специальным оборудованием (пробирки, колбы, микроскопы, держатели, спиртовки и др.).

Исследования можно проводить в играх с природным и предметным материалом, например:

– «Строительство дома» – дети на машинах грузят и возят песок, камни, доски, укрепляют их между собой, узнают их свойства и качества и т. д.;

– «Строительство моста» – выбирают подходящий материал, для того чтобы он был прочным, мог выдержать любые перегрузки и т. д.;

– «Оденемся на прогулку» – дети выполняют практическую работу, узнают свойства тканей, последовательность одевания;

– «Искупаем куклу» – знакомятся со свойством воды, мыла, действием водных процедур на организм человека и др.;

– «Из чего можно построить дом» – ребенок вспоминает виды строительного материала, подбирает сопутствующие материалы, представляет, как его будет строить, воспроизводит в мыслях его общий вид;

– «Как перебраться через реку?»;

– «На что похоже?»;

– «Как сварить пшенную кашу» и т. д.

Чувствительные:

– «Что можно делать с теплой водой?» – ребенок трогает руками воду, передает свои ощущения: хочется купаться, мыть посуду, стирать белье, играть с игрушками и т. д.;

– «Колючий коврик» – дети ходят босиком, убеждаются, что это приятная процедура, исследуют, на какие участки кожи воздействуют колючки, и др.

Интересны эксперименты с животными: морской свинкой, улитками, рыбками, ежиком. Дети убеждаются в том, что животные способны реагировать на доброту, тепло, свет, корм; дети учатся быть заботливыми и внимательными.

Используя в эксперименте растения, дети с удивлением узнают, что это тоже живые объекты, и по-другому начинают относиться к ним в окружающей среде.

Увлекательно проходят исследования по изучению и ознакомлению с разнообразными механизмами, часами: настенными, водяными, солнечными, песочными, ручными, часами-кулонами, электронными; пружинами, магнитами, конструкторами, ключами, замками и др.

Для полноценного проведения исследования мало иметь определенное оборудование, важно, чтоб воспитатель обладал знаниями в области биологии, химии, физики, ботаники, природоведении, мог грамотно, с научной точки, объяснить детям результат исследования.

Целесообразно подводить итоги эксперимента в игровой, интересной форме, обязательно поощрять детей за их старание, внимание, наблюдательность.


Тема «Солнечные зайчики»

Тема «Солнечные зайчики»

Педагогические цели: познакомить детей с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку, кругозор; учить соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое», «Речевое развитие».

Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, СЭБТ.

Средства реализации: на каждого ребенка – зеркало, баночка с водой, пластина из нержавеющей стали.

Исследовательская деятельность

Воспитатель спрашивает у детей, кто такой солнечный зайчик.

Воспитатель читает стихотворение:

Улыбается мой мальчик,

Прыгает по стенке зайчик.

Этот зайчик не простой –

Лучик света золотой.

(Ю. Дулепина.)

Воспитатель предлагает поиграть с зеркалом, посмотреть в него.

что произойдёт, если посмотреть в зеркало? (Ответы детей.)

из чего сделано зеркало? з стекла.)

потрогайте поверхность, какая она? ладкая, блестящая.)

зеркало и другие блестящие предметы могут отражать солнечные лучи, сейчас мы в этом убедимся.

1-й эксперимент.

«поймать» зеркалом луч солнца и направить его отражение в любую сторону. что произойдет? (зеркало будет отражать солнечные лучи; меняя его положение, можно с ним играть.)

2-й эксперимент.

взять баночку с водой, «поймать» солнечные лучи (вода их отражает); слегка пошевелить рукой, и поверхность воды приходит в движение, «зайчики» прыгают.

3-й эксперимент.

– Взять пластину из нержавеющей стали, повторить эксперимент. что произойдет? (пластина имеет блестящую поверхность, которая хорошо отражает солнечные лучи.)

Воспитатель предлагает нарисовать результаты эксперимента.

Итог исследования.

все блестящие предметы отражают свет и солнечные лучи.

врач-отоларинголог использует действие солнечных лучей и света при осмотре уха, горла и носа.


Тема «Мыло-фокусник»

Тема «Мыло-фокусник»

Педагогические цели: познакомить со свойствами и предназначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; учить соблюдать правила безопасности при обращении с мылом.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое», «Речевое развитие».

Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, СЭБТ.

Средства реализации: на каждого ребенка – ванночка, кусочки туалетного и хозяйственного мыла, губка, трубочка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши.

Исследовательская деятельность

Воспитатель читает отрывок из сказки в стихах «Мойдодыр» К. Чуковского:

Тут и мыло подскочило,

И вцепилось в волоса.

И юлило и мылило,

И кусало, как оса…

– Хотите поиграть с мылом? (Ответы детей.)

1-й эксперимент.

потрогать и понюхать сухое мыло: гладкое, душистое.

обследовать воду: теплая, прозрачная.

– Положить мыло в воду и делать быстрые движения руками – взбалтывать воду. что произойдет? (появятся пузырьки воздуха.)

2-й эксперимент.

погрузить мыло в воду, держать в ладони. каким оно стало? (скользким.)

натереть мокрую губку мылом, погрузить в воду, отжать. что произойдет? (вода изменит цвет, появится пена.)

поиграть с пеной: сделать ладони трубочкой, набрать мыльной воды, подуть. что увидите? (появятся большие пузыри.)

окунуть в мыльную воду конец трубочки, вынуть, медленно в нее подуть. что будет? (из трубочки появится мыльный пузырь, он легкий, переливается на свету.)

погрузить конец трубочки в воду, не вынимать, подуть в нее. что появится на поверхности воды? (много мыльных пузырей.)

Воспитатель предлагает нарисовать результаты эксперимента.

Итог исследования.

туалетное мыло – это предмет гигиены человека.

мыло хозяйственное используют для стирки белья.

сухое мыло гладкое.

мыло, смоченное в воде, гладкое, скользкое.

если намылить влажную поролоновую губку, появится пена.

при попадании воздуха в мыльную воду, появятся легкие мыльные пузыри, которые могут летать.

мыльная пена вызывает жжение, поэтому надо беречь глаза.


Тема «В какую бутылочку быстрее нальется вода?»

Тема «В какую бутылочку
быстрее нальется вода

Педагогические цели: продолжать знакомить детей со свойствами воды, предметами разной величины; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; учить соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое», «Речевое развитие».

Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, СЭБТ.

Средства реализации: на каждого ребенка – ванночка с водой, две бутылочки разного размера с узким и широким горлышком, салфетка из ткани, песочные часы, лист бумаги, карандаши; аудиозапись песни «Капитошка».

Исследовательская деятельность

Звучит песня «Капитошка» из мультфильма «Капитошка» (музыка Г. Сасько).

Воспитатель. Капитошка поет веселую песенку, а какую песенку поет бутылочка и вода?

сейчас послушаем сразу две песенки, и вы скажете, какая из них лучше.

1-й эксперимент.

сравнить бутылочки между собой по величине.

рассмотреть, какой формы горлышко у каждой из них.

погрузить в воду бутылочку с широким горлышком, при помощи песочных часов наблюдать, за какое время она наполнится водой, какую «песенку» будет «исполнять».

погрузить в воду бутылочку с узким горлышком. сколько времени она будет заполняться водой, какая у нее будет «песенка»?

2-й эксперимент.

из какой бутылочки быстрее выльется вода: из большой или маленькой, почему?

какую «песенку» «поют» бутылочки, когда вытекает вода?

засекать время при помощи песочных часов.

3-й эксперимент.

погрузить в воду обе бутылочки. что слышите и видите? (вода в бутылочки набирается неравномерно, и «песенки» они «поют» разные.)

Воспитатель проводит подвижную игру «Пролезь в трубу».

Дети проползают в широкую и узкую «трубу».

– из какой трубы появятся быстрее, почему? (широкая труба просторнее, чем узкая.)

Воспитатель предлагает нарисовать результаты эксперимента.

Итог исследования.

в бутылочку с широким горлышком вода поступает быстро и издает громкий звук.

в бутылочку с узким горлышком вода поступает медленно, звук ее мелодичный.

вода из бутылочки с широким горлышком вытекает быстро, звука почти не слышно.

из бутылочки с узким горлышком вода выходит медленно и издает громкие звуки.


Тема «Удивительный песок»

Тема «Удивительный песок»

Педагогические цели: познакомить со свойствами песка, его качеством и происхождением; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку, кругозор.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое», «Речевое развитие».

Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, СЭБТ.

Средства реализации: на каждого ребенка – три стеклянные баночки (первая с сухим, вторая с влажным песком, третья с прозрачной водой), лопатка, пластина из оргстекла, магнит, карточка, карандаши; ванночки с песком для ходьбы, полотенце.

Исследовательская деятельность

Воспитатель предлагает детям пройти по песку босиком, спросить, что они ощущают.

где можно увидеть песок? (Ответы детей.)

1-й опыт.

Что такое песок, из чего он состоит?

обследовать сухой песок пальцами.

насыпать его на пластину, рассмотреть через увеличительное стекло.

опустить магнит в песок. что на нем появилось? (мелкие частички металла.) рассмотреть их через увеличительное стекло.

Выводы:

1) песок – это мелкие камешки разного цвета, формы, размера.

2) в песке находится песочная пыль и мелкие частички металла.

2-й опыт.

Почему песок тонет?

в баночку с водой опустить немного сухого песка, не размешивать. что произойдет?

песок осел на дно.

на поверхности воды плавает песочная пыль, размешать лопаткой воду. что изменилось? (песочная пыль растворилась и окрасила воду.)

Выводы:

1) песок тяжелый, опустился на дно баночки.

2) его пыль легкая, осталась на поверхности, при размешивании окрасила воду.

3) мокрый песок меняет цвет.

3-й опыт.

Сравнить свойства сухого и влажного песка.

пересыпать сухой песок из одной баночки в другую, он сыпучий.

из сухого песка слепить колобок, он не держит форму, так как рассыпчатый; сухой песок шершавый, содержит пыль.

влажный песок плотный, мягкий, из него хорошо лепить (рассмотреть через увеличительное стекло), сделать колечки, оставить на некоторое время, чтоб они высохли; поднять. что произойдет?

полить сухой и влажный песок – влажный пропускает воду быстро, а сухой некоторое время держит влагу на поверхности, затем она уходит вглубь.

Итог исследования.

– Песок – это мелкие камешки разного цвета, формы и размера; они тяжелые, поэтому тонут в воде.

– Песочная пыль легкая, плавает на поверхности воды; если размешать ее, она растворится и окрасит воду.

– Песок хорошо пропускает воду.

– Из влажного песка можно лепить предметы, а сухой не держит форму.

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос