Суперакция! С 14 по 16 апреля  скидка 55% на продукцию издательства "Учитель"! Получить промокод на скидку

Организованная образовательная деятельность. Технологии, методики, формы проведения занятий. Программа для установки через Интернет

Есть на складе
102 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-477.3
Авторы-составители Гладышева Н. Н., Зотова Ю. В., Михеева Е. В., Тимофеева Н. В. и др.
Издательство Учитель, 2023
Серия Методический портфель ДОО
Электронная версия скачать
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
Электронное пособие "Организованная образовательная деятельность" серии "Методический портфель ДОО" содержит комплект материалов, освещающих важнейшие вопросы дидактики дошкольных организаций. Предложена характеристика основных технологий и методов обучения, даются полезные рекомендации по использованию современных моделей обучения.
Материал разделов раскрывает содержание основных современных технологий обучения: проектной, игровой, исследовательской, проблемной и т. д.
Представлен обзор моделей организации образовательной деятельности в ДОО, а также структурных компонентов процесса обучения; предлагаются конспекты занятий для различных возрастных групп с применением эффективных методик, технологий и форм.
Настоящее электронное пособие предназначено руководителям ДОО для организации системы работы по повышению уровня мастерства педагогов, методистам и воспитателям для построения эффективного процесса развития и воспитания дошкольников; рекомендовано специалистам дошкольной педагогики, студентам педагогических учебных заведений.

Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МB;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МB.

С этим товаром покупают

Примеры документов

Педагогические игры

Педагогические игры

Развивающий потенциал игры заложен в самой её природе. Педагогическая ценность игры заключается в том, что она становится сильнейшим мотивационным фактором, ребёнок руководствуется личностными установками и мотивами. Именно игровая ситуация с её двуплановым поведением, с возможностью условного вхождения в роли, недоступные для человека в реальной действительности, позволяет ему быть на голову выше своего обычного поведения, даёт возможность говорить с собой на разных языках, по-разному интерпретируя своё собственное «я».

Ролевой игрой ребёнок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя переживания и начинает в них ориентироваться.

У ребёнка формируются воображение и символическая функция со-знания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребёнку включаться в коллективную деятельность и общение.

В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности учения.

В развивающих играх – в этом и заключается их главная особенность – удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребёнок может подняться до «потолка» своих возможностей. Это позволило решить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

· развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;

· их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;

· поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребёнок развивается наиболее успешно;

· развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Игра со­провождает детей повсюду: дети играют в доме и на улице, в детском саду и школе. Ребенок с удовольствием играет один, группой и целым коллективом. Игра свойственна природе здорового ребенка. Она является формой познания окружающего мира. В игре ребенок от развлечения идет к развитию.

Педагогические игры – это обширная группа методов и приемов организации педагогиче­ского процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом и характеризуется учебно-познавательной направленностью.

Для активизации и интенсификации учебного процесса игровая деятельность использует­ся в следующих случаях:

· в качестве самодеятельных технологий для освоения понятий, темы и даже раздела учебно­го материала;

· в качестве элементов более обширной технологии;

· в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

Игровая технология строится как целостное образование, охватыва-ющее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию, обучение помогает активизировать учеб­ный процесс. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого воспитателя. В своей совокупности развивающие, познавательные игры должны спо­собствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способно­сти к анализу и синтезу (умение выделять как общие, так и частные признаки явлений и предме­тов, сравнивать их), восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию наблюдательности; учить детей подчинять свои действия по-ставленной задаче, доводить начатую работу до конца. Таким образом, можно сказать, что дидактические иг­ры берут на себя функцию интеллектуального развития.

Игровая технология позволяет педагогу:

– руководить деятельностью детей, не вставая в пози­цию учителя;

– создавать действительную для дошкольника игровую мотивацию, делая тем самым деятель­ность привлекательной для него, учитывающей его потребности и интересы;

– ставить близкую и понятную дошкольнику цель, которая непо-средственно связана с игровым мотивом;

– обеспечить вариативность ситуаций, в которых ребенок применяет полученные знания, интеллектуальные умения и навыки, обобщенные способы действия;

– стимулировать активность детей.


Проект «Игрушки» (для детей 5–6 лет)

Проект «Игрушки»
(для детей 5–6 лет)

Цель: формирование коммуникативных навыков в различных видах детской деятельности.

Продолжительность: 1 неделя.

Ежедневные темы:

понедельник – «День любимой игрушки»;

вторник – «День заводной игрушки»;

среда – «День деревянной игрушки»;

четверг – «День резиновой игрушки»;

пятница – «День игрушки-самоделки».

Оборудование: игрушки разного вида; игрушка Буратино; художественная литература по теме проекта; аудиозаписи пьес П. И. Чайков-ского: «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков»; материал для занятий изодеятельностью; детский конструктор.

Последовательность реализации:

Педагоги вместе с детьми обсуждают пути освоения темы по традиционному для метода проектов алгоритму:

· Что мы знаем об игрушках?

· Что еще можно узнать об игрушках? (Из чего сделаны? С какими игрушками можно купаться? С какими игрушками можно играть в песке? Почему некоторые игрушки умеют сами двигаться? И т. д.)

· Как мы это будем это узнавать? (Рассмотрим игрушки внимательно, зададим вопросы педагогам, зададим вопросы родителям, расскажем друг другу о том, что узнали.)

Все ответы детей фиксируются, затем дополняются новыми идеями и предложениями. Задача команды педагогов заключается в том, чтобы оформить полученную информацию в проект, подобрать разнообразные материалы для реализации идей в разных центрах активности, предусмотреть интегрированность решения задач по разным видам деятельности в каждом из центров.

Родители имеют возможность узнать из информационного листа об интересах своего ребенка и об интересах детей группы, о том, чем будут заниматься дети в ближайшее время. Это становится предметом бесед родителей с детьми на тему проекта; малышу оказывают помощь в подборе материалов, необходимых для реализации проекта.

В групповом помещении необходимо выделить полки для каждого вида игрушек. Каждое утро в гости к детям «приходит» Буратино. В день заводной игрушки Буратино приносит «волшебный ключик», который помогает «оживить» игрушки. В день деревянной игрушки – полено, из которого его сделал папа Карло. В день игрушки-самоделки дети учат Буратино делать игрушки из бумаги и картона и т. д.

Ежедневно дети рассказывают Буратино о той игрушке, которую принесли сегодня, а затем решают, на какую полку ее нужно поставить: на полку заводных или деревянных игрушек. В течение дня с детьми проводятся разнообразные игры (какая из заводных игрушек «ушла» дальше; чья игрушка стоит первой или четвертой; чья игрушка «убежала» («исчезла») с полки; «отгадай игрушку по описанию»; «найди игрушку» и др.), а также эксперименты, например: какие игрушки умеют «плавать»?

В театральном центре детям предлагается задание: построить по схеме теремок из деревянного конструктора, а затем инсценировать сказку с героями-игрушками.

В центре изодеятельности дети помогают своим любимым игрушкам стать пушистыми (штриховка, рисование «тычками»); из кругов и овалов конструируют для них подарки; учатся делать объемные игрушки на конусе; рисуют лес, чтобы игрушки зверята чувствовали себя в группе, как дома.

В центре литературы разучиваются стихотворения об игрушках, о бережном отношении к ним, а затем дети рассказывают их Буратино.

В музыкальном центре – слушание музыкальных произведений по теме проекта.

Для эффективной реализации данного проекта необходимо активное участие родителей: в подборе литературы, аудиозаписей; совместной работе с детьми дома: изготовлении игрушек-самоделок, поделок из теста; организации выставки «Самоделкин представляет», совместных игр с детьми.


Виды игр

Виды игр

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект и познавательную активность ребенка.

I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки-предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

Интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т. д; игры-путешествия. Игры-путешествия носят характер географических, исторических, краеведческих, следопытских «экспедиций», совершаемых по книгам, картам, документам. Все они совершаются до-школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: геолога, зоолога и т. д. Отличительная черта этих игр – активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности.

III группа игр используется как средство развития познавательной активности детей. Это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими. Как правило, они требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями ребёнок учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.

IV группа игр – строительные, трудовые, технические, конструктор-ские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В них дети осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную.

V группа игр – интеллектуальные игры: игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они стимулируют познавательную активность.

Педагог, используя в своей работе все 5 видов игровой деятельности, имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности детей.

В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимо-связанных между собой.

Первая цель – удовольствие от самого процесса игры. В данной цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.

Цель второго уровня – функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.

Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры – разгадать, угадать, распутать, добиться результатов и т. п.

Основные принципы организации игры:

1. Отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру.

2. Принципы развития игровой динамики.

3. Принципы поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей).

4. Принципы взаимосвязи игровой и неигровой деятельности. Для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей.

5. Принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам. Логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил – от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания к игровой инициативе, от локальных игр – к играм-комплексам.

В настоящее время педагоги используют множество игровых методов и приёмов, которые, к сожалению, не всегда оказываются эффективными. Во-первых, потому, что игровые методы и приёмы не способствуют эффективному овладению умениями и навыками, ради которых они, собственно говоря, и используются. Во-вторых, потому, что созданная взрослым игровая мотивация не увлекает детей, не доставляет им радости и не развивает их. Беспорядочность в использовании игровых методов не оказывает положительного ни на развитие игры, ни на повышение эффективности обучения.


Занятия-исследования

Занятия-исследования

Вода и ее свойства

Цель: познакомить детей со свойствами воды: жидкость без формы и запаха, текучая; может разливаться, ее можно вылить, налить, перелить, разлить; учить объяснять природные явления на примере характеристики действий маленьких человечков; развивать познавательную активность детей в процессе наблюдений и экспериментов.

Ход занятия

· Воспитатель вместе с детьми рассматривает лужу на полу, рассуждает, откуда она может появиться. Какой формы лужа? Как можно собрать воду из лужи в другой сосуд? Сохранилась ли форма? Предложить детям понюхать воду – нет запаха.

· Экспериментальное подтверждение. Переливание воды в сосуды разной формы и размера. Сравнение с твердыми предметами.

Вывод: твердые предметы сохраняют свою форму. Вода формы не имеет.

Пособия и материалы: вода, колбы, воронки, таз, трубочки, тряпочки, губки, кубики.

Цвет и вкус воды

Цель: познакомить детей со свойствами воды – прозрачностью, цветом, температурой. Развивать творческое воображение и коммуникативность в процессе опытов и наблюдений, основываясь на свободном обмене мнениями.

Ход занятия

Предложить детям определить, какая из двух банок пустая (близко не подходить) (Одна банка пустая, в другую доверху налить воды.) Рассмотреть предметы, помещенные позади банок.

Вывод: вода не имеет цвета – она бесцветная.

Как по другому можно сказать о бесцветной воде – прозрачная. Рассмотреть сосуд с молоком – молоко белое. В банку с водой опустить мелкие предметы – они видны со всех сторон. Вода – прозрачна!

Опустить в воду кусочек глины. Что стало с водой? Как теперь мы можем сказать о прозрачности воды (стала мутной).

Вывод: чистая вода – прозрачная.

Мутная и грязная – не прозрачная.

Пособия и материалы: вода, глина, банки, мелкие камушки, яркие игрушки, молоко, тряпочки.

Роль воды в жизни природы

Цели: показать значение воды для всего живого; развивать познавательную активность в процессе формирования представления об охране водных ресурсов; развивать экологическое мышление и экологическую культуру, систематизировать представление о способах использования воды.

Ход занятия

На свете нет ее сильнее

На свете нет ее буйнее,

В руках ее не удержать

И на коне не обогнать. (Вода.)

Где можно увидеть воду? Как человек использует воду? Обобщить ответы детей. Сказать о том, что вода нужна не только человеку, но и всему живому на земле. Без воды нет жизни. Для рыб, некоторых растений и животных вода – это среда обитания. Все растения и животные без воды погибнут.

Наблюдение за бальзамином, который не поливали 2 дня, какие у него листья, стебель (поникшие). Ему не хватает воды, и если его не полить немедленно, он погибнет. Какой вывод можно сделать? Рассмотреть растение через некоторое время.

Материал к занятию: глобус, картины с изображением реки, моря, пустыни, комнатные растения, лейка с водой.

Как увидеть воздух?

Цели: расширять и обогащать знания детей о воздухе, его значимости для жизни всего живого на земле; познакомить со свойствами воздуха; формировать навыки постановки элементарных опытов и умение делать выводы на основе полученных результатов.

Ход занятия

Чтение отрывков из книги Р. В. Кошурниковой «Почему муха упала в обморок?»

Опыт 1. Поймаем воздух.

Надуть: воздушный шарик, мыльный пузырь.

Проткнуть шар иголкой – воздух с шипением вырвется из плена. Мыльный пузырь – фыркает, когда лопается. Воздух есть везде и во всех предметах вокруг нас.

Опыт 2. Опустить в банку с водой кусок кирпича. Что мы видим? Какой вывод можно сделать?

Материал к занятию: воздушные шары, «мыльные пузыри», кирпич, сосуды с водой.


Игровая мотивация

Игровая мотивация

Рассмотрим особенности работы по созданию игровой мотивации в зависимости от возраста детей.

В младшем возрасте можно использовать следующие типы игровых мотиваций:

1. Вы рассказываете, что у каких-то персонажей (кукол, живущих в группе, зайцев, прибежавших из леса, пациентов доктора Айболита) что-то случилось (нечто сломалось, грозит опасность или, наоборот, пред-стоит радостное событие). Вследствие этого им нужна помощь (например, те предметы, которые можно слепить, нарисовать, построить). Сами персонажи этого сделать не могут, но они слышали о том, что в этой группе очень добрые и умелые дети.

2. Вы обращаетесь к детям с вопросом, согласны ли они оказать требуемое содействие, и дожидаетесь их ответа. Очень важно, чтобы дети сами сказали о своей готовности помочь.

3. Вы предлагаете детям научить их делать это очень хорошо и также дожидаетесь их согласия на вашу помощь. Теперь вы можете рассчитывать на то, что Ваш показ и предложение упадут на подготовленную почву.

4. Желательно, чтобы во время работы каждый ребёнок имел своего подопечного игрушечного персонажа, который находится рядом и по ходу дела радуется, высказывает свои пожелания. Поэтому предполагается наличие в группе достаточного количества мелких игрушек.

5. Эти игрушки используются вами и для оценки работ детей, которая даётся от лица игрушек, как бы с их позиции.

6. По окончании работы детям необходимо предложить поиграть со своими подопечными, используя, насколько возможно, полученный продукт.

Целесообразно, чтобы в рассказах воспитателя в основном действовали одни и те же персонажи. Тогда дети полюбят их, приобретут устойчивый интерес к их жизни и происходящими с ними событиями.

В среднем дошкольном возрасте можно начинать применять такой тип мотивации, когда дети принимают на себя определённую роль и действуют в ней.

Для этого педагог вначале предлагает детям поиграть. После того как они согласятся, принимает на себя роль, например, мамы-зайчихи, и интересуется, кем бы дети хотели быть в этой игре. Обычно дети принимают роль детёнышей-зайчат, но может случится так, что мальчики захотят быть папами, дядями и т. д. Педагог должен согласиться со всеми предложениями и по ходу занятия обращаться к детям только в соответствии с принятыми ими ролями.

В течение 1–2 минут можно организовать действия детей в роли (зайчата лакомятся вкусными веточками, прыгают, гуляют по лесу и т. п.). Затем перед детьми, действующими в роли, ставится вначале игровая задача (мама-зайчиха, опасаясь за жизнь зайчат, предлагает сделать щиты с изображением деревьев, за которыми можно спрятаться от волка), а затем учебная (« Я могу научить вас делать щиты и рисовать деревья»).

Потребность в создании игровой мотивации сохраняется и в старшем дошкольном возрасте.

Особое значение игровая мотивация имеет при формировании у старших дошкольников способности к взаимодействию друг с другом.

Ребёнку сложно понять ряд преимуществ коллективной работы, на-пример, что, благодаря участию всех детей, можно быстрее создать изображение и выполнить большой объём работы. Для того чтобы наглядно убедить детей в этом, игровая мотивация строится на основе сюжетосложения.

Рассмотрим такого рода игровую мотивацию на примере занятия на тему «Яблоня».

Занятие для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Яблоня»

Цель: формировать у детей заинтересованное отношение к продукту совместной деятельности – изображению листьев и яблок.

Материал: наборное полотно с изображением дерева, несколько игрушечных зайцев, гуашь.

Предварительная работа: рассматривание с детьми листьев на деревьях и кустарниках, растущих на участке д/с: чтение сказки В. Суте-ева «Яблоко».

Ход занятия

Воспитатель. Сегодня вы узнаете продолжение сказки, которую мы прочитали. Яблоко, которое принёс папа-заяц, очень понравилось всей семье, но каждому достался только маленький кусочек, и все попросили принести ещё яблок.

Папа-заяц взял большой мешок, предложил двум старшим зайчатам взять по маленькому мешочку и вместе отправиться в лес. Скоро они пришли, но папа-заяц посмотрел на яблоню и испугался: она стояла вся чёрная и засохшая – ни листьев, ни яблок на ней не было, многие ветки сломаны.

– Где же яблоки? – удивились зайчата. – Что случилось с бедной яблоней?

– А разве вы не знаете? – спросил сверху дятел. – Прошёл ядовитый дождь, листья почернели и съёжились, веточки засохли, и на яблоне теперь больше ничего не будет расти.

– Слушай, дятел, – сказал папа-заяц, – неужели нельзя помочь бедной яблоне?

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос