Организованная образовательная деятельность. Технологии, методики, формы проведения занятий. Программа для установки через Интернет
Код | СИ-477.3 |
Авторы-составители | Гладышева Н. Н., Зотова Ю. В., Михеева Е. В., Тимофеева Н. В. и др. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | Методический портфель ДОО |
Электронная версия | скачать |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Материал разделов раскрывает содержание основных современных технологий обучения: проектной, игровой, исследовательской, проблемной и т. д.
Представлен обзор моделей организации образовательной деятельности в ДОО, а также структурных компонентов процесса обучения; предлагаются конспекты занятий для различных возрастных групп с применением эффективных методик, технологий и форм.
Настоящее электронное пособие предназначено руководителям ДОО для организации системы работы по повышению уровня мастерства педагогов, методистам и воспитателям для построения эффективного процесса развития и воспитания дошкольников; рекомендовано специалистам дошкольной педагогики, студентам педагогических учебных заведений.
Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МB;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МB.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Педагогические игры
Педагогические игры
Развивающий потенциал игры заложен в самой её природе. Педагогическая ценность игры заключается в том, что она становится сильнейшим мотивационным фактором, ребёнок руководствуется личностными установками и мотивами. Именно игровая ситуация с её двуплановым поведением, с возможностью условного вхождения в роли, недоступные для человека в реальной действительности, позволяет ему быть на голову выше своего обычного поведения, даёт возможность говорить с собой на разных языках, по-разному интерпретируя своё собственное «я».
Ролевой игрой ребёнок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя переживания и начинает в них ориентироваться.
У ребёнка формируются воображение и символическая функция со-знания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребёнку включаться в коллективную деятельность и общение.
В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности учения.
В развивающих играх – в этом и заключается их главная особенность – удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребёнок может подняться до «потолка» своих возможностей. Это позволило решить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
· развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;
· их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
· поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребёнок развивается наиболее успешно;
· развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Игра сопровождает детей повсюду: дети играют в доме и на улице, в детском саду и школе. Ребенок с удовольствием играет один, группой и целым коллективом. Игра свойственна природе здорового ребенка. Она является формой познания окружающего мира. В игре ребенок от развлечения идет к развитию.
Педагогические игры – это обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом и характеризуется учебно-познавательной направленностью.
Для активизации и интенсификации учебного процесса игровая деятельность используется в следующих случаях:
· в качестве самодеятельных технологий для освоения понятий, темы и даже раздела учебного материала;
· в качестве элементов более обширной технологии;
· в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).
Игровая технология строится как целостное образование, охватыва-ющее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию, обучение помогает активизировать учебный процесс. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого воспитателя. В своей совокупности развивающие, познавательные игры должны способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу (умение выделять как общие, так и частные признаки явлений и предметов, сравнивать их), восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию наблюдательности; учить детей подчинять свои действия по-ставленной задаче, доводить начатую работу до конца. Таким образом, можно сказать, что дидактические игры берут на себя функцию интеллектуального развития.
Игровая технология позволяет педагогу:
– руководить деятельностью детей, не вставая в позицию учителя;
– создавать действительную для дошкольника игровую мотивацию, делая тем самым деятельность привлекательной для него, учитывающей его потребности и интересы;
– ставить близкую и понятную дошкольнику цель, которая непо-средственно связана с игровым мотивом;
– обеспечить вариативность ситуаций, в которых ребенок применяет полученные знания, интеллектуальные умения и навыки, обобщенные способы действия;
– стимулировать активность детей.
Проект «Игрушки» (для детей 5–6 лет)
Проект «Игрушки»
(для детей 5–6 лет)
Цель: формирование коммуникативных навыков в различных видах детской деятельности.
Продолжительность: 1 неделя.
Ежедневные темы:
понедельник – «День любимой игрушки»;
вторник – «День заводной игрушки»;
среда – «День деревянной игрушки»;
четверг – «День резиновой игрушки»;
пятница – «День игрушки-самоделки».
Оборудование: игрушки разного вида; игрушка Буратино; художественная литература по теме проекта; аудиозаписи пьес П. И. Чайков-ского: «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков»; материал для занятий изодеятельностью; детский конструктор.
Последовательность реализации:
Педагоги вместе с детьми обсуждают пути освоения темы по традиционному для метода проектов алгоритму:
· Что мы знаем об игрушках?
· Что еще можно узнать об игрушках? (Из чего сделаны? С какими игрушками можно купаться? С какими игрушками можно играть в песке? Почему некоторые игрушки умеют сами двигаться? И т. д.)
· Как мы это будем это узнавать? (Рассмотрим игрушки внимательно, зададим вопросы педагогам, зададим вопросы родителям, расскажем друг другу о том, что узнали.)
Все ответы детей фиксируются, затем дополняются новыми идеями и предложениями. Задача команды педагогов заключается в том, чтобы оформить полученную информацию в проект, подобрать разнообразные материалы для реализации идей в разных центрах активности, предусмотреть интегрированность решения задач по разным видам деятельности в каждом из центров.
Родители имеют возможность узнать из информационного листа об интересах своего ребенка и об интересах детей группы, о том, чем будут заниматься дети в ближайшее время. Это становится предметом бесед родителей с детьми на тему проекта; малышу оказывают помощь в подборе материалов, необходимых для реализации проекта.
В групповом помещении необходимо выделить полки для каждого вида игрушек. Каждое утро в гости к детям «приходит» Буратино. В день заводной игрушки Буратино приносит «волшебный ключик», который помогает «оживить» игрушки. В день деревянной игрушки – полено, из которого его сделал папа Карло. В день игрушки-самоделки дети учат Буратино делать игрушки из бумаги и картона и т. д.
Ежедневно дети рассказывают Буратино о той игрушке, которую принесли сегодня, а затем решают, на какую полку ее нужно поставить: на полку заводных или деревянных игрушек. В течение дня с детьми проводятся разнообразные игры (какая из заводных игрушек «ушла» дальше; чья игрушка стоит первой или четвертой; чья игрушка «убежала» («исчезла») с полки; «отгадай игрушку по описанию»; «найди игрушку» и др.), а также эксперименты, например: какие игрушки умеют «плавать»?
В театральном центре детям предлагается задание: построить по схеме теремок из деревянного конструктора, а затем инсценировать сказку с героями-игрушками.
В центре изодеятельности дети помогают своим любимым игрушкам стать пушистыми (штриховка, рисование «тычками»); из кругов и овалов конструируют для них подарки; учатся делать объемные игрушки на конусе; рисуют лес, чтобы игрушки зверята чувствовали себя в группе, как дома.
В центре литературы разучиваются стихотворения об игрушках, о бережном отношении к ним, а затем дети рассказывают их Буратино.
В музыкальном центре – слушание музыкальных произведений по теме проекта.
Для эффективной реализации данного проекта необходимо активное участие родителей: в подборе литературы, аудиозаписей; совместной работе с детьми дома: изготовлении игрушек-самоделок, поделок из теста; организации выставки «Самоделкин представляет», совместных игр с детьми.
Виды игр
Виды игр
Существует несколько групп игр, развивающих интеллект и познавательную активность ребенка.
I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки-предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.
II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.
Интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т. д; игры-путешествия. Игры-путешествия носят характер географических, исторических, краеведческих, следопытских «экспедиций», совершаемых по книгам, картам, документам. Все они совершаются до-школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: геолога, зоолога и т. д. Отличительная черта этих игр – активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности.
III группа игр используется как средство развития познавательной активности детей. Это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими. Как правило, они требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями ребёнок учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.
IV группа игр – строительные, трудовые, технические, конструктор-ские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В них дети осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную.
V группа игр – интеллектуальные игры: игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они стимулируют познавательную активность.
Педагог, используя в своей работе все 5 видов игровой деятельности, имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности детей.
В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимо-связанных между собой.
Первая цель – удовольствие от самого процесса игры. В данной цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.
Цель второго уровня – функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.
Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры – разгадать, угадать, распутать, добиться результатов и т. п.
Основные принципы организации игры:
1. Отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру.
2. Принципы развития игровой динамики.
3. Принципы поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей).
4. Принципы взаимосвязи игровой и неигровой деятельности. Для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей.
5. Принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам. Логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил – от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания к игровой инициативе, от локальных игр – к играм-комплексам.
В настоящее время педагоги используют множество игровых методов и приёмов, которые, к сожалению, не всегда оказываются эффективными. Во-первых, потому, что игровые методы и приёмы не способствуют эффективному овладению умениями и навыками, ради которых они, собственно говоря, и используются. Во-вторых, потому, что созданная взрослым игровая мотивация не увлекает детей, не доставляет им радости и не развивает их. Беспорядочность в использовании игровых методов не оказывает положительного ни на развитие игры, ни на повышение эффективности обучения.
Занятия-исследования
Занятия-исследования
Вода и ее свойства
Цель: познакомить детей со свойствами воды: жидкость без формы и запаха, текучая; может разливаться, ее можно вылить, налить, перелить, разлить; учить объяснять природные явления на примере характеристики действий маленьких человечков; развивать познавательную активность детей в процессе наблюдений и экспериментов.
Ход занятия
· Воспитатель вместе с детьми рассматривает лужу на полу, рассуждает, откуда она может появиться. Какой формы лужа? Как можно собрать воду из лужи в другой сосуд? Сохранилась ли форма? Предложить детям понюхать воду – нет запаха.
· Экспериментальное подтверждение. Переливание воды в сосуды разной формы и размера. Сравнение с твердыми предметами.
Вывод: твердые предметы сохраняют свою форму. Вода формы не имеет.
Пособия и материалы: вода, колбы, воронки, таз, трубочки, тряпочки, губки, кубики.
Цвет и вкус воды
Цель: познакомить детей со свойствами воды – прозрачностью, цветом, температурой. Развивать творческое воображение и коммуникативность в процессе опытов и наблюдений, основываясь на свободном обмене мнениями.
Ход занятия
Предложить детям определить, какая из двух банок пустая (близко не подходить) (Одна банка пустая, в другую доверху налить воды.) Рассмотреть предметы, помещенные позади банок.
Вывод: вода не имеет цвета – она бесцветная.
Как по другому можно сказать о бесцветной воде – прозрачная. Рассмотреть сосуд с молоком – молоко белое. В банку с водой опустить мелкие предметы – они видны со всех сторон. Вода – прозрачна!
Опустить в воду кусочек глины. Что стало с водой? Как теперь мы можем сказать о прозрачности воды (стала мутной).
Вывод: чистая вода – прозрачная.
Мутная и грязная – не прозрачная.
Пособия и материалы: вода, глина, банки, мелкие камушки, яркие игрушки, молоко, тряпочки.
Роль воды в жизни природы
Цели: показать значение воды для всего живого; развивать познавательную активность в процессе формирования представления об охране водных ресурсов; развивать экологическое мышление и экологическую культуру, систематизировать представление о способах использования воды.
Ход занятия
На свете нет ее сильнее
На свете нет ее буйнее,
В руках ее не удержать
И на коне не обогнать. (Вода.)
Где можно увидеть воду? Как человек использует воду? Обобщить ответы детей. Сказать о том, что вода нужна не только человеку, но и всему живому на земле. Без воды нет жизни. Для рыб, некоторых растений и животных вода – это среда обитания. Все растения и животные без воды погибнут.
Наблюдение за бальзамином, который не поливали 2 дня, какие у него листья, стебель (поникшие). Ему не хватает воды, и если его не полить немедленно, он погибнет. Какой вывод можно сделать? Рассмотреть растение через некоторое время.
Материал к занятию: глобус, картины с изображением реки, моря, пустыни, комнатные растения, лейка с водой.
Как увидеть воздух?
Цели: расширять и обогащать знания детей о воздухе, его значимости для жизни всего живого на земле; познакомить со свойствами воздуха; формировать навыки постановки элементарных опытов и умение делать выводы на основе полученных результатов.
Ход занятия
Чтение отрывков из книги Р. В. Кошурниковой «Почему муха упала в обморок?»
Опыт 1. Поймаем воздух.
Надуть: воздушный шарик, мыльный пузырь.
Проткнуть шар иголкой – воздух с шипением вырвется из плена. Мыльный пузырь – фыркает, когда лопается. Воздух есть везде и во всех предметах вокруг нас.
Опыт 2. Опустить в банку с водой кусок кирпича. Что мы видим? Какой вывод можно сделать?
Материал к занятию: воздушные шары, «мыльные пузыри», кирпич, сосуды с водой.
Игровая мотивация
Игровая мотивация
Рассмотрим особенности работы по созданию игровой мотивации в зависимости от возраста детей.
В младшем возрасте можно использовать следующие типы игровых мотиваций:
1. Вы рассказываете, что у каких-то персонажей (кукол, живущих в группе, зайцев, прибежавших из леса, пациентов доктора Айболита) что-то случилось (нечто сломалось, грозит опасность или, наоборот, пред-стоит радостное событие). Вследствие этого им нужна помощь (например, те предметы, которые можно слепить, нарисовать, построить). Сами персонажи этого сделать не могут, но они слышали о том, что в этой группе очень добрые и умелые дети.
2. Вы обращаетесь к детям с вопросом, согласны ли они оказать требуемое содействие, и дожидаетесь их ответа. Очень важно, чтобы дети сами сказали о своей готовности помочь.
3. Вы предлагаете детям научить их делать это очень хорошо и также дожидаетесь их согласия на вашу помощь. Теперь вы можете рассчитывать на то, что Ваш показ и предложение упадут на подготовленную почву.
4. Желательно, чтобы во время работы каждый ребёнок имел своего подопечного игрушечного персонажа, который находится рядом и по ходу дела радуется, высказывает свои пожелания. Поэтому предполагается наличие в группе достаточного количества мелких игрушек.
5. Эти игрушки используются вами и для оценки работ детей, которая даётся от лица игрушек, как бы с их позиции.
6. По окончании работы детям необходимо предложить поиграть со своими подопечными, используя, насколько возможно, полученный продукт.
Целесообразно, чтобы в рассказах воспитателя в основном действовали одни и те же персонажи. Тогда дети полюбят их, приобретут устойчивый интерес к их жизни и происходящими с ними событиями.
В среднем дошкольном возрасте можно начинать применять такой тип мотивации, когда дети принимают на себя определённую роль и действуют в ней.
Для этого педагог вначале предлагает детям поиграть. После того как они согласятся, принимает на себя роль, например, мамы-зайчихи, и интересуется, кем бы дети хотели быть в этой игре. Обычно дети принимают роль детёнышей-зайчат, но может случится так, что мальчики захотят быть папами, дядями и т. д. Педагог должен согласиться со всеми предложениями и по ходу занятия обращаться к детям только в соответствии с принятыми ими ролями.
В течение 1–2 минут можно организовать действия детей в роли (зайчата лакомятся вкусными веточками, прыгают, гуляют по лесу и т. п.). Затем перед детьми, действующими в роли, ставится вначале игровая задача (мама-зайчиха, опасаясь за жизнь зайчат, предлагает сделать щиты с изображением деревьев, за которыми можно спрятаться от волка), а затем учебная (« Я могу научить вас делать щиты и рисовать деревья»).
Потребность в создании игровой мотивации сохраняется и в старшем дошкольном возрасте.
Особое значение игровая мотивация имеет при формировании у старших дошкольников способности к взаимодействию друг с другом.
Ребёнку сложно понять ряд преимуществ коллективной работы, на-пример, что, благодаря участию всех детей, можно быстрее создать изображение и выполнить большой объём работы. Для того чтобы наглядно убедить детей в этом, игровая мотивация строится на основе сюжетосложения.
Рассмотрим такого рода игровую мотивацию на примере занятия на тему «Яблоня».
Занятие для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Яблоня»
Цель: формировать у детей заинтересованное отношение к продукту совместной деятельности – изображению листьев и яблок.
Материал: наборное полотно с изображением дерева, несколько игрушечных зайцев, гуашь.
Предварительная работа: рассматривание с детьми листьев на деревьях и кустарниках, растущих на участке д/с: чтение сказки В. Суте-ева «Яблоко».
Ход занятия
Воспитатель. Сегодня вы узнаете продолжение сказки, которую мы прочитали. Яблоко, которое принёс папа-заяц, очень понравилось всей семье, но каждому достался только маленький кусочек, и все попросили принести ещё яблок.
Папа-заяц взял большой мешок, предложил двум старшим зайчатам взять по маленькому мешочку и вместе отправиться в лес. Скоро они пришли, но папа-заяц посмотрел на яблоню и испугался: она стояла вся чёрная и засохшая – ни листьев, ни яблок на ней не было, многие ветки сломаны.
– Где же яблоки? – удивились зайчата. – Что случилось с бедной яблоней?
– А разве вы не знаете? – спросил сверху дятел. – Прошёл ядовитый дождь, листья почернели и съёжились, веточки засохли, и на яблоне теперь больше ничего не будет расти.
– Слушай, дятел, – сказал папа-заяц, – неужели нельзя помочь бедной яблоне?
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом