Русский язык. 1 класс: рабочая программа и технологические карты уроков по обучению грамоте (обучению письму) по прописям В. А. Илюхиной. УМК "Планета знаний"
Код | 5747а |
Авторы-составители | Кривоногова Н.Н. |
Издательство | Учитель, 2019 |
Серия | ФГОС. Планирование учебной деятельности |
ISBN | 978-5-7057-4958-4 |
Страниц | 337 |
УДК | 372.016:811.161*01 |
Штрихкод | 9785705749584 |
Размеры (Ш x В x Т) | 203 x 285 x 14 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 469 г |
ФГОС НОО и ориентированные на работу по прописям В. А. Илюхиной (М.: АСТ: Астрель), входящим в УМК "Планета знаний".
Программа содержит развернутое календарно-тематическое планирование системы уроков. В картах уроков обозначены предметные и личностные результаты, метапредметные УУД, сформулированы педагогические цели, предложены традиционные и инновационные формы деятельности, способствующие развитию познавательной активности, коммуникативных умений,
позволяющие осуществлять регулятивно-оценочные функции, находить пути решения учебно-практических задач.
Предназначено учителям начальных классов, руководителям методических объединений; рекомендовано студентам педагогических вузов.
Подробное описание
ВВЕДЕНИЕ
Пособие содержит подробные технологические карты уроков по обучению грамоте (обучению письму) по прописям В. И. Илюхиной (УМК «Планета знаний»), составленные в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования и ориентированные
на работу с «Прописями к «Букварю» Т. М. Андриановой» В. А Илюхиной (М.: Астрель).
Период обучения первоначальному письму включает в себя три этапа: 1) вводный – 17 часов, 2) основной – 86 часов, 3) заключительный – 2 часа. Количество часов, отводимых на каждый из этапов, соответствует времени, затрачиваемому на изучение букв и обозначаемых ими звуков по «Букварю».
Вводный этап позволяет выявить уровень готовности руки обучающегося к письму, дать объяснение о посадке в процессе письма, о правильном обращении с орудиями письма (умение держать тетрадь, ручку). Вводные упражнения дают учащимся возможность проявить свои способности, ознакомиться с разлиновкой, запомнить названия строк и их линеек. Вводный этап также включает в себя ознакомление с основным алгоритмом письма и является важнейшим этапом
вовлечения первоклассников в процесс освоения графического навыка.
Основной этап включает в себя букварный период. Обучающиеся знакомятся с начертанием и устным алгоритмом написания всех заглавных и строчных букв, а также с основными типами их соединения. В этот период осуществляется выработка связного написания букв и их соединений, отрабатывается умение видеть и анализировать графические ошибки, узнавать в новых буквах уже знакомые элементы и на основе их алгоритма самостоятельно давать словесное описание вновь изучаемой букве. Ученик должен уметь выполнять написание не только отдельных букв, но и слов из 2–4 букв под устный комментарий учителя (графический диктант), а также уверенно проговаривать алгоритм написания всех изученных букв.
Заключительный этап позволяет закрепить полученные на предыдущем этапе знания о написании букв и их соединений. Первоклассники учатся анализировать, классифицировать буквы по их графическим признакам, а также продолжают вырабатывать правильный графический навык.
В УМК «Планета знаний» используется система обучения «Письмо с открытыми правилами». Под словосочетанием «открытые правила» подразумевается, с одной стороны, открытие, принятие и осознание детьми правил написания букв и их соединений; с другой стороны, как можно более полное открытие, детальное вычленение элементов букв с опорой в ряде рабочих моментов на математический расчет, доступный детям, определение главных из них, входящих в большинство буквенных знаков.
Начиная с первого этапа происходит осознанное освоение алгоритмов всех букв. На уроках ни в коем случае не допускается их механическое заучивание. Проговаривание алгоритмов происходит после полного осознания всех двигательных действий, которые выполняются при написании как букв, так и их соединений. Принцип осознанного письма является в данной методике ведущим. В практике учителей наблюдается описание хода действия при первичном ознакомлении учащихся с буквами, однако эта деятельность осуществляется не системно, а от случая
к случаю. Лишь благодаря принципу осознанности ребенок освобождается от необходимости действовать по методу проб и ошибок, и в связи с этим успешнее происходит процесс формирования графического навыка.
В первом классе ученики отрабатывают умение правильно графически изображать каждую букву (знак), усваивают все ее возможные соединения с другими буквами, учатся контролировать свои действия, определять графические недочеты и находить пути их исправления, проговаривают написание букв, узнают их по устному или письменному описанию.
Структура прописей соответствует построению уроков в букваре Т. М. Андриановой.
Каждый урок в прописи разбит на две части. Первая часть – инвариантная – рассчитана на детей с низким уровнем готовности к школе. Вариативную часть учитель использует в работе с учащимися, которые имеют более высокий уровень готовности, заменив некоторые задания в инвариантной части или дополнив ее. Творческие и развивающие задания вариативной части предлагаются ребятам по усмотрению учителя. Объем учебного материала на уроке и степень сложности заданий определяет педагог, опираясь на общий уровень подготовленности класса к обучению и индивидуальные особенности каждого ученика.
Технологические карты предполагают формирование у учащихся универсальных учебных действий (общих учебных умений, обобщенных способов действий, ключевых умений), обеспечивающих готовность и способность детей к овладению компетентностью «уметь учиться». Работа с прописью обеспечит освоение учениками предметного содержания, формирование познавательных (общеучебных и логических), коммуникативных, регулятивных, личностных УУД.
На уроках особое внимание следует уделить состоянию здоровья детей. В течение урока письма педагог должен провести не менее 2 физкультминуток, продолжительностью по 2 минуты каждая. Первая, как правило, направлена на профилактику нарушения зрения, вторая – на снятие мышечного напряжения. Наиболее утомительно для младших школьников длительное статистическое напряжение (сидение за партой). Поэтому постоянная смена деятельности в процессе урока диктуется возрастными особенностями ребенка. Физкультминутка как элемент двигательной активности (активный отдых) предлагается детям для переключения внимания на другой вид деятельности.
Рациональное чередование деятельности предполагает смену одного ее вида другим, принципиально отличающимся по характеру воздействия на организм. В этом случае каждый новый режимный момент превращается в своеобразный отдых, активный, снимающий утомление, вызванное предыдущей деятельностью (И. М. Сеченов). Положительный эффект отдыха проявляется только при работе средней интенсивности. Нагрузки большой интенсивности не снимают утомление, а приводят к его нарастанию, нагрузки малой интенсивности не обеспечивают положительного воздействия. Имеет также значение и характер работы, предшествующей отдыху: если она была очень утомительной, то нагрузка во время активного отдыха должна быть уменьшена. На начальных этапах урока, когда формируются первые графические навыки, необходимо отдавать предпочтение физическим упражнениям, направленным на включение в работу всего организма (поворот рук, ног, головы, глаз, наклоны влево, вправо, вперед, назад), специальным упражнениям для мелких мышц пальцев рук, волнообразным движениям спины, позвоночника. Последующие минуты отдыха могут сопровождаться музыкой, речевыми упражнениями.
Задача пособия состоит в том, чтобы максимально облегчить учителю как подготовку к уроку, так и деятельность на уроке. В пособии представлены материалы для подготовки педагога к учебным занятиям: подробные технологические карты, организационные моменты, литературный материал (стихотворения, загадки), физкультминутки, вопросы для рефлексии и т. д.
Творчески работающий учитель может использовать предлагаемые технологические карты занятий полностью или частично, включая отдельные элементы в собственный план урока.
Содержание
Введение 3
Рабочая программа 5
Пояснительная записка 5
Календарно-тематическое планирование 12
Технологические карты уроков 47
Урок 1. Знакомство с прописью (тетрадь № 1, с. 3) 47
Урок 2. Выполнение рисунков в прописи (тетрадь № 1, с. 4) 50
Урок 3. Знакомство с разлиновкой прописи (тетрадь № 1, с. 5) 52
Урок 4. Знакомство с основным алгоритмом письма (тетрадь № 1, с. 6–8) 54
Урок 5. Знакомство с основным алгоритмом письма (тетрадь № 1, с. 9) 58
Урок 6. Упражнение в написании элементов основного алгоритма письма (тетрадь № 1, с. 10) 61
Урок 7. Знакомство с рабочим пространством дополнительных строк (тетрадь № 1, с. 11) 63
Урок 8. Написание элементов букв и, г, П, Т (тетрадь № 1, с. 12) 65
Урок 9. Написание элементов букв Л, Г (тетрадь № 1, с. 13) 68
Урок 10. Написание элементов букв н, к, Э (тетрадь № 1, с. 14) 71
Урок 11. Написание элементов букв К, И (тетрадь № 1, с. 15) 74
Урок 12. Написание элементов буквы у (тетрадь № 1, с. 16–17) 76
Урок 13. Написание элементов букв Н, п (тетрадь № 1, с. 18–19) 79
Урок 14. Соединение трех и четырех крючков в связку (тетрадь № 1, с. 20–21) 83
Урок 15. Упражнение в написании элементов основного алгоритма письма (тетрадь № 1, с. 22–23) 85
Урок 16. Упражнение в написании элементов букв (тетрадь № 1, с. 24–25) 88
Урок 17. Письмо изученных элементов (тетрадь № 1, с. 46–47) 90
Урок 18. Письмо строчной буквы а (тетрадь № 1, с. 26–27) 92
Урок 19. Письмо строчной буквы у (тетрадь № 1, с. 28–29) 96
Урок 20. Письмо заглавной буквы А (тетрадь № 1, с. 30–31) 99
Урок 21. Письмо заглавной буквы У. Вопросительное и восклицательное предложения (тетрадь № 1, с. 32–33) 102
Урок 22. Закрепление изученных букв (тетрадь № 1, с. 34–35) 105
Урок 23. Письмо строчной буквы м. Большая буква в начале предложения (тетрадь № 1, с. 36–37) 108
Урок 24. Письмо строчной буквы н (тетрадь № 1, с. 38–39) 111
Урок 25. Письмо заглавной буквы М (тетрадь № 1, с. 40–41) 115
Урок 26. Письмо заглавной буквы Н (тетрадь № 1, с. 42–43) 118
Урок 27. Закрепление изученных букв (тетрадь № 1, с. 44–45) 122
Урок 28. Письмо строчной буквы о (тетрадь № 2, с. 4–5) 124
Урок 29. Письмо строчной буквы э (тетрадь № 2, с. 6–7) 128
Урок 30. Письмо заглавной буквы О. Значение слов он, она, оно (тетрадь № 2, с. 8–9) 131
Урок 31. Письмо заглавной буквы Э (тетрадь № 2, с. 10–11) 134
Урок 32. Закрепление изученных букв. Письмо слов и предложений (тетрадь № 2, с. 12–13) 137
Урок 33. Письмо строчной буквы р. Большая буква в именах (тетрадь № 2, с. 14–15) 140
Урок 34. Письмо строчной буквы л (тетрадь № 2, с. 16–17) 143
Урок 35. Письмо заглавной буквы Р (тетрадь № 2, с. 18–19) 146
Урок 36. Письмо заглавной буквы Л (тетрадь № 2, с. 20–21) 149
Урок 37. Закрепление изученных букв (тетрадь № 2, с. 22–23) 153
Урок 38. Письмо строчной буквы ы. Значение слов «один» – «много» (тетрадь № 2, с. 24–25) 156
Урок 39. Письмо строчной буквы и (тетрадь № 2, с. 26–27) 159
Урок 40. Письмо заглавной буквы И (тетрадь № 2, с. 28–29) 162
Урок 41. Закрепление изученных букв (тетрадь № 2, с. 30–31) 164
Урок 42. Закрепление изученных букв (тетрадь № 2, с. 32–33) 167
Урок 43. Письмо строчной буквы й (тетрадь № 2, с. 34–35) 169
Урок 44. Письмо заглавной буквы Й (тетрадь № 2, с. 42–43) 172
Урок 45. Письмо по образцу (тетрадь № 2, с. 36–37) 175
Урок 46. Письмо по образцу с комментированием (тетрадь № 2, с. 38-41) 176
Урок 47. Письмо строчной буквы б (тетрадь № 2, с. 44–45) 178
Урок 48. Письмо строчной буквы п (тетрадь № 2, с. 46–47) 180
Урок 49. Письмо заглавной буквы Б (тетрадь № 2, с. 48–49) 183
Урок 50. Письмо заглавной буквы П (тетрадь № 2, с. 50–51) 186
Урок 51. Закрепление изученных букв (тетрадь № 2, с. 52–53) 189
Урок 52. Письмо строчной буквы в (тетрадь № 2, с. 54–55) 191
Урок 53. Письмо строчной буквы ф (тетрадь № 2, с. 56–57) 194
Урок 54. Письмо заглавной буквы В (тетрадь № 2, с. 58–59) 197
Урок 55. Письмо заглавной буквы Ф (тетрадь № 2, с. 60–61) 200
Урок 56. Закрепление изученных букв. Слова, близкие по смыслу (тетрадь № 2, с. 62–63) 203
Урок 57. Письмо строчной буквы г (тетрадь № 3, с. 4–5) 206
Урок 58. Письмо строчной буквы к (тетрадь № 3, с. 6–7) 209
Урок 59. Письмо заглавной буквы Г (тетрадь № 3, с. 8–9) 212
Урок 60. Письмо заглавной буквы К (тетрадь № 3, с. 10–11) 215
Урок 61. Закрепление изученных букв. Парные согласные (тетрадь № 3, с. 12–13) 217
Урок 62. Письмо строчной буквы д (тетрадь № 3, с. 14–15) 220
Урок 63. Письмо строчной буквы т (тетрадь № 3, с. 16–17) 222
Урок 64. Письмо заглавной буквы Д (тетрадь № 3, с. 18–19) 224
Урок 65. Письмо заглавной буквы Т (тетрадь № 3, с. 20–21) 227
Урок 66. Закрепление изученных букв, парные согласные (тетрадь № 3, с. 22–23) 230
Урок 67. Письмо строчной буквы ж. Слова, близкие по смыслу (тетрадь № 3, с. 24–25) 232
Урок 68. Письмо строчной буквы ш (тетрадь № 3, с. 26–27) 235
Урок 69. Письмо заглавной буквы Ж (тетрадь № 3, с. 28–29) 237
Урок 70. Письмо заглавной буквы Ш (тетрадь № 3, с. 30–31) 241
Урок 71. Закрепление изученных букв. Правописание сочетаний жи–ши (тетрадь № 3, с. 32–33) 243
Урок 72. Письмо строчной буквы з (тетрадь № 3, с. 34–35) 246
Урок 73. Письмо строчной буквы с (тетрадь № 3, с. 36–37) 249
Урок 74. Письмо заглавной буквы З (тетрадь № 3, с. 38–39) 252
Урок 75. Письмо заглавной буквы С (тетрадь № 3, с. 40–41) 254
Урок 76. Закрепление изученных букв (тетрадь № 3, с. 42–43) 257
Урок 77. Письмо изученных строчных и заглавных букв (тетрадь № 3, с. 44–45) 259
Урок 78. Письмо строчной буквы е (тетрадь № 3, с. 46–47) 261
Урок 79. Письмо строчной буквы ё (тетрадь № 3, с. 48–49) 264
Урок 80. Письмо заглавной буквы Е (тетрадь № 3, с. 50–51) 267
Урок 81. Письмо заглавной буквы Ё (тетрадь № 3, с. 52–53) 269
Урок 82. Закрепление изученных букв (тетрадь № 3, с. 54–55) 272
Урок 83. Письмо строчной буквы ю (тетрадь № 3, с. 56–57) 274
Урок 84. Письмо строчной буквы я (тетрадь № 3, с. 58–59) 277
Урок 85. Письмо изученных строчных и заглавных букв (тетрадь № 3, с. 60–63) 280
Урок 86. Письмо заглавной буквы Ю (тетрадь № 4, с. 4–5) 282
Урок 87. Письмо заглавной буквы Я (тетрадь № 4, с. с. 6–7) 284
Урок 88. Закрепление изученных букв (тетрадь № 4, с. 8–9) 287
Урок 89. Письмо строчной буквы ь (тетрадь № 4, с. 10–11) 289
Урок 90. Мягкий знак как показатель мягкости (тетрадь № 4, с. 12–13) 291
Урок 91. Разделительный мягкий знак (тетрадь № 4, с. 14–15) 293
Урок 92. Разделительный мягкий знак и мягкий знак как показатель мягкости (тетрадь № 4, с. 16–17) 296
Урок 93. Письмо строчной буквы ъ (тетрадь № 4, с. 18–19) 298
Урок 94. Разделительный твердый знак (тетрадь № 4, с. 20–21) 300
Урок 95. Письмо строчной буквы х (тетрадь № 4, с. 22–23) 302
Урок 96. Письмо строчной буквы ц (тетрадь № 4, с. 24–25) 305
Урок 97. Письмо заглавной буквы Х (тетрадь № 4, с. 26–27) 307
Урок 98. Письмо заглавной буквы Ц (тетрадь № 4, с. 28–29) 309
Урок 99. Закрепление изученных букв (тетрадь № 4, с. 30–31) 311
Урок 100. Письмо строчной буквы ч (тетрадь № 4, с. 32–33) 313
Урок 101. Письмо строчной буквы щ (тетрадь № 4, с. 34–35) 316
Урок 102. Письмо заглавной буквы Ч (тетрадь № 4, с. 36–37) 319
Урок 103. Письмо заглавной буквы Щ (тетрадь № 4, с. 38–39) 321
Урок 104. Закрепление изученных букв (тетрадь № 4, с. 40–41) 323
Урок 105. Письмо слов и предложений (тетрадь № 3, с. 42–47) 325
Урок 106. Листы диагностики (пропись 2, с. 36–37), (тетрадь № 3, с. 44–45) (тетрадь № 4, с. 42–43) ренинговые листы (тетрадь № 2, с. 38–41), (тетрадь № 3, с. 60–63), (тетрадь № 4, с. 44–47) 327
Приложение к урокам 329
Литература 334
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом