Новый взгляд на родительские собрания. Встреча партнеров. Программа для установки через Интернет
Код | СИ-6108 |
Авторы-составители | Кудрявцева Е. А., Балберова О. Б. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | Методический портфель ДОО |
Электронная версия | скачать |
УДК | 373.2 |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Новый смысл собрания - собрание-встреча партнеров. Диалог на общих или групповых родительских собраниях - это шаг к взаимопониманию, ступень для обретения доверия, обмена духовными ценностями, эмоциями, опытом, знаниями.
В пособии представлены 18 универсальных конспектов, основанных на авторской идее круга собраний-встреч, методический материал для активизации родителей, описаны методы и способы получения обратной связи от участников, что в комплексе поможет воспитателям и специалистам дошкольной организации провести собрание-встречу с родителями, имеющими детей разного возраста, на высоком уровне.
Предназначено воспитателям, специалистам дошкольных образовательных организаций, педагогам дополнительного образования, рекомендовано учителям начальной школы.
Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Слово автору
Слово автору
Среди разнообразных форм общения педагогов детского сада с родителями свою популярность сохраняют групповые родительские собрания.
Известно, что групповые родительские собрания – целесообразная и действенная форма работы воспитателя с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада. Действительно, чтобы успешно воспитывать ребенка, родителям важно знать особенности воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду. Однако и педагогам не менее важно постигать особенности семейного воспитания.
Обращение к истокам слова «собрание» показало, что цели его бывают разные (совещание, решение дел, беседа, увеселение – по определению В. И. Даля), но в любом случае предполагается обоюдная активность сторон (2, с. 606). Синонимами слова «собрание» являются: собор, сходка, сходбище, скопление, стечение, скопище, съезд, свидание, наплыв, конгресс, конференция, митинг, консилиум и др.
К сожалению, истинный смысл собрания (встретиться, чтобы вместе поговорить о проблемах и найти способы решения, узнать о достижениях друг друга) нередко искажается педагогами. Ведя собрание и воздействуя на родителей воспитанников из самых лучших побуждений, педагоги не замечают, что используют в своем выступлении слова-распоряжения, приказы, действующие раздражающе на тех, кто слушает: нужно, должен, сделайте, принесите, сдайте, слушайте, что я Вам говорю и т. д. Такое общение педагогов и родителей на собрании можно рассматривать как общение не слышащих друг друга людей. Такой стиль проведения собрания утратил свое значение!
Нельзя продолжать думать, что выступление перед родителями с докладом – хороший способ разговора о воспитании ребенка. Это «слепое пятно» традиционной педагогической деятельности важно помочь обнаружить, осознать и двигаться дальше, к продуктивному общению, к диалогу. Современному педагогу детского сада необходимо учиться слушать и слышать родителей (а также своих коллег); понимать невербальный язык сообщения и адекватно на него реагировать; учиться передавать информацию разными способами; устанавливать обратную связь.
Новый смысл собрания – собрание-встреча партнеров.
Диалог на родительских собраниях – это шаг к взаимопониманию, ступень для обретения доверия, обмена духовными ценностями, эмоциями, обмен опытом, знаниями. Только диалоговая форма проведения родительского собрания стимулирует совместную мыслительную деятельность воспитывающих взрослых, и как результат – проекты, направленные на новое качество воспитания детей. Педагог, находящийся в диалоге, не будет диктовать, навязывать свой взгляд, он дает возможность каждому родителю принять участие в обсуждении актуальных проблем воспитания. Он будет ориентирован на выявление интересов, чувств родителей, внимательное восприятие высказываемых идей, способных объединить взрослых в коллектив единомышленников.
Диалог порождает новый смысл собрания – собрание-встреча партнеров! Такое собрание не может быть для галочки в плане работы педагога и формальным времяпровождением для родителей. Собрания-встречи имеют ресурс стать событием для семьи и детского сада.
Встреча – это событие-переживание, проживание нескольких часов вместе, полезных часов действия; это объединение равных; это признание множественности истин, это открытость целевых установок; это удивление и одобрение; это поиск ответов на вопросы; это опыт взаимодействия, это возможность критически отнестись к ситуации, к себе. Такие собрания целесообразно проводить как годовой круг родительских встреч, каждая из которых решает свои задачи и наполнена смыслом.
Литература
1. Азаров, Ю. П. Семейная педагогика. – М., 1993.
2. Амонашвили, Ш. А. Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе / Ш. А. Амонашвили. – М. : Амрита, 2011.
3. Амонашвили, Ш. А. Амон-Ра. Легенда о Камне / Ш. А. Амонашвили. – М. : Беловодье, 2001.
4. Амонашвили, Ш. А. Вся Земля ждет нас… Путь Ильи / Ш. А. Амонашвили. – М. : Беловодье, 2004.
5. Амонашвили, Ш. А. Исповедь отца сыну / Ш. А. Амонашвили. – М., 2005.
6. Амонашвили, Ш. А. Саломея / Ш. А. Амонашвили. – М. : Беловодье, 2003.
7. Аркин, Е. А. Родителям о воспитании. Воспитание ребенка в семье от года до зрелости / Е. А. Аркин. – M., 1957.
8. Баркан, А. И. Его Величество Ребенок. Какой он есть: тайны и загадки / А. И. Баркан. – М. : Столетие, 1996.
9. Бах, Р. Чайка по имени Джонатан Ливингстон : повесть / Р. Бах ; пер. с англ. Ю. Родман. – СПб. : Азбука-классика, 2001.
10. Берн, Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений ; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / Э. Берн. – М., 2003.
11. Бернс, Р. С. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки / Р. С. Бернс, С. Х. Кауфман. – М. : СМЫСЛ, 2006.
12. Гаврилова, Т. П. Учитель и семья школьника / Т. П. Гаврилова. – М., 1988.
13. Дементьева, И. Ф. Российская семья: проблемы воспитания : руководство для педагогов / И. Ф. Дементьева. – М. : Гос. НИИ семьи и воспитания, 2000.
14. Евдокимова, Е. С. Детский сад и семья: методика работы с родителями : пособие для педагогов и родителей / Е. С. Евдокимова, Н. В. Додокина, Е. А. Кудрявцева. – М. : Мозаика-Синтез, 2007. – 144 с. – С. 34.
15. Евдокимова, Е. С. Образ родителя и воспитателя в событийной картине дошкольного детства / Е. С. Евдокимова ; под общ. ред. И. А. Хоменко // Образование и семья: проблемы диагностики. Материалы международной научно-практической конференции 19–20 апреля 2007 года, Санкт-Петербург. – СПб. : Изд-во «Борей АРТ», 2007. – 217 с.
16. Кволс, К. Радость воспитания: как воспитывать детей без наказания / К. Кволс. – СПб. : Весь, 2004.
17. Ковалев, С. В. Психология современной семьи / С. В. Ковалев. – М. : Просвещение, 1988. – С. 208.
18. Козлов, И. Ф. Педагогический опыт А. С. Макаренко / И. Ф. Козлов. – М., 1987.
19. Конвенция о правах ребенка. – М. : ИНФРА, 2005.
20. Коротаева, Е. В. Психологические основы педагогического взаимодействия / Е. В. Коротаева. – М. : Профит Стайл, 2007.
21. Корчак, Я. Как любить ребенка / Я. Корчак. – М. : Книга, 1980.
22. Кэмпбел, Р. Как на самом деле любить детей / Р. Кэмпбел. – М. : Знание, 1992.
23. Лесгафт, П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / П. Ф. Лесгафт. – М., 1991.
24. Лидерс, А. Г. Психологическое обследование семьи : учеб. пособие-практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. заведений / А. Г. Лидерс. – М. : Издательский центр «Академия», 2006.
25. Лопатина, А. Азбука мудрости: книга для занятий по духовному воспитанию / А. Лопатина, М. Скребцова. – М. : Русский Раритет, 1997.
26. Лопатина, А. Семейные заповеди / А. Лопатина, М. Скребцова. – М. : Амрита-Русь, 2008.
27. Лопатина, А. Счастье семьи / А. Лопатина, М. Скребцова. – М. : ООО «Книжный Дом Локус», 2002.
28. Лопатина, А. Дары земли / А. Лопатина, М. Скребцова. – М. : Сфера, 1999.
29. Лопатина, А. Искусство видеть мир / А. Лопатина, М. Скребцова. – М. : Русский Раритет, 1997.
30. Лопатина, А. / А. Лопатина, М. Скребцова. – М. : Русский Раритет, 1997.
31. Лопатина, А. Природа – глазами души / А. Лопатина, М. Скребцова. – М. : Сфера, 1999.
32. Лопатина, А. Сказки о буквах и словах / А. Лопатина, М. Скребцова. – М. : Сфера, 1998.
33. Лопатина, А. Сказки о цветах, деревьях и растениях / А. Лопатина, М. Скребцова. – М. : Сфера, 1998.
34. Макаренко, А. С. Книга для родителей / А. С. Макаренко. – М., 1969. – С. 359.
35. Макаренко, А. С. Пед. соч. : в 8 т. – Т. 1. О моем опыте / А. С. Макаренко. – М., 1983.
36. Метерлинк, М. Синяя птица / М. Метерлинк. – М., 1993.
37. Мид, М. Культура и мир детства / М. Мид. – М., 1988.
38. Мухина, В. С. Шестилетний ребенок в школе / В. С. Мухина. – М. : Просвещение, 1990.
39. Недвецкая, М. Н.
Годовой круг собраний-встреч с родителями
ГОДОВОЙ КРУГ СОБРАНИЙ-ВСТРЕЧ С РОДИТЕЛЯМИ
Годовой круг собраний-встреч с родителями необходимо планировать в каждой возрастной группе дошкольной организации, также важно предусмотреть круг встреч с родителями всей дошкольной организации, имеются в виду собрания-встречи общесадовские.
Рассмотрим годовой круг собраний-встреч с родителями на примере вновь поступивших в детский сад детей.
Первая встреча – установление контакта между педагогами и родителями. Результатом такой встречи может быть определение границ взаимодействия, дистанции в диалоге, его составляющих. Роль ведущего такую встречу воспитателя группы и других педагогов, принимающих активное участие в ней на этом этапе, – корректное наблюдение за родителями, определение типа поведения родителей в коммуникации, особенностей реакции, характера вербальных и невербальных контактов. Опытные педагоги уже на первой встрече способны получить важную информацию об отношении родителей к ребенку, истории его развития, отметить целевые установки родителей и другие проявления воспитательного потенциала семьи. Родители, в свою очередь, могут оценить возможности педагогов дошкольного учреждения и, что особенно важно, заинтересоваться серьезным и продолжительным диалогом в контексте собраний-встреч.
Вторая встреча – определение общих для детского сада и семьи проблем воспитания детей. Результатом этой встречи может стать понимание проблем и согласие решать их совместно. В ходе второй встречи родители и педагоги определяют, проясняют, обозначают проблемы на языке трудностей. Впоследствии (в период между встречами) каждая проблема индивидуально обсуждается, выдвигается гипотеза ее появления. Следующее и немаловажное – принять решение работать над проблемами. Этому посвящена третья встреча.
Третья встреча направлена на понимание ценности взаимодействия в диаде «педагог – родитель» в проблемном поле воспитания детей, принятие совместного решения действовать, не унижая достоинства ребенка и родителя. Результатом взаимодействия может стать проект сотрудничества детского сада и семьи. В проекте необходимо представить план действий, стратегию поведения, которые приведут педагогов и родителей к выходу из создавшейся ситуации. Найдя оптимальные решения, приняв их для себя, родители и педагоги могут переходить к активным действиям.
Четвертая встреча – установление обратной связи. Результат – высказывание своей точки зрения на содержание, формы и в целом результат взаимодействия педагогов и родителей в проблемном поле воспитания детей.
Название «годовой круг встреч» выбрано не случайно. Развитие ребенка идет по кругам спирали. Каждый новый круг – это встречи по поводу вхождения ребенка в мир природы, предметов, социума, его восхождения по скалистой лестнице образования, которое всегда сопряжено с трудностями, преодолеть которые на сложном пути развития ему помогают взрослые: родители и педагоги.
Воспитателю или специалисту, организующему собрание (старшему воспитателю, психологу, социальному педагогу и т. д.), необходимо быть компетентным в разных вопросах семейной педагогики и психологии, образования взрослых.
Признаками успешного проведения собраний-встреч являются:
– направленность встреч на помощь родителям и поддержку их в воспитании детей;
– искреннее выражение своих чувств, умение управлять ими; внимательность и чуткость к эмоциональному состоянию родителей и других членов семьи, участвующих в собрании;
– способность ставить перед участниками собрания открытые и закрытые вопросы, фиксировать внимание на главных мыслях, чувствах, предъявляемых участниками; умение перефразировать (проясняя смысл) и обобщать важнейшие высказывания родителей;
– способность держать паузу;
– способность выдвигать гипотезы, понятно формулируя их для присутствующих на встрече;
– способность подвести собрание к принятию совместного решения.
Исходя из перечисленных признаков, ведущему собрание-встречу важно научиться:
1) уважать права родителей, соблюдать меру, дистанцию и границы диалога;
2) верить в уникальность родителей и способность найти (при незначительной поддержке со стороны) способы решения проблемы;
3) эмоционально (словами и жестами, мимикой) поддерживать родителей;
4) активно (по определению Ю. Б. Гиппенрейтер) слушать родителей, предоставляя им возможность рассказать о трудностях в воспитании ребенка;
5) определяя проблему, находиться в контексте рассказа родителей о ребенке, не торопиться с выводами и рекомендациями, а лишь создавать условия для инсайда (показывать ситуацию в зеркале своего восприятия, прояснять смысл высказываний, говорить о своих чувствах);
6) стремиться к пониманию и совместному решению проблем.
Ведущими собраний-встреч могут быть: воспитатель, старший воспитатель, заведующий, медицинская сестра, музыкальный руководитель, социальный педагог, психолог, инструктор по физической культуре, логопед и др.
Примерная тематика родительских собраний
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА
РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ-ВСТРЕЧ
• Возрастные особенности детей. Задачи воспитания и обучения детей.
• Здоровый ребенок.
• Мир детской игры.
• Социальный мир отношений.
• Как общаться с ребенком?
• Семейные традиции.
• Эмоциональное развитие детей.
• Растим детей патриотами.
• Летний отдых в семье.
• Ребенок и дорога.
• Скоро в школу.
• Миссия родителя.
• Материнство.
• Отцовство.
• Родительская мудрая любовь.
• Совесть рода.
• Ответственность за слова.
• Добромыслие.
• Роскошь общения детей и родителей.
• Нежность в семье.
• Родительское сердце.
• Постижение красоты.
• Творение добрых дел.
• Бережное отношение к миру…
• Гармония труда, счастья и долга.
• Воспитание ребенка начинается с воспитания себя.
• Самопознание.
• Воля, упорство.
• Честность.
• Радость.
• Спокойствие, тишина.
• Осознание Родины.
• Сотрудничество.
• Свет семьи.
• Поиск семьей источников знаний.
• Религиозная культура семьи.
• Духовная жизнь семьи.
• Традиционная культура семьи.
• Понимание без слов.
Приложение 4. Методические рекомендации о взаимодействии образовательной организации с семьей
Приложение 4
Методические рекомендации о взаимодействии
образовательной организации с семьей*
Извлечение из Письма Министерства образования
Российской Федерации от 31.01.2001 г. № 90/30-16
В системе образования в настоящее время разрабатываются новые модели взаимодействия семьи и образовательного учреждения. При этом процесс такого сотворчества, его особенности определяются, прежде всего, типом и видом образовательного учреждения, спецификой деятельности педагогического коллектива.
Так, в системе дошкольного образования взаимодействие педагогов и родителей осуществляется в основном:
– через приобщение родителей к педагогическому процессу;
– неограниченное (по времени) пребывание родителей в дошкольном образовательном учреждении в период адаптации ребенка;
– информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой дошкольного учреждения, его воспитывающей средой;
– объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
– проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
– уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей и родителей. Педагогам в школе чаще всего приходится мириться с данностью семейного микроклимата обучающегося, помогать ему в решении личных проблем на основе педагогической поддержки, вовлечения ребенка в общую деятельность, оказывать помощь в реализации его творческих процессов.
Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательного процесса организовать совместно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.
Особое значение в разработке перспективных форм взаимодействия с семьей имеет опыт учреждений дополнительного образования детей, особенностью которых является свободное творческое развитие личности ребенка на основе свободы выбора занятий. Педагогов системы дополнительного образования детей и родителей их воспитанников объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.
Взаимодействие семьи и учреждений дополнительного образования детей в интересах творческого развития личности ребенка осуществляется:
– через разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
– семейные туристско-краеведческие и экскурсионные программы;
– систему социально-правовых и медико-педагогических занятий для родителей (университетов, лекториев, практикумов и др.);
– традиционные встречи многодетных семей;
– благотворительные праздники и концерты для семей, в которых воспитываются дети-инвалиды;
– встречи опекунов детей, оставшихся без родителей;
– семейные клубы и мастерские.
Эти и другие направления совместной работы могут реализовываться как в государственных, так и в муниципальных учреждениях дополнительного образования детей.
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом