Организационно-управленческое сопровождение реализации ФГОС. Документация старшего воспитателя ДОО. Программа для установки через Интернет
Код | СИ-984 |
Авторы-составители | Афонькина Ю. А., Себрукович З. Ф. и др. |
Издательство | Учитель, 2022 |
Серия | Методический портфель ДОО |
Электронная версия | скачать |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
В пособии представлены организационные и содержательные аспекты методической работы старшего воспитателя, разработанные в соответствии с ФГОС ДО и раскрывающие практику его внедрения в инновационную дошкольную организацию в контексте психологизации образовательной среды, направленной на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, поддержание их эмоционального благополучия и обеспечение сотрудничества всех участников образовательного процесса. Эффективность деятельности достигается прогностичностью и перспективной направленностью усилий педагогического коллектива, а также возможностью корректировки ее необходимых компонентов с учетом текущих моментов в повседневной педагогической практике.
Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 MB;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 MB.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Планирование – центральное звено деятельности ДОО
Планирование – центральное звено
деятельности ДОО
Цель методической работы по данному направлению состоит в создании психолого-педагогических условий введения ФГОС ДО.
Задачи деятельности старшего воспитателя:
• проведение диагностических, мониторинговых процедур для объективного анализа развития дошкольной организации;
• анализ качества образовательной деятельности;
• планирование образовательной деятельности;
• методическое обеспечение осуществления образовательной деятельности;
• создание развивающей образовательной среды;
• осуществление разных форм контроля;
• координация деятельности ДОО и семьи в обеспечении всестороннего непрерывного развития воспитанников;
• координация деятельности ДОО с учреждениями социума для реализации задач развития воспитанников и детского сада в целом;
• обеспечение осуществления инновационной деятельности в ДОО;
• изучение, обобщение и распространение инновационного опыта деятельности педагогов (педагогического коллектива).
Введение ФГОС ДО требует пересмотра подходов к планированию и перехода на научные основы моделирования и прогнозирования деятельности ДОО. Проблема управления качеством образовательного процесса является наиболее актуальной в условиях развития образования. Критерии оценки качества образовательной деятельности ДОО могут быть определены следующими показателями:
– профессиональная компетентность педагогов;
– эффективное планирование деятельности;
– создание условий для инновационной деятельности;
– удовлетворенность родителей образовательной деятельностью;
– создание современной здоровьесберегающей среды, предполагающей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия.
Планирование является центральным звеном деятельности, включая постановку целей, предвидение и прогнозирование результатов, разработку условий и последовательности действий в виде этапов.
Планирование – актуальная и вместе с тем сложная задача, стоящая перед старшим воспитателем, основу решения которой составляет программа развития. Программа развития включает:
1. Информационную справку об образовательной организации.
2. Проблемный анализ состояния образовательной деятельности:
• анализ качества реализации образовательной программы ДОО;
• эффективность использования современных педагогических технологий;
• наличие материально-технических и медико-социальных условий, обеспечивающих разностороннее развитие воспитанников;
• создание здоровьесберегающей среды для укрепления и сохранения здоровья воспитанников;
• отношение родителей к работе организации;
• показатели реализации задач программы развития за анализируемый период.
3. Концепция развития ДОО:
• цели и задачи программы развития;
• стратегия развития детского сада;
• механизм управления реализацией программы развития;
• этапы реализации программы развития.
4. План действий по реализации программы развития.
Программа развития является стратегической основой действий руководителя и педагогического коллектива, выступает в качестве перспективного плана работы детского сада в режиме развития.
Программа акцентирует внимание:
• на формировании развивающей образовательной среды;
• профессиональном мастерстве педагогов;
• совершенствовании управления;
• качестве образовательной деятельности;
• обеспечении гарантированных результатов развития каждого ребенка.
Программа осуществляет три основные функции:
• очерчивает стратегию развития детского сада;
• выделяет приоритетные направления работы;
• ориентирует на конечный результат.
Программа развития ДОО конкретизируется в годовых планах работы детского сада. Годовой план включает разделы:
• анализ результатов прошедшего учебного года;
• планирование деятельности ДОО на новый учебный год с учетом мониторинговых результатов.
Годовой план учитывает все виды ресурсов, их состояние, способы и возможности использования. План рассматривают, обсуждают, принимают на педагогическом совете в начале учебного года. В ходе выполнения плана задачи уточняются, дополняются конкретными делами, результатами.
Компетентностный подход в создании условий для профессионального развития педагогов
Компетентностный подход в создании условий для профессионального развития педагогов
Создание условий для профессионального развития педагогов в условиях введения ФГОС предполагает реализацию компетентностного подхода. Основными категориями с данной точки зрения выступают следующие:
1. Профессиональная компетентность – совокупность знаний, позволяющих квалифицированно судить о вопросах, относящихся к сфере профессиональной деятельности; раскрывается через следующие показатели:
– владение профессиональными знаниями, умениями и навыками;
– способность высказывать авторитетное мнение о различных проблемных ситуациях;
– готовность и способность действовать самостоятельно, ответственно, с гарантией результата.
2. Профессиональная культура – владение педагогическим наследием, которое составляет эталон настоящего.
3. Квалификация – требования профессиональной деятельности к работнику, соответствие которым выражается в образовательном цензе и других профессиональных достоинствах.
4. Профессиональное поведение – соответствие деятельности педагога лучшим образцам профессионализма: творческая активность, индивидуальный стиль деятельности, «педагогический почерк».
Выделяются четыре аспекта реализации компетентностного подхода в образовании (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, Э. В. Ильенков, М. Н. Скаткин, В. В. Краевский, И. А. Зимняя, С. В. Кульневич, А. В. Хуторской и др.):
– ключевые компетентности;
– обобщенные предметные умения;
– прикладные предметные умения;
– жизненные навыки.
На современном этапе на передний план выходит аспект ключевых компетентностей. Понятие ключевых компетентностей еще не определено достаточно четко. Однако в целом можно сказать, что ключевые компетентности характеризуются тем, что они:
– позволяют решать сложные (неалгоритмические) задачи;
– полифункциональны (позволяют решать разные задачи одного поля);
– переносимы на разные социальные поля (на разные области деятельности);
– требуют сложной ментальной организованности (включения интеллектуальных, эмоциональных качеств);
– сложно устроены и для реализации требуют целого набора навыков (навыки сотрудничества, понимания, аргументации, планирования);
– реализуются на разных уровнях.
Компетентность как специфическая способность состоит из взаимосвязанных компонентов, включающих как узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы профессионального мышления, ценностно-смысловые ориентации в профессии, а также ответственности за свои действия. Это знания и опыт педагога, имеющий для него личностный смысл, позволяющий продуктивно размышлять на профессиональные темы и решать профессиональные задачи разного уровня сложности.
С позиции компетентностного подхода профессиональное развитие педагогов ДОО осуществляется в трех взаимосвязанных плоскостях:
– профессиональное саморазвитие старшего воспитателя;
– профессиональное развитие конкретного педагога;
– развитие педагогического коллектива как профессионального сообщества.
Введение
Развитие системы дошкольного образования предполагает модернизацию системы методической работы в ДОО в соответствии с приоритетами, определенными ФГОС ДО. Выделение среди этих приоритетов категорий развития ребенка предполагает центрирование методических усилий на активизации развивающего потенциала образовательной среды детского сада, на создании вариативных моделей деятельности педагогического коллектива, которые отвечали бы всему многообразию образовательных потребностей разных категорий детей до семилетнего возраста.
Происходящие в дошкольном образовании перемены, с одной стороны, предполагают работу ДОО в инновационном режиме, а с другой стороны, требуют стабильности качественных результатов деятельности на основе накопленного опыта с учетом сложившихся в конкретном детском саду традиций и приоритетов и в соответствии не только с образовательной, но и социальной ситуацией.
Ключевой фигурой всех изменений становится педагог ДОО, выполняющий роль своеобразного посредника между ребенком и окружающим его образовательным пространством. Методическая поддержка педагога в настоящий момент является важнейшим условием внедрения ФГОС ДО в практику работы дошкольных организаций.
Старший воспитатель изучает, оценивает, корректирует работу педагогов, обучает их самоанализу педагогической деятельности, создает ресурсы для достижения педагогами профессионального мастерства, организует инновационную деятельность. Он обеспечивает такие условия в организации, когда при наименьшей затрате ресурсов возможно достичь максимального качества образовательной деятельности.
В качестве цели деятельности старшего воспитателя ДОО выступает управление образовательным процессом на основе ФГОС ДО.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет такие направления деятельности, как профессиональное развитие педагогических работников, консультативная поддержка педагогов и родителей, организационно-методическое сопровождение процесса реализации Программы.
Согласно данным направлениям в работе с педагогами старший воспитатель решает следующие задачи:
– изучает профессиональные компетенции и личностные качества педагогов, их профессиональные затруднения;
– создает благоприятный морально-психологический климат в коллективе;
– проводит профилактику конфликтов, участвует в их разрешении;
– консультирует педагогов по вопросам организации и содержания образовательной деятельности;
– участвует в разработке и реализации мероприятий стимулирующего характера для поддержания на высоком уровне трудовой активности в коллективе;
– организует повышение квалификации педагогов, в том числе внутри ДОО;
– содействует педагогам в подготовке к аттестации;
– создает условия для обмена опытом работы между сотрудниками ДОО;
– знакомит педагогов с достижениями педагогической теории и практики, нормативно-правовой документацией, регламентирующей развитие современного образования.
Работа старшего воспитателя с родителями направлена на решение следующих задач:
– изучение ожиданий родителей и их заказ на образовательные услуги;
– формирование социального заказа на образовательные услуги;
– создание условий для сотрудничества педагогов ДОО с родителями;
– информирование родителей о важных аспектах дошкольного образования (участие в родительских собраниях, подготовка для родителей стендов, папок-передвижек и т. п.);
– консультирование родителей по запросу;
– участие в профилактике и разрешении конфликтов;
– создание имиджа ДОО среди населения.
По направлению организационно-методического сопровождения процесса реализации программы старший воспитатель:
– планирует образовательную работу с целью создания оптимальной модели образовательного процесса в ДОО;
– разрабатывает образовательную программу ДОО и оказывает содействие в разработке рабочих программ педагогам;
– организует образовательную работу с детьми;
– организует педагогическую диагностику индивидуальных особенностей детей;
– проводит мониторинг предметно-развивающей среды;
– обеспечивает комплектование групп пособиями, играми, игрушками; своевременно приобретает оборудование, необходимое для образовательной, методической работы;
– анализирует состояние образовательной работы и принимает в соответствии с ним конкретные меры повышения эффективности методической работы;
– организует работу творческих, проблемных, рабочих групп в ДОО;
– организует деятельность ПМПк;
Подходы к организации методической работы
ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ
МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Деятельность дошкольной образовательной организации согласно ФГОС ДО строится исходя из таких основных принципов, как личностно-развивающий и гуманистический характер образования, поддержка разнообразия детства, уважение личности ребенка. Данные принципы реализуются через индивидуализацию дошкольного образования, когда сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, является субъектом образования через содействие и сотрудничество детей и взрослых.
В процессе реализации Программы в формах, специфичных для детей каждой возрастной группы, обеспечивается развитие личности детей во всех основных образовательных областях на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, себе, другим людям.
Требования к Программе направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание подобной среды в следующих аспектах:
– пространственная развивающая образовательная среда;
– характер взаимодействия со взрослыми;
– характер взаимодействия с другими детьми;
– система отношений ребенка к миру, другим людям, себе самому.
Для создания такой образовательной среды, отвечающей современным требованиям, необходим новый уровень компетенций педагогов ДОО, которые позволяют:
– гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
– обеспечивать их эмоциональное благополучие;
– обеспечивать собственное профессиональное развитие педагога;
– создавать условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
– обеспечивать его открытость;
– создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Старший воспитатель создает условия для эффективной реализации Программы, к которым согласно ФГОС ДО относятся следующие:
– профессиональное развитие педагогических работников;
– консультативная поддержка педагогических работников и родителей;
– организационно-методическое сопровождение процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Необходимость создания данных условий и определяет направления методической работы старшего воспитателя ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО.
В отношении каждого направления реализуются функции управления: информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая, регулятивно-коррекционная (П. И. Третьяков).
Организация методической работы в ДОО основана:
• на системно-деятельном подходе (понимании целей и задач деятельности ДОО, ее статуса и условий, а также обеспечении целостности образовательного процесса в условиях использования вариативных программ и технологий);
• личностно ориентированном подходе (обеспечении более полного раскрытия возможностей и способностей каждого педагога и ребенка, коллектива в целом);
• дифференцированном подходе (учете уровня профессиональной компетенции и индивидуальных образовательных запросов в построении системы методической работы в ДОО);
• подходе свободного самоопределения (свободном выборе каждым педагогом форм, методов образовательной работы с детьми, а также путей самореализации в профессии);
• мотивационно-стимулирующем подходе (использовании различных стимулов, вызывающих интерес и мотивы деятельности);
• коррекционно-аналитическом подходе (своевременном устранении выявленных в ходе педагогического мониторинга недостатков и причин, их вызывающих).
Система методической работы ДОО строится на основе изучения и анализа достигнутых результатов его деятельности, имеющихся ресурсов, запросов родителей, образовательных потребностей детей, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов, зрелости и сплоченности педагогического коллектива.
Система методической работы проектируется и реализуется в трех взаимосвязанных плоскостях: по отношению к конкретному педагогу, по отношению к коллективу в целом, по отношению к системе образовательной деятельности в конкретной дошкольной организации.
По отношению к конкретному педагогу главной задачей является формирование индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности. Методическая работа направлена на обогащение профессиональных знаний педагогов, развитие у них мотивов профессиональной деятельности, освоение инновационных технологий.
Инновационные механизмы развития образования
Инновационные механизмы
развития образования
Ведение ФГОС ДО предполагает развитие инновационной практики в дошкольном образовании, умения педагога действовать в инновационном режиме и достигать высоких результатов.
Понятие «инновация» трактуется различным образом. В энциклопедическом словаре «инновация» означает то же, что и «новшество».
Раскрывая понятие «педагогическое новшество» (инновация), Р. Н. Юсуфбекова определяет его как такое содержание возможных изменений педагогической действительности, которое ведет к ранее неизвестному, не встречавшемуся состоянию, результату, развивающих теорию и практику обучения и воспитания. Это содержание может касаться педагогической действительности в целом и отдельных ее составляющих.
В целом инновации можно определить как такие актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, а также на развитие более широкого пространства образования.
Инновации (innovations) – существенный элемент развития образования. Они выражаются в тенденциях накопления и видоизменения разнообразных инициатив и нововведений в образовательном пространстве, которые в совокупности приводят к более или менее глобальным изменениям в сфере образования и трансформации его содержания и качества. Инициативы возникают в ходе естественной эволюции сферы образования, в поиске более перспективных форм и средств педагогической деятельности, в апробировании новых методик и приемов обучения. Инициативы закрепляются при обмене и распространении опыта, в формировании массовых починов и социальных движений педагогов, в среде которых происходит становление групп инициаторов и новаторов, генерирующих новые социально-педагогические, психологические, проективные и социокультурные идеи.
Инновационные механизмы развития образования включают:
– создание творческой атмосферы в различных образовательных организациях, культивирования интереса в педагогическом сообществе к новшествам;
– создание социокультурных и материальных (экономических) условий для принятия и действия разнообразных нововведений;
– инициирование поиска образовательных ресурсов повышения эффективности системы образования;
– интеграцию наиболее перспективных нововведений и продуктивных проектов в реально действующие образовательные системы и перевод накопленных инноваций в режим постоянно действующих образовательных систем.
Сохраняя основные черты инновационных процессов, педагогические инновации отличаются от других инноваций прежде всего тем, что «предметом» их деятельности является личность ребенка или педагога. Именно на совершенствование процесса развития этой личности и направлены любые педагогические нововведения. Когда педагог осуществляет изменения в содержании, методах, средствах, технологиях, он должен понимать, что делается это с целью развития (изменения) личности. Осуществить эти изменения в личности, перевести ее на более высокий, новый уровень развития с помощью нового содержания, методов, технологий, технических средств и есть основной смысл, суть, цель педагогических инноваций.
Раскрывая особенности педагогических инноваций, В. А. Сластенин и Л. С. Подымова указывают на необходимость принятия более или менее значимого нововведения обществом, его одобрение, своеобразную общественную санкцию, показывая тем самым зависимость педагогической инновации от объективных условий в виде социального или государственного заказа, ее востребованности обществом.
Образование представляет собой очень сложную и комплексную деятельность, состоящую из ряда компонентов, которые диалектически между собой связаны, обусловлены и зависимы. Поэтому очень трудно и нерезультативно внедрять новшества только в некоторые компоненты образования, так как обязательно возникает вопрос о совокупном эффекте от внедряемых новшеств.
Интенсификация инновационных процессов в образовании связана как с социальным заказом и имеющимися в теоретических исследованиях и новаторском опыте средствами, способами обеспечить его выполнение, так и со значительными изменениями в сфере сознания педагогического сообщества в целом. По своему основному смыслу понятие «инновация» относится не только к созданию и распространению новшеств, но и преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан. Отсюда следует, что наиболее значимым условием успешности инновационной деятельности является психологическая готовность педагогов к принятию системного нововведения.
Итак, особенностями и отличительными чертами педагогических инноваций являются:
1) предмет инновационной деятельности – личность, неповторимая, развивающаяся, обладающая специфическими особенностями;
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом