Диктанты. Русский язык. 3 класс

Есть на складе
191 руб.
-10%
171,90 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 1274к
Составители Виноградова Е. А.
Издательство Учитель, 2023
Серия В помощь преподавателю начальной школы
ISBN 978-5-7057-4917-1
Страниц 119
УДК 372.016:811.161.1*03
Штрихкод 9785705749171
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 6 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 82 г
В пособии представлена система работы по обучению третьеклассников написанию различных видов диктантов: комплекс разноуровневых заданий и упражнений для организации и проведения лексико-грамматической, словарно-стилистической, орфографической и словообразовательной работы, творческие задания, конспекты уроков. Предложенные материалы соответствуют требованиям ФГОС НОО и направлены на формирование навыков правильного написания и произношения слов, словосочетаний, развитие речи младших школьников, самостоятельности, познавательного интереса к изучению русского языка, повышение культуры и выразительности речи. Использование проверочных диктантов, материалов контрольного списывания поможет учителю осуществить контроль знаний обучающихся, а ученику - осознать свои ошибки и работать над их исправлением.
Предназначено учителям начальных классов общеобразовательных организаций, воспитателям ГПД для использования в учебных целях; рекомендовано студентам педагогических учебных заведений, родителям.

Подробное описание

Введение

Одной из ведущих целей обучения русскому языку младших школьников является формирование орфографической грамотности. Под орфографической грамотностью понимается умение обучающихся верно употреблять изученные правила написания.

Достижение названной цели предполагает:

– знакомство школьников с орфографическими понятиями (изучение орфографических правил основывается на осознании понятий орфограмма и «опасные места» в словах, то есть опознавательные признаки орфограмм);

– формирование орфографических умений на основе понятий; нахождение изученных орфограмм в устном и письменном слове и между словами (орфографическая зоркость); правильное написание слов с изученными орфограммами (в том числе слов с непроверяемыми написаниями); обоснование условий выбора изученных орфограмм в устной форме и графическое на письме; нахождение и исправление ошибок в словах (и между словами) с изученными орфограммами;

– формирование умения писать слова с непроверяемыми написаниями.

Орфография связана со всеми уровнями языка, поэтому важно, чтобы ученики овладели необходимым для усвоения орфографии фонетическим, словообразовательным, лексическим и морфологическим минимумом.

Целенаправленное включение в канву урока упражнений всех видов способствует постепенному систематическому формированию у учеников умения, которое в методике называется орфографической зоркостью. Важное место в данном процессе занимают диктанты. Кроме того, данный вид орфографических упражнений является одной из основных форм контроля в начальной школе.

В курсе русского языка, как в основной, так и в начальной школе, предусмотрен текущий, тематический и итоговый контроль.

Текущий контроль осуществляется практически на каждом уроке: в ходе проверки домашнего задания; в ходе устного опроса в начале урока, итогового опроса в конце урока; в ходе выполнения дополнительных заданий к упражнениям.

Для тематического контроля предлагаются проверочные работы: тесты, диктанты. Их цель – проверить усвоение программного материала по каждой крупной теме курса.

В ходе проверки учитель анализирует, насколько развиты учебно-языковые, правописные и речевые умения обучающихся по данной теме.

Формы итогового контроля – проверочное и контрольное списывание, контрольные диктанты.

Проверочное списывание проводится в начале учебного года и в конце I полугодия, контрольное списывание – в конце учебного года. Проверяя умение правильно, без ошибок и пропусков списывать текст, учитель одновременно имеет возможность наблюдать за развитием умения самоконтроля при письме. Для этого второе и третье списывание сопровождаются дополнительным заданием. При контрольном списывании (в конце года) это задание оценивается отдельно.

Контрольные диктанты проверяют развитие правописных умений и навыков у обучающихся.

В качестве дополнительных предлагаются различные виды разборов (фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический).

В пособии представлена отвечающая ФГОС НОО система работы по обучению учеников 3 класса написанию различных видов диктантов, направленная на формирование навыков правильного написания и произношения слов, словосочетаний, развитие речи младших школьников, самостоятельности, познавательного интереса к изучению русского языка, повышение культуры и выразительности речи. Предложены комплексы разноуровневых заданий и упражнений для организации и проведения лексико-грамматической, словарно-стилистической, орфографической и словообразовательной работы, творческие задания, конспекты уроков. Использование проверочных диктантов, материалов контрольного списывания помогут учителю осуществить контроль знаний обучающихся, а ученику осознать свои ошибки и работать над их исправлением.

Предназначено пособие учителям начальных классов общеобразовательных организаций, воспитателям ГПД; рекомендовано студентам педагогических учебных заведений, родителям.

Конспекты уроков-диктантов, представленные в данном пособии, помогут учителю сориентироваться в выборе и уместном использовании на уроке того или иного вида диктанта согласно структуре урока, изучаемой теме, уровню усвоения обучающимися учебного материала; грамотно выстроить стройную систему работы над текстом диктанта, которая включает в себя лексико-грамматическую, стилистическую, орфографическую, словообразовательную работу, тем самым способствуя развитию у обучающихся основных правописных умений и навыков, качественной подготовки к написанию диктанта. Ресурсный материал в виде текстов, в том числе фольклорного и краеведческого характера, активизирует познавательную деятельность младших школьников на уроке, делает его более интересным.

Составитель пособия выражает особую благодарность Г. Т. Дьячковой, З. А. Сушковой, О. В. Прокофьевой, Т. Ю. Родионовой, Н. В. Торопцевой, А. М. Красильниковой, Т. В. Калининой, Н. В. Лободиной, Л. А. Макухиной, авторам-составителям следующих пособий:

1. Русский язык. 1–4 классы: конспекты уроков-диктантов. Познавательные тексты с объяснениями и заданиями.

2. Русский язык. 1–2 классы: задания, упражнения, тесты, проверочные диктанты.

Материал данных пособий был использован при составлении сборника.

Содержание

Введение    3

З. А. Сушкова, О. В. Прокофьева

Классификация, цели, особенности проведения диктантов    6

О. В. Прокофьева

Контрольные (проверочные) диктанты    11

Т. Ю. Родионова, Н. В. Лободина

Лексические диктанты    25

Тема: Орфограммы и их графическое обозначение    25

Тема: Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука    26

Терминологические диктанты    27

Тема: Части речи в русском языке    27

Тема: Предложения    27

Графические диктанты    28

Тема: Удвоенные согласные в корне слова    28

Тема: Части слова. Приставка    29

Тема: Разбор слов по составу    29

Тема: Простые и сложные предложения    30

Выборочные диктанты    30

Тема: Сложные слова    30

Тема: Окончания имен существительных мужского, женского и среднего рода    31

Тема: Понятие о местоимении. Личные местоимения    31

Тема: Роль имен прилагательных в речи    31

Тема: Правописание имен существительных с шипящими согласными на конце    32

Тема: Правописание слов  с непроизносимыми согласными в корне    32

Тема: Правописание предлогов и приставок    33

Тема: Правописание слов с сочетаниями  чк, чн, нч, чн, нщ, щн    35

Тема: Правописание слов с парными согласными в корне    35

Тема: Правописание слов с безударными гласными в корне    36

Тема: Правописание слов с разделительным твердым (ъ) и разделительным мягким (ь) знаками    36

Творческие диктанты    38

Тема: Большая буква в словах. Алфавит    38

Тема: Предложение    38

Цифровой диктант    38

Тема: Местоимения 1, 2, 3-го лица. Местоимения с предлогами    38

Распределительные диктанты    39

Тема: Правописание имен существительных с шипящими согласными на конце    39

Тема: Правописание слов  с непроизносимыми согласными в корне    39

Тема: Правописание предлогов и приставок    40

Тема: Правописание слов с парными согласными в корне    41

Тема: Правописание слов с безударными гласными в корне    41

Тема: Правописание слов с разделительным твердым (ъ)  и разделительным мягким (ь) знаками    42

Диктанты с грамматическими заданиями    42

Тема: Простые и сложные предложения    42

Тема: Согласные буквы в корне слова    43

Объяснительные и проверочные диктанты    43

Тема: Правописание имен существительных с шипящими согласными на конце    43

Тема: Правописание слов  с непроизносимыми согласными в корне    45

Тема: Правописание предлогов и приставок    47

Тема: Правописание слов  с сочетаниями чк, чн, нч, чн, нщ, щн    50

Тема: Правописание слов с парными согласными в корне    51

Тема: Правописание слов с безударными гласными в корне    53

Тема: Правописание слов с разделительным твердым (ъ) и разделительным мягким (ь) знаками    54

Л. А. Макухина

Диктанты с использованием краеведческого материала    55

Н. В. Торопцева, Л. М. Красильникова

Диктанты с разноуровневыми заданиями    57

Тема: Правописание безударных гласных в корне слова    60

Тема: Состав слова    64

Тема: Правописание непроизносимых согласных    66

Тема: Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова    69

Тема: Правописание приставок и предлогов    72

Тема: Имя существительное. Род, число    74

Тема: Имя прилагательное. Изменение имен прилагательных по родам и числам    76

Тема: Глагол. Изменение глагола по числам и временам    77

Т. В. Калинина

Фонетические диктанты    78

Сценарии уроков-диктантов    92

Н. В. Лободина

Тема: Творческий диктант по картине В. М. Васнецова «Алёнушка»    92

Тема: Родовые окончания имен прилагательных    99

Приложение    106

Литература    108

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.