Сочинения. 1-4 классы
Код | 1274м |
Составители | Виноградова Е. А. |
Издательство | Учитель, 2024 |
Серия | В помощь преподавателю начальной школы |
ISBN | 978-5-7057-4893-8 |
Страниц | 464 |
УДК | 372.016:811.161.1*01/04 |
Штрихкод | 9785705748938 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 200 x 20 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 301 г |
Предназначено учителям начальных классов общеобразовательных организаций для использования в учебных целях, рекомендовано студентам педагогических учебных заведений, полезно родителям.
Подробное описание
Одним из практических методов обучения русскому языку являются сочинения.
Практическим этот метод называется потому, что не требует от ученика постоянного специального обращения к лингвистическим понятиям и терминологии. Речевая работа ученика 1–4 классов при написании сочинения – это естественное продолжение той работы, которую он выполнял еще дошкольником, пересказывая прочитанную ему сказку, делясь своими переживаниями по поводу содержания этой сказки или впечатлениями о случае, происшедшем с ним самим. Сочинение – высокоэффективный метод развития речи.
Эффективность этого метода объясняется тем, что он не нарушает закономерностей естественного процесса усвоения языка, а, напротив, организует этот процесс, делая его более интенсивным.
Одна из закономерностей овладения родной речью состоит в том, что ребенок усваивает нормы употребления элементов языка в процессе подражания образцовой речи: он запоминает речевую норму непроизвольно, неосознанно. Эта закономерность определяется той особенностью языка, что он выполняет свою функцию общения (и другие функции) как речь, то есть как традиционно сложившаяся норма употребления элементов языка.
О человеке, который помнит, как принято употреблять элементы языка в речи, и безошибочно следует традиционно принятой норме в своей речи, говорят, что у него есть чувство языка, или языковое чутье. Следовательно, чувство языка – это неосознанная интуитивная способность помнить норму речи. Чтобы говорить безукоризненно, человек должен обладать чувством языка в орфоэпическом и интонационном отношении, в области грамматики, лексики и стилистики; при усвоении норм речевой организации связного текста надо «почувствовать», как в каждом конкретном случае используются лексические или грамматические средства связи между предложениями в данном тексте.
Чувство языка у ребенка начинает развиваться с момента его рождения: в раннем детстве он подражает речи родителей, в дошкольном возрасте образцом для подражания становится еще и речь воспитателя детского сада, авторов книг, которые ему читают, а в школе – речь учителя, составителей учебников и книг, которые он сам читает.
К 14–15-му году жизни у всех людей (без исключения) формируется «своя речь», индивидуальный стиль. Однако известно, что «своя речь» у выпускников школы оказывается разного качества – она может быть хорошей, а может быть и плохой. Хорошей – богатой, правильной и красивой – речь бывает у тех, кто до школы и в младших классах школы воспитывался на хороших образцах речи, кого тренировали в подражании правильной, грамотной речи.
Тренировки в подражании образцам учитель организует, руководствуясь методическим принципом развития чувства языка.
Принцип развития чувства языка реализуется целесообразным подбором учебного языкового материала (образцов речи, содержащих языковые факты, которые ученик должен запомнить) и практическими методами обучения.
Правильный подбор дидактического материала – образцов речи – оказывает решающее влияние на результат развития речи, на формирование индивидуального стиля обучающегося.
Метод сочинения – это практический метод; однако обучающиеся все же должны усвоить необходимое количество терминов, таких как связная речь, тема, диалог, монолог, повествование, описание, рассуждение, композиция, план, тезисы, конспект и связанных с ними понятий, относящихся к характеристике смысловой и речевой (формальной) сторон текста; иначе процесс обучения нельзя оптимизировать.
Приводим определение (разъяснение) этих понятий.
Связной речью называют высказывание (текст), состоящее из ряда предложений, объединенных общим содержанием (темой).
Тема – это предмет данного высказывания: то жизненное явление, которое отображается в речи (отступление от темы высказывания делает текст бессвязным).
В зависимости от того, сколько лиц участвует в развитии данной темы, различают высказывания диалогические и монологические.
Диалог состоит из предложений, представляющих собой реплики. Реплика, речевая позиция – это часть диалога, побуждающая собеседника к ответной реакции – согласию, несогласию, уточнению и т. д. Диалогическое единство состоит из двух и более реплик, тесно связанных между собой, то есть из одного или нескольких предложений. Ответные реплики содержат ответ на вопрос, заключенный в начальной конструкции. Это могут быть следующие реплики: ответы на вопросы, ответы на побуждения, ответы на пожелания двух и более говорящих между собою лиц.
Монолог состоит из предложений, представляющих собой сообщение одного лица на определенную тему.
Монологические высказывания-сообщения бывают трех типов: повествование, описание, рассуждение.
Основанием для такого деления является смысл, логическое отношение между предложениями, составляющими данный монологический текст.
Логические (смысловые) отношения между предложениями в монологическом тексте могут быть:
1) временны́ми, причем во времени изображаемые в них явления могут происходить последовательно одно за другим или одновременно;
2) причинно-следственными.
Монологическое высказывание, в котором предложения находятся в отношениях временно́й последовательности (перечисляются происходящие одно за другим действия, события), называется повествованием.
Монологическое высказывание, в котором предложения находятся в отношениях одновременности (перечисляются существующие в одно и то же время предметы, признаки, действия, состояния), называется описанием.
Среди описаний различают (по теме): изображение вещей, животных, портрет, интерьер, пейзаж, изображение внутренних переживаний человека, изображение событий.
Описание предполагает одновременность изображаемых действий, а повествование – последовательность этих действий (сначала, затем, далее, наконец и т. д.).
Монологическое высказывание, в котором предложения находятся в отношениях причины и следствия (или обоснования, пояснения мысли, высказанной в другом предложении), называется рассуждением.
Работа над планом, тезисами, конспектом связана с анализом темы.
Составить тематический план – значит вычленить в теме ее части – «микротемы». Формулировка пунктов плана – это и есть называние микротем.
Составить тезисы – значит предельно кратко изложить содержание каждой микротемы, названной в плане.
Составить конспект – значит перечислить тезисы, добавив к ним некоторые важные факты из содержания текста.
Как может помочь обучающимся в работе над сочинениями знание смысловых типов речи – повествования, описания, рассуждения?
Смысловые типы речи – это типы не только логической, но и речевой организации текста. Осознав, что данную микротему надо излагать в виде повествования или как рассуждение, ученик обратит внимание и на грамматические (формальные) средства выражения временны́х или причинно-следственных отношений между мыслями; следовательно, такое знание будет способствовать развитию, совершенствованию речевой культуры обучающихся.
Согласно программе по развитию речи во всех классах даются сочинения повествовательного характера в форме рассказа, но во 2 классе в сочинения вводятся элементы описания, а в 3 классе – элементы рассуждения. Система работы в каждом классе представлена как устными рассказами, так и письменными сочинениями.
Чрезвычайно велика роль картины в развитии речи обучающихся. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог бы и не столкнуться в своем непосредственном опыте. Картина помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику. Она облегчает ему познание жизни. В школах используются учебные картины. Они доступны обучающимся, удобны для использования на уроке, но не всегда достаточно выразительны. Поэтому для развития речи следует использовать художественные картины (репродукции). Они развивают наблюдательность, воображение обучающихся, учат понимать искусство живописи.
Сочинения, как устные, так и письменные, классифицируются по источникам материала. Так, сочинения по картинам делятся на три основных вида: повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану; повествовательные сочинения по одной картине, где картина дает толчок воображению, отражая лишь один момент сюжета; описание картины. Сочинения (устные и письменные) по серии картин проводятся во 2, 3 классах. Серия из 2–5 картин облегчает составление плана, сюжета. Поэтому во 2 классе обучать детей плану, композиции и сюжету сочинения удобнее всего именно по серии картин. Дети, ориентируясь на вопросы, предлагаемые учителем по содержанию текста, составляют 1–3 предложения с ответами, придерживаясь логики изложения, и озаглавливают части рассказа.
Сочинения по одной картине значительно труднее. Здесь ученик, используя свои знания, жизненный опыт, должен создать в воображении сюжет, наметить действующих лиц, представить себе обстановку, на фоне которой протекает событие, до и после того момента, который запечатлен на картине.
При этом обучающийся должен контролировать себя, чтобы его вымысел не противоречил действительности. Первые сочинения по одной картине должны быть устными и предваряться беседой.
Описание картины – самая трудная форма сочинения. Обычно оно проводится в старших классах, но допустимо и в 4 классе (элементы описания картины возможны во 2–3 классах). В начальных классах дети описывают картину по вопросам, выявляя, во-первых, тему картины (что на ней изображено); во-вторых, ее композицию, передний и задний планы, расположение предметов; в-третьих, действующих лиц, действие, если оно есть; наконец, идейный смысл, «настроение» картины.
Уже во 2 классе практикуется устное описание картины («Расскажи, что ты видишь на картине»). От класса к классу требования к описанию картины усложняются, вводятся элементы анализа, развивается наблюдательность детей.
Предлагаемое пособие раскрывает проблемы, которые встречаются в процессе написания творческих работ по развитию речи на уроках русского языка в начальной школе, содержит конспекты уроков, где учитель сможет найти необходимый для подготовки к урокам материал: информацию о творчестве каждого художника, вопросы к беседе по содержанию картины, занимательные факты и интересные сведения.
Для развития эмоциональной сферы детей и повышения результативности обучения в данном пособии представлены литературные произведения (стихотворения русских и советских поэтов, русские народные песни, былины, пословицы и поговорки).
В структуру уроков включены музыкальные произведения, народные игры, раскрывающие тему написания сочинения.
Составитель пособия выражает особую благодарность Г. Т. Дьячковой, Н. Н. Бобковой, Н. Н. Гончаровой, Т. А. Ивановой, А. П. Литвиновой, Н. В. Лободиной, Н. В. Мелиховой, С. П. Остапенко, Г. А. Пак, М. Е. Прокопенко, Т. Ю. Родионовой, Е. Б. Турко, Г. А. Цапковой, авторам-составителям следующих пособий:
1. Русский язык. 1–4 классы : сочинения и изложения / авт.-сост. Н. Н. Бобкова [и др.].
2. Русский язык. 2–4 классы : сочинения и изложения / авт.-сост. Г. Т. Дьячкова.
Материал данных пособий был использован при составлении сборника.
Содержание
Введение 3
М. В. Мелихова
Система работы над сочинением на уроках русского языка и литературного чтения 10
1 класс 37
М. Е. Прокопенко
Тема: Сочинение по серии картин 37
Тема: Составление рассказа на основе деформированного текста 41
2 класс 43
Т. Ю. Родионова
Тема: Что за прелесть эти сказки! 43
3 класс 47
Г. А. Цапкова
Тема: Сочинение-рассуждение по прочитанному произведению Л. Н. Толстого «Лгун» 47
4 класс 51
Г. Т. Дьячкова
Тема: Сочинение с элементами рассуждения «Что я умею делать?» 51
Тема: Сочинение с элементами рассуждения «Мой любимый герой» 54
Организация работы над сочинением-описанием и сочинением на основе личных наблюдений 58
2 класс 76
Г. Т. Дьячкова
Тема: Сочинение по наблюдениям «Ранняя осень» 76
Тема: Сочинение по наблюдениям «Как осень становится золотой» 78
М. Е. Прокопенко
Тема: Сочинение по личным наблюдениям «Осень – рыжая хозяйка» 81
Г. Т. Дьячкова
Тема: Сочинение с заданной структурой текста «Один день в городе-герое Волгограде» 85
Тема: Сочинение по наблюдениям с элементами описания «Первый снег» 89
Тема: Сочинение по наблюдениям с элементами описания «Ранняя весна» 91
Тема: Творческая работа «Моя мама» 94
Тема: Сочинение по материалам экскурсии «Идет весна» 97
Н. В. Лободина
Тема: Сочинение «Весна» 100
3 класс 106
Н. Н. Гончарова
Тема: Сочинение-описание по готовому началу, коллективно составленному плану и опорным словам на основе личных наблюдений 106
Г. Т. Дьячкова
Обучение написанию сочинений-описаний птиц и животных 111
Тема: Описание птицы. Кедровка 111
Тема: Описание птицы. Иволга 113
Тема: Описание птицы. Рябчик 116
Тема: Описание птицы. Крапивник 119
Тема: Описание птицы. Пеночка 122
Тема: Описание птицы. Сплюшка 125
Тема: Описание птицы. Соловей 128
Тема: Описание птицы. Горихвостка 132
Тема: Описание птицы. Зяблик 135
Тема: Описание птицы. Сычик 139
Тема: Описание птицы. Вертишейка 142
Тема: Описание птицы. Зарянка 145
Тема: Описание птицы. Поползень 147
Тема: Описание птицы. Дятел 151
Тема: Описание птицы. Лесной конек 155
Тема: Описание птицы. Овсянка 158
Тема: Описание животного. Волк 160
Тема: Описание животного. Лиса 166
4 класс 171
А. П. Литвинова
Тема: Подготовка к сочинению-описанию «Моя любимая игрушка» 171
М. Е. Прокопенко
Тема: Памятник. Сочинение-описание 180
Сочинения по картинам художников 183
2 класс 183
Н. В. Лободина
Тема: Устное описание рисунка П. Т. Щербакова «На реке» 183
Тема: Устное описание картины А. А. Пластова «Летом» 189
Тема: Устное описание картины Ф. П. Решетникова «Опять двойка!» 197
Г. А. Цапкова
Тема: Научное и художественное описание дерева. Устное сочинение по картине И. И. Шишкина «Дубовая роща» 206
Н. В. Лободина
Тема: Сочинение-описание по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» 223
Г. Т. Дьячкова
Тема: Сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри» 237
3 класс 242
Н. В. Лободина
Тема: Сочинение-описание натюрморта П. П. Кончаловского «Сирень» 242
Тема: Сочинение по картине В. Д. Поленова «Ранний снег» 249
Г. А. Цапкова
Тема: Сочинение-рассказ по картине К. Н. Успенской-Кологривовой «Не взяли на рыбалку» 259
Г. Т. Дьячкова
Тема: Сочинение по картине В. А. Серова «Девочка с персиками» 268
4 класс 271
Н. В. Лободина
Тема: Сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» 271
Тема: Сочинение-описание по картине А. Н. Комарова «Наводнение» 281
М. Е. Прокопенко
Тема: Сочинение по картине К. Ф. Юона «Русская зима» 288
Г. Т. Дьячкова
Тема: Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень» 293
Тема: Сочинение по картине А. М. Грицая «Мельничный ручей» 296
Тема: Сочинение по картине В. Д. Поленова «Московский дворик» 299
Тема: Сочинение по картине Е. Е. Волкова «Октябрь» 302
Т. А. Иванова
Тема: Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень» 305
Г. Т. Дьячкова
Тема: Сочинение по картине А. А. Рылова «Зеленое кружево» 315
Тема: Сочинение по картине А. И. Куинджи «Березовая роща» по опорным словам 318
Тема: Сочинение по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» 322
Тема: Сочинение по картине Ф. А. Васильева «Перед дождем» 327
Тема: Сочинение по картине Ф. А. Васильева «Мокрый луг» 330
Тема: Сочинение по картине И. В. Евстигнеева «На подступах к Москве» 333
Тема: Сочинение по картине А. М. Грицая «Днепровские дали» 336
Тема: Сочинение по картине Э. Я. Китса «Половодье в Вальгеметса» 339
Тема: Сочинение по картине Б. В. Окорокова «Пограничники» 341
Тема: Сочинение по картине В. А. Серова «Девушка, освещенная солнцем» 344
Тема: Сочинение по картине В. П. Комардина «Дети тундры» 347
Тема: Сочинение по картине Б. В. Окорокова «До свидания, Земля!» 349
Тема: Сочинение по картине И. И. Шишкина «Лесные дали» 352
Тема: Сочинение по картине А. К. Саврасова «Проселок» 355
Тема: Сочинение по картине А. М. Васнецова «Родина» 358
Н. В. Мелихова
Тема: Сочинение по картине И. И. Левитана «Март» 361
Г. Т. Дьячкова
Тема: Сочинение по картине И. И. Левитана «Март» 368
Тема: Сочинение по картине А. И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре» 371
Тема: Сочинение по картине В. К. Бялыницкого-Бирули «Задумчивые дни осени» 374
Тема: Сочинение по картине И. К. Айвазовского «Черное море» 377
Тема: Сочинение по картине А. И. Куинджи «Днепр утром» 380
Тема: Сочинение по картине И. С. Остроухова «Первая зелень» 383
Тема: Сочинение по картине М. А. Ананьева «Портрет Героя Советского Союза первого летчика-космонавта Ю. А. Гагарина» 386
Тема: Сочинение по картине И. Э. Грабаря «Осенний день. Дуб. Березы» 389
Тема: Сочинение по картине И. И. Шишкина «В лесу графини Мордвиновой» 392
Тема: Сочинение по картине Ю. С. Подляскина «Тишина» 396
Г. А. Пак
Сочинения в жанре киносценария 399
Тема: Введение. Понятие о кино и киносценарии. Киносценарий как литературный жанр 399
Тема: Сочинение-киносценарий на основе отрывка из повести Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот» 403
Сочинения в эпистолярном жанре. Особенности написания частного письма 408
М. Е. Прокопенко
Тема: Адрес 410
Тема: Адрес 413
Тема: Сочинение. Письмо другу 417
Тема: Сочинение. Письмо родным 423
С. П. Остапенко
Тема: Поздравительное письмо президенту страны 426
М. Е. Прокопенко
Тема: Деловое письмо. Написание телеграммы 434
Тема: Деловое письмо. Написание заявления 438
Тема: Деловое письмо. Написание автобиографии 442
Г. Т. Дьячкова
Тема: Деловые и частные письма 446
Литература 453
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом