Литературное чтение. 3 класс. Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Ефросининой, М. И. Омороковой. Программа для установки через Интернет
Код | СИ-5112б |
Авторы-составители | Кузнецова Н. Н. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | ФГОС. Поурочное планирование |
Электронная версия | скачать |
УДК | 372.016:82*03 |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
В рамках урока обозначены планируемые результаты, охарактеризованы универсальные учебные действия, сформулированы педагогические цели. Предложены традиционные и инновационные формы деятельности, способствующие развитию познавательной активности, коммуникативных умений, предлагающие осуществлять регулятивно-оценочные функции, формулировать учебно-практические задачи и находить пути их решения.
Предназначено учителям начальных классов, руководителям методических объединений, рекомендовано студентам педагогических вузов.
Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Ресурсный материал
Ресурсный материал
Литературная викторина по басням Крылова*
1. Назовите басни Крылова:
– о людях («Крестьянин и работник», «Кот и Повар», «Ларчик», «Любопытный», «Демьянова уха», «Крестьянин и Змея», «Два мальчика»);
– волке («Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Лев и Волк», «Волк и Кот», «Волк и Пастухи», «Волки и Овцы»);
– медведе («Квартет», «Медведь у пчел», «Трудолюбивый Медведь», «Крестьянин и работник»);
– лисе («Ворона и Лисица», «Лисица и виноград», «Добрая Лисица», «Лиса», «Лисица и Осел»);
– обезьяне («Зеркало и Обезьяна», «Мартышка и Очки», «Обезьяны», «Квартет»).
2. Кто сказал такие слова:
1) «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!» (Лисица, «Ворона и Лисица».)
2) «Друзья! К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум…» (Волк, «Волк на псарне».)
3) «Все про очки мне лишь налгали; А проку на волос нет в них». (Мартышка, «Мартышка и Очки».)
4) «Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите». (Мартышка, «Квартет».)
5) «Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой…» (Стрекоза, «Стрекоза и Муравей».)
3. Вспомните пропущенное слово в названии басни:
– «… (Волк) и Ягненок».
– «Крестьянин и … (Змея) или (работник)».
– «Свинья под … (Дубом)».
– «Лягушка и … (Вол)».
– «Волк на … (псарне)».
– «Кот и … (Повар)».
– «Бумажный … (Змей)».
4. Из какой басни строчки:
• «Голодная кума Лиса залезла в сад…». («Лисица и виноград».)
• «К кому-то принесли от мастера ларец…». («Ларчик».)
• «Кошка … попалась в когти льву…». («Мышь и Крыса».)
• «Шли два приятеля вечернею порой
И дельный разговор вели между собой». («Прохожие и Собаки».)
• «Зубастой щуке в мысль пришло
За кошачье приняться ремесло». («Щука и Кот».)
5. В какой басне была такая мораль?
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
(«Лебедь, Щука и Рак».)
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
(«Ворона и Лисица».)
Вперед чужой беде
не смейся, Голубок!
(«Чиж и Голубь».)
6. Продолжите отрывок из басни:
Однажды Лебедь, Рак и Щука … (везти с поклажей воз взялись).
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг … (сырный дух Лису остановил).
Мартышка тут с досады и печали
О камень … (так хватила их,
Что только брызги засверкали).
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза … (уж не поет).
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона … (ну на него метаться).
«…Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
Сказал … (и в темный лес Ягненка уволок).
Ресурсный материал
Ресурсный материал
Инсценировка отрывка из сказки
Картина 1.
У окна сидят 3 девицы с прялками. В начале картины появляется за забором Салтан и прислушивается к разговору девиц.
Ведущий. Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
1-я девица. Кабы я была царица, –
Говорит одна девица, –
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.
2- я девица. Кабы я была царица, –
Говорит ее сестрица, –
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна.
3-я девица. Кабы я была царица, –
Третья молвила сестрица, –
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря.
Незаметно появляется царь.
Ведущий. Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрыпела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Входит царь, девицы встают и кланяются в пояс.
Во все время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
Салтан. «Здравствуй, красная девица, –
Говорит он, – будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха».
С последними словами Салтан, а за ним девицы уходят.
Ведущий. В сени вышел царь-отец.
Все пустились во дворец.
(После небольшой паузы.)
Царь недолго собирался:
В тот же вечер обвенчался.
В углу показывается повариха и говорит: «В кухне злится повариха». Следом за ней появляется ткачиха и говорит плачущим голосом: «Плачет у станка ткачиха». Они говорят вместе: «И завидуют оне государевой жене». Уходят.
Ведущий. В те поры война была.
Царь Салтан, с женой простяся,
На добра-коня садяся,
Ей наказывал себя
Поберечь, его любя.
Между тем как он далеко
Бьется долго и жестоко,
Наступает срок родин…
Торопливо пробегает повариха, остановившись, говорит: «Сына Бог им дал в аршин». Убегает.
Картина 2.
У колыбели сидит царица и любуется младенцем.
Ведущий. И царица над ребенком
Как орлица над орленком…
Царица хлопает в ладоши, и входит гонец.
Шлет она с письмом гонца,
Чтоб обрадовать отца.
Бабариха с поварихой и ткачихой обнимают гонца, как будто приветствуют, и в его сумку кладут другую грамоту с таким текстом:
Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку.
Картина 3.
Ведущий. Как услышал царь-отец,
Что донес ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить;
Но, смягчившись на сей раз,
Дал гонцу такой приказ…
«Ждать царева возвращенья
Для законного решенья».
Ресурсный материал
Ресурсный материал
Самуил Яковлевич Маршак
Самуил Яковлевич Маршак (1887–1964) – поэт, драматург, переводчик, литературный критик.
Он родился в Воронеже в семье заводского техника, талантливого изобретателя. Отец поддерживал в детях стремление к знаниям, интерес к миру, к людям. Раннее детство и школьные годы Самуил провел в городке Острогожске под Воронежем. В гимназии учитель словесности привил любовь к классической поэзии, поощрял первые литературные опыты будущего поэта. Одна из поэтических тетрадей Маршака попала в руки В. Стасова, известного русского критика и искусствоведа, который принял горячее участие в судьбе юноши. С помощью Стасова он переехал в Петербург, поступил учиться в одну из лучших гимназий. Целые дни он проводил в публичной библиотеке, где работал Стасов.
В 1904 году доме Стасова Маршак познакомился с М. Горьким, который отнесся к нему с большим интересом. Горький пригласил его на свою дачу на Черном море, где Маршак лечился, учился, много читал, встречался с интересными людьми. Когда семья Горького вынуждена была покинуть Крым из-за репрессий царского правительства после революции 1905 года, Маршак вернулся в Петербург. Туда же к тому времени перебрался его отец.
Началась трудовая молодость: хождение по урокам, сотрудничество в журналах и альманахах.
Через несколько лет для завершения образования Маршак уехал учиться в Англию, учился сначала в политехникуме, затем в Лондонском университете. Во время каникул много путешествовал пешком по Англии, слушал английские народные песни. Уже тогда начал работать над переводами английских баллад, которые впоследствии прославили его.
В 1914 году Маршак вернулся на родину, работал в провинции, публиковал свои переводы в журналах «Северные записки» и «Русская мысль». В военные годы занимался помощью детям беженцев. С начала 1920-х участвовал в организации детских домов в Краснодаре, создал детский театр, в котором началось его творчество как детского писателя.
В 1923 году, вернувшись в Петроград, он написал свои первые оригинальные сказки в стихах – «Сказка о глупом мышонке», «Пожар», «Почта», перевел с английского детские народные песенки – «Дом, который построил Джек» и т. д. Кроме того, он возглавил один из первых советских детских журналов – «Новый Робинзон», вокруг которого собрались талантливые детские писатели. Маршак был первым сотрудником М. Горького, создавшего издательство «Детская литература» (Детгиз).
В годы Отечественной войны Маршак активно сотрудничал в газетах, высмеивая врага в пародиях, эпиграммах, политических памфлетах. В послевоенные годы вышли книги его стихов «Почта военная», «Быль-небылица», поэтическая энциклопедия «Веселое путешествие от А до Я».
Маршак много занимался переводами сонетов Шекспира и песен Р. Бернса, переводил стихотворения Дж. Китса, Р. Киплинга, У. Водсворта и др. За переводы из Роберта Бернса Маршак был удостоен звания почетного гражданина Шотландии.
Среди драматургических сочинений Маршака особой популярностью пользуются пьесы-сказки «Двенадцать месяцев», «Умные вещи», «Кошкин дом».
Книги Маршака переведены на многие языки мира. Маршак прожил долгую жизнь с трагическими потерями и счастливыми безоблачными днями. Он написал много и о многом – от стихотворных подписей под картинками до философских раздумий о жизни. Он умер 4 июня 1964 года, работая до последнего дня.
Литературные труды Маршака были высоко оценены, он получил множество государственных наград и литературных премий. И все-таки это не главное. Главное – это читательское признание, которое у Маршака несомненно есть.
Ресурсный материал
Ресурсный материал
Беседа по содержанию рассказа В. А. Осеевой «Бабка»
– Какие ассоциации у вас вызывает слово бабка?
– А какой показывает нам бабку автор?
– Подтвердите свой ответ отрывком из текста.
– Как в семье относились к бабке? Докажите.
– А таким ли лишним человеком была бабка в семье? Докажите отрывком из текста.
– При всей ее надобности, где жила бабка? Прочитайте.
– Как вы думаете, почему она ворочалась всю ночь? Удобно ли ей было спать на сундуке?
– Как бабка относилась к наставлениям со стороны членов семьи? Найдите отрывок из текста, где говорится об этом.
– Какую мудрую мысль можно извлечь из него?
– Обижалась ли на них бабка?
– Всегда ли Борька был грубым с бабкой?
– В какой момент бабка становилась для Борьки «своим человеком»? Перескажите этот эпизод.
– Как слушает его бабка? Найдите в тексте отрывок, подтверждающий ваши слова.
– Какой наказ дает бабка своему внуку?
– Можно ли назвать ее слова мудростью?
– Что ей ответил Борька?
– А так же внимательно относился Борька к бабке?
– О чем она его просит? Почему?
– Чем же отвечает ей внук?
– На кого становится похожим Борька?
– Чем еще досаждал внук?
– И вот в гости к Борьке пришел его товарищ… Что изменилось в Борьке с этого момента? Найдите этот отрывок в тексте и прочитайте его по ролям, передавая голосом характер героев.
– Есть ли в этом отрывке слова, которые можно отнести к народной мудрости? Зачитайте их и объясните, как вы их понимаете.
– Как родители отнеслись к изменениям в Борьке?
– А в какие моменты бабка чувствовала себя уважаемой в семье?
– Как долго это продолжалось?
– Подберите слова, характеризующие отца и мать в этот момент.
– О чем подумал Борька в момент раздражения против родителей?
– Как вы заметили, плохо ли, хорошо ли, но Борька чаще общался с бабкой. Почему же она относилась к нему с большой заботой?
– А что больше всего интересовало Борьку в бабке? Почему?
– Что ответила Борьке бабка? Найдите подтверждение своих слов в тексте. О чем это говорит?
– Про те ли слезы подумал Борька?
– Много ли мы «слышим» слов бабкиной дочки? Как вы думаете почему?
– А что у бабки была за вещица, которую бабка хранила за двумя замками? Что можно хранить в шкатулках?
– Почему Борька взял ее и тем самым обидел бабку?
– Найдите слова, которые описывают состояние бабки в этот момент.
– Почувствовали ли зять, дочь и Борька уход бабки?
– Как вы думаете, изменится ли их отношение к пожилым людям? Почему вы так думаете?
– Похожи ли они на тех, какими мы видели их в начале рассказа?
– Какими словами автор завершает свой рассказ?
– Подумайте, почему именно этими словами?
– Встречали ли вы такого Борьку?
– А кто в Борьке узнал себя?
Введение
Пособие содержит сценарии уроков обучения литературному чтению в 3 классе (УМК «Начальная школа XXI века»), разработанные в формате технологических карт в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования и ориентированные на работу с учебником Л. А. Ефросининой, М. И. Омороковой «Литературное чтение» (М.: Вентана-Граф, 2015).
На уроки изучения литературного чтения в 3 классе отводится 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели). Поурочные разработки предполагают формирование у учащихся универсальных учебных действий (общих учебных умений, обобщающих способов действий, ключевых умений), обеспечивающих готовность и способность детей к овладению компетентностью «уметь учиться». Работа с учебником и хрестоматией обеспечит освоение учениками предметного содержания, формирование познавательных (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы), коммуникативных, регулятивных, личностных УУД.
Обучение литературному чтению поможет ребенку освоить навыки чтения: подведет к осознанию разнообразного мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатит читательский опыт. Развитие читательских навыков предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и про себя, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение), воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь пересказывать текст произведения в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Система обучения литературному чтению ориентирована на сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками, общение и развитие у учеников умений внимательно слушать собеседника, адекватно воспринимать его речь, правильно строить свои высказывания.
Каждый урок предполагает осознанное вхождение детей в пространство учебной деятельности. С этой целью организуется его мотивирование, варианты которого предлагаются в сценариях. Четко определены этапы урока и прописаны формируемые на них умения обучающихся. В конце каждого урока планируется рефлексия как самопознание и самоанализ деятельности и ее результатов. Ученики оценивают свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Задача пособия состоит в том, чтобы максимально облегчить учителю как подготовку к уроку, так и деятельность на уроке. Педагогу представляется все необходимое для организации учебного процесса: подробные сценарии уроков, организационные моменты, материалы к урокам и т. д. Творчески работающий учитель может использовать предлагаемые технологические карты уроков полностью или частично, включая отдельные элементы в собственный план урока.
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом