Музыкальные занятия. Средняя, старшая, подготовительная группы. Программа для установки через Интернет
Код | СИ-446.2 |
Авторы-составители | Арсенина Е. Н. |
Издательство | Учитель, 2022 |
Серия | Дошкольное развитие |
Электронная версия | скачать |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
В пособии предлагаются разработки музыкальных занятий, составленных на основе требований ФГОС ДО к содержанию и видам деятельности детей образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (музыка), последовательно отражающие художественно-эстетическую, музыкально-театрализованную, импровизационную деятельность детей на занятиях, утренниках, в играх и развлечениях. Творческие задания, музыкально-дидактические и танцевально-ритмические игры направлены на развитие у детей устойчивого интереса к музыке.
Электронное пособие предназначен музыкальным руководителям, методистам, воспитателям ДОО; будет полезен педагогам дополнительного образования, студентам педагогических средних и высших учебных заведений.
Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- устройство для чтения компакт-дисков - 24-х CD-ROM;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Занятие 18
Занятие 18
Цели: учить выполнять движения, соответствующие характеру данной музыки, узнавать мелодии знакомых песен по их ритмическому рисунку и исполнять самостоятельно без музыкального сопровождения, различать веселый, игровой характер пьесы А. Хачатуряна «Скакалка»; развивать навыки инсценирования песни.
Основные атрибуты и оборудование, репертуар: портрет композитора А. Хачатуряна, фланелеграф, короткие и длинные картонные полоски; музыка М. Красева «Марш», «Экосез» И. Гуммеля; песни: «Бубенчики» Е. Тиличеевой, «Петушок», «Барабан» (сл. Н. Найденовой, муз. Е. Тиличеевой), «Скакалочка» (сл. И. Черницкой, муз. Г. Левкодимова), пьеса А. Хачатуряна «Скакалка».
Ход занятия
1. Музыкально-ритмическое упражнение.
Дети заходят в зал маршевым шагом под музыку М. Красева и выполняют упражнение: поднимают руки к плечам – вверх, разводят в стороны – к плечам, опустив вниз, размахивают руками.
На музыку И. Гуммеля дети выполняют бег, останавливаются на месте, покружившись, вновь продолжают бег.
2. Распевание.
• Приветственная попевка «С добрым утром».
• Выкладывание на фланелеграфе ритмического рисунка.
Педагог на металлофоне (барабане) проигрывает мелодии знакомых им попевок. Дети угадывают, исполняют. На фланелеграфе выкладывают ритмический рисунок картонными полосками.
• Песня «Бубенчики».
Дети выполняют задание: педагог задает интонационный настрой, напевая звуки трезвучия в последовательном порядке в различных тональностях, дети эхом за ним повторяют.
• Песня «Курочка да кошечка».
Педагог напевает песню на какой-либо слог, ритмично прихлопывая и притопывая. Дети узнают песню и включаются в игру, сопровождая пение щелчками.
3. Пение.
Педагог играет на барабане ритм аккомпанемента песни «Барабан» Е. Тиличеевой. Дети угадывают песню, рассказывают о ее содержании и характере, отмечая четкий ритм, спокойный темп. При разучивании песни большое внимание уделяется дикции, умению голосом выделять акцентированные звуки.
4. Слушание.
• Исполнение педагогом песни Е. Левкодимова «Скакалочка».
– Сравните песню «Скакалочка» Е. Левкодимова с песней «Барабан» Е. Тиличеевой. Похожи ли они между собой? (Не похожи.) Почему? (Под песню «Барабан» хорошо маршировать, играть на барабане. А под песню «Скакалочка» – прыгать, скакать, бегать.)
– Недавно вы познакомились с пьесой «Скакалка». Кто автор этой музыки? (Если дети затрудняются ответить, педагог показывает портрет композитора, четко и медленно проговаривает фамилию, после чего слушают пьесу.)
5. Музыкально-игровое творчество.
Педагог напевает песню, дети пытаются ее инсценировать: выходят девочки и по очереди показывают свое умение скакать через воображаемые прыгалки. Вскоре к ним присоединяются и мальчики. Игра заканчивается веселой полькой.
• Заключительная попевка «До свидания».
Дети выходят из зала под музыку М. Красева.
Занятие 52
Занятие 52
Цели: познакомить с новой песней; учить удерживать чистоту мелодической интонации на одном звуке; игре на музыкальных инструментах в сопровождении фортепиано.
Основные атрибуты и оборудование, репертуар: барабан, треугольник, бубен, фланелеграф, музыка Т. Ломовой, Е. Тиличеевой, М. Красева, «Простая песенка» (слова М. Ивенсен, музыка Ан. Александрова), русская народная песня «Как у нашей Дуни» в обработке Н. Метлова, «Латвийская полька» в обработке М. Раухвергера.
Ход занятия
1. Музыкально-ритмическое упражнение.
Дети заходят в зал под народную мелодию в обработке Т. Ломовой, образуют круг. Под музыку Е. Тиличеевой, В. Красева, выполняют упражнение. По окончании восстанавливают дыхание (упражнение «Бабочки»).
2. Распевание.
Прослушивание в исполнении педагога «Простой песенки». Дети отмечают ее спокойный, напевный характер, определяют в ней наличие долгих и коротких звуков.
ПРОСТАЯ ПЕСЕНКА
Слова М. Ивенсен Музыка А. Александрова
Не спеша
Утром я встаю, песенку пою.
«Ля-ля-ля-ля» – вот и песня вся.
Песенку простую, вот такую:
«Ля-ля-ля-ля-ля» – вот и песня вся.
Педагог поет песню еще раз, одна группа детей хлопками отмечает короткие звуки, другая – длинные. Педагог поет в третий раз, дети следят за движением мелодии, рукой показывая ее направление.
В упражнении «Песенку начнем петь» настраиваются на исполнение следующей песни.
3. Пение.
Дети вспоминают песню «Как у нашей Дуни» по музыкальному аккомпанементу, (характер, строение формы).
• Дидактическая игра «О животных мы поем».
Педагог прикрепляет на фланелеграф картинки с изображением животных.
– Кого не хватает на Дуняшином подворье? Каких животных, изображенных на картинках, у нее вообще нет, то есть о которых не упоминается в песне. (Свиньи Аксиньи, «лишнее» животное – коза.)
При разучивании слов можно применить следующий прием: вместе с педагогом тихим голосом прочитывается текст в ритме песни:
Мелодия разучивается по фразам, сразу же фиксируется внимание детей на верном распределении дыхания: на выдох пропевается фраза, затем, перед следующей фразой, делается вдох и так далее.
4. Игровое творчество.
Дети делятся на две группы – «оркестрантов» и «слушателей». Первые играют на музыкальных инструментах, вторые – внимательно слушают и оценивают качество исполнения, затем меняются ролями. Под музыкальный аккомпанемент педагога дети пляшут польку, выполняя знакомые им движения, придумывая свои.
– Расскажите, чем занимались на занятии? (Учились под музыку красиво ходить; познакомились с «Простой песенкой»; разучивали слова, запоминали мелодию русской народной песни «Как у нашей Дуни»; играли на музыкальных инструментах «Латышскую польку», плясали польку.)
• Заключительная попевка «До свидания».
Под народную мелодию в обработке Т. Ломовой дети покидают зал.
Занятие 19
Занятие 19
Цели: учить сравнивать и различать песни разного характера и жанра, выполнять движения, отвечающие характеру музыки; упражняться в восстановлении дыхания; развивать слуховой самоконтроль, точно передавать голосом долгие и короткие звуки; познакомить с музыкальными инструментами, приемами звукоизвлечения.
Основные атрибуты и оборудование, репертуар: столик; детские музыкальные инструменты – барабан, металлофон, дудочка, треугольник, маракас; «Марш» М. Красева, «Экосез» И. Гуммеля; упражнение «Хорошо поем»; попевка «Жук»; песня-марш «Барабан» Е. Тиличеевой, песня-танец «Скакалочка» Г. Левкодимова.
Ход занятия
1. Музыкально-ритмическое упражнение.
Дети самостоятельно выполняют известные движения под музыку М. Красева (упражнение для рук) и И. Гуммеля (чередование бега с кружением).
2. Распевание.
• Приветственная попевка «С добрым утром».
• Упражнение под музыку Р. Паулса «Пасмурно» на восстановление спокойного, ровного дыхания.
Дети воображают себя цветами, которые, распрямив свои «листочки»-руки, тянутся к «солнышку», показавшемуся из-за «тучки».
• Упражнение «Хорошо поем».
Дети поют как хором, так и по одному, уделяется внимание чистоте мелодической интонации.
• Знакомство с попевкой «Жук» (пропевается только первая ее фраза).
Педагог. Скажите, ребята, каким голосом я пела – низким, высоким или средним? (Средним.) Сейчас я еще раз напою, а вы за мной повторите.
– Попробуйте повторить за мной ту же мелодию высоким, а потом низким голосом. А теперь рукой покажите движение мелодии. Куда она движется: вверх, вниз или остается на месте? (Мелодия остается на одном месте.)
– Вся песенка построена всего лишь на одном звуке, повторяющемся несколько раз. Он звучит все время одинаково? (Сначала мы слышим, как повторяются долгие звуки, потом они звучат коротко и опять долго.)
Педагог вместе с детьми пропевает попевку на слог «та», хлопками отмечая долгие и короткие звуки.
3. Пение.
Педагог (показывает на музыкальные инструменты). Один из инструментов нам понадобится. Послушайте и отгадайте какой.
• Исполнение песни.
Звучит вступление к песне «Барабан» Е. Тиличеевой. Дети показывают на барабан. Один ребенок отбивает ритм во вступлении и в припеве на слова «Тра-та-та-та», остальные выразительно исполняют песню.
Педагог (играет музыкальный аккомпанемент к песне «Скакалочка»). Знакома ли вам музыка? (Да.)
• Выполнение движений, соответствующих характеру данных песен.
Под мелодию дети строятся парами. Солист стоит чуть в стороне (или сидит на стульчике), в руках у него барабан. Он поет песню. Дети маршируют по кругу и ему подпевают. Но вот зазвучала мелодия песни «Скакалочка». Дети, свободно расположившись в зале, исполняют знакомые им танцевальные движения.
– Какой танец исполняли? (Польку.)
– Можно ли песню «Скакалочка» назвать песней-танцем? А что вы делали под песню «Барабан»? (Маршировали.)
– Можно ли назвать песню «Барабан» песней-маршем? Можно ли плясать под эту песню? (Нет, нельзя. У этой песни характер четкий, бодрый, а не плясовой.)
Педагог вновь проигрывает песню «Скакалочка».
– Попробуйте промаршировать под эту песню. Почему не получается? (Под данную музыку маршировать трудно. Песни «Барабан» и «Скакалочка» совершенно разные по ритму и характеру.)
4. Игра на музыкальных инструментах.
Педагог. Назовите музыкальные инструменты.
• Знакомство с приемами звукоизвлечения, характеристика звучания каждого из инструментов. (Например, звуки, изданные маракасом, дети могут назвать «шуршащими, шелестящими», звуки металлофона – «сказочными», «волшебными» и т. п.)
Педагог раздает детям инструменты. Проигрывает на фортепиано простой ритмический рисунок на одном звуке. Дети повторяют по очереди, каждый на своем инструменте.
• Заключительная попевка «До свидания».
Дети направляются к выходу под музыку И. Гуммеля.
Занятие 53
Занятие 53
Цели: учить ходить в соответствии с ритмической пульсацией под музыку различного характера, называть русские народные инструменты; познакомить с подвижной игрой.
Основные атрибуты и оборудование, репертуар: фланелеграф; деревянные палочки; русская народная мелодия в обработке Т. Ломовой, музыка Е. Тиличеевой, В. Красева, Ф. Флотова «Простая песенка» Ан. Александрова, русская народная песня «Как у нашей Дуни» в обработке Н. Метлова.
Ход занятия
1. Музыкально-ритмическое упражнение.
Дети двигаются под музыку легко и непринужденно, следят за своей осанкой, вовремя переходят с ходьбы на бег, с ходьбы на марш. По окончании восстанавливают дыхание (упражнение «Бабочки».
2. Распевание.
• Приветственная попевка «С добрым утром».
• Исполнение педагогом на металлофоне «Простой песенки».
– Расскажите, о чем песенка, какой у нее характер, в какой манере надо ее исполнять?
• Разучивание слов песни.
Дети тихо произносят слова в ритме песни, отстукивая его деревянными палочками:
Дети распеваются по основным звукам трезвучия в различной последовательности в той же тональности, что и следующая песня.
3. Пение.
• Русская народная песня «Как у нашей Дуни» (в обработке Н. Метлова).
– Хорошо ли вы запомнили Дуниных животных?
Песня исполняется следующим образом: первый и пятый куплеты поет педагог; второй, третий, четвертый и шестой распределяется между детьми. Они поют в характере, изображая жестами, движениями тех животных, о которых поют. Например, куплет о быке Якове и борове поется сильным, энергичным голосом; о кошке, котенке, курице – мягким, нежным и так далее. Припев и последний куплет поют все.
• Дидактическая игра «Мы играем и поем».
Педагог размещает на фланелеграфе картинки с изображением музыкальных инструментов.
– На каких инструментах можно играть данную песню? (На балалайке, ложках, бубне, гармошке.)
Под музыкальный аккомпанемент исполняют последний куплет песни и припев, пропевая его дважды, движениями показывая, как они играют на выбранных инструментах.
4. Музыкально-ритмические движения.
• Дидактическая игра «Жмурки».
Педагог исполняет музыку Ф. Флотова, обращает внимание детей на контрастность в характере двух частей, показывает движения.
В первый раз роль «жмурки» играет педагог, который начинает игру примерно такими словами: «Приглашаю всех в игру, только, чур, пусть я вожу!»
При повторении игры следующий «жмурка» выбирается с помощью считалочки.
• Заключительная попевка «До свидания».
Дети направляются к выходу под народную мелодию в обработке Т. Ломовой.
Занятие 20
Занятие 20
Цели: учить импровизировать: сочинять мелодию на заданный текст, высказываться о характере; упражнять в чистом интонировании, передавая маршевый характер песни; узнавать знакомые произведения, называть авторов.
Основные атрибуты и оборудование, репертуар: портреты композиторов А. Хачатуряна, С. Майкапара, фланелеграф, две картинки (на одной изображена девочка, прыгающая через скакалку, на второй – лес в осеннем убранстве); музыка С. Соснина, попевка «Жук».
Ход занятия
1. Музыкально-ритмическое упражнение.
Дети свободным шагом входят в зал под музыку С. Соснина и образуют круг. Внимательно вслушиваются в музыку, хлопками отмечая акцентированные доли. Определяют и показывают характерные движения музыки.
• Упражнение.
Дети разворачиваются боком к центру круга и на музыку первого такта бегут по часовой стрелке, на второй такт – подпрыгивают на двух ногах и так далее.
2. Распевание.
• Исполнение попевки «С добрым утром».
• Работа с песнями «Петушок», «Жук».
Педагог на металлофоне проигрывает ритмический рисунок песен.
– Назовите песни. Исполните самостоятельно, без музыкального со-провождения.
– Похожи ли песни между собой? (Песни не похожи между собой. Песня «Петушок» напевная, спокойная, а песня «Жук», наоборот, отрывистая и живая.)
– А еще чем отличаются песни? (Одна песенка о петушке, а другая о жуке.)
Педагог знакомит детей со второй частью попевки, звучащей в форме ответа, и просит детей исполнить ее в своем ритме и интонации. Напевая, обращается к каждому ребенку с вопросом: «Жук, жук, где твой дом?» («Мой дом под листом».) Далее песня исполняется хором под ритмичные хлопки и притопы.
3. Пение.
В песне «Барабан» запев начинается не с полной доли, а с затакта, что представляет для детей некоторую трудность. Поэтому они внимательно следят за жестами педагога, кивком головы приглашающего к пению. Особое внимание стоит уделить точному попаданию с низкого звука на высокий («соль» первой октавы – «до» второй октавы).
4. Слушание.
• Исполнение педагогом (фрагментально) произведений С. Майкапара и А. Хачатуряна.
– Покажите картинки в том же порядке, в каком звучала и музыка.
• Составление сюжетного рассказа к одному из произведений.
• Заключительная попевка «До свидания».
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом