Биология. 5 класс. Система уроков по учебнику В. В. Пасечника. Программа для установки через Интернет
Код | СИ-5847 |
Авторы-составители | Галушкова Н. И. |
Издательство | Учитель, 2022 |
Серия | ФГОС. Поурочное планирование |
Электронная версия | скачать |
УДК | 372.016:57*05 |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Сценарии уроков отражают виды и формы деятельности, способствующие развитию познавательной активности и коммуникативной компетенции, побуждающие обучающихся осуществлять регулятивно-оценочные функции, формулировать учебно-практические задачи и находить пути их решения.
Предназначено учителям биологии, руководителям методических объединений; рекомендовано студентам педагогических вузов, слушателям ИПК.
Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Литература
1. Александров, Б. А. В стране зеленой / Б. А. Александров. – М. : Просвещение, 1972.
2. Баранов, В. Д. Мир культурных растений / В. Д. Баранов, Г. В. Устименко. – М. : Мысль, 1994.
3. Биологический энциклопедический словарь / гл. ред. М. С. Гиляров. – М. : Сов. энциклопедия, 1989.
4. Биология. 5 класс : рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику Т. С. Суховой, В. И. Строганова / авт.-сост. Г. В. Парфенюк, Е. А. Стручков. – Волгоград : Учитель, 2016.
5. Биология. 6 класс : рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику Т. С. Суховой, В. И. Строганова / авт.-сост. Л. П. Пополитова. – Волгоград : Учитель, 2016.
6. Величко, И. М. Когда и как возникли растения / И. М. Величко. – Киев : Наук. думка, 1989.
7. Вент, Ф. В. В мире растений / Ф. В. Вент. – М. : Мир, 1972.
8. Генкель, П. А. Физиология растений / П. А. Генкель. – М. : Просвещение, 1985.
9. Головкин, Б. Н. О чем говорят названия растений / Б. Н. Головкин. – М. : Колос, 1992.
10. Головкин, Б. Н. Рассказы о растениях-переселенцах / Б. Н. Головкин. – М. : Просвещение, 1984.
11. Гринкевич, Н. И. Легенды и быль о лекарственных растениях / Н. И. Гринкевич, А. А. Сорокина. – М. : Наука, 1988.
12. Даддингтон, К. Эволюционная ботаника / К. Даддингтон. – М. : Мир, 1972.
13. Дудченко, Л. Г. Плодовые и ягодные растения-целители / Л. Г. Дудченко, В. В. Кривенко. – Киев : Наук. думка, 1987.
14. Жизнь растений : в 6 т. / гл. ред. А. А. Федоров. – М. : Просвещение, 1974–1982.
15. Книга для чтения по охране природы / сост. А. Н. Захлебный. – М. : Просвещение, 1986.
16. Красная книга РСФСР. Растения. – М. : Росагропромиздат, 1988.
17. Овчинников, Н. Н. Секреты зерновых : кн. для внеклассн. чтения учащихся 5–6 кл. / Н. Н. Овчинников, Н. М. Шиханова. – М. : Просвещение, 1984.
18. Онегов, А. Школа юннатов / А. Онегов. – М. : Детская литература, 1986.
19. Пасечник, В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс : учеб. / В. В. Пасечник. – 5-е изд., стер. – М. : Дрофа, 2016.
20. Петров, В. В. Из жизни зеленого мира / В. В. Петров. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 1980.
21. Рабочие программы. Биология. 5–9 классы : учеб.-метод. посо-бие / сост. Г. М. Пальдева. – М. : Дрофа, 2014.
22. Рейвн, П. Современная ботаника : в 2 т. / П. Рейвн, Р. Эверт, С. В. Айхорн. – М. : Мир, 1989.
23. Рылов, Г. П. Путешествие за сортом / Г. П. Рылов, И. В. Стеркин. – М. : Агропромиздат, 1987.
24. Свиридонов, Г. М. Лесной огород / Г. М. Свиридонов. – М. : Молодая гвардия, 1984.
25. Смирнов, А. Мир растений / А. Смирнов. – М. : Молодая гвардия, 1981.
26. Терлецкий, В. К. Декоративные растения / В. К. Терлецкий. – М. : Знание, 1991.
27. Тульчинская, В. П. Растения против микробов / В. П. Тульчинская, Н. Г. Юргелайтис. – Киев : Урожай, 1987.
Урок 1. Биология – наука о живой природе
Урок 1
Биология – наука о живой природе
Задачи: раскрыть сущность курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»; познакомить обучающихся с многообразием растительного мира; показать широкое распространение растений на Земле, их значение в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности; объяснить необходимость бережного отношения к растениям, природе; познакомить с учебником; формировать навыки работы с учебником, эстетическое отношение к учебным пособиям.
Оборудование: комнатные растения, гербарный материал известных обучающимся растений, распространенных в данном регионе; муляжи корнеплодов, овощей, плодов (или натуральные объекты), открытки с изображением растений из Красной книги, букет осенних цветов.
Планируемые результаты обучения
Предметные:
Обучающиеся знают:
– о многообразии живой природы;
– роли растений в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности;
– правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.
Обучающиеся умеют:
– определять понятие биология;
– соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
Метапредметные: умеют работать с разными источниками биологической информации, находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; различают объем и содержание понятий.
Личностные: проявляют познавательный интерес и мотивы, направленные на изучение живой природы, чувство гордости за российскую биологическую науку, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; владеют интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).
Сценарий урока
Non enim paranda nobis solum, sed fruenda sapientia est.
Ведь нужно не только овладеть мудростью,
но и уметь пользоваться ею.
Цицерон «О высшем благе и высшем зле»
I. Организационный момент.
1. Сообщить тему урока, цель. Записать на доске план урока и предложить ученикам сделать соответствующие записи в своих тетрадях.
2. Познакомить обучающихся с правилами поведения в кабинете биологии; инструкциями по технике безопасного поведения на рабочем месте, во время проведения лабораторных работ, на учебно-опытном участке, во время экскурсий.
3. Объяснить правила работы с учебником. Если позволяет время, прочитать инструкцию «Как работать с учебником» (на с. 3 учебника). Объяснить наиболее важные положения инструкции. Конкретизировать требования к обучающимся при изучении курса биологии.
ПЛАН
1. Биология – наука о живой природе.
2. Что изучает данный курс биологии.
3. Возникновение ботаники.
4. Роль растений в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.
5. Значение биологии.
II. Изучение нового материала.
Изучение разнообразия растений как составной части живой природы проводится с опорой на знания из курса природоведения.
– Как можно отличить растения от других живых организмов?
Если ученики затрудняются, следует подвести их к правильному ответу: предложить детям назвать известные им растения; указать, где они растут, какое имеют строение. Используя наглядные пособия, дополнить ответы обучающихся, помочь сделать вывод о разнообразии растений.
– Сколько разных растений окружает нас! И у каждого – свое название. Послушайте стихотворение.
Что значат названья – ежа и тимьян,
Дубровка, кукушкины слезки, дурман?
Тем лечат любовь, этим – сон и живот,
А этот – на рану, и все заживет…
Урок 3. Экскурсия «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»
Урок 3
Экскурсия «Многообразие живых организмов,
осенние явления в жизни растений и животных»
Задачи: учить проводить фенологические наблюдения, выделять сезонные изменения в природе, жизни растений, наблюдать связь растений и животных с окружающей средой; показать многообразие растений и животных; воспитывать бережное, ответственное отношение к природе.
Планируемые результаты обучения
Предметные:
Обучающиеся знают:
– о многообразии живой природы;
– правила техники безопасности при проведении наблюдений.
Обучающиеся умеют:
– соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений.
Метапредметные: анализируют и оценивают информацию, преобразуют информацию из одной формы в другую; владеют умениями адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; различают объем и содержание понятий; проявляют способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; анализируют и сравнивают изучаемые объекты; осуществляют описание изучаемого объекта; определяют отношения объекта с другими объектами, существенные признаки объекта; анализируют результаты наблюдений и делают выводы; под руководством учителя оформляют отчет, включающий описание эксперимента, его результаты, выводы.
Личностные: знают основные принципы и правила поведения в природе; проявляют познавательный интерес и мотивы, направленные на изучение живой природы, эстетическое отношение к живым объектам; владеют интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).
Сценарий урока
I. Организационный момент. Инструктаж по технике безопасного поведения в природе.
1. В беседе о цели экскурсии выделить учебно-познавательную задачу этого мероприятия, отличие экскурсии от прогулки и прочих выходов в природу.
2. Акцентировать внимание на особо опасных точках маршрута (переход через проезжую часть дороги, перекресток, берег реки, обрыв, лес, заросли кустарника и т. д.).
II. Содержание экскурсии.
1. Знакомство с местными видами растений и животных.
Выделить особенности строения, окраски животных и растений. Выяснить, как эти особенности помогают приспособиться к условиям жизни. Рассмотреть многообразие форм и расцветки плодов и семян. Отметить особенности поведения животных.
2. Выполнение заданий.
Во время движения по маршруту использовать каждую минуту для развития воображения детей. Чтобы не терять время в пути, можно дать обучающимся задания:
– по дороге собрать листья разных цветов, оттенков (зимой они являются ценным материалом для изготовления мозаик, панно, поделок из природного материала);
– найти самые старые и самые молодые растения;
– предложить посчитать голубей (ворон, воробьев и пр.).
3. Тренировка органов чувств.
Прежде чем обучающиеся начнут понимать, что окружает их в природе, они должны натренировать свои органы чувств: научиться видеть сходство и различие предметов, форму и цвет; слышать и слушать.
Эффективный способ научить детей успокаиваться и молчать – попросить сосчитать про себя до 20, 30; на несколько секунд задержать дыхание.
Можно предложить послушать: как шумит ветер; какие поют птицы; как шумят под порывом ветра хвойные деревья и шелестят лиственные.
4. Игры с листьями.
– Соберите несколько разных листьев и рассортируйте их. Найдите похожие:
• по размерам (найти самый большой лист и самый маленький);
• по цвету (найти другие оттенки);
• по форме;
• по рисунку края;
• на ощупь (гладкие, пушистые, шершавые, колючие).
Урок 4. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого
Урок 4
Разнообразие живой природы.
Царства живых организмов.
Отличительные признаки живого
Задачи: способствовать формированию представлений о свойствах живых организмов, отличных от тел неживой природы, навыков поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию познавательной и творческой активности.
Оборудование: медиапроектор, ПК, слайды с изображением общих свойств живого, наследственности и изменчивости; ребус; семейные фотографии детей.
Планируемые результаты обучения
Предметные:
Обучающиеся знают:
– свойства живых организмов.
Обучающиеся умеют:
– отличать свойства живых организмов от тел неживой природы;
– самостоятельно выделять и формулировать цель опыта;
– вести дневник наблюдения;
– находить информацию.
Метапредметные: владеют умениями понимать учебную задачу урока, обобщать понятия, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником, ставить опыты самостоятельно.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; проявляют эстетическую культуру (аккуратно ведут дневник наблюдения).
Сценарий урока
I. Организация начала урока.
Организовать эмоциональную, психологическую и мотивационную подготовку обучающихся к усвоению изучаемого материала.
Вступительное слово.
– Мы знаем, что природа состоит из тел живой и неживой природы (педагог демонстрирует слайд со схемой «Тела природы – живые и неживые»).
– Приведите примеры тел неживой природы.
– Что между ними общего?
– Оглянитесь вокруг, и вы увидите множество тел живой природы. Приведите примеры.
II. Изучение нового материала.
1. Беседа по вопросам.
– Как называются все тела живой природы, вы узнаете, отгадав ребус:
(организм.)
– Итак, все тела живой природы называются организмами.
– Но посмотрите, какие они разные. Все многообразие живых организмов объединяют в царства Бактерии, Грибы, Растения и Животные (показывает слайд). Почему же все они относятся к большой группе организмов? Найти ответ на этот непростой вопрос – цель нашего урока.
– Эти живые организмы обладают общими, характерными для всего живого свойствами. Как вы думаете, какими? Как отличить живое от неживого?
– Назовите признаки, по которым тела природы можно отнести к живым организмам. (Обучающиеся называют признаки живого, на экране появляются названия этих признаков.)
2. Беседа по вопросам.
– Еще одно свойство живых организмов – это наследственность.
– Как вы понимаете это слово? (Демонстрирует слайды с изображением этого признака.)
– Конечно, никого не удивляет, что у крольчихи появляются крольчата, а у собаки – щенки, из зернышка пшеницы вырастает новый колосок пшеницы и т. д. Благодаря этому свойству на нашей планете обитают самые разные животные и растения, которые в своем потомстве закрепляют признаки и свойства предыдущих поколений (показывает слайд с определением наследственности.)
– Однако, несмотря на большое сходство, потомки одних родителей могут приобретать признаки и свойства, отличающие их как от родителей, так и от других потомков (показывает слайды с изображением изменчивости).
3. Просмотр семейных фотографий.
– Рассмотрите ваши семейные фотографии. Вы похожи на своих мам и пап? А может, больше на дедушек и бабушек?
Это еще одно свойство живых организмов – изменчивость (демонстрирует слайд с определением изменчивости).
III. Итог урока.
Урок 7. Повторение по теме «Отличительные признаки живого»
Урок 7
Повторение по теме
«Отличительные признаки живого»
Задачи: систематизировать, обобщить и расширить знания о живой и неживой природе, происходящих в ней явлениях.
Оборудование: дидактический материал, карточки с заданиями, фишки-«умники», карточки со словами «да» – «нет».
Планируемые результаты обучения
Предметные:
Обучающиеся умеют:
– применять знания о живой и неживой природе, физических и химических явлениях в новой ситуации для решения практических задач;
– принимать коллективное решение в процессе совместной деятельности;
– оценивать уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме;
– устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы;
– наблюдать, фиксировать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов.
Метапредметные: регулируют учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей природы; извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, интернета) об особенностях физических и химических явлений в природе и обсуждают полученные сведения; соблюдают нормы информационной избирательности, этики и этикета, правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе.
Личностные: проявляют этические чувства, самостоятельность, любовь к своей стране и чувство ответственности за сохранение природы; в сфере социально-нравственных представлений осваивают социальную роль ученика, воспринимают образование как личностную ценность, дают адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм.
Сценарий урока
1. Конкурс капитанов «Верите ли вы, что…?».
Вопросы:
1. Вода и минеральные соли содержатся только в неживой природе. (Нет, и в живой природе.)
2. Движение – это признак, по которому можно отличить живое от неживого. (Нет.)
3. Частицы, из которых состоят молекулы, называются атомами. (Да.)
4. Испарение происходит только в неживой природе. (Нет, и в живой природе.)
5. Крахмал во рту превращается в сахар. (Да, образуется сахаристое вещество мальтоза.)
6. Кисломолочные продукты – результат химических реакций с участием живых организмов. (Да.)
7. Скорость химических реакций не зависит от температуры исходных веществ. (Нет.)
8. При изменении условий химической реакции она может остановиться. (Да.)
9. Витамины не могут образовываться в организме человека и животных. (Нет, могут, например витамин D.)
10. Летучие мыши и дельфины общаются с помощью ультразвуков. (Да.)
11. Настой из корней хрена применяется при обработке гнойных ран. (Да.)
12. Обугливание кусочка сахара в огне – это процесс только физический. (Нет, это и химический процесс.)
13. Чистые волосы рассыпаются, так как имеют одинаковые заряды. (Да.)
14. Человек может слышать все звуки окружающей природы. (Нет, не слышит ультразвук.)
15. При дыхании в нашем организме вещества окисляются и выделяется энергия. (Да.)
2. Конкурс «Подсказка».
1. Они есть не у всех живых организмов.
2. Но даже если их нет, то животные реагируют на этот жизненно важный раздражитель.
3. У человека они могут быть голубыми, карими, серыми, зелеными. (Глаза.)
1. Этот орган чувств тоже воспринимает физические явления.
2. У человека он на голове, а у кузнечика – на ногах.
3. Только у зверей и человека есть раковина, воспринимающая эти физические явления. (Орган слуха.)
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом