Справочник старшего воспитателя. Программа для установки через Интернет

Есть на складе
99 руб.
-10%
89,10 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-930
Авторы-составители Гладышева Н. Н., Комардина Т. В., Кочетова Н. А., Шапошникова С. В.
Издательство Учитель, 2022
Серия Методический портфель ДОО
Электронная версия скачать
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
В электронном пособии "Справочник старшего воспитателя" серии "Методический портфель ДОО" представлены практико-ориентированные материалы, охватывающие различные аспекты деятельности старшего воспитателя: нормативно-правовое и документационное обеспечение, методический инструментарий, организация и эффективное функционирование методического кабинета, которые позволят обеспечить деятельность педагогического коллектива в соответствии с требованиями ФГОС ДО, повысить профессиональное мастерство и развить творческий потенциал педагогов, достичь оптимальных результатов воспитания, обучения и развития детей.
Пособие предназначено старшим воспитателям, заместителям заведующего по воспитательной и методической работе, руководителям МО старших воспитателей ДОО; рекомендован специалистам дошкольной педагогики.

Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.

С этим товаром покупают

Примеры документов

Актуальность и иформация о содержании электронного пособия

Актуальность и иформация о содержании электронного пособия

Плохой хозяин растит сорняк,

Хороший выращивает рис.

Умный культивирует почву,

Дальновидный воспитывает работника.

И. Иманцуми


Методическую деятельность обычно определяют как деятельность по обобщению и распространению педагогического опыта. В дошкольной образовательной организации методическую работу осуществляет старший воспитатель (заместитель заведующего по воспитательной и методической работе). Это специалист, готовый работать в инновационном режиме и умеющий организовать экспериментальную работу в образовательной организации, владеющий новыми информационными технологиями; эксперт-аналитик, отвечающий за организацию и контроль педагогического процесса, координацию деятельности всех специалистов дошкольной организации.

В настоящее время к старшим воспитателям предъявляются особенно высокие требования. Это касается не только уровня их профессиональной компетенции, но и личностных качеств. От того, насколько старший воспитатель профессионально компетентен в педагогике, психологии, методиках работы с детьми дошкольного возраста, будет зависеть качество работы всего коллектива.

Задача методической деятельности заключается в создании такой среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал каждого педагога и всего педагогического коллектива.

Опыт показывает, что большинству педагогов, особенно начинающих, всегда необходима помощь – со стороны более опытных коллег, руководителей, старших воспитателей ДОО, со стороны профессионального методического сообщества. В настоящее время эта потребность многократно усилилась в связи с переходом на вариативную систему образования. Педагогам стали необходимы специальная дополнительная подготовка и постоянная методическая поддержка, чтобы грамотно планировать, организовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО, учитывая многообразие их интересов и возможностей.

Методическая работа в дошкольной организации – комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приемам работы с детьми.

Для эффективности педагогического процесса необходим постоянный поиск новых, более результативных, методов воспитания и обучения, при помощи которых происходит передача детям содержания образования. Именно методической деятельности отводится главенствующая роль в создании и внедрении в практику наиболее эффективных методов образования дошкольников.

В настоящее время необходима модернизация методической работы каждой дошкольной образовательной организации. И здесь есть как общее, так и специфическое.

К общему относят выстраивание системы методической работы в трех плоскостях.

1. По отношению к конкретному педагогу, где главной задачей является формирование индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности, соответствующей профессиональному стандарту педагога.

Старший воспитатель должен уметь работать с детьми и учить этому педагогов. Он должен уметь показать тот или иной прием, на практике объяснить методику, при необходимости активно включиться в педагогический процесс, скорректировать работу педагогов.

Методическая работа в детском саду должна быть нацелена на обогащение знаний педагога, развитие у него мотиваций к творческой деятельности, педагогической техники, исполнительского искусства.

2. По отношению к педагогическому коллективу детского сада методическая работа решает задачи формирования коллектива единомышленников. Она направлена на формирование педагогического кредо, традиций коллектива, на организацию диагностики и самодиагностики, контроль и анализ образовательной деятельности, на выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта.

Руководитель дошкольной образовательной организации и старший воспитатель должны работать слаженно, предъявлять единые требования к членам педагогического коллектива. Умения наладить контакт с педагогами и руководителем, выработать свой стиль общения с коллективом с учетом особенностей психологического климата в ДОО – необходимое условие для организации эффективной работы старшего воспитателя.

3. Методическая работа в детском саду строится применительно к общей системе непрерывного образования, что предполагает творческое осмысление нормативно-правовых документов, внедрение достижений науки и передовой практики.


Квалификационная характеристика

Квалификационная характеристика

Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» утвержден новый раздел – «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, включающий три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации».

В разделе «Должностные обязанности» содержится перечень основных трудовых функций, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию по должности.

В разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.

В разделе «Требования к квалификации» определены необходимые для выполнения должностных обязанностей уровень профессиональной подготовки работника, удостоверяемый документами об образовании, а также требования к стажу работы воспитателя (включая старшего):

Должностные обязанности.

1) Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания. Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат в коллективе.

2) Содействует получению дополнительного образования воспитанниками через систему кружков. Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием воспитанников, в том числе с помощью электронных форм. Участвует в разработке плана (программы воспитательной работы в ДОО), ведет активную пропаганду здорового образа жизни; работает в тесном контакте с воспитателями, педагогом-психологом, другими педагогическими работниками, родителями (лицами, их заменяющими) воспитанников.

3) Участвует в работе педагогических, методических советов, а также в методической работе в других формах, в проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в оказании методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности. Осуществляет координацию деятельности воспитателей, педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательного учреждения. Оказывает методическую помощь воспитателям, способствует обобщению передового педагогического опыта, повышению квалификации воспитателей, развитию их творческих инициатив.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; педагогику; детскую, возрастную и социальную психологию; психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену; методы и формы мониторинга деятельности обучающихся, воспитанников; педагогическую этику; методы и формы мониторинга деятельности обучающихся, воспитанников; педагогическую этику; теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся, воспитанников; методы управления образовательными системами, формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой); современные педагогические технологии продуктивного, дефференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактику и разрешение; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднепрофессиональное образование и дополнительная профессиональная подготовка по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Для старшего воспитателя – высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж работы в должности воспитателя не менее двух лет.


Профессиональный стандарт педагога

Профессиональный стандарт педагога

Впервые в российском образовании разработан и утверждён профессиональный стандарт педагога (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н г. Москва «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"». Зарегистрирован в Минюсте РФ 6 декабря 2013 г. Регистрационный № 30550). В соответствии с приказом (от 18.10.2013 г. № 544н) профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года*.

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» установлено, что в функции педагога входят:

– разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы;

– осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;

– участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;

– планирование и проведение учебных занятий;

– систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению;

– организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися;

– формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями;

– формирование мотивации к обучению;

Возможные наименования должностей по данной профессии: «учитель», «воспитатель».

Требования к образованию и обучению – высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Требования к опыту практической работы не предъявляются**.


Должностная инструкция старшего воспитателя (примерная)

Должностная инструкция старшего воспитателя
(примерная)*

1. Общие положения.

1.1. Старший воспитатель относится к категории специалистов и является педагогическим работником.

1.2. Старший воспитатель назначается и освобождается от должности заведующим ДОО в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

1.3. Старший воспитатель подчиняется заведующему ДОО и заместителю заведующего по воспитательной и методической работе.

1.4. На должность старшего воспитателя назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж работы в должности воспитателя не менее двух лет.

1.5. В своей деятельности старший воспитатель руководствуется законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, приказами и распоряжениями органов, осуществляющих управление в сфере образования, Уставом ДОО, коллективным договором, локальными нормативными актами ДОО.

1.6. Старший воспитатель должен знать:

• приоритетные направления развития образовательной системы РФ;

• законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

• Конвенцию о правах ребенка;

• педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию;

• психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей, возрастную физиологию, методы и формы мониторинга деятельности воспитанников, педагогическую этику;

• теорию и методику воспитательной работы;

• методы управления образовательными системами, формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);

• современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода, методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (заменяющими их лицами), коллегами по работе;

• технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактику и разрешение;

• основы экологии, экономики, социологии, трудовое законодательство;

• основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

• правила внутреннего трудового распорядка ДОО;

• правила охраны труда и пожарной безопасности.

2. Должностные обязанности.

Старший воспитатель ДОО:

2.1. Осуществляет координацию деятельности воспитателей и других педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды ДОО.

2.2. Оказывает методическую помощь воспитателям и другим педагогическим работникам, способствует обобщению передового педагогического опыта, повышению их квалификации, развитию творческих инициатив.

2.3. Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания.

2.4. Содействует созданию благоприятной микросреды и морально-психологического климата в коллективе.

2.5. Содействует получению дополнительного образования воспитанниками через систему кружков, организуемых в ДОО.

2.6. В соответствии с индивидуальными и возрастными интересами воспитанников совершенствует организацию жизнедеятельности воспитанников в ДОО.

2.7. Участвует в обеспечении соблюдения работниками ДОО прав и свобод воспитанников, норм по охране их жизни и здоровья во время образовательного процесса, выполнения правил охраны труда и пожарной безопасности.

2.8. Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием воспитанников, в том числе с помощью электронных форм.

2.9. Участвует в разработке Программы развития ДОО, Образовательной программы ДОО.

2.10. Ведет активную пропаганду здорового образа жизни.

2.11. Работает в тесном контакте с воспитателями, педагогом-психологом, другими педагогическими работниками, родителями (заменяющими их лицами) воспитанников.

2.12. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в организации родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в оказании методической и консультативной помощи родителям (заменяющим их лицам).


Памятка начинающему старшему воспитателю

Памятка начинающему старшему воспитателю

1. Учитесь искусству руководства постоянно, независимо от возраста и опыта. Систематически совершенствуйте стиль своей работы, анализируйте и устраняйте недостатки; ищите новые, более рациональные, формы и методы руководства педагогическим коллективом.

2. Авторитет старшего воспитателя определяется прежде всего его идейно-нравственной зрелостью, компетентностью и деловитостью, общей культурой, способностью показать другим пример в работе.

3. Учитесь своевременно принимать решения, в которых должны быть сформулированы конкретные цели и задачи работы коллектива, наиболее актуальные в настоящее время. Мобилизующая сила их состоит в том, в какой мере они нацелены на совершенствование образовательной деятельности ДОО, насколько отражают мысли и чувства педагогов, их опыт. Решения, направленные на достижение показных результатов в работе, расхолаживают коллектив и мешают его сплочению.

Никогда нельзя принимать решения в возбужденном состоянии, в горячке, в спешке. Это может привести к ошибкам, которые будет трудно исправить в дальнейшем.

4. Развивайте, формируйте способность привлекать к себе людей. Привлечь людей можно глубокими теоретическими и практическими знаниями психологии ребенка, доброжелательным, уважительным, ровным и справедливым отношением к людям, умением помочь им в работе.

Не бойтесь, если педагог окажется более сведущим в каком-то вопросе, радуйтесь такой опоре и поддерживайте его.

Не забывайте своевременно отмечать инициативу и достижения в работе педагогов, благодарить их в присутствии других сотрудников за хорошую работу. Человека ободряет положительная оценка его действий и огорчает, если не замечают его успехов.

5. Распределяйте поручения и задания между педагогами соответственно их опыту, способностям и квалификации. Нельзя давать поручения, явно превышающие возможности педагога. Задание должно быть в достаточной степени трудным, но выполнимым. Давая поручение, объясните его цель и смысл, чтобы воспитатель мог действовать сознательно и проявлять инициативу.

6. Разумная требовательность старшего воспитателя – это фундамент сознательной дисциплины, четкости, слаженности работы всего педагогического коллектива детского сада. Учитесь распределять обязанности, распоряжаться и контролировать, поощрять и взыскивать, опираться на силу общественного мнения коллектива.

Требовательность должна быть систематичной. Она проявляется в непримиримом отношении к низкому качеству работы, в настойчивости и твердости. Эпизодическая требовательность чревата конфликтами и не дает нужных результатов.

7. Распоряжения давайте в форме поручений и просьб, не подчеркивая своей власти. Они должны быть предельно четкими и ясными. Изложите требования к качеству работы, ее объему и сроку исполнения. Заботьтесь о том, чтобы ваши требования получили поддержку в коллективе. Это важнейшее условие воспитания у сотрудников взаимной требовательности и дисциплины.

8. Предъявляйте требования к качеству работы педагога с учетом его возможностей. Непосильные требования вызывают протест, портят людям настроение. Дисциплинарные требования должны быть одинаковы ко всем. Для этого нужно хорошо знать педагогический коллектив своей образовательной организации, его сильные и слабые стороны. Следите, чтобы общественные поручения равномерно распределялись между членами коллектива.

9. Главный путь познания педагога – наблюдение и анализ его деятельности. Оценивайте людей исключительно по их делам. Недопустимо судить о человеке, доверившись непроверенным слухам.

Старайтесь увидеть положительные стороны в работе каждого воспитателя, даже самого неопытного. Одобрение, доброе слово – наиболее действенное средство мобилизации трудовых усилий педагогов, поддержания их творческого настроения.

Успехи педагогов отмечайте в присутствии коллег, а замечания, как правило, лучше делать наедине. Публичная критика недостатков целесообразна тогда, когда педагог не прислушивается к замечаниям и упорствует в своих ошибках.

10. Никогда не теряйте самообладания. Невыдержанность, крикливость – свидетельство низкой культуры, признак слабости, а не силы.

11. Учитесь правильно реагировать на критику. Услышав о себе нелестное мнение, терпеливо опровергайте его делами. Стремление дискредитировать критически настроенных лиц лишь накаляет атмосферу и подрывает авторитет руководителя в коллективе.

Внимательно и благожелательно выслушайте замечание и любое предложение педагога, даже если оно несущественно. Иначе в другом случае он промолчит и по более серьезному поводу. Руководитель, пренебрегающий справедливыми критическими замечаниями, неизбежно противопоставляет себя коллективу и в конечном счете теряет возможность эффективно управлять.

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.