Русский язык. 2 класс: конспекты уроков. Часть I
Код | 712ф/1 |
Авторы-составители | Матвеева Е. М. |
Издательство | Учитель, 2009 |
Серия | Коррекционное обучение |
ISBN | 978-5-7057-1875-7 |
Страниц | 315 |
УДК | 372.22 |
Штрихкод | 9785705718757 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 215 x 13 (мм) |
Вес | 233 г |
Пособие адресовано учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня, может быть полезно родителям для занятий с детьми.
Подробное описание
введение
Русский язык является одним из основных предметов в специальных (коррекционных) классах общеобразовательной школы. Обучение русскому языку носит элементарно-практический характер и направлено на решение следующих основных задач:
1. Выработать достаточно прочные навыки грамотного письма.
2. Научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
3. Повысить уровень общего развития учащихся.
Специальной задачей обучения русскому языку в коррекционных классах VII вида является коррекция речи и мышления учащихся.
В процессе обучения проводится работа над устранением недостатков всех сторон речи ребенка. Не случайно в программу входит специальный раздел «Звуки и буквы», который предусматривает проведение упражнений на звуковой анализ и синтез, на дифференциацию оппозиционных фонем (с – ш, с – з, р – л, ч – ц и др.), на соотнесение звуков и их графических изображений, а также на ознакомление с некоторыми фонетическими понятиями.
Учащиеся с нарушениями в развитии с большими затруднениями усваивают сложные системы понятийных связей и легче – простые. Поэтому программа построена на основе концентрического принципа размещения материала. Концентризм программы создает условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала и возможности разъединения сложных грамматических понятий и умений на составляющие элементы и дает возможность каждый отрабатывать отдельно. В результате постепенно увеличивается число связей, лежащих в основе понятия, расширяется языковая и речевая база для отработки умений и навыков.
Фонетико-фонематические нарушения учащихся с преобладанием нарушений познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Поэтому во втором классе звукобуквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма.
Во втором классе, уже владея навыками конструирования предложений на наглядной основе, школьники осваивают умение строить предложения на заданную учителем тему или по опорному слову с привлечением собственного опыта.
На втором году обучения школьников с помощью практической работы с деформированными предложениями (лексемы даются в нужной для продуцирования форме) подводят к выводу, что слова в предложении стоят в определенном порядке. У учащихся формируются умения заканчивать предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов.
Учащиеся знакомятся с некоторыми орфографическими правилами: обозначение мягкости согласных на письме; написание прописной буквы в начале предложения, в именах, фамилиях людей, кличках животных.
В процессе практических грамматических упражнений во втором классе изучаются разряды слов – названия предметов и действий. Школьники учатся различать предмет и его название, выполнять действия по заданию учителя и называть их, ставить к словам вопросы, дифференцировать названия предметов и действий. Знакомятся с некоторыми предлогами как отдельными словами.
Во втором классе совершенствуются графические навыки учащихся. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок при списывании с рукописного и печатного текста.
В программе учитывается и слабый уровень развития навыков дифференциации как следствие нарушенного логического мышления у учащихся, испытывающих трудности в усвоении школьной программы, который особенно отчетливо проявляется на вербальном уровне. Поэтому в программе выделены темы, требующие сравнения, сопоставления сходных понятий, предметов и явлений, установление признаков общности и отличия.
В разделах программы материал группируется таким образом, чтобы дети научились разграничивать предметы, явления, понятия, имеющие ярко выраженные признаки отличия (произношение звуков и написание букв М и С и др.) При этом внимание учеников обращается прежде всего на установление тех отличительных признаков, которые присущи только данному предмету, явлению, понятию (стакан – кружка; звуки твердые и мягкие; буквы щ и ж, Ц и Щ и др.). Установление сходства и различия, дифференциация и обобщение предметов и их названий, грамматических и орфографических понятий на уроках русского языка способствуют коррекции недостатков конкретного и абстрактного мышления детей.
Надеемся, что пособие поможет педагогам в работе с детьми с нарушениями в эмоционально-волевой сфере, испытывающими трудности в обучении, развить познавательный интерес к русскому языку
Содержание
Введение 3
I четверть
Урок 1. Звуки и буквы. название предметов. выделение звуков и букв в словах. различение звуков и букв 6
Урок 2. Установление количества и последовательности звуков и букв в слове 9
Урок 3. Позиция звука в слове 12
Урок 4. Дописывание слов, подписей под картинками. Составление слов из букв разрезной азбуки 16
Урок 5. Звуковое различие слов. Предложение 19
Урок 6. Изменение смысла слова с изменением гласной (мал – мыл) и согласной букв (сок – сон) 22
Урок 7. Стечение согласных в начале слова 24
Урок 8. Сравнение пар слов, отличающихся одним звуком 28
Урок 9. Наращивание слов. Сравнение пар слов, отличающихся одним звуком и буквой 32
Урок 10. Изменение значения слова с перестановкой букв в словах 33
Урок 11. Стечение согласных в начале, середине и в конце слова. Составление предложений 37
Урок 12. Слова со стечением согласных. Составление предложений с данными словами 39
Урок 13. Сравнение пар слов типа мост – мосты 41
Урок 14. Предложение. Дополнение предложений 44
Урок 15. Составление предложений. Схема предложения 48
Урок 16. Списывание предложений с различными заданиями 51
Урок 17. Заглавная буква в начале предложения 53
Урок 18. Определение границ предложения. Составление предложений 55
Урок 19. Контрольный диктант по теме «Слова со стечением согласных. Предложение» 60
Урок 20. Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Слова со стечением согласных. Предложение» 61
Урок 21. Гласные звуки и буквы. Выделение гласных звуков и букв в словах 63
Урок 22. Буква «э» в начале слова 69
Урок 23. Составление предложений по схемам и картинкам. Выделение гласных букв в словах 73
Урок 24. Согласные звуки и буквы 75
Урок 25. Составление слов на заданную букву. Выделение согласных звуков и букв в словах 81
Урок 26. Различение гласных и согласных звуков и букв 84
Урок 27. Звонкие и глухие согласные 87
Урок 28. Парные согласные 90
Урок 29. Дифференциация «п – б» 93
Урок 30. Дифференциация «в – ф» 97
Урок 31. Дифференциация «т – д» 99
Урок 32. Изменение смысла слова с заменой согласной. Дифференциация «т – д» 102
Урок 33. Дифференциация «к – г» 105
Урок 34. Дифференциация «з – с» 108
Урок 35. Парные звонкие и глухие согласные. Дифференциация «з – с» 111
Урок 36. Дифференциация «ж – ш» 114
Урок 37. Свистящие и шипящие согласные. Дифференциация «с – ш» 117
Урок 38. Дифференциация «ж – з» 121
Урок 39. Дифференциация «з», «ш», «ж», «с» 125
Урок 40. Составление предложений по картинке и вопросам. Дифференциация шипящих и свистящих согласных 128
Урок 41. Согласная «р» 131
Урок 42. Согласная «л» 136
Урок 43. Согласные «р – л» 140
Урок 44. Контрольный диктант за i четверть 142
Урок 45. Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Звуки» 143
II четверть
Урок 1 (46). Согласная «ц» 144
Урок 2 (47). Согласная «ч» 149
Урок 3 (48). Согласная «щ» 153
Урок 4 (49). Дифференциация «ч», «щ», «ц» 156
Урок 5 (50). Дифференциация «ч», «т», «с», «ш», «ц» 159
Урок 6 (51). Твердые и мягкие согласные. Различение на слух и в произношении твердых и мягких согласных. Обозначение мягкости согласных гласными «е», «ё», «ю», «я», «и» 161
Урок 7 (52). Выделение твердых и мягких согласных в словах 168
Урок 8 (53). Сравнение произношения и написания твердых и мягких согласных 172
Урок 9 (54). Обозначение мягкости – твердости согласных буквами «и», «ы» 175
Урок 10 (55). Обозначение мягкости – твердости согласных буквами «ю», «у» 178
Урок 11 (56). Обозначение мягкости – твердости согласных буквами «я», «а» 181
Урок 12 (57). Дополнение предложений. Деление слов на слоги. Выделение в словах твердых и мягких согласных 184
Урок 13 (58). Написание твердых согласных с гласными «а», «о», «у», «ы» и мягких согласных с гласными «я», «ю», «е», «ё», «и» 187
Урок 14 (59). Диктант по теме «Твердые и мягкие согласные» 190
Урок 15 (60). Работа над ошибками 191
Урок 16 (61). Буква «ь» для обозначения мягкости согласных в конце слова 194
Урок 17 (62). Сравнение пар слов типа угол – уголь. Правило правописания слов с «ь» на конце 198
Урок 18 (63). Выделение и правописание слов с буквой «ь» на конце 201
Урок 19 (64). Тренировочные упражнения в правописании слов с буквой «ь» на конце 204
Урок 20 (65). Дополнение предложений. Выделение слов с буквой «ь» на конце 206
Урок 21 (66). Обозначение мягкости согласных буквой «ь» в конце слова 209
Урок 22 (67). Диктант по теме «Обозначение мягкости со-гласных буквой «ь» в конце слова» 213
Урок 23 (68). Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Обозначение мягкости согласных буквой «ь» в конце слова» 214
Урок 24 (69). Слова с буквами «е», «ё», «ю», «я» в начале слова и после гласной 215
Урок 25 (70). Гласная «е» в начале слова и после гласной 218
Урок 26 (71). Гласная «ё» в начале слова и после гласной 220
Урок 27 (72). Гласная «ю» в начале слова и после гласной 228
Урок 28 (73). Гласная «я» в начале слова и после гласной 233
Урок 29 (74). Тренировочные упражнения в написании слов с гласными «е», «ё», «ю», «я» в начале слова и после гласной 238
Урок 30 (75). Контрольное списывание с грамматическим заданием 240
Урок 31 (76). Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Правописание слов с «я», «ю», «е», «ё» в начале и в середине слова» 242
Урок 32 (77). Предложение. Схемы предложений. Выделение гласных «я», «е», «ё», «ю» в начале слова и после гласной 244
Урок 33 (78). Составление рассказа по опорным словам. Подготовка к диктанту за ii четверть 248
Урок 34 (79). Контрольный диктант за ii четверть 252
Урок 35 (80). Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Предложение» 253
III четверть
Урок 1 (81). Слова с буквой «и» 254
Урок 2 (82). Слова со звуком и буквой «Й» 260
Урок 3 (83). Различение слов с буквами «и – й» 271
Урок 4 (84). Перенос слова 274
Урок 5 (85). Основное правило переноса слов 281
Урок 6 (86). Перенос слова по слогам. Варианты переноса слов: корова, ко-рова 287
Урок 7 (87). Ударение. Ударный слог. Ударная гласная в двусложных словах 293
Урок 8 (88). Тренировочные упражнения в постановке ударения в словах 301
Урок 9 (89). Проверочный диктант по теме «Перенос слова. Ударение» 308
Урок 10 (90). Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Перенос слов» 309
Смотрите также
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом