Музыкальное воспитание детей в дошкольной организации. Планирование. Занятия. Развлечения. Программа для установки через Интернет
Код | СИ-953 |
Авторы-составители | Кшенникова Н. Г., Равчеева И. П., Чайка И. Г., Шубина О. В. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | Дошкольное развитие |
Электронная версия | скачать |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Диск включает разделы:
- Планирование музыкального воспитания.
- Нравственно-патриотическое воспитание средствами музыки.
- Музыкально-оздоровительная деятельность.
- Развитие творческих музыкальных способностей.
- Музыкальное развитие детей на основе народной культуры.
- Музыкальные игры.
Электронное пособие предназначено музыкальному руководителю, воспитателю, педагогу дополнительного образования ДОО, полезно студентам педагогических учебных заведений.
Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МB;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МB.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Реализация задач музыкального развития по теме «Весна»
Реализация задач музыкального развития
по теме «Весна»
Слушание музыки.
Развивать способность различать средства музыкальной выразительности в трех вариациях (пьесы одного жанра, но различные по характеру). Развивать детское восприятие за счет усвоения жанровых особенностей музыкальных произведений (песня, танец, марш). Привлекать детей к слушанию ласковой мелодии, отмечать, какими средствами выразительности подчеркивается любовь к маме (тихое звучание, легкие звуки и т. д.). Побуждать детей различать музыкальные образы в трех контрастных частях музыки. Обогащать детские представления об изобразительных возможностях музыки, ее способности отображать явления окружающей природы. Обращать внимание на ясную фразировку пьесы, динамические, регистровые и темповые изменения. Совершенствовать восприятие основных свойств звука. Развивать тембровый слух детей на осно-ве восприятия одновременного звучания пяти музыкальных инструментов, формировать динамический слух, нацеливая на различение трех динамических оттенков (очень громко, громко, тихо). Укреплять интерес к слушательской деятельности. Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру, знакомя детей с разнообразными музыкальными произведениями – инструментальными, вокальными, различными по тематике, жанрам, характеру и средствам музыкальной выразительности. Формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, чувство патриотизма через общение с музыкой определенной тематической направленности. Побуждать ребенка к сопереживанию, активизировать его чувства. Развивать музыкальную память, слуховое внимание и воображение.
Исполнительство и творчество.
Пение и песенное творчество.
Развивать выразительность пения: петь легко, весело, напевно, точно интонируя мелодию и правильно передавая ритмический рисунок. Способствовать развитию певческих умений: брать дыхание перед фразой и между фразами, четко произносить слова, самостоятельно различать музыкальное вступление, запев, припев. Закреплять умение петь без музыкального сопровождения. Развивать эмоциональную отзывчивость, звуковысотный и ритмический слух на песенных примерах классической, народной и современной музыки. Побуждать детей сравнивать свое пение с пением сверстников, прислушиваться к исполненной мелодии на фортепиано, сопоставлять различные по характеру музыкальные фразы, предложения, оценивать качество исполнения песни. Предлагать детям импровизировать окончание мелодии, начатой взрослым, односложный музыкальный ответ на вопрос педагога. Развивать чувство лада. Способствовать возникновению чувства радости в ходе коллективного пения, которое организовывает детей, располагает к совместному делу, является средством удовлетворения потребности выражать свои настроения. Обогащать через песни представления ребят об окружающей действительности, воспитывать положительное отношение ко всему прекрасному, доброму.
Музыкальное движение и двигательное творчество.
Побуждать детей передавать в развитии характерные черты игрового образа. Развивать восприятие трехчастного музыкального произведения, определяя его характер и самостоятельно выполняя соответствующие движения с атрибутами и без них. Развивать выразительность движений под музыку: двигаться легко, свободно, ориентироваться в пространстве, передавать в движении изменение характера музыки. Совершенствовать танцевальные движения: поскоки, приставной шаг, прямой галоп, мягкий пружинящий шаг, кружение в поскоке парами. Способствовать творческим проявлениям детей в музыкальном движении: придумывать свои комбинации в танцах по одному и в парах, самостоятельно подбирать способы действий игрового образа. Побуждать к самостоятельным действиям в музыкальных играх, выбирать движения в соответствии с характером музыкального произведения и текстом песни. Продолжать приобщать детей к народному музыкальному творчеству через освоение народных игр и хороводов.
Игра на детских музыкальных инструментах и инструментальное творчество.
Совершенствовать игру на металлофоне в ансамбле, умения исполнять знакомые песни, выученные на одной-двух пластинках металлофона, воспроизводить различные ритмы на ударных инструментах. Поддерживать у детей интерес к музицированию. Развивать восприятие музыки
в исполнении взрослого. Способствовать развитию звуковысотного, тембрового и динамического слуха, чувства ритма. Формировать у детей знания о музыкальных инструментах: название, характер звучания, правила пользования и хранения, приемы игры на них, расположение высоких и низких звуков и история их возникновения. Побуждать детей подбирать знакомые мелодии по слуху, проявлять фантазию в составлении ритмического аккомпанемента к танцевальной музыке, в придумывании небольших остинатных фигур.
Самостоятельная деятельность.
Актуальность, цели
Актуальность, цели
Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие (Всемирная организация здравоохранения). Здоровье детей, как зеркало, отражает социально-экономическое состояние страны, отечественной медицины, а также отношение государства к проблеме охраны материнства и детства. Поэтому оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением многих ДОО. Педагоги, медицинские работники ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Данная тема была актуальна во все времена. Так, на колонне при входе к храму Аполлона в Греции выбита надпись: «Познай себя». Эти слова были лозунгом целого философского учения, которое основывалось на воображении, что познание окружающего мира происходит через познание себя, своих возможностей и стремлений.
Известный древнегреческий мыслитель Сократ считал, что люди, которые познают себя, делают много доброго и получают численные положительные результаты. Жители Древнего Рима часто поздравляли друг друга словом «Вале!» – «Будь здоровым!».
Валеология как наука возникла не так давно. «Отцом» современной валеологии называют русского ученого И. И. Брехмана, который в 1982 году научно обосновал необходимость здравоохранения практически здоровых людей. В дошкольном учреждении валеология является интегрированной системой знаний: «Окружающий мир» (или «Мир человека»), «Природа», «Физкультура и здоровье», «Музыка и здоровье», «Изобразительное искусство и здоровье», «Математика и здоровье».
Одной из составляющих единого здоровьесберегающего пространства ДОО может быть система музыкально-валеологической работы, которая включает в себя не только вопросы физического, но и духовного здоровья. Ведь важно не только научить ребенка есть здоровую пищу и ухаживать за своим организмом. Необходимо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Принцип взаимозависимости физиологического и психического развития был реализован в трудах российских психологов П. П. Блонского, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Б. М. Теплова. Академик В. М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма. Академик П. Н. Анохин, изучая вопросы влияния мажорного или минорного лада на самочувствие, сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека. В «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду» доктор педагогических наук Н. А. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогает активизировать умственную деятельность. Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития детей. О лечебных силах музыки свидетельствуют самые древние источники. Так, Пифагор, Аристотель, Платон считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Выдающийся врач всех времен и народов Авиценна еще тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями. Музыкотерапия широко применялась в Древнем Китае в соответствии с правилами традиционной китайской медицины. В Древней Индии музыкотерапия основывалась на идее единства Вселенной и законах ритма, воздействующих на духовную сущность человека.
С XIX века началось распространение музыкотерапии в Европе. В наши дни врачи все чаще обращаются к «приятному» лекарству, через подсознание активизируя внутренние силы человека в борьбе с недугом. Так, в работе С. В. Шушарджана «Физиологические особенности воздействия вокалотерапии на организм человека» показано, что при регулярных занятиях вокалом происходит согласование ритмов организма с ритмами окружающей среды. Кроме того, вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло. Выражение «чарующий голос» очень актуально в настоящее время, так как умение выразительно произносить слова стало настоящим искусством подчинения людей своей воле, создания определенного имиджа, что чрезвычайно важно для политика, руководителя и любого человека, кому необходима коммуникабельность.
Н. М. Гринева в своих трудах пришла к выводу: мелодичная музыка при ее прослушивании создает седативный эффект; музыка ритмичная, энергичная, с умеренным темпом и динамикой является тонизирующей при восстановительной сосудистой терапии, в том числе при нарушении мозгового кровообращения.
Музыка влияет на сенсорные и когнитивные процессы: память, внимание, восприятие. Это доказано в работах Л. П. Новицкой, А. Я. Дормана, Г. А. Березиной.
Образовательные задачи
Образовательные задачи
Образовательные задачи:
• Формировать начала музыкальной культуры.
• Развивать звуковую культуру речи воспитанников, связную речь и ее грамматический строй.
• Совершенствовать практическое употребление речи детей в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
• Создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.
Воспитательные задачи:
• Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе.
• Развивать у детей позитивную оценку действительности, взглядов, вкусов, идеалов.
• Воспитывать и развивать детей с учетом ярко выраженных индивидуальных психофизических особенностей, проявлений одаренности в музыкальной деятельности в ДОО и учреждениях культуры города.
• Воспитывать уважительное отношение к культуре страны, народа, родного города; создавать положительную основу для воспитания патриотических чувств.
Оздоровительные задачи:
• Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
• Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
• Повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
• Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.
Доступность – система музыкально-оздоровительной работы может быть использована в образовательном процессе дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования.
Результативность – снижение показателей заболевания верхних дыхательных путей у детей; повышение показателей физического развития и развития дыхательной системы детей. Улучшение двигательных навыков и качеств (пластичность, координация, ориентирование в пространстве); совершенствование вокальных навыков и умений.
Музыкально-валеологическое воспитание дошкольников основано на следующих принципах:
• Принцип научности: опора только на научно обоснованные методики.
• Принцип реалистичности и доступности.
• Принцип занимательности: все интересно, всем весело.
• Системный подход – то есть воспитание осуществляется не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, психофизическим формированием уровня развития ребенка.
• Принцип «Не навреди» – использование в музыкально-валеологической работе только безопасных приемов оздоровления, по рекомендации и под наблюдением врача-педиатра и с согласия родителей. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу, не работать с душой и нравственностью.
• Принцип гуманизма. В музыкально-валеологическом воспитании признается самоценность личности ребенка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.
• Принцип альтруизма. Предусматривает потребность делиться освоенными ценностями музыкально-валеологической культуры: «Научился сам – научи друга».
• Принцип меры: для здоровья хорошо то, что в меру.
Музыкально-валеологическая работа осуществляется в нескольких направлениях:
• в образовательном процессе дошкольного учреждения – непосредственно образовательная деятельность, музыкально-физкультурные досуги и развлечения;
• в процессе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей (совместные оздоровительные мероприятия; консультации; семинары-практикумы);
• в процессе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения со школой (со-вместные тематические праздники и досуги).
Реализация задач музыкального развития по теме «Осень»
Реализация задач музыкального развития
по теме «Осень»
Слушание музыки.
Побуждать детей различать эмоциональное содержание произведений, их характер, настроение (Что выражает музыка?); различать характер песен об осени: грустный печальный, спокойный, светлый, радостный веселый. Обогащать представления детей о характере музыки (веселый – спокойный – грустный). Нацеливать детей на различение смены настроения в песне: настроение запева, настроение припева. Отмечать настроение вступления (чередование минора и мажора.). Рассказывать, о чем поется в песне. Развивать представления детей о танцевальных жанрах, умение различать плясовую, польку, вальс. Знакомить детей с произведениями, передающими довольно широкий объем переживаний. Развивать эмоциональную отзывчивость. Обогащать детские представления об окружающем. Развивать чувство патриотизма на тематических музыкальных примерах. Расширять музыкальный кругозор детей в процессе слушания вокальной и инструментальной музыки. Закреплять понятие терминов «музыкальная фраза», «вступление», «заключение» и умение пользоваться ими в слушательской и исполнительской деятельности. Формировать понятие о том, кто создает музыку: народ, композиторы. Знакомить с именами композиторов, произведения которых слушают дети. Воспитывать уважение к творчеству композиторов-классиков: М. И. Глинки, П. И. Чайковского, А.-Л. Вивальди, Н. А. Римского-Корсакова и др. Развивать умения слушать вокальную и инструментальную музыку, различать звучание фортепиано, скрипки, аккордеона, хоровое пение взрослых, узнавать знакомые произведения, накапливать запас любимых пьес. Поддерживать желание слушать музыкальные произведения и высказываться о них.
Исполнительство и творчество.
Пение и песенное творчество.
Формировать звуковысотное восприятие: различать интервалы от октавы до примы, звуки мажорного трезвучия, последовательность из трех, четырех, пяти ступеней лада, идущих вверх и вниз. Развивать выразительность пения: не спеша, чуть грустно и нежно; протяжно, напевно, легко, отрывисто, постепенно замедляя и ускоряя темп. Побуждать петь песни с вдохновением, передавая свое отношение к особенностям осенней природы. Способствовать развитию певческих умений: самостоятельно начинать пение после музыкального вступления, брать дыхание перед фразой и между фразами, правильно передавать ритмический рисунок, четко проговаривая слова, смягчая окончания. Расширять певческий диапазон. Побуждать детей петь индивидуально и всей группой, сохраняя слитность пения и правильную осанку. Расширять представления детей об окружающей действительности на основе тематического песенного материала. Знакомить детей с авторами, создающими песни: народом и композиторами. Побуждать детей импровизировать простейшие мелодии на заданный текст в характере марша, колыбельной, польки, используя в случае затруднения образец педагога.
Музыкальное движение и двигательное творчество.
Развивать согласованность движений: двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки; различать и точно передавать в движении начало и окончание музыкальных фраз, частей, всего музыкального произведения; передавать в движении простой ритмический рисунок. Формировать понятие о трех жанрах музыки: марш – танец – песня. Продолжать развитие выразительности движений под музыку: ходьба различного характера (бодрая, спокойная), легкий ритмичный бег, поскоки, боковой галоп, пружинящий шаг, освоение переменного и приставного шага. Нацеливать детей следить за осанкой, обращать внимание на подтянутость, внутреннюю собранность. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Воспитывать выдержку, настойчивость, умение организованно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Побуждать детей выразительно передавать музыкально-игровые образы, согласовывать движения с текстом песен, находить выразительные движения для составления композиции танца польки, импровизировать отдельные элементы польки. Использовать литературные произведения для усиления восприятия эмоционально-образного содержания музыки, для развития выразительности движений.
Игра на детских музыкальных инструментах и инструментальное творчество.
Совершенствовать способы и приемы звукоизвлечения на металлофоне, полученные детьми в старшей группе. Побуждать детей играть индивидуально, в ансамбле и в оркестре простейшие мелодии (использовать металлофоны, треугольники, бубны). Развивать восприятие музыки, исполняемой взрослыми. Способствовать тому, чтобы чувства, вызываемые музыкой у ребенка, приобретали социальный характер: чувство героического жанра, лирические чувства. Осваивать понятие о жанрах, структуре музыкальных произведений. Поддерживать интерес к музицированию. Использовать в инструментальной импровизации различные динамические, ритмические и темповые наигрыши.
Самостоятельная деятельность.
Здравствуй, зимушка-зима!
Здравствуй, Зимушка-Зима!
Педагогическая цель: познакомить детей с зимними приметами, загадками, пословицами, поговорками, песнями русского народа.
Целевые ориентиры: проявляет любознательность, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; склонен наблюдать, экспериментировать; обладает начальными знаниями о природном мире, в котором он живет, развитым воображением, которое реализуется в различных видах деятельности, прежде всего в игре.
Освоение содержания образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Средство реализации: CD «Светит месяц. Любимые мелодии», кисти, краски, листы с изображением окна.
Ход игрового занятия
Занятие проводится в музыкальном зале, где детей встречает Хозяюшка (музыкальный руководитель).
Хозяюшка. Здравствуйте, детушки дорогие! Проходите, рассаживайтесь поудобнее. Отгадайте загадку:
Запорошила дорожки, разукрасила окошки,
Радость детям подарила и на санках прокатила.
Кто это? (Зима.)
Хозяюшка беседует с детьми об особенностях зимы, проговаривает пословицы и поговорки.
В зимний холод всякий молод.
Зимой солнце сквозь слезы улыбается.
– Дети, а кто помнит, как звали да закликали зиму?
Дети вместе с Хозяюшкой исполняют закличку:
– Зимушка-зима, что ты нам принесла?
– Глубокие снега, святые вечера,
Рождество, Колядку, день с курину пятку!
Хозяюшка. Молодцы! А теперь слушайте следующую загадку:
• Без досок, без топоров через речку мост готов. (Лед.)
– Только в начале зимы мороз не сильный, он не лютует. Не успел еще сковать реки и озера толстым льдом.
Исполняется русская народная песня «Как на тоненький ледок…».
Хозяюшка. А кто же на окнах нам рисует узоры? (Мороз.) Правильно, мороз.
Невидимкой осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
– Я вам, ребята, предлагаю сейчас тоже стать художниками и нарисовать свои узоры на окне.
Дети проходят к столам, на которых лежат заранее приготовленные кисти, краски, листы с изображением окна, и создают свои узоры.
Хозяюшка (хвалит детей). А еще узоры можно создать с помощью движений. Какие хороводные движения нам с вами могут помочь? («Змейка», «восьмерка», «капустка» и т. д.)
Звучит мелодия «Русские узоры», обр. В. Темнова, В. Колобкова в исполнении ансамбля «Березка». Хозяюшка вместе с детьми «рисуют» хороводные узоры, выполняя танцевальные движения. Хозяйка прощается с детьми.
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом