Инновационные формы взаимодействия ДОО с семьей. Родительские собрания, конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом. Программа для установки через Интернет
Код | СИ-952 |
Авторы-составители | Ветохина А. Я., Кудрявцева Е. А., Сертакова Н. М. и др. |
Издательство | Учитель, 2022 |
Серия | В помощь педагогу ДОО |
Электронная версия | скачать |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
В пособие вошли материалы, содержащие разнообразные формы активизации воспитательных возможностей педагогов и родителей в условиях введения федеральных государственных стандартов дошкольного образования.
Предложенные рекомендации помогут педагогам по-новому взглянуть на родительские собрания, познакомиться с инновационными формами взаимодействия с семьями воспитанников.
Электронное пособие содержит сценарии родительских собраний, деловых встреч педагогов и родителей, круглых столов, практикумов, дискуссий, описаны методы и способы получения обратной связи от участников, что в комплексе поможет воспитателям и специалистам провести собрания-встречи с родителями, имеющими детей разного возраста, на высоком уровне, а так же расширить грани родительско-педагогического взаимодействия во благо ребенка.
Электронное пособие предназначено руководителям, методистам, специалистам ДОО; полезно родителям; рекомендовано студентам педагогических вузов и колледжей, учителям начальной школы.
Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МB;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МB.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Умение трудиться (родительское собрание)
УМЕНИЕ ТРУДИТЬСЯ
(родительское собрание)
Предварительная работа: анкетирование, опрос учащихся, составление памятки родителям.
I. Анкета для родителей.
1. В чем, на Ваш взгляд, заключается готовность ребенка к школе? (Нужное подчеркнуть.)
– Умение читать и писать;
– умение считать;
– умение логически мыслить;
– психологическая готовность;
– ответственность и самостоятельность;
– умение общаться в коллективе сверстников и со взрослыми.
2. Какую помощь может оказать Вашему ребенку детский сад?
3. В чем Вы видите свою роль в подготовке детей к школе?
4. Рассказываете ли Вы ребенку о своей работе?
Да, нет, иногда. (Нужное подчеркнуть.)
5. В какой работе вместе со взрослыми участвует Ваш ребенок?
Систематически ___________________________________________
От случая к случаю ________________________________________
6. Есть ли у ребенка какие-либо постоянные небольшие обязанности, если да, то какие? ______________________________________________________________________________________________________
7. В чем Вы видите наибольшие затруднения: ребенок не хочет выполнять трудовые поручения; задания взрослого забывает; не доводит начатое до конца; не проявляет себя при выполнении работы; готов бросить дело при затруднении; сомневается? (Подчеркните, допишите недостающее.) _______________________________________________________
8. Как Вы думаете, является ли для ребенка трудом следующее (нужное подчеркните):
– мыть посуду;
– мастерить поделку из бумаги;
– поливать растения;
– стирать носки;
– убирать игрушки;
– строить из кубиков дом;
– вышивать;
– сервировать стол?
9. Ваши вопросы и предложения к воспитателям и администрации.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
II. Вопросы детям.
1. Нравится ли тебе трудиться или не очень? Почему?
2. Расскажи, пожалуйста, как ты трудишься дома? Что делаешь?
3. Если к тебе домой придет товарищ, который ничего не умеет делать, какой работе ты бы его научил? Почему именно этой?
4. «Ты очень хорошо потрудился!» Что это значит, как ты думаешь?
5. Если у тебя не получается какая-нибудь работа или ты устал, что будешь делать, как поступишь?
III. Памятка для родителей.
1. Давайте детям поручения, выполнение которых входит в повседневные дела семьи.
2. Предъявляйте единые и постоянные требования к труду ребенка.
3. Доступно разъясняйте детям смысл работы и ее значение для членов семьи.
4. Помогайте ребенку лишь в том случае, если он действительно нуждается в помощи.
5. Трудитесь вместе с детьми, организовывайте совместный труд детей.
6. Относитесь к детскому труду как к серьезному делу, не превращайте его в игру. В то же время используйте игровые формы организации труда, чтобы поддерживать интерес ребенка к нему.
7. Никогда не используйте труд как средство наказания.
Ход родительского собрания
1. Тест «Пирамида».
– Скоро наши дети пойдут в школу. И каждый из вас хотел бы, чтобы его ребенок был как можно лучше подготовлен к школе. А что это значит – готовность ребенка к школе?
Мы предлагаем вам небольшой тест, где вы определите основные показатели готовности ребенка к школе. Это то, что должно быть сформировано, выработано в ребенке, то, что ему будет помогать хорошо учиться в школе.
Родители разбиваются на несколько рабочих групп по 5–7 человек. Им предлагается следующее задание
В гости к бабушке и дедушке (совместный с родителями досуг)
В гости к бабушке и дедушке
(совместный с родителями досуг)
Цели и задачи: закреплять умение определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов «больше», «меньше», «столько же»; видеть разницу в размерах двух предметов по длине; различать и называть геометрические фигуры и их цвет; составлять узор из геометрических фигур согласно образцу; узнавать и называть русские народные сказки, прослушав отрывок из них; развивать творческую активность, используя сюжетно-дидактические игры; познакомить родителей с достижениями детей в освоении программных задач, привлекать их к участию в досуге; способствовать укреплению внутрисемейных отношений.
Материалы и оборудование: элементы костюмов для персонажей сказки, домик плоскостной театральный; «фотография» семьи Зайца, плоскостные изображения морковок двух размеров; ковер, геометрические фигуры, образец узора; дидактическая игра «Собери картинку»; крупный строительный материал, голубая ткань для реки; зонт; обручи-«кочки»; «гостинцы»: корзинка с капустой и морковкой, мешочки с ароматными травами, малиновое варенье; аудиозапись музыкальных фрагментов для игры «Солнышко и дождик»; аудиокассета «Звуки природы».
Организация досуга и оформление зала: в разных местах зала устроены лесные полянки: 1-я и 2-я полянки разделены «рекой»; 3-я и 4-я полянки разделены «болотом»; роли персонажей сказки исполняют родители детей.
Ход досуга
Звучит музыкальная тема из передачи «В гостях у сказки».
Ведущая. Жили-были дед да баба. Испекла как-то бабушка колобок… (В окошке домика показывается Колобок.) Румяный, красивый колобок получился. Да скучно ему одному. Решили дед с бабой гостей пригласить.
Бабушка. Покатился бы ты, колобок, в город, в детский сад.
Дедушка. Пригласил бы к нам в гости ребяток.
Ведущая. И покатился колобок по дорожке. Долго шел. Наконец, оказался он в нашем детском саду. Увидел ребятишек, обрадовался.
Колобок. Как много ребяток! Теперь мне не будет скучно, да и бабушка с дедушкой рады будут! Здравствуйте, девочки и мальчики! Не хотите ли пойти со мной в гости к бабушке и дедушке?
Ведущая. С удовольствием, колобок! Спасибо за приглашение!
Идут к 1-й полянке. Из-за дерева появляется Заяц.
Заяц. Колобок, колобок, я тебя съем!
Ведущая. Не ешь, зайка, колобка. Мы в гости к бабушке и дедушке идем.
Заяц. Хорошо, отпущу я колобка, а вы мне помогите. Собрал я морковку сладкую, вкусную, а вот хватит ли ее моей семье – не знаю. Вон у меня семья какая! (Показывает «фотографию».)
Ведущая. В этом мы тебе поможем. Ребята, как узнать, хватит ли зайчатам морковки?
Дети. Каждому зайке дать по морковке.
Дети способом наложения сравнивают количество морковок и зайчат.
Заяц. Морковки всем хватит, только зайчиха моя большая, как же мне узнать, какую ей морковку дать?
Дети. Найти самую большую, длинную морковку.
Дети сравнивают морковки по длине, находят самую длинную.
Заяц. Вот зайчиха моя обрадуется! Спасибо вам. Отпущу колобка. А бабушке и дедушке от меня гостинец передайте. Капусту да морковку для пирожков. До свидания! Счастливого пути!
Ведущая. Идем дальше. Ох, река на пути.
Колобок. Ой, я сейчас утону! Я же плавать совсем не умею!
Ведущая. Ребята, как же нам речку перейти? (Обращает внимание детей на строительный материал.) Давайте построим мост.
Дети строят мост, по которому переходят через «речку», где их встречает Волк.
Волк. Привет, ребятишки, девчонки и мальчишки. Вы идите своей дорогой, я вас не трону, а вот колобка съем.
Ведущая. Не ешь его, волк. Мы к бабушке и дедушке в гости идем.
Волк. В гости? Если поможете мне, отпущу колобка. Постирал я ковер красивый, а рисунок-то весь и стерся. Помогите мне ковер украсить, я вас и пропущу. Вот у меня и фотография моего ковра есть.
Ведущая. Из чего составлен узор на ковре? (Из геометрических фигур.) Какие геометрические фигуры здесь есть? (Круги, квадраты, треугольники.) Какого они цвета? (Красные, синие, желтые.) Давайте такой же красивый узор сделаем волку на коврике.
Дети выполняют работу по образцу.
Волк
Создание экологически воспитывающей среды (педагогический проект)
создание
экологически воспитывающей среды
(педагогический проект)
Проблема: как и где можно услышать природу?
Игровая мотивация: Во дворе мы поиграем –
Звуки природы все узнаем.
Цели: включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников, формирование единой экологически воспитывающей среды; развитие у детей умения выделять разнообразные звуки окружающего мира и передавать их с помощью речевого интонирования.
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.
Срок: кратковременный.
Задачи:
• увлечь детей красотой и своеобразием звуков зимней природы, обогатить эстетические впечатления; научить слышать звуки природы;
• развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, связную и образную речь, элементы творческого воображения;
• упражнять в умении выделять разнообразные звуки окружающего мира и природы, правильно использовать тембровую окраску голоса и речевое дыхание при их образной передаче;
• активизировать в речи детей слова: зима, мороз, снежинки, снеговик, скрип, сосульки, санки-ледянки;
• продолжать развивать общую мелкую и артикуляционную моторику, эмоционально-чувственную сферу личности ребенка как одного из компонентов экологической культуры;
• формировать у детей и родителей позитивный опыт по взаимодействию с окружающей средой.
Одежда ребенка: теплый спортивный костюм, меховая шапка, шуба, теплые носки, валенки или сапоги, варежки.
Место проведения: парк или игровая площадка во дворе.
Длительность: в течение дня.
Вариативная модель организации деятельности детей и родителей во время зимней прогулки:
• При подготовке к прогулке выполните с ребенком пальчиковую гимнастику «Мы во двор пошли гулять».
• На улице организуйте с ребенком «минуты любования зимней природой».
• Предложите выразить свое состояние и настроение в разное время зимы, проведите игру-имитацию «Мимические упражнения».
• Нацельте ребенка на задание «услышать и запомнить звуки природы» во время самостоятельной деятельности.
• Обсудите с детьми, какие еще звуки можно услышать дома, на улице, во дворе, в природе, предложите изобразить их.
• В заключение прогулки предложите ребенку игру «Снежинки» или «Снеговик» на координацию слова и движения.
• По возвращении с прогулки вспомните, какие звуки природы ребенок услышал во время игры на улице (вой ветра, пение птиц, скрип снега и полозьев санок, шарканье по ледяной дорожке, скрип деревьев при ветре и т. д.). При необходимости помощи предложите ребенку упражнение на развитие речевого дыхания и голоса «Вьюга в лесу».
• Рассмотрите с детьми иллюстрации и предложите определить, где можно услышать эти звуки (дома, на улице, во дворе, в природе).
• В вечерний период времени вспомните с ребенком дневную прогулку, наиболее запомнившиеся моменты. Для обогащения впечатлений выполните уже знакомые ребенку упражнения артикуляционной гимнастики: «Снеговики радуются снегу и морозу», «Грустные снеговики весной», «Сосулька», «Санки-ледянки», «Горка», «Саночки», «Ветер».
• Рассмотрите с детьми картинки, предложите произнести звуки, которые слышали сегодня на прогулке. Задайте детям вопросы:
– Чем отличаются звуки снега в морозную погоду от звуков снега в теплый зимний денек?
– Какие из предложенных картинок можно объединить одним звуком?
– Найди в доме предметы, с помощью чего ты смог бы изобразить услышанные сегодня звуки.
– Вспомни и произнеси другие звуки природы (это задание можно организовать в виде упражнения «Угадай, на что похож звук?»).
• Придумайте с детьми звуковую сказку по предложенному началу: «Наступила зима. Завыли частые суровые вьюги… Воробьи шустро прыгали по дорожкам и повторяли свою неизменную песенку: "Чирик-чик-чик". Синички сидели, нахохлившись, на веточках и будто старались сказать шустрым воробышкам: "Синь-синь-синь". Вдруг раздался скрип морозного снега, вдали показался маленький мальчик, он спешил к кормушке, чтобы накормить своих пернатых друзей… (Родители проговаривают текст, звуки природы произносят дети.)
• Перед сном выполните психогимнастику и пластические этюды.
Практическая деятельность
Новый стандарт изменит дошкольное образование в России (брифинг)
НОВЫЙ СТАНДАРТ ИЗМЕНИТ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ
(брифинг)
Присутствующие: родители, члены администрации детского сада, специалист отдела дошкольного образования Комитета по образованию, воспитатели.
Цели: познакомить родителей с ФГОС дошкольного образования; прививать понимание того, что стандарт должен быть основан на требованиях к образовательной, воспитательной среде дошкольного учреждения, которая обеспечивает достижение результата; дать представление родителям о новых стратегических ориентирах в развитии системы образования; ответить на интересующие вопросы родителей.
Оборудование: таблички с указанием должности и места работы выступающих, материалы по теме.
Место проведения: МБДОУ, музыкальный зал.
Время работы: 60 минут.
Ход брифинга
1. Выступление заведующей.
Дошкольное образование согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившему в силу 1 сентября 2013 г., направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Одной из основных проблем дошкольного образования является его качество, поскольку оно в значительной степени обусловливает качество последующих уровней системы образования в РФ. Вместе с тем вопрос оценки качества дошкольного образования остается открытым, так как требования к результатам дошкольного образования в настоящее время отсутствуют.
Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.
Определение качества дошкольного образования
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» дает следующее определение: «Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы».
Отметим, что закон вводит федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) и для дошкольного образования. Разработка и внедрение ФГОС дошкольного образования предусмотрены Планом мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30.12.2012 № 2620-р.
Федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». П. 6, ст. 2.
ФГОС включает в себя требования:
– к структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
– условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
– результатам освоения основных образовательных программ. Требования ФГОС являются критерием оценки состояния и развития системы дошкольного образования. Таким образом, качество дошкольного образования можно обозначить как комплексную характеристику, выражающую степень соответствия дошкольного образования федеральному государственному образовательному стандарту.
Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения
Современные подходы к организации
взаимодействия семьи и дошкольного
образовательного учреждения
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» – личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития [17].
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая «открытость внутрь» и «открытость наружу».
Придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т. д. Пример открытости демонстрирует педагог. Педагог может продемонстрировать свою открытость детям, рассказав им о чем-то своем – интересном, увиденном и пережитом в праздничные дни, инициируя тем самым у детей желание участвовать в беседе. Общаясь с родителями, педагог не скрывает, когда в чем-то сомневается, он просит совета, помощи, всячески подчеркивая уважение к опыту, знаниям, личности собеседника. Вместе с тем педагогический такт, важнейшее профессиональное качество, не позволит педагогу опуститься до панибратства, фамильярности. Личной готовностью открыть самого себя педагог «заражает» детей, родителей. Своим примером он вызывает родителей на доверительное общение, и они делятся своими тревогами, трудностями, просят помощи и предлагают свои услуги, свободно высказывают свои претензии и т. д. «Открытость детского сада внутрь» – это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, «поход» в ближайший лес, на речку, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи – чему-то научат детей.
Некоторые родители и другие члены семьи включаются в проводимую систематически образовательную, оздоровительную работу с детьми. Например, ведут кружки, студии, обучают малышей некоторым ремеслам, рукоделию, занимаются театрализованной деятельностью и т. д. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего – дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое – они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.
Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и общественного воспитания.
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом