Мониторинг физического развития детей 1-6 лет. Диагностический инструментарий. Программа для установки через Интернет
Код | СИ-740.2 |
Авторы-составители | Токаева Т. Э. |
Издательство | Учитель, 2022 |
Серия | Образовательный мониторинг |
Электронная версия | скачать |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Электронное пособие содержит комплект материалов, включающий методики определения уровня физического развития детей раннего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Пособие составлено с учетом основных требований ФГОС дошкольного образования и обеспечивает возможность освоения деятельности по всем действующим образовательным программам.
Настоящее электронное пособие предназначено методистам, педагогам дошкольных образовательных организаций; может быть полезно студентам педагогических учебных заведений, родителям.
Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Современный подход к диагностике развития ребенка как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности
Современный подход к диагностике
развития ребенка как субъекта
физкультурно-оздоровительной деятельности
Необходимость физического воспитания и развития маленьких детей, укрепление их здоровья диктуется тем, что с развитием двигательной сферы связаны особенности жизненного тонуса ребенка, энергетическое обеспечение организма и всех его систем, характер доминирующего настроения. Овладение движениями дает возможность малышу испытать «мышечную радость». Так, всеми авторами указывается на то, что кинестетические раздражения обычно связаны с положительными эмоциональными реакциями. Поэтому так важно удовлетворить потребность ребенка в движении наряду с другими биологическими потребностями (М. Ю. Кистяковская, М. М. Кольцова и др.).
У детей с 1 до 3 лет громадное значение имеет создание соответствующего эмоционального жизнерадостного состояния. Его отсутствие, по мнению Н. М. Щелованова, Н. М. Аксариной, обусловливает ретардацию роста и развития, возникновение физиологической незрелости, а в детских учреждениях служит причиной гипотрофии и госпитализма.
Как указывает в своих исследованиях И. А. Аршавский, обеспечение в раннем возрасте специфических для этого периода эмоций является немаловажным фактором для будущего полноценного развития организма, не только обусловливающим в последующем рабочие возможности организма, скелетно-мышечные, но и интеллектуальные. Однако в процессе развития движений малышу диктуется много запретов: «Не ходи!», «Не лезь!», «Не беги!» и др. Как справедливо замечает А. Д. Кошелева, раннее ограничение взрослыми двигательной активности ребенка наносит вред его развитию в целом, а не только формированию эмоциональной сферы.
Вместе с тем ребенок, включенный во взаимоотношения со взрослыми, выступает первоначально как объект их активности, но, овладевая составом той деятельности, которую они ему предлагают как ведущую для развития, становится в свою очередь субъектом этих взаимоотношений.
Известно, детская деятельность представляет собой активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, в ходе которого происходит онтогенетическое формирование его психики.
Начиная с работ Б. Г. Ананьева, характеристика человека как субъекта деятельности становится основополагающей. Внесение категории субъекта деятельности в содержание образования оказалось очень продуктивным: оно помогло раскрыть способ организации личностью жизни начиная с самых ранних лет.
По мнению А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, деятельность – это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.
Так, ребенок с года до трех лет, взаимодействуя со взрослыми, становится субъектом физкультурно-оздоровительной деятельности.
На первом году жизни ребенка взрослый создает ситуацию, в которой ребенок сам непреднамеренно производит заданное действие (найти мяч, снять колечко). Взрослый стимулирует его самостоятельные действия с предметом, используя «метод случайных действий». В результате у ребенка появляется инициатива, интерес. Целью является предметное действие взрослого, которое попадает в поле зрения ребенка.
На втором году жизни ребенок переносит усвоенные манипуляции (сам) с одной вещи на другую, проявляет активное, самостоятельное, подражательное действие. Ребенок хорошо подражает действиям взрослого. Целью становится сам процесс действия ребенка, его усилие, настойчивость; затем ребенок начинает обращать внимание на то, что побуждает эти действия, то есть на предмет и представление о нем. После этого у ребенка возникает стремление к оцениванию характера процесса деятельности.
На третьем году жизни у ребенка появляется оценка как важный результат деятельности и самоощущения себя. Целью становится овладение целостной предметной деятельностью. Проявляется это в особом отношении малыша к общепринятому результату, целенаправленности деятельности.
Постепенно в сознании ребенка выделяется представление о результате деятельности и системе действий с учетом результата, возникшее на основе игровых действий.
Игровые действия выстраиваются в цепь последовательных действий (ЦПД), в которой каждое последующее действие возможно только в том случае, если предшествующее было выполнено правильно и в полном объеме, а весь ход взаимосвязанных действий дает некий результат, невозможный после частичного выполнения действий или неверной последовательности их выполнения.
ЦПД включает три компонента умений: умение ставить цель и планировать свою деятельность; умение подбирать нужные действия; умение самостоятельно сличать полученный результат с замыслом (соответствует ли он цели).
Степень произвольного действия у малыша очень ограниченная. Ребенок плохо «держит цель», часто отвлекается на более сильный раздражитель. Успешность его действий зависит от привлекательности. Кроме того, малышу с года до трех лет требуется частая повторяемость действий, их дополнительная коррекция, ежеминутная элементарная поддержка взрослого.
Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста
Психолого-педагогическая характеристика
детей раннего возраста
В течение раннего детства (от года до трех лет) происходит интенсивный процесс анатомо-физиологического развития ребенка. Известно, что морфологические признаки на 30–50 % зависят от влияния внешней среды. Неблагоприятные условия жизни ребенка в семье и образовательном учреждении, социальные бедствия и природные катастрофы приводят к нарушению нормального роста и физического развития детей (М. В. Антропова, Л. М. Кузнецова, Е. В. Кузнецова и др.). С раннего детства мальчики и девочки мало различаются по внешней форме тела и многим физиологическим и биохимическим параметрам организма. В период с первого года до трех лет скорость роста детей замедляется. Все размеры тела увеличиваются относительно равномерно. При этом существенных изменений в зависимости от сезонов года не наблюдается. Годичные прибавки роста составляют от 4 до 5 см, массы тела – до 1,5–2,0 кг, окружность грудной клетки – 1–2 см. Ориентировочное определение показателей физического развития позволяют сопоставить данные о развитии каждого ребенка с возрастными нормативами.
Мышечная система у детей формируется на основе развития нервной системы и увеличения массы скелетных мышц, причем происходит этот процесс неравномерно. В раннем возрасте кости ребенка богаты кровеносными сосудами, содержат небольшое количество солей. Они эластичны, гибки, легко деформируются и искривляются, так как костная система 2–3-летних детей имеет значительные зоны хрящевой ткани, слабые, мягкие суставы и связки. У малышей еще нет устойчивых изгибов позвоночника, которые появляются лишь к 4 годам. Все это надо учитывать при проведении занятий по физической культуре. Исключаются силовые упражнения (перенос тяжестей, висы на руках и т. п.) и движения, связанные с длительным пассивным ожиданием.
Особое внимание рекомендуется уделять развитию свода стопы, так как на втором и частично на третьем году жизни она уплощена. Поэтому полезно упражнять малышей в приподнимании, в ходьбе на носках, ходьбе по наклонной плоскости и ребристой доске.
Маленькие дети дышат поверхностно, часто, неравномерно, так как дыхательная мускулатура еще не вполне сформирована. Развитие организма ребенка, овладевающего ходьбой, приводит к перестройке процесса дыхания и постепенному укреплению соответствующих органов. Нормализуется частота, появляется грудино-брюшной, а затем и грудной тип дыхания, увеличивается емкость легких. Дыхание учащается только при возбуждении или физических нагрузках.
Подвижные игры и занятия по физической культуре нужно проводить в чистом хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе, помня, что упражнения, в которых ребенок вольно или невольно задерживает дыхание, крайне нежелательны.
Работа сердца находится в тесной взаимосвязи с развитием мышц. Регулярные занятия тренируют сердечную мышцу, приводят к постепенному уменьшению частоты пульса.
Если малыш испытывает положительные эмоции, то это активизирует его, способствует нормальной деятельности сердечно-сосудистой и нервной систем. Содержание упражнений должно увлечь, заинтересовать ребенка. Не следует заставлять его заниматься – принуждение вызывает естественный протест, рождает отрицательные эмоции.
Принимая во внимание психофизиологические особенности детей 1–3-летнего возраста (слабость тормозных процессов и склонность к возбуждению, легкая физическая и психическая ранимость, быстрая утомляемость), необходимо учесть, что они нуждаются в частой смене работы и отдыха. Это надо иметь в виду при проведении физкультурных занятий.
Правильно поставленная работа по развитию движений положительно влияет на активизацию зрения и слуха.
Мышление детей второго и третьего годов жизни конкретно – они лучше понимают то, что видят. Первоначальный показ движений должен быть ярким, образным, целостным. Независимо от того, новые это или знакомые упражнения, проводятся они вместе со взрослым или по его показу.
Движения ребенка данного возраста считаются правильными тогда, когда, повторяя упражнение за воспитателем, он воспроизводит лишь самое основное. Отсутствие высокой точности и четкости в выполнении движения, а также неумение воссоздать отдельные его элементы не считаются для ребенка ошибкой. В этот возрастной период малыш осваивает новое движение в общих чертах (в целом). Дальнейшее совершенствование движения, его детальная отработка и точность выполнения осуществляется в последующем возрасте.
У маленьких детей огромное количество временных связей, имеющих прямое отношение к формированию произвольных движений, которые образуются путем подражания. Эта способность помогает им быстрее и лучше воспринимать предлагаемое упражнение или движение.
Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Освоение движений влияет на развитие речи ребенка. Совершенствуется понимание речи взрослого, расширяется словарь активной речи.
Актуальность и задачи мониторинга физического развития детей раннего возраста
Актуальность и задачи мониторинга
физического развития детей раннего возраста
Формами организации мониторинга за физическим развитием и состоянием здоровья детей с 1 года до 3 лет являются:
– определение уровня развития адаптивных способностей малыша;
– определение уровня физического развития по внешним признакам, по антропометрическим показателям;
– динамическое наблюдение за состоянием здоровья (врачами);
– диагностика окружающей среды (групповой комнаты, спальни, прогулочной площадки, физкультурного зала и др.);
– наблюдение за оптимальным режимом двигательной активности.
Ряд исследований (Л. Н. Павловой, В. Г. Алямовской, Р. В. Тонковой-Ямпольской, Т. Я. Черток, И. Н. Алферовой и др.) указывают на то, что именно в раннем возрасте адаптация происходит дольше, труднее и чаще сопровождается болезнями, так как в этот период организм ребенка интенсивно развивается физически, быстро созревают психические процессы. А на этапе становления дети раннего возраста в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. Новые усилия и новые формы поведения требуют определенных усилий и умений со стороны ребенка. От того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в дошкольное учреждение, от отношения педагогов к малышу зависит течение адаптационного периода (который может продолжаться полгода и год) и дальнейшее развитие ребенка.
Анализ исследований показал, что изменение образа жизни ребенка приводит:
· к нарушению эмоционального состояния, что проявляется в напряженности, беспокойстве или заторможенности;
· разлука и встреча с родными протекают бурно, экзальтированно;
· ребенок много плачет, стремится к эмоциональному контакту со взрослым или наоборот, раздраженно сторонится его и сверстников;
· снижение аппетита, ребенок отказывается принимать пищу (теряет в весе);
· снижается интерес к предметному миру, игрушкам, окружающему;
· неспокойный сон (мало спит, быстро просыпается, во сне вздрагивает);
· падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом;
· общее подавленное состояние в совокупности с тем, что ребенок попадает в окружение сверстников, подвергается риску инфицирования чужой вирусной флорой, нарушается реактивность организма, которая приводит к частым болезням (особенно у детей второго года жизни, так как в этом возрасте все негативные проявления выражены более ярко, чем у детей трех лет). На второй год жизни детей приходится наибольшее количество заболеваний.
Изучая процесс адаптации детей второго года жизни и опираясь на исследования Р. В. Тонковой-Ямпольской, Л. Г. Голубевой, А. И. Мышкис, мы пришли к выводу, что тяжесть адаптации зависит от нескольких важных факторов.
Первая группа факторов, которая определяет характер адаптации, связана с физическим состоянием ребенка. Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями системы адаптационных механизмов, он легче справляется с трудностями. Нервно и соматически ослабленные, быстро утомляющиеся, имеющие плохой аппетит и сон дети испытывают, как правило, значительно большие трудности в яслях. На состояние здоровья ребенка влияет течение беременности и родов матери, заболевания в период новорожденности и в первые месяцы жизни, частота заболеваний в период поступления в детское учреждение (исследования Р. В. Тонковой-Ямпольской). Токсикозы, болезни матери в период беременности могут вызвать неблагополучное созревание сложных систем организма, ответственных за приспособление к изменяющимся условиям внешней среды. Последующие заболевания неблагоприятно сказываются на иммунитете, могут затормозить психическое развитие ребенка. Отсутствие правильного режима приводит к хроническому переутомлению, истощению нервной системы. Такой ребенок хуже справляется с трудностями адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние и как следствие – заболевание (поэтому многие дети при нарушении условий адаптации, после первых посещений детского сада, через третьи и четвертые сутки заболевали и уходили на «больничный» на длительный период).
Следующим фактором, влияющим на характер адаптации к новым условиям, является возраст, в котором малыш поступает в дошкольное учреждение. Этот фактор имеет глубинную связь с привязанностью ребенка к близким и возникающими на этой основе невротическими формами поведения. Дети второго года жизни труднее привыкают к новым условиям, поэтому необходима работа предадаптационного периода, чтобы ребенок постепенно привыкал к новым для него условиям детского сада.
Обследование физического развития детей раннего возраста
обследование физического развития детей
раннего возраста
Уровни и методы оценки психомоторного развития.
Для оценки психомоторного развития выделяют 2 уровня – психический и моторный. В психическом развитии учитываются развитие речи и социальная адаптация. В моторном развитии выделяются общая моторная деятельность и ручная умелость.
Психомоторное развитие учитывается при состоянии здоровья ребенка до 6 лет жизни в следующие возрастные интервалы:
1) до 1 года – 1 раз в месяц;
2) до 3 лет – 1 раз в 3 месяца;
3) с 3 до 6 лет – 1 раз в 6 месяцев.
После проведенного обследования ребенка указывается соответствие психомоторного развития возрасту или задержка, опережение. Обычно уточняется, по каким подуровням и на сколько возрастных интервалов имеется задержка или опережение психомоторного развития. Степень психомоторного развития позволяет определить наблюдение за зрительными, слуховыми реакциями ребенка. Оценку психомоторного развития проводят эмпирическим методом, табличным, центильным. При оценке эмпирическим методом психомоторного развития учитываются основные показания нервно-психического развития.
Показатели нервно-психического развития на 1-м году жизни.
В 1 месяц ребенок кратковременно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним, вздрагивает при резком звуке и мигает. Появляется первая улыбка. Держит голову лежа на животе.
В 2 месяца следит взглядом за движущимся предметом. Ищет источник звука с поворотом головы. Хорошо держит голову в вертикальном положении. Улыбается в ответ на речь взрослого.
3 месяца. Угасают рефлексы новорожденного, в том числе автоматическая ходьба; фиксирует взгляд на неподвижном предмете, находясь в любом положении; отчетливое слуховое сосредоточение; отмечается опора на предплечье лежа на животе, опора на полусогнутые ноги. Первые направленные движения рук к игрушке, отводит руки от плеча, случайно наталкивается на игрушку, висящую над грудью.
4 месяца. Исчезают рефлексы новорожденного, кроме рефлексов Керинга и Моро. Исчезает физиологический гипертонус верхних конечностей; узнает мать, поворачивает голову на звук, громко смеется. Поворачивается со спины на живот; рассматривает руку; захватывает, ощупывает игрушку. Поддерживает рукой бутылочку или грудь матери при кормлении.
5 месяцев. Исчезают все физиологические рефлексы новорожденного, кроме сосательного. Отличает чужих от близких, различает тон, с которым к нему обращаются. Поворачивается со спины на живот, стоит с поддержкой, не подгибая ног, берет игрушку из рук взрослого, тянет ее в рот. Продолжительно гулит; адекватная реакция оживления или страха; различает близких и чужих, ласковый и строгий тон.
6 месяцев. Поворачивается с живота на спину. Подползает к игрушке, садится, перекладывает игрушку в руках. Появляются элементы лепета; ест с ложки. Начинает формироваться внимание.
7 месяцев. Хорошо ползает и сидит. Постукивает игрушкой об игрушку, перекладывает игрушки из одной руки в другую. На вопрос «где?» находит предмет; пьет из чашки, которую держит взрослый. Подолгу лепечет, реакция страха сменяется интересом при обращении взрослого.
8 месяцев. Самостоятельно садится, сидит, самостоятельно встает у опоры и ходит, держась за нее. Игрушками занимается долго, громко повторно произносит различные слоги. По просьбе родителей произносит различные слоги. По просьбе взрослых делает «ладушки», «до свидания». Сам держит печенье, корочку хлеба, сухарики, яблоко. Общается с помощью жестов. Узнает близких по фотографии.
9 месяцев. Ходит при поддержке за обе руки. Действует с предметами по-разному, подражает слышимым слогам, по просьбе взрослых делает определенные действия. Знает свое имя, умеет пить из чашки, спокойно относится к высаживанию на горшок, общается с помощью жестов.
10 месяцев. Влезает на невысокую поверхность и слезает с нее. Открывает, закрывает коробку, матрешку, вкладывает один предмет в другой. Подражает разным слогам взрослого. Знает названия частей тела, дает знакомый предмет по просьбе взрослого, пьет из чашки. Показывает части лица другого человека. Произносит первые односложные слова: «ма-ма», «па-па», «ба-ба». Любит играть с другими детьми.
11 месяцев. Стоит самостоятельно, без опоры, ставит кубики один на другой, снимает и надевает кольца пирамидок. Делает несколько шагов без опоры. Понимает первые обобщения – куклы, машины, кубики, мячики. Показывает части своего тела. Увеличивается запас лепетных слов, упрощенных слов. Реакция торможения при слове «нельзя».
Диагностика состояния здоровья ребенка раннего возраста
Диагностика состояния здоровья ребенка
раннего возраста
Систематическое наблюдение за ростом и развитием является важным звеном в системе мониторинга за состоянием здоровья детей раннего возраста. Одной из задач этого наблюдения является своевременное обнаружение отклонений в физическом развитии ребенка, препятствующих началу регулярных занятий образовательного характера, на основе индивидуальной оценки. Определение степени готовности детей к посещению образовательного учреждения по медицинским критериям проводится врачом детского дошкольного учреждения или детской поликлиники.
Медицинские критерии включают:
1) уровень биологического (физического) развития;
2) состояние здоровья в момент осмотра;
3) острая заболеваемость за предшествующий год.
Углубленное обследование детей в связи с определением готовности к посещению ДОО проводится в мае-июне года, предшествующего началу занятий. Углубленный медицинский осмотр проводится педиатром, отоларингологом, офтальмологом, психоневрологом, хирургом-ортопедом, стоматологом.
Детям, у которых выявлено отставание (по сравнению с возрастными нормами развития) моторики и речи, рекомендуется комплекс мер по их коррекции. Рекомендованные врачом лечебные и оздоровительные мероприятия осуществляются специалистами детской поликлиники.
Оценка биологического возраста
Темпы роста и развития ребенка зависят от множества причин, в том числе от наследственности, условий жизни, качества питания, экологических условий, занятий спортом, учебной нагрузки и др. Некоторые дети растут и развиваются быстрее, другие – медленнее, даже находясь в сходных условиях. Причем в одной семье темпы развития детей могут различаться на 1–1,5 года. Для характеристики темпов роста и развития важно оценивать биологический возраст, то есть тот уровень созревания организма, который реально достигнут вне зависимости от времени, прошедшего со дня рождения.
Самый простой, но и самый грубый способ оценки биологического возраста – по пропорциям тела. При этом следует подчеркнуть, что отдельно длина или масса тела, а также размер любой части тела не могут быть использованы в качестве критериев биологического возраста. Превышение уровня физического развития над средне-популяционными значениями, также как и его отставание, само по себе еще не говорит о степени зрелости организма.
Наиболее просто оценить степень биологического созревания организма по изменению пропорций тела в периоды ростовых скачков.
Осмотр зубов и составление зубной формулы
С позиций возрастной физиологии и стоматологии в смене зубов у детей выделяют 3 периода:
первый – у детей раннего возраста (до 2,5 лет) происходит прорезывание молочных зубов с еще не сформировавшимися корнями;
второй – у детей в возрасте от 2,5 до 6 лет заканчивается прорезывание зубов и формирование их корней;
третий – у детей от 6 до 12 лет прорезываются постоянные зубы; начинается смена молочных зубов; рассасываются корни молочных зубов.
Прорезывание зубов – акт физиологический, характеризующий уровень биологического развития ребенка.
Диагностика уровня заболеваемости
Исследование уменьшения заболеваемости проводится с расчетом отношения числа дней, пропущенных по причине заболеваемости ОРВИ к общему числу детей, взятому в среднем: 21 смена на 1 ребенка за 12 месяцев.
Углубленно рекомендуется проводить диагностику заболеваемости детей, отнесенных к «группе риска» (соматически ослабленных).
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом