Формирование экологической культуры дошкольников. Экологические праздники, викторины, занятия и игры. Программа для установки через Интернет
Код | СИ-637.2 |
Авторы-составители | Вакуленко Ю. А., Щербанева Е. А. и др. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | Дошкольное развитие |
Электронная версия | скачать |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Дидактический материал представлен комплектом рабочих листов, содержащих познавательные материалы экологической направленности, которые помогут в увлекательной и занимательной форме расширить представления детей 3-7 лет о природе в рамках всех современных отечественных программ обучения и воспитания дошкольников, отвечающих требованиям ФГОС дошкольного образования.
Пособие предназначено методистам и воспитателям ДОО, может быть полезно педагогам дополнительного образования, а также родителям для самостоятельных занятий с детьми.
Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Экспозиция
экспозиция
(практическое занятие
по изготовлению макета «Русский лес»)
Цели: прививать трудовые навыки; вызвать интерес к жизни растений и животных; развивать любознательность.
Оборудование: картон; ножницы; клей; рисунки; картинки; краски; старые журналы и книги.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Учитель.
Ученики.
Родители.
Это занятие служит закрепляющим этапом формирования знаний о русском лесе. Изготавливая ту или иную деталь, дети должны использовать знания, полученные на предыдущих занятиях, таким образом прививаются практические навыки. К работе можно привлечь и родителей (по желанию).
Учитель. Сегодня у нас будет практическое занятие по теме «Рус-ский лес».
Вопросы:
– Какие бывают леса?
– Что можно сказать о хвойном лесе? О лиственном? О смешанном?
– Каких животных вы знаете?
– Каких птиц вы знаете?
– Каких насекомых можно встретить в лесу?
– Какую пользу приносит лес?
Дети дают ответы, обращаясь в своём рассказе к таблицам, плакатам, муляжам.
Учитель. Практическое занятие начнём с изготовления платформы, на которой будут крепиться другие составные леса.
Идет изготовление платформы, родители помогают.
Родитель (отец одного из учеников). Берем лист картона (или фанеры) размером 50 × 80 см. Картон вырезают, а фанеру выпиливают, делается борт со всех сторон (высотой 5–7 см). Борт крепится к платформе. (Показывает, как это делать.)
Учитель. Как вы думаете, с чего надо начать, чтобы нанести основу леса?
Ученик. Надо начать с почвы, «подстилки» леса. По цвету она будет разной. Под елями подстилка тёмно-бурого цвета, под соснами и лиственными деревьями – зелёного цвета.
Учитель. О чём надо не забыть?
Ученик. О роднике.
Учитель. Как и чем это можно изобразить?
Ученики. Изобразить можно с помощью ткани, пластилина, красок.
Выбирается вариант краски. Дно макета закрашивается в соответствующий цвет. В одном месте изображается ключ и ручей. Оставляется на переднем плане место для поляны.
Учитель. Итак, можно и лес сажать. Для этого изготовим деревья. Какие деревья надо изготовить?
Девочка. Лиственные и хвойные.
Сначала делаем стволы, а потом крону – из бумаги или материи. В ходе изготовления деревьев из старых журналов, книг вырезать изображения птиц, белочек и тут же приклеить на крону. Изображение деревьев может быть и объёмным, и плоскостным. Деревья расставляют в том порядке, в каком дана раскраска почвы. Чтобы деревья были устойчивыми, под каждым деревом делается круг, который приклеивается к основе макета. Заранее подготовить фигурки животных (можно плоскостные или объёмные, из пластилина). Лесопосадка окончена, теперь нужно поместить кусты – это опушка леса. Передняя часть макета перед опушкой – лесная поляна, которую можно покрыть зелёным бархатным куском материи или бархатной зелёной бумагой. На поляне можно поместить отдельно стоящее дерево (либо сосна, либо берёза). По траве наклеить маленькие цветочки. Можно изобразить какого-нибудь зверя, бегущего через поляну (лису или медвежонка).
Учитель. Лес готов. А кто хочет рассказать о нём по вопросам:
– Какой лес перед нами?
– Что мы знаем о растительности смешанного леса?
– Кого из представителей животного мира мы видим на макете?
– Рассказать о жизни медведя, лисы, барсука.
В следующий раз нам предстоит экскурсия на лесную поляну. А вам задание: подобрать рассказы и стихи о русском лесе.
Русский лес, русский лес,
Много он таит чудес.
В нём растут огромные дубы,
На опушке пышные кусты.
Кузница у дятла на осине,
Будет худо вредному жуку-дубине.
Дятел дерево долбит,
По вредителям стучит.
Вперевалочку медведь идёт,
Любит поесть и громко ревёт.
Мёду он хочет,
В поисках хлопочет.
Вот и лисичка
Ах ты, дуб, наш дубок
ах ты, дуб, наш дубок
(праздник с элементами театрализации,
игровыми моментами)
Цели: познакомить с ростом и жизнью дерева – дуба; вызвать интерес к растениям леса, прививать любовь к природе.
Оборудование: русские костюмы; театральные костюмы; муляжи; картины; фонограмма; учебный фильм.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Лесник.
Юные лесоводы (2 человека).
Хвоюша.
Листвуша.
Белочка.
Дети.
Хоровод желудей.
Звучит русская народная мелодия. На сцене дерево – имитация дуба, увешанного желудями (муляжи).
Лесник. Во дубраве стоит дуб,
Кроной он широк вокруг.
Двести лет стоит на месте
С сотоварищами вместе.
С лесником юные лесоводы ведут начало праздника.
1-й лесовод. А вот маленький дубок,
И зовут его росток.
Ты расти, расти, дубок,
Вырастай, наш голубок.
Показывает в горшочке росток дуба.
2-й лесовод. Дуб наш требует тепла,
Мёрзнет в стужу, вот беда,
Любит солнце, любит свет –
И претензий больше нет.
Лесник. Дуб наш жёлуди даёт,
Белкам, сойкам раздаёт.
Древесина из дуба людям нужна,
Мебель дубовая очень прочна.
На сцену выходят два лесовичка. Это Хвоюша и Листвуша. Идут навстречу друг другу.
Хвоюша. Эй, мужичок, постой!
Откуда взялся ты такой?
Листвуша. Я – Листвуша!
В лиственном лесу обитаю,
Деревья там оберегаю.
А ты кто такой?
Хвоюша. Я – Хвоюша!
Хвойному лесу очень нужен.
Бор оберегаю,
Нечисть из него гоняю.
Листвуша. Ну тогда давай дружить,
Лес на пару сторожить!
Подаёт Хвоюше руку. Рукопожатие.
Хвоюша. Я слышал разговор в лесу,
Что праздник леса на носу!
Листвуша. Да, праздник будет!
Там дуб свою красу
Покажет деревьям в лесу.
Листвуша и Хвоюша (вместе, поют на авансцене).
Идём лесной тропинкой
И нам поют травинки:
– Спешите-поспешайте,
На праздник успевайте.
Там дуб покажет мощь
И всю свою красу.
Занавес открывается. На сцене дерево. Это дуб, увешанный желудями. В записи звуки леса: шелест листвы, пение птиц, журчание ключа. Вбегает Белочка.
Белочка (всплёскивает руками). Ой! Какой дуб! Какие аппетитные жёлуди! Пора начинать праздник. А где же мои помощники?
Листвуша и Хвоюша (бегут навстречу).
Мы здесь!
Мы готовы помогать!
Можем даже не устать!
Листвуша. Я готов тебе служить!
Хвоюша. Я смогу удружить!
Белочка. Будете с дуба жёлуди срывать
И мне, белке, подавать.
Ну, Листвуша, начинай,
Первый жёлудь подавай!
Листвуша (срывает бутафорский жёлудь, передаёт белке).
Можешь жёлудь раскрывать,
Вопрос детям задавать.
Организация деятельности
Введение
Комплект рабочих листов по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста может быть использован в работе по любой из комплексных и парциальных программ, где есть экологические разделы, а также в домашних условиях. Каждый лист содержит задания, ориентированные:
а) на закрепление, обобщение и расширение экологических представлений дошкольников;
б) интенсивное развитие у детей логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, сериация);
в) развитие мелкой моторики пальцев рук и изобразительных навыков (раскрашивание цветными карандашами);
г) развитие речи детей (обогащение словаря, связной речи);
д) развитие самостоятельности при выполнении заданий.
Содержание заданий предполагает их усложнение по мере расширения у старших дошкольников знаний о природных объектах и взаимосвязи в природе.
После изучения определённой темы работа с листами может использоваться:
– экологом (воспитателем) как часть познавательного занятия с детьми;
– воспитателем во второй половине дня в совместной деятельности с детьми в свободное от занятий время;
– детьми во время свободной самостоятельной деятельности, в том числе дома с родителями.
Это позволит повысить уровень экологической воспитанности детей 3–4 лет, обеспечит эффективный процесс закрепления и проверки полученных знаний и представлений. Также предложенный материал может быть использован для проведения диагностики экологических знаний детей старшего дошкольного возраста.
Перед началом работы тетрадь необходимо разрезать на отдельные листы для получения полного комплекта.
Для каждого ребёнка заводится папка-скоросшиватель с полным комплектом листов. При работе с листами каждому из детей понадобится набор фломастеров и цветных карандашей, так как ряд заданий выполняется в цвете. Задания, не требующие использования цвета, выполняются чёрным фломастером или простым карандашом.
Каждому ребёнку для работы выдаётся только один лист. Далее детям даётся время для рассмотрения картинок. Затем взрослый задаёт вопросы по содержанию листа, объясняет задание, и дети начинают его выполнять, заполняя каждый свой лист. После выполнения задания проводится проверка.
Способы проверки листов
1. Воспитатель собирает все листы, просматривает и делает выводы (над чем и с кем из детей нужно поработать дополнительно).
2. Выбирается один лист из выполненных детьми и идёт коллективное обсуждение задания. Если есть ошибки, они отмечаются, обсуждаются и исправляются каждым ребёнком в своем листе.
3. Детям предлагается поменяться листами и проверить задание друг у друга.
4. Одному из детей предлагается объяснить (по своему листу) выполненное задание.
5. После завершения детьми работы по заполнению своего листа воспитатель вывешивает на доске правильно заполненный лист. Затем дети сверяют друг с другом выполненные задания, идет обсуждение и исправление ошибок.
После проверки листы собирают и складывают в индивидуальные папки-скоросшиватели. По результатам заполнения листов планируется дальнейшая работа. Если проверка листов показывает на недостаточную освоенность изученного материала, необходимо дополнительно проработать с детьми конкретную тему ещё раз, а позднее повторить заполнение листа на эту тему индивидуально с одним ребёнком или с подгруппой детей, которые неправильно выполнили данное задание. Для этого делается ксерокопия, на которой задание дублируется.
Заполненные листы собираются в течение учебного года и хранятся в экологическом уголке групповой комнаты или зимнем саду у эколога в доступном для детей месте. Такой подход позволяет детям при желании просмотреть материал неоднократно, вспомнить или повторить выполненные задания, закончить раскрашивание картинок, обсудить выполненную работу с товарищами из группы, сравнить листы друг с другом. Кроме этого, результаты заполненных экологических листов можно использовать при проведении родительских собраний на экологические темы.
Классификация рабочих листов по содержанию
1. Растения: листы № 6, 26, 31, 32, 33, 34.
2. Общие существенные признаки растений: листы № 5, 30.
3. Потребности растений, состояние растений: лист № 25.
4. Уход за комнатными растениями: лист № 11.
5. Сезонное состояние растений: листы № 4, 16, 23, 26, 29.
6. Рост и развитие растений: лист № 24.
7. Местообитание растений, способ существования: листы № 1, 2, 3, 10.
8. Дикие и домашние животные: листы № 7, 8, 12,13, 14, 21, 27, 28, 35.
9. Потребности животных: листы № 15, 36.
10. Труд взрослого по уходу за домашними животными уголка природы: лист № 38.
Русский лес
русский лес
(викторина)
Цель: проверить знания детей о деревьях, кустарниках, растительности леса.
Оборудование: картины; плакаты; фонограмма; русские кос-тюмы.
В записи звучат звуки леса: шум листвы, пение птиц, журчание ручья. Зал украшен картинами, лозунгами. На переднем плане на столах – выставка плодов и семян деревьев, в горшках – рассада деревьев.
Ведущий. Сегодня речь пойдёт о растениях леса. Мне интересно, какое представление вы имеете о растительности леса. Я задам вам ряд вопросов, а вы попробуйте на них ответить. На помощь приглашены юные лесоводы и Лесник.
Лесник. От леса вам загадки,
Подавайте мне отгадки.
џ Дом с колоннами стоит,
Зелёной крышей он покрыт
Он ветвями шевелит,
Для птиц, зверей всегда открыт.
(Лес.)
џ Дом ветрам кругом открыт,
Прохладной свежестью манит.
Деревья в нём живут,
И кустарники растут.
(Лес.)
Ведущий.
џ Белый сарафан на ней,
Голова из зелёных кудрей,
И красива, и стройна,
Как лебёдушка она.
(Берёза.)
џ На одной ноге стоит,
Всё ветвями шевелит,
Весною одевается,
Осенью раздевается.
(Дерево.)
Лесник.
џ Он могучий и большой
Богатырь в стране лесной.
Семена его бочонки,
Птичьи трели в ветвях звонки.
(Дуб.)
џ Зелёная девица в небо стремится,
Вся в иголках круглый год,
Но заказов не берёт,
Платьев никому не шьёт.
(Ель.)
Ведущий.
џ Самый вкусный мёд даёт,
Пчёлок рой к себе зовёт.
Вы меня не обижайте,
С меня шкурку не сдирайте.
(Липа.)
џ Ветра нет, а я дрожу,
Листьями всё лопочу.
Белкам, птицам здесь приют,
Лоси пищу здесь найдут.
(Осина.)
Лесник.
џ Весной белым зацветает,
Летом на солнце загорает,
Осенью пылает,
Зимой птичек угощает.
(Рябина.)
џ Она на ёлку похожа,
У неё колючки тоже,
Только длинные они.
Ствол – попробуй догони.
(Сосна.)
Дети отгадывают названия деревьев, показывают на картине и приводят доказательства, почему они так думают.
Ведущие викторины (в русских костюмах).
Начинаем викторину,
Просим Свету, Мишу, Витю
В нашем зале не скучать –
На вопросы отвечать.
Вопросы викторины
1-й лесовод. Какие бывают леса?
(Леса бывают лиственные. Деревья имеют только листья.
Хвойные леса (боры) – вместо листьев смолистая хвоя.
Смешанные леса. В них растут хвойные и лиственные деревья.)
Дети отвечают и находят соответствующие картины к ним.
2-й лесовод. Назовите врагов леса.
(Самые опасные из них – майские жуки, короеды, гусеницы. Личинки майских жуков поедают корни молодых хвойных деревьев. Взрослые жуки объедают листву.
Насекомые нашего края
насекомые нашего края
(комплексное занятие)
Цели: развивать представления о многообразии насекомых в родном крае, об их жизни; продолжать приобщать детей к русскому народному творчеству; развивать творческое воображение и эмоциональное отношение к фольклору, поэтическому слову.
Действующие лица: Божья Коровка, Муравей, Бабочка, Жук, Кузнечик, Паук, Муха, Комар, Стрекоза, Пчела, Червяк, Тли.
Ход занятия
Показ на фланелеграфе. Можно использовать кукольный театр или театр игрушки.
Звучит русская народная мелодия «Как у наших у ворот».
Воспитатель.
Месяц май пришел на землю,
Месяц солнца и травы,
Вся природа пробудилась:
Лес, луга, поля, сады.
Насекомые проснулись,
Тоже к солнцу потянулись,
Трудятся они весь день,
Позабыв про сон и лень.
Только Божья Коровка,
Черная головка,
Все сидит, скучает
И зевает…
Божья Коровка хорошенькая –
Спинка вся в горошинку.
Божья Коровка.
Скучно мне одной летать,
Не с кем крылышки размять.
Где же братец Муравей,
С ним мне будет веселей!
Звучит русская народная мелодия, появляется Муравей.
Муравей. Здравствуй, Божья Коровка,
Черная головка,
Девица хорошенькая –
Платьице в горошину.
Звучит русская народная попевка «Божья коровка»:
Божья коровка, улети на небо,
Там твои детки кушают конфетки.
Божья Коровка.
Здравствуй, братец Муравей,
Ты печаль мою развей,
Будем прыгать и играть,
Да на травке загорать.
Звучит русская народная песня «Трава моя, трава»:
Трáва моя, трáва,
Трáва зеленáя.
Я по той по травке
Пойду, погуляю.
Муравей. Нету мне такой охоты,
У меня полно работы,
Мы – народ трудолюбивый,
Все в своих родителей,
Сад свой зорко охраняем
От гусениц-вредителей.
Воспитатель. Погляди на молодцов:
Веселы и бойки,
Волокут со всех сторон
Веточки для стройки.
Без работы, хоть убей,
Жить не может муравей.
Напевает:
Без окон и без дверей
Строит избу муравей.
– Дети, а как называется домик муравья?
Дети. Муравейник.
Звучит русская народная попевка «Муравьи»:
Много рубят рубаков,
Рубят терем без углов,
Рубят терем без углов,
Нету счету топоров.
Сами маленькие да удаленькие,
Незаметно ходят, больше себя носят.
Воспитатель. Муравьи живут в муравейниках, которые часто располагаются среди густой травы, так как семена растений – лучшая пища муравьев. Муравьи семена объедают, а оставшиеся прорастают снова. Поэтому там, где больше муравьев, там больше и травянистых растений, больше птиц, а значит, и меньше вредителей-короедов.
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом