Развернутое перспективное планирование по программе "Радуга". Подготовительная группа
Код | 3310 |
Авторы-составители | Шапошникова С. В. |
Издательство | Учитель, 2011 |
Серия | Тематическое планирование в ДОУ |
ISBN | 978-5-7057-2759-9 |
Страниц | 143 |
УДК | 372.21 |
Штрихкод | 9785705727599 |
Размеры (Ш x В x Т) | 203 x 285 x 6 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 208 г |
Предназначено методистам и воспитателям всех видов дошкольных учреждений; может быть полезно специалистам дошкольной педагогики, студентам педагогических учебных заведений.
Подробное описание
ВВЕДЕНИЕ
«Радуга» – комплексная программа воспитания, образования и развития дошкольников,
по которой работают детские сады России. Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации и обеспечивает всестороннее развитие ребёнка, её важнейшими компонентами являются игра и физическое развитие, формирование привычки к здоровому образу жизни, обеспечение психического комфорта для каждого ребёнка.
Основные цели программы:
– обеспечение ребёнку возможности радостно и содержательно проживать дошкольные годы;
– обеспечение охраны и укрепления его здоровья (как физического, так и психического);
– всестороннее и своевременное психическое развитие;
– формирование активного и бережно-уважительного отношения к окружающему миру;
– приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали).
Содержание программы соответствует, как в настоящей радуге, семи различным видам детской деятельности:
красный цвет – физическая культура: на занятиях формируются привычки к охране своего здоровья, к чистоплотности, аккуратности, порядку, культурно-гигиенические навыки и элементы самоконтроля во время движений; вырабатываются навыки правильного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, и предупреждения их;
оранжевый цвет – игра: игра считается ведущей деятельностью работы, она позволяет обеспечить психологический комфорт, создать атмосферу эмоционального тепла, защищенности, снять излишнюю заорганизованность и невротизацию детей. Она позволяет возникнуть чувству симпатии и интереса к партнёру по игре;
жёлтый цвет – изобразительная деятельность и ручной труд. Обучение изобразительной деятельности и художественному труду происходит через знакомство детей с образцами народного и декоративно-прикладного искусства (произведения Хохломы, Гжели, дымковская игрушка
и др.). Детей учат рисовать карандашами и красками, лепке на основе знакомства с народной пластикой;
зелёный цвет – конструирование: даёт возможность развить воображение, фантазию и умственно воспитать малыша; дети учатся работать со строительными материалами, развивают конструктивные способности, приобщаются к процессу творчества в конструировании;
голубой цвет – занятия музыкальным и пластическим искусством: позволяют развивать эстетические переживания, формируют интерес к музыке, развивают музыкально-сенсорные способности ребёнка, способность двигаться в такт, пространственную координацию;
синий цвет – занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим. Обучение родному
и иностранному языкам происходят через ознакомление с произведениями народного творчества, художественной литературой;
фиолетовый цвет – математика. Обучение математике происходит в атмосфере доброжелательности, поддержки ребёнка, даже если он совершил ошибку, поощряется стремление высказать свое мнение; дети не только познают математику, но осваивают навыки учебной деятельности: определяют задачу, направление поисков, оценивают результаты.
Авторам комплексной программы воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста «Радуга», созданной авторским коллективом лаборатории Института общего образования под руководством профессора Т. Н. Дороновой, удалось создать педагогическую систему, которая позволяет воспитателю чувствовать себя свободным и творческим человеком и настраивает на внимательное отношение к каждому растущему малышу. В «Радуге» впервые прозвучала задача создания в детском саду атмосферы психологического комфорта для детей, условий для радостного и содержательного проживания ими периода дошкольного детства, впервые была предложена система личностно ориентированного воспитания и развития детей.
Программа, ориентированная на общечеловеческие, гуманистические ценности, предусматривает наполнение работы определённым содержанием с учетом региональных особенностей.
В первую очередь это касается физического развития, здоровья дошкольников, а также их приобщения к национальной культуре.
Работа педагога складывается из трёх равно необходимых компонентов:
– реализация поставленных в программе общих задач психического развития;
– реализация регионального компонента воспитания и образования;
– цели конкретного образовательного учреждения и интересы каждого ребёнка группы и его родителей.
Задача подготовки детей к обучению в школе решается в программе комплексно.
Она включает в себя:
– развитие коммуникативных навыков;
– развитие навыков самообслуживания;
– знакомство с основами безопасности жизнедеятельности;
– развитие речи детей, способности произвольно контролировать процессы внимания и запоминания, умения управлять своим поведением в соответствии с принятыми правилами, а также специальную подготовку, реализуемую на занятиях по формированию элементарных математических представлений и развитию начал логического мышления детей, начальному знакомству
с буквами, развитию речи и познавательному развитию.
Процесс работы не сведен к занятиям и осуществляется в разных формах в зависимости
от возраста детей. Рекомендации для воспитателей содержат методики, преследующие цели:
– сформировать у детей математические представления, в том числе через такие понятия, как размер, цвет, количество;
– развить у детей навыки активной разговорной речи, обогатить их словарный запас и сформировать культуру речи;
– ознакомить детей с назначениями и функциями предметов, со связями между предметами
и природными феноменами, дать представления о различных знаках и символах;
– вызвать у детей интерес к искусству, развить способность видеть, любить и понимать изобразительное искусство.
Методики проведения занятий по разным видам деятельности построены таким образом, что программная задача может быть реализована на различном материале, варьируемом педагогом
в зависимости и в соответствии с желаниями и интересами конкретных детей. В программу работы в дошкольном учреждении введено представление о том, что у детей есть их неотъемлемые права. Задача педагога – обеспечивать соблюдение прав каждого ребёнка всеми другими детьми и взрослыми*.
Все вышесказанное позволило программе «Радуга» получить широкое распространение в дошкольных учреждениях, её по достоинству оценили как родители, так и воспитатели.
Проходит время, но главные ценности, заложенные в этой программе, остаются актуальными: здоровые и радостные дети, любознательные, самостоятельные и открытые для общения
со взрослыми и сверстниками.
Программа «Радуга» разработана коллективом авторов под руководством Т. Н. Дороновой; рассчитана на работу с детьми 2–7 лет; содержит перечень программных задач в соединении
с методическими рекомендациями по их реализации и организации жизни детей.
Данная программа выдвигает общие цели обеспечения счастливого детства, здорового образа жизни и полноценного физического и психического развития детей. В определении целей психического развития программа основывается на концепциях А. Н. Леонтьева и М. И. Лисиной, задавая следующие направления: развитие целенаправленной деятельности, развитие сознания, развитие личности ребёнка; по этим направлениям развития для каждой возрастной группы выделяются приоритетные задачи. «Радуга» задаёт последовательность развивающих задач и рекомендует их реализацию на занятиях по традиционным видам деятельности (изобразительная деятельность, конструирование, математика, развитие речи и др.). Своеобразие программы состоит в том, что активность и интерес детей к занятиям стимулируются смыслообразующими игровыми мотивами – введением воспитателем игровых персонажей и сюжетных содержаний, проходящих почти через все занятия. Программой предписываются некоторые вполне традиционные развлекательные мероприятия, организующие детей вне занятий («Утро радостных встреч», «Сладкий вечер», «Новоселье» и др.). Хочется напомнить слова Т. Дороновой, сказанные с любовью и уважением к педагогам:
«Вы должны увидеть главное: «Радуга» – комплексная программа, которая первой рекомендована Министерством образования для массового внедрения и соответствует государственному стандарту дошкольного образования. «Радуга» обеспечивает сохранение здоровья детей, своевременное и полноценное психическое развитие, эмоциональное благополучие и качественную подготовку к обучению в школе. «Радуга» не требует дополнительных материальных затрат на переподготовку педагогов. Серьёзная, вдумчивая работа педагогического коллектива по самообразованию, личностно ориентированное общение с ребёнком делают её доступной для всех, кто хотел бы работать по-новому»*.
Важнейшим условием работы по программе «Радуга» является умение педагога содействовать становлению ребёнка как личности. Это предполагает:
– обеспечение чувства защищённости, уважение к свободе и достоинству каждого ребёнка;
– формирование у детей уверенности в себе и своих возможностях, развитие самостоятельности, активности и инициативности;
– развитие коммуникативности – умения общаться со взрослым и сверстником;
– формирование познавательного, созидательного и бережного отношения к миру.
Эффективность этой работы во многом зависит от способности методиста детского сада творчески подойти к организации и формам работы со своим коллективом, чётко и рационально спланировать деятельность педагогов, помочь им преодолеть трудности, связанные с разработкой планирования занятий и организацией свободной самостоятельной деятельности детей.
Цель пособия – помочь специалистам дошкольных учреждений в организации и проведении воспитательно-образовательного процесса с детьми 6–7 лет с учётом достижений отечественной педагогики и психологии, способствовать целенаправленному, системному и доступному планированию работы по программе «Радуга», полагаясь на рекомендации ее авторов. Представлены итоговая карта диагностического обследования интеллектуального и речевого развития детей подготовительной группы, перспективный план воспитательно-образовательной работы с детьми (на учебный год) по следующим разделам: «Учусь говорить», «Познавательное развитие», «Математика и логика для дошкольников», «Изобразительная деятельность», «Конструирование
и ручной труд». Определены условия создания развивающей среды по всем видам деятельности.
Примерное планирование занятий по развитию речи, познавательному развитию, математике, изобразительной деятельности, конструированию и рукоделию, предлагаемое в пособии, рассчитано не на формальное применение; руководствуясь им, каждый воспитатель имеет потенциальную возможность развить собственные способности к педагогическому творчеству.
При проведении занятий следует стремиться не «проходить программу», а добиваться её усвоения (после проведения каждого занятия необходимо трезво оценить полученные результаты
и в зависимости от них планировать последующую работу).
Рекомендуем знания, умения и навыки детей рассматривать не как цель, а как средство полноценного развития личности ребёнка.
Распределение тематики занятий по неделям достаточно условно, его не обязательно соблюдать буквально. Педагогу, работающему в группе, следует доверять собственному опыту и интуиции, опираясь на возможности детей. В течение недели осуществляется разнообразная комплексная работа, последовательность проведения которой педагоги, ориентируясь на представленную табличную форму, планируют по своему усмотрению.
Для удобства нахождения источника, в котором предлагается тот или иной материал, в конце каждого раздела помещен список рекомендуемой литературы, где под определенным номером перечислены все источники. Этот номер является отправным в ссылке на литературу с указанием страницы того или иного источника.
Известные психологи (в частности Д. П. Эльконин) тонко подметили, что ребёнок обязательно должен быть какое-то время предоставлен самому себе и в рамках свободной самостоятельной деятельности осуществлять свободный выбор между игрой и продуктивными видами деятельности, отдавать чему-то предпочтение или разнообразить свои привязанности. Только при таких условиях становится возможным решение многих задач, связанных с развитием ребёнка
и подготовкой его к жизни и школе.
Развитие детей невозможно осуществить только на занятиях. Колоссальное значение в развитии ребёнка имеют правильно спланированные мероприятия вне занятий – в повседневной жизни детей.
Известно, что в работе специалистов дошкольного воспитания возникает много трудностей, которые в первую очередь связаны с планированием занятий и организацией свободной самостоятельной деятельности детей. Предлагаемое пособие направлено на оказание методической помощи в этом направлении. Планируя свою работу, педагог имеет возможность проанализировать свою деятельность, увидеть ее результаты и наметить планы на будущее.
Планирование, следуя ориентирам программы «Радуга» и реализуя поставленные в ней задачи, помогает определить, что могут и хотят познавать дети конкретного дошкольного возраста; как они познают мир; что должны делать взрослые, чтобы помочь им.
Желаем вам, уважаемые коллеги, творческих успехов в процессе вашего профессионального роста и надеемся, что материалы пособия помогут достичь наилучших результатов в практике работы с детьми.
* Радуга: программа воспитания, образования и развития детей дошк. возраста в условиях дет. сада / Т. Н. Доронова [и др.]; науч. рук. Т. Н. Доронова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2004.
* См.: Доронова Т. В. В помощь работающим по программе «Радуга» // Дошкольное воспитание. 1997. № 5. С. 2. (Рубрика «Ребёнок
в детском саду»).
Содержание
Введение 3
Учусь говорить 7
Пояснительная записка 7
Перспективное планирование 9
Литература 15
Познавательное развитие 16
Пояснительная записка 16
Перспективное планирование 20
Литература 62
Математика и логика для дошкольников. Обучение детей элементарным математическим представлениями и развитие основ логического мышления 64
Пояснительная записка 64
Перспективное планирование 65
Литература 83
Изобразительная деятельность 84
Пояснительная записка 84
Перспективное планирование 86
Литература 114
Конструирование и ручной труд 86
Пояснительная записка 86
Тематическое планирование 86
Литература 86
Предметно-развивающая среда 86
Пояснительная записка 86
Организация предметно-развивающей среды в подготовительной группе 86
Диагностические материалы 86
Диагностическая карта обследования интеллектуального развития детей 6–7 лет 134
Диагностическая карта обследования речевого развития детей 6–7 лет 86
Комплексный тестовый метод диагностики речевого развития детей 6–7 лет (Ф. Г. Дас-калова) 86
План обследования интеллектуального развития детей 6–7 лет по программе «Радуга»
(в конце года) 86
Методическая литература к программе «Радуга» 141
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом