Изобразительное искусство. 5-7 классы: занимательные материалы, терминологические диктанты, кроссворды, филворды, тесты, викторины
Код | 2920 |
Авторы-составители | Павлова О. В. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | В помощь преподавателю |
ISBN | 978-5-7057-2523-6, 978-5-7057-2130-6, 978-5-7057-5833-3 |
Страниц | 77 |
УДК | 371.3 |
Штрихкод | 9785705725236, 9785705758333 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 195 x 3 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, скрепка |
Вес | 61 г |
Предназначено учителям изобразительного искусства, мировой художественной культуры общеобразовательных организаций, педагогам дополнительного образования.
Подробное описание
Важнейшей задачей преподавания изобразительного искусства в современной школе является развитие личности учащегося путем формирования его сложного внутреннего мира. Происходит получение научных знаний об объективном мире вокруг (цель абсолютного большинства школьных дисциплин) и развитие эстетических вкусов, творческого восприятия этого объективного мира. Интеллектуальное и духовное развитие – это сложный, многогранный процесс, и в нем немалую роль играют уроки изобразительного искусства. Такие уроки не только развивают уровень познания, но и формируют психический мир личности, они также помогают включить субъективные эстетические ценности в формирующиеся общественно значимые ценности, а это – основная задача личностно ориентированного обучения.
Предметные результаты изучения предметной области «Искусство» (изобразительное искусство) должны отражать:
1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
3) освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-прост-ранственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
Известно, что изобразительное творчество для детей развивается по тем же законам, что и творчество взрослых. В обоих случаях в основе творчества лежат одни и те же психические процессы. Они функционируют в единстве и составляют саморазвивающуюся систему, определяя поступательное развитие и уровень творческой активности личности. Но данная система начнет действовать только в том случае, если будет включена в действие с помощью педагогических средств и методов с опорой на дидактические принципы. Для понимания механизма развития творческих способностей, а значит и творческой активности, необходимо знать их свойства, к которым В. С. Кузин относит: а) художественно-творческое воображение и мышление, обеспечивающие отбор главного, наиболее существенного и характерного в явлениях действительности, конкретизацию и обобщение художественного образа, создание оригинальной композиции; б) свойства зрительной памяти, способствующие созданию ярких зрительных образов в сознании художника и помогающие успешной трансформации их в художественный образ; в) эмоциональное отношение (особенно развитые эстетические чувства) к воспринимаемому и изображаемому явлению; г) волевые свойства личности, обеспечивающие практическую реализацию творческих замыслов.
В процессе творчества способность и активность принимают согласованное участие в формировании новой способности и активности. Диалектику их поступательного развития Л. С. Рубинштейн рассматривает, как развитие по спирали – от реализации способности одного уровня к реализации другого, более высокого уровня.
Важное значение в процессе художественного творчества имеет ощущение цвета и объема изображаемого, которое мы получаем через зрительный анализатор. В психофизиологии установлено, что активность зрительного рецептора зависит от совершенствования интенсивности и быстроты цветоощущения, целенаправленного развития зоркости глаза к цветоразличению при различном освещении и разном предметном окружении; сокращения срока адаптации к свету и цвету (в том числе при переключении глаза с ярко освещенных сторон предмета на затемненные), различения цветовых контрастов, цветового тона, светлоты и насыщенности цвета; установления взаимодействия зрительного анализатора, работающего в системе изобразительного искусства с другими анализаторами (слуховыми, вкусовыми, органическими и др.).
Работа над развитием художественного творчества на уроках изобразительного искусства и внеклассных занятиях является одной из важных составляющих в развитии школьников, их творческой личности и позволяет формировать всесторонне развитую личность, что в наибольшей степени соответствует современным требованиям.
Всякий учитель, пожалуй, стремится к тому, чтобы каждый день его работы, каждый урок были наполнены радостным ожиданием чего-то необычного, нового. Но не каждый может сознаться в том, что с удовольствием наблюдает, как ученики увлечены именно его предметом, а их маленькие творческие открытия не дают учителю остановиться в своем профессиональном росте, побуждают его к поиску новых способов объяснения, повторения, закрепления и проверки усвоения учебного материала, к введению нестандартных приемов выполнения различных видов учебной деятельности.
Предлагаемые в пособии дидактические формы (терминологические диктанты, филворды, кругограммы, кроссворды, проверочные тесты, развивающие упражнения, викторины) полностью отвечают одному из приоритетных направлений развития современной школы – переходу к личностно ориентированной модели воспитания, решают учительскую проблему оказания помощи каждому ребенку в организации его личной самостоятельной деятельности как в урочное, так и во внеурочное время.
Предлагая детям выполнить посильные и доступные, увлекательные и вместе с тем очень нужные для достижения учебной цели и решения программных задач задания на развитие навыков штриховки, перспективы, цветоведения, планировки, на закрепление знаний о видах и жанрах изобразительного искусства, творчества известных художников, скульпторов разных стран мира, техники живописи и т. п., педагог занимает позицию координатора детской деятельности и одновременно способствует реализации потенциальных возможностей каждого ученика для полноценного разностороннего развития.
Конечно, оригинальные задания и упражнения, новизна и занимательность приемов – очень важные факторы, способствующие повышению качества урока. Но они не цель, а средство, и вопрос о том, насколько они целесообразны, должен решаться учителем в конкретных условиях обучения. Только представляется, что художественные впечатления учащихся еще больше обогатятся, и могут явиться тем критерием подлинной художественности произведения, который поможет им выработать умение самостоятельно и верно оценивать многие явления сегодняшней художественной жизни. Ведь культура зиждется на добытых человечеством знаниях, накопленном жизненном опыте, выработанных в естественно-историческом развитии умениях и навыках, на сформированных у людей способностях не только потреблять накопленное и созданное предшествующими поколениями, но создавать, творить новое. Искусство порождено потребностью сохранить и передать потомкам мир жизнедеятельности человека. При этом передается, а стало быть, и художественно воплощается жизнедеятельность лишь общественно необходимая.
Итак, знакомство с культурой и искусством разных народов способствует всестороннему чувственному и интеллектуальному развитию детей, формирует их мировосприятие, духовный мир. Кроме того, очень важно развивать интерес учащихся к процессу рисования, создавать условия для успешной творческой работы, решения новых творческих задач (передавать пропорции, тонкие нюансы, создавать образ и др.).
Надеемся, что материал пособия придется коллегам кстати и при творческом применении позволит достичь высоких результатов в знаниях и навыках школьников, построить занятия на ситуациях нового, интересного.
Содержание
Введение 3
Материалы, инструменты и принадлежности для занятий изобразительным искусством 7
Терминологические диктанты 7
Найди пару 8
Кругограммы 8
Филворд 9
Заполни таблицу 10
Кроссворд 10
Виды и жанры изобразительного искусства. творчество художников разных стран 11
Терминологические диктанты 11
Кроссворды 13
Филворды 20
Великие имена. Мастера изобразительного искусства 22
Техника живописи 23
Терминологические диктанты 23
Кругограммы 26
Филворды 29
Индивидуальные задания 30
Проверочные тесты 45
Развивающие упражнения 52
Викторины 59
Литература 76
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом