Детско-юношеский театр мюзикла: программа, разработки занятий, рекомендации
Код | 2421 |
Авторы-составители | Гальцова Е. А. |
Издательство | Учитель, 2009 |
Серия | Дополнительное образование |
ISBN | 978-5-7057-1812-2 |
Страниц | 265 |
УДК | 371 |
Штрихкод | 9785705718122 |
Размеры (Ш x В x Т) | 138 x 213 x 11 (мм) |
Вес | 197 г |
Пособие адресовано педагогам дополнительного образования.
Подробное описание
ВВЕДЕНИЕ
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий
Творчество – создание новых по замыслу культурных,
материальных ценностей.
С. И. Ожегов. «Словарь русского языка»
Художественно-сценическое творчество – целый мир! Знакомый и вместе с тем непознанный, удивительный простор для реализации самых невероятных планов, проектов, замыслов. Только в этом волшебном мире вы можете очутиться в любом из веков, испытать на себе или пропустить через свое сознание все тяготы, а также преимущества жизни в тот или иной период, в том или другом месте.
При помощи Волшебника Художественно-сценического Творчества вы мгновенно окажетесь на дне океана, затем перенесетесь в далекий космос, через секунду вы уж изнываете в жарких песках Сахары. Причем, как это ни парадоксально, некоторые из творческих фантазий неожиданно обретают свой реальный облик в жизни. Это один из больших плюсов художественного творчества.
Ну а если вспомнить творения великих мастеров: драматургов, режиссеров, писателей, композиторов, художников, поэтов, хореографов, артистов, музыкантов… Именно через художественно-сценическое творчество мы узнаем все то, что они хотели сказать умного, хорошего и доброго миру людей. Кроме того, многое из жизни замечательных людей мы познаем путем встречи с художественно-сценическим творчеством.
В зачарованной области плача,
В тайне смеха – позорного нет.
А. Блок
В действительности, плач и смех, это ведь и есть проявление процесса психологической разрядки. Это говорит еще об одной важнейшей функции художественно-сценического творчества как средства снятия психологического напряжения – психологической разрядки.
Значение художественно-сценического творчества также заключено в том, что данный вид творчества выступает не только как средство развлечения, но и несет в себе функцию разумного и полезного проведения досуга с целью самореализации детей и молодых людей.
Это немаловажно в наше неспокойное время. «Насущное предназначение искусства – убить скуку, тоску и серость жизни».
С этим высказыванием К. Чапека нельзя не согласиться: ведь без художественного творчества мир потеряет свои самые яркие краски.
От понятия творчества в целом хочется перейти к одному из наиболее ярких проявлений художественно-сценического творчества, каким является Театр! Ведь именно театр с начала человеческой истории был проводником и глашатаем всех мыслей, дел и начинаний.
Вспомним слова Н. В. Гоголя: «Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь... Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».
В этом прекрасном изречении классика заключено зерно актуальности театральных представлений – проявлений одного из видов художественно-сценического творчества.
Актуальность театра как неотъемлемой части художественно-сценического творчества в культурной жизни детей и юношества заключается в следующем:
- При помощи театрализованных представлений, спектаклей, постановок различных видов и т. д. происходит удовлетворение культурных потребностей множества людей.
- Путем разного рода театрализации может проводиться учебный процесс в том или ином необходимом для получения знаний ракурсе с наибольшим ожидаемым положительным результатом.
- В ходе просмотров театрализованных зрелищ возникает катарсис, необходимый каждому из культурных и мыслящих личностей. Сопереживание зрителей заставляет этих людей на время забыть все, что их угнетает или тревожит, забыть усталость от каждодневного нелегкого труда.
- Занятия театральным искусством помогают пополнять интеллектуальный багаж человека и дают почву для реализации творческого потенциала, заключенного во многих людях.
Художественно-сценическое творчество во всех его проявлениях – и в целом, и в частности – прогрессирует, потому что данный вид творчества представляет собой один из важнейших и живительных источников культуры. До тех пор пока будет существовать и развиваться художественно-сценическое творчество, будет развиваться и театр – необъятное поле для самореализации детей, подростков и юношества.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Концепция развития театра как неотъемлемой части художественно-сценического творчества в условиях нового времени (триединство концепций профессионального творчества театра мюзикла).
«Распад старых форм жизни и появление новых ценностных мотивов приводят в результате к возбужденному состоянию поиска и нащупывания, к интенсивному брожению, которое требует своего выражения».
В. Виндельбанд
С высказывания этого знаменитого немецкого ученого-философа хочется начать изложение концепции развития театрального творчества в современном ключе времени. От общего постепенно перейдем к частному (триединство концепций), относящемуся непосредственно к театру мюзикла.
Время неумолимо мчится вперед, а вместе с ним все течет и изменяется. Такому движению подвержены в том числе и многие из принципов театрального художественно-сценического творчества. Потребность отображать жизнь на сцене различными путями и способами была в разные времена одинаково огромна. Театральные подмостки помнят крепостные пасторали, театр братьев Волковых, Мейерхольда, Вахтангова, Станиславского, Немировича-Данченко, Товстоногова и еще многое другое.
Ну а сейчас, на грани столетий, что же актуально в аспекте театрального художественно-сценического творчества для таких категорий, как дети, подростки и молодые люди? Да совершенно очевидно то, что многое из накопленного ранее опыта не сбрасывается со счетов. «Без старого не бывает и нового» как говорится в старинной народной поговорке. Но тем не менее в наш век, век повальной компьютеризации, модернизации и вместе с тем очерствения человеческих душ, просто необходимо сделать театр не только «зеркалом жизни», ярко отражающим совокупности выразительных средств, все жизненные аспекты, но и эдаким «Ноевым ковчегом» для детей и юношества.
В театр должны идти с огромным желанием заниматься данным видом художественно-сценического творчества, а также в театр должны спешить с целью увидеть и почерпнуть что-то очень важное, что сделает мир добрее и чище.
Отсюда абсолютно логично вытекает концепция социализации в области театрального искусства для детей и юношества. Именно в театре ребенок, подросток может обрести и добрать недостающие аспекты жизни.
Занимаясь театральным искусством, дети и подростки приобретают:
- необходимые навыки для существования в мире людей (коммуникативность, активность, смелость, альтруистичность, гуманизм и многие другие навыки со знаком «+»);
- недостающее взаимопонимание в среде своих сверстников и взрослых людей;
- арсенал необходимых любому культурному человеку знаний в области мировой культуры, искусства и культурологии.
Утопией звучат слова о том, что театр якобы умирает. Подобные домыслы являются нелепой и грубой фантазией безумца. Напротив, в настоящее время у театра открывается второе дыхание. Театр необходим людям как воздух и особенно важен для детей и юношества, так как в нем учитываются их желание и способность к непосредственной природной игре. Ведь человек в течение жизни так или иначе исполняет различные роли. Здесь логично вытекает мысль, что театр, в котором играют и живут до 16 и старше, может быть хорошей жизненной силой. Это в наше время, время выживаемости, немаловажно. Ведь именно в театре обыгрываются различные жизненные ситуации. Поэтому и хочется вспомнить знаменитого американского писателя Марка Твена с его знаменитой фразой: «Слухи о моей смерти значительно преувеличены…»
Можно согласиться с тем, чтобы сделать область театрального художественно-сценического творчества более зрелищной путем совокупности всех выразительных средств. Здесь наиболее приемлемой формой может стать детско-юношеский музыкальный театр или театр мюзикла, включающий в себя все направления художественно-сценического творчества.
Таким образом, из всего сказанного выше вытекают концепции яркой зрелищности, выразительности. В данный момент театр, сочетающий в себе слово, жест, музыку, танец, вокал, декоративно-художественное оформление (ДХО) и многое, многое другое, является оптимальной формой для категорий детей, подростков и юношества.
Долгое время в нашей стране жанр мюзикла считался враждебным нашему театральному искусству направлением, хотя, если посмотреть на истоки и вспомнить великих практиков и теоретиков театра – К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, можно увидеть, что они не мыслили театра без музыки.
Возникший на рубеже XIX–XX вв. в США жанр мюзикла отлично подходит для создания нового, более интересного, альтернативного направления музыкальной театрализации в художественно-сценическом творчестве. Это обусловлено возросшей потребностью аудитории к наиболее интересным постановкам и зрелищам, так как в настоящее время люди искушены различного вида представлениями, как камерного, так и массового масштаба.
Ребенок, подросток, молодой человек являются наиболее яркими, острочувствующими, непосредственными глашатаями, которые могут сказать с театральной кафедры миру много доброго и хорошего, в некотором смысле в такое безумное время сделать наше общество хоть чуть-чуть чище и справедливее.
Давайте вспомним беседу К. С. Станиславского с Н. И. Сац: «Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского театра с детского возраста? Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребенка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей звучит ярко и талантливо, вызывает подчас недоумение даже у нас – профессиональных артистов. Что-то есть в нашей педагогике, что убивает эту детскую смелость инициативы, и только потом, став взрослыми, некоторые из них начинают искать себя на сцене. А вот если устранить этот разрыв, если объединить талантливых ребят в детский театр в расцвете их детского творчества и уже с тех пор развивать их естественное стремление, – представляете себе, какого праздника творчества можно достигнуть к их зрелым годам, какого единства стремлений».
С огромным удовольствием присоединяюсь к словам Великого Театрала, так как при помощи занятий театральным искусством мы сможем воспитывать не только великого актера, но и, прежде всего, Человечного Человека! Именно театр способен сделать людей такими, какими они должны быть.
Третьей составляющей концепции нашего театра является концепция создания универсального актера с детского возраста. Универсальный актер владеет всем, что необходимо для занятий театральным искусством: актерским мастерством, пластикой, чувством ритма, искусством танца и вокала, имеет прекрасную физическую подготовку, развитое чувство воображения, способностью создавать ДХО к зрелищам. Поверьте, что это не утопия, так как занятия в театре основаны на огромном человеческом желании! Это возможно!
Таким образом, мне хочется вывести триединство концепций при занятии театральным художественно-сценическим творчеством в коллективе:
- Социализация ребенка, подростка и молодого человека.
- Выразительность, яркая зрелищность театрального творчества.
- Воспитание универсального актера с детского возраста.
Все эти три составляющих дают в целом новую, неординарную, мыслящую личность и Человечного Человека.
Подобное триединство концепций основано в театре мюзикла на следующих педагогических принципах:
Принцип 1. «Знаешь сам – поделись с товарищем».
Нравственное и интеллектуальное взаимообогащение участников коллектива.
Принцип 2. «Обучаемся играя».
Широкое использование игровой природы ребенка, подростка, юноши в процессе обучения и развития их творческого потенциала.
Принцип 3. «Ребенок игра ⇒ перевоплощение ⇒ творческая природа детей и юношества ⇒ обучающий игровой процесс ⇒ профессиональное театральное художественно-сценическое творчество ⇒ ребенок – универсальный актер».
Развитие и закрепление знаний и умений участников коллектива при помощи игры с перевоплощением, основанной на творческой сущности детей, подростков и юношества. Идти от воспитанника коллектива, от его возможностей, способностей.
Принцип 4. «Я сам».
Путем самостоятельных творческих работ вырабатывать у воспитанников коллектива умения самостоятельно ориентироваться в области театрального художественно-сценического творчества, вырабатывать навыки профессиональной подготовки для работы в театральном коллективе.
Принцип 5. «Мы в тебя верим».
Психологическая реабилитация закомплексованных детей, подростков, молодых людей путем ряда ответственных дел и поручений. Путем огромного доверия в творческие силы участников театра.
Принцип 6. «Самооценка».
Формирование адекватной самооценки у воспитанников коллектива.
Принцип 7. «Дал слово – держи».
Воспитание высокой личной ответственности у воспитанников коллектива.
Принцип 8. «Лучшие из лучших».
Повышение результативности занятий путем адекватных взаимооценок участников коллектива с подведением общего итога занятий театра в целом. Формирование здоровой конкуренции у воспитанников театра для повышения качества занятий в театре и создания ярких актерских работ на сцене.
Принцип 9. «Все, что получил в театре, – в жизни пригодится».
Прививать любовь к коллективному творчеству, к общественно-полезному труду при работе в театральных цехах, что чрезвычайно необходимо в театральном художественно-сценическом творчестве. Использование навыков работы в театральных цехах, в повседневной жизни, в быту.
Принцип 10. «Идем к единой цели вместе».
Вырабатывать у воспитанников коллектива стремление к достижению общей, единой цели путем коллективных творческих дел.
Принцип 11. «Вдали от дома своего».
Принцип обособленности детей, подростков, молодых людей от домашней, привычной для них стихии (поездки различного рода, выезды на фестивали, смотры, конкурсы, творческие обмены, загородные творческие лагеря, широкая гастрольная деятельность).
Все вышеупомянутые педагогические принципы являются основой для профессиональной педагогической концепции театра мюзикла. Данные принципы неоднократно опробованы в педагогической и творческой практике и являются хорошей опорой для активной работы детско-юношеского театра в свете художественно-сценического творчества в целом.
Содержание
Введение 3
Пояснительная записка 5
Цели и задачи театра мюзикла 11
Учебно-тематический план театра мюзикла детско-юношеского центра 13
1-й год обучения 13
2-й год обучения 15
3-й год обучения 18
4-й год обучения 19
Методы и приемы, применяемые при обучении и подготовке для деятельности в области театрального художественно-сценического творчества участников театра мюзикла 21
Классификация по ступеням обучения в театре 24
I. Первая ступень обучения (дети от 5 до 10 лет). Театральная игра 24
II. Вторая ступень обучения (дети и подростки от 10 до 14 лет). Актерское мастерство 32
III. Третья ступень обучения (подростки от 14 до 17 лет). Пластика 35
IV. Четвертая ступень обучения (молодые люди от 17 до 21 года). Сценическое движение 41
V. Сценическая речь. Программа всех ступеней обучения театра мюзикла (от 5 лет до 21 года) 45
VI. Грим и костюм. Театрально-декорационное искусство и техника сцены (14 лет–21 год) 51
Разработки занятий
1-й год обучения 55
Занятие 1. Художественное восприятие действительности, формирование театрального характера мышления 55
Занятие 2. Многообразие выразительных средств в театре, драматургия 75
Занятия 3–6. Многообразие выразительных средств в театре, декорация и ДХО, костюм, грим 79
Занятия 7–9. Многообразие выразительных средств в театре, свет, музыкальное и шумовое оформление. 93
Занятие 10. Исполнительское искусство актера – стержень театрального искусства 106
Занятие 11. Основное направление актерского искусства – система К. С. Станиславского 107
Занятия 12–13. Внутренняя и внешняя техника актера (психотехника) 120
Занятия 14–15. Туалет актера – тренировка психотехники 121
Занятия 16–17. Тренинг творческой психотехники. Развитие навыков рабочего самочувствия 122
Занятия 18–19. Тренинг творческой психотехники. Развитие творческого восприятия 123
Занятия 20–21. Тренинг творческой психотехники. Развитие творческих навыков физического самочувствия 124
Занятия 22–23. Тренинг творческой психотехники. Развитие артистической смелости и артистической характерности 125
Занятия 24–28. Система Станиславского как совокупность элементов, призванных проложить путь к правильному сценическому самочувствию, система подготовки организма к творчеству 126
Занятия 29–32. Комплексные упражнения на овладение элементами системы К. С. Станиславского 127
Занятия 33–34. Упражнение на достижение мышечной свободы 128
Занятия 35–36. Упражнения на внимание 129
Занятия 37–38. Упражнения на развитие воображения 132
Занятия 39–40. Упражнения на развитие эмоциональной памяти 136
Занятия 41–42. Упражнения на память физических действий 137
Занятия 43–44. Упражнения на развитие актерской смелости и непосредственности 143
Занятия 45–46. Упражнения на сценическое общение 144
Занятия 47–48. Упражнение на темпоритм сценического действия 148
Занятие 49. Использование элементов системы Станиславского в выполнении простого сценического действия 149
Занятия 50–68. Работа над музыкальной сказкой 150
Занятия 69–71. Показ музыкальной сказки для школ и детских садов 153
2-й год обучения 154
Занятие 1. Сценическое общение как процесс отдачи и восприятия чувств и мыслей двух или нескольких действующих лиц 154
Занятия 2–5. Овладение техникой сценического общения партнеров: материал для общения – внутренние чувства, мысли; объект общения (партнер, мысли); средства, приемы общения – жест, слово, мимика, взгляд 155
Занятия 6–8. Овладение техникой сценического общения партнеров: форма общения – приспособления; непрерывность общения; совокупность всех элементов общения 162
Занятия 9–10. Работа актера над собой, энергетика актера, выработка физического (внешнего) рабочего самочувствия по системе К. С. Станиславского 163
Занятия 11–13. Оценка факта. Построение оценки факта: смена объектов внимания; сбор признаков (от низшего к высшему); нахождение высшего признака; выбор новой цели 174
Занятия 14–17. Организация этюдов на оценку фактов, событий: перемена отношения к партнеру, к предмету; перемена отношения к месту и времени действия; перемена отношения к смене темпоритма действия 176
Занятия 18–19. Организация этюдов на оценку фактов, событий: перемена отношения на действия в условиях оправданного молчания; перемена отношения на организацию действия «я» в предлагаемых обстоятельствах 192
Занятия 20–25. Сценические этюды: одиночные (на выполнение простого задания); на освоение предлагаемых обстоятельств; на сценическое общение – внимание к факту, предмету 195
Занятия 26–29. Сценические этюды: парные – на общение в условиях органического молчания; на взаимодействие с партнером 197
Занятия 30–34. Словесное воздействие как подтекст: подтекст и органика слова; действенный посыл 198
Занятия 35–40. Словесное воздействие как подтекст: уникальность и смысловая нагрузка для данного человека в данной ситуации; подтекст слова или реплики как часть подтекста общего поведения человека; упражнения на вскрытие подтекста 199
Занятия 41–43. Освоение предлагаемых обстоятельств сценических заданий 200
Занятия 44–46. Роль предлагаемых обстоятельств в выполнении заданий логики действий 201
Занятия 47–49. Этюды на организацию действия «я» в предлагаемых обстоятельствах 201
Занятия 50–52. Предмет конфликта как цель одной из борющихся сторон сценического действия 202
Занятия 53–55. Передача или перехват инициативы в рамках сценического действия 203
Занятия 56–61. Мизансцена тела. Значение законов композиции в актерском творчестве: композиционный центр; целостность мизансцен; соотношение в мизансценировании 204
Занятия 62–69. Мизансцена тела. Значение законов композиции в актерском творчестве: законы типизации (жизненность мизансцены); соподчиненность в мизансценировании; анализ произведений художников; этюды по картинам 205
Занятия 70–74. Работа над созданием новогоднего спектакля 207
Занятия 75–76. Показ новогоднего спектакля зрителю 209
Занятия 77–87. Работа над творческим отчетом коллектива 210
Занятие 88. Показ творческого отчета коллектива зрителю 211
3-й год обучения 211
Занятия 1–6. Работа актера над собой: приемы релаксации, концентрации внимания, дыхания; снятие мышечных зажимов 211
Занятия 7–12. Работа актера над собой: энергетика актера; выработка физического (внешнего) самочувствия 213
Занятия 13–15. Работа актера над собой: этюды на достижение полной мышечной свободы 214
Занятия 16–19. Органическое (подлинное) действие: простое физическое действие, предлагаемые обстоятельства «если бы»; событие, задача, простое психическое действие 215
Занятия 20–25. Органическое (подлинное) действие: внимание, воображение; логика и последовательность, беспредметное действие 216
Занятия 26–31. Органическое (подлинное) действие: 217
принципы самоимпровизации; эмоциональная память 217
Занятия 32–37. Органическое (подлинное) действие: построение этюда на основе импровизации; показ этюдной программы на импровизацию 218
Занятия 38–42. Работа актера над образом. Логика действия: я – предмет; я – стихия; я – животное 219
Занятия 43–44. Работа актера над образом. Логика действия: я – фантастическое животное; внешняя характерность; форма (выдержка и законченность) 220
Занятие 45. Работа актера над образом. Логика действия: показ и репетиции этюдной программы на логику действий 221
Занятия 46–58. Работа над созданием музыкального спектакля по мотивам русской классики 222
Занятия 59–63. Показ музыкального спектакля по мотивам русской классики 224
Занятия 64–69. Работа над созданием новогоднего спектакля 224
Занятия 70–72. Показ новогоднего представления зрителю 226
Занятия 73–78. Посещение спектаклей профессиональных театров и детско-юношеских коллективов с последующим анализом увиденного 227
Занятия 79–84. Работа над сценическим декоративно-художественным оформлением 228
Занятия 85–86. Творческие работы участников 229
4-й год обучения 229
Занятия 1–4. Координация движений актера в сценическом действии: равновесие; движение каждой части тела по отдельности и в различных плоскостях 229
Занятия 5–9. Координация движений актера в сценическом действии: движение в пространстве; взаимодействие партнеров друг с другом; одиночные мим-этюды 230
Занятия 10–15. Движение и музыка: мажор, минор; темп, ритм, такт, сила звука 232
Занятия 16–21. Движение и музыка: развитие фантазии, создание музыкального образа в движении; импровизация, внутреннее созерцание образов в движении под музыку 233
Занятия 22–30. Внутреннее движение: импульс – закрытие – раскрытие; образы движения; этюдная работа по созданию образов внутреннего движения 234
Занятия 31–39. Основы пантомимы: поза актера в пантомиме как основное выразительное средство; куклы-марионетки, надувные игрушки, механические куклы; жест, маска в пантомимном действии 235
Занятия 40–44. Сценическое движение как неотъемлемая часть сценического театрализованного действия: базовые элементы акробатики (стойка, кувырок, группировка, мост) 236
Занятия 45–53. Сценическое движение как неотъемлемая часть сценического, театрализованного действия: сценическая драка; драка с использованием предметов; групповая сценическая драка 237
Занятия 54–62. Сценическое движение как неотъемлемая часть сценического, театрализованного действия: сценические падения на ровной поверхности; сценические падения от ударов; сценические падения от выстрелов 238
Занятия 63–68. Сценическое движение как неотъемлемая часть сценического, театрализованного действия: сценические падения с использованием предметов; постановка этюдов по сценическому движению с элементами пройденного учебного материала 239
Занятия 69–76. Освобождение голоса: голос внутри меня; голосовое общение 240
Занятия 77–82. Освобождение голоса: понятие звукоряда; исправление звукопроизношения 241
Занятия 83–87. Освобождение голоса: тренинг на освобождение голоса 242
Занятия 88–93. Тренинг по сценической речи (артикуляционная гимнастика, дикционные упражнения) 243
Занятия 94–99. Работа с литературным текстом (словесное действие, логика речи, орфоэпия) 244
Занятия 100–111. Работа над музыкальным спектаклем по мотивам современного, зарубежного произведения или зарубежной классики 245
Занятия 112–113. Показ музыкального спектакля по мотивам произведений современной зарубежной литературы или зарубежной классики 247
Занятия 114–119. Репетиции и показ самостоятельных режиссерских отрывков на основе классических литературных произведений 248
Занятия 120–122. Посещение театров 249
Выводы, результаты 249
Литература 256
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом