Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации

Снято с продажи
Код 2412
Издательство Учитель, 2008
Серия Дополнительное образование
ISBN 978-5-7057-1639-5
Страниц 250
УДК 371.3
Штрихкод 9785705716395
Размеры (Ш x В x Т) 138 x 213 x 10 (мм)
Вес 183 г
Предлагаемая комплексная вариативная программа студии декоративно-прикладного творчества для детей разных возрастных категорий от 5 до 18 лет позволит каждому воспитаннику реализовать свои творческие способности. В ней органически сочетается досуг с образовательной деятельностью, она дает возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества (лоскутная пластика, макраме, вязание, вышивание, кружевоплетение, гобеленоткачество, мягкая игрушка, техника изонити, работы с бисером и соломкой), выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём.
Полный курс обучения в студии усиливает стартовые возможности личности на рынке труда и профессионального образования.
Пособие предназначено руководителям, методистам и педагогам Центров дополнительного образования, Дворцов детского творчества, учителям технологии общеобразовательных учреждений.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Данная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность и составлена в соответствии с По-ложением о студии декоративно-прикладного творчества «Любава» (Приложение 2).

При разработке программы студии «Любава» педагоги опирались на современные педагогические теории, анализировали имеющиеся педагогические ресурсы, знакомились с современными технологиями воспитательной работы в условиях дополнительного образования.

Представленные материалы являются авторскими, в них
обобщен опыт многих педагогов по обучению детей разного возраста различным видам рукоделия. Программа предназначена для разных возрастных категорий обучающихся и имеет различные уровни ее освоения: общекультурный, функциональной грамотности, профессиональной компетентности.

В программе органически сочетаются разнообразные досуговые и образовательные формы деятельности. Полный курс обучения в студии усиливает стартовые возможности личности на рынке труда и профессионального образования.

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Цель программы:

  • обеспечение условий для творческой активности и самореализации личности учащихся;
  • создание предпосылок для изучения обучающимися основ декоративно-прикладного творчества посредством знакомства
    с разными видами рукоделия (лоскутная пластика, макраме, вязание, вышивание, кружевоплетение, гобеленоткачество, мягкая игрушка, техника изонити, работы с бисером и соломкой);
  • содействие жизненному самоопределению учащихся.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
  • научить детей владеть различными техниками работы с ма-териалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
  • обучить технологиям разных видов рукоделия.

Воспитательные:

  • приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
  • побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности);
  • способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;
  • воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
  • развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Развивающие:

  • развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность;
  • развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
  • развивать положительные эмоции и волевые качества;
  • развивать моторику рук, глазомер.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества (более десяти), выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём.

В рамках данной программы реализуются следующие педагогические идеи:

1. Формирование ценностных основ культуры личности, которая трактуется как гармония культуры знания, чувств и творческого действия.

Другими словами, обогащение внутренней культуры (духовность) и воспитание внешней культуры, проявляющейся в общении, поведении, имидже, одежде и т. п.

2. Опора на личностно ориентированный подход
в образовании и игровые технологии.

3. Учет особенностей культуры своего народа (этнокультуры), национального менталитета, а также особенностей местной региональной культуры.

Педагогические принципы.

  • Любовь и уважение к ребенку как активному субъекту воспитания и развития – главный принцип работы.

При организации учебно-воспитательного процесса учитываются:

1) ведущие виды деятельности в различных возрастных группах учащихся:

игровая деятельность в дошкольном периоде: занятия в подготовительных группах часто переходят в игру. Ролевые игры служат хорошим подспорьем для педагога в обучении прикладному творчеству. Радостные переживания детей, связанные с изготовлением поделок для общих игр, для общей пользы являются весьма действенным средством воспитания любви к труду;

учебная деятельность в младшем школьном: дети привыкают к новым условиям организации занятий, учатся выполнять требования педагогов, соблюдать дисциплину труда и пр. Игры используются преимущественно учебного характера;

учебная деятельность и личностное общение в подростковом: на занятиях в студии принято раскрепощенное, уважительное общение детей друг с другом; поощряется взаимная помощь; разрешается свободное перемещение в кабинете. Потребность детей в общении реализуется в досуговой деятельности, при выполнении коллективных работ и посещении различных мероприятий;

профессионально направленное обучение в старшем школьном возрасте: для этого периода характерно осознанное отношение к учебной деятельности; педагоги стараются поощрять самостоятельный творческий поиск, поддерживать интерес к профессиональной специальной литературе по предмету изучения.

2) потребности, интересы учащихся;

3) уровень развития первичного коллектива;

4) уровень развития и самооценка ребенка, его социальный статус.

К каждому ребенку применяется индивидуальный подход:

– осознание и признание права личности быть не похожей на других;

– проявление уважения к личности;

– предоставление права на свободу выбора (быть или не быть в студии, посещать занятия по выбору, выбирать для себя педагога и предмет специализации);

оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;

– умение смотреть на проблему глазами ребенка;

– учет индивидуально-психологических особенностей ребенка (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия и памяти, мышления, мотивы, статус в коллективе, активность).

Индивидуальный подход требует дифференцированного обучения, которое достаточно полно отражено в программах студии («Дети с ограниченными возможностями», «Творческая семья» и пр.). Непосредственно на занятиях педагогами предлагаются работы различной степени сложности. Применяется как опережающее обучение, так и упрощенные задания для медленно работающих детей, чему служат вариативные учебные планы.

Личностный подход, который требует от педагога создания на занятиях условий, при которых ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание наставника лично к нему.

· Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один из главных принципов.

Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности – один из важнейших принципов работы.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы.

Обучение в студии многоступенчатое и многоуровневое.
Шестилетний срок реализации программы слагается из следующих ступеней: 2-летнего обучения в подготовительных группах, 2-летнего обучения в комплексных группах и 2-летнего обучения в специализированных группах. В случае если ребенок намерен посещать студию и дальше, ему предлагается очно-заочная форма обучения в соответствии с индивидуальным планом по методу проекта. Принимаются все желающие. Таким образом, в студии занимаются с детьми разного возраста от 5 до 18 лет.

Набор детей в студию осуществляется в начале учебного года. В связи с тем, что занятия прикладным творчеством требуют индивидуального подхода, а рабочее место каждого учащегося должно быть оборудовано в соответствии с техникой безопасности, группы комплектуются из расчета: 10–12 человек для 1-го года обучения, 8–10 – 2-го года обучения, до 8 – последующих лет обучения.

Режим и формы занятий.

Продолжительность занятий: в подготовительных группах для дошкольников – 1 час; в подготовительных группах 1-го года обучения – 2 часа; в подготовительных группах 2-го го-
да обучения – 3 часа; в студийных группах комплексного обучения – 4 часа; в специализированных группах – 3 часа. Все группы занимаются 2 раза в неделю.

Практика показала, что многие дети, освоившие на I и II ступенях навыки из нескольких прикладных дисциплин, не хотят впоследствии специализироваться лишь в одном виде творчества. Поэтому после окончания комплексных групп предлагаются две формы обучения на выбор – очная и очно-заочная. При очной форме обучения воспитанники могут: 1) посещать одно направление 2 раза в неделю по 3 часа; 2) посещать одновременно 2 направления по 1 разу в неделю по 3 часа; 3) посещать 1 год одно направление, 2-й год – другое, и т. д. Заочная форма обучения предполагает консультации педагога в соответствии с индивидуальным графиком посещения каждого ребенка (например, раз в месяц). Заочная форма подходит главным образом для детей старшего школьного возраста, выпускников школ, студентов, которые в течение многих лет занимались в студии и ныне в силу своей занятости не могут регулярно посещать занятия. При заочной форме обучения отчетом о работе служат итоговые выставки авторских работ учащихся.

Такой принцип деятельности позволяет педагогам вместе с детьми выполнять оригинальные проекты по совмещению техник и материалов, расширяя границы возможностей учащихся; сплачивает педагогов и учащихся; способствует восприятию студии как единого свободного пространства, в котором не запрещены переходы от одного педагога к другому.

Содержание

Введение    3

Содержание обучения    14

Программы раннего развивающего обучения навыкам
прикладного творчества (I ступень обучения. 1-й уровень)    14

Программа обучения детей 5–7 лет навыкам прикладного творчества с опорой  на игровые технологии    14

Программа обучения прикладному творчеству детей дошкольного и младшего школьного возраста    31

Программа двухгодичного комплексного массового обучения прикладному творчеству с элементами клубной работы
(II ступень обучения. 2-й уровень)    55

Программы углубленного изучения предметов в специализированных группах (III ступень обучения. 3-й уровень)    96

Бисерное рукоделие    96

Макраме    120

Вязание и вышивка    138

Соломенная мозаика    150

Программа допрофессионального обучения декоративно-прикладному искусству (III-я ступень обучения. 4-й уровень)    165

Программы дифференцированного обучения для различных категорий учащихся  по прикладному творчеству    169

Программа щадящего обучения  для детей с ограниченными возможностями (II ступень обучения. 1-й уровень)    170

Программа «Творческая семья» (III ступень обучения.
3-й уровень)    184

ПРИЛОЖЕНИЯ    211

Приложение 1. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы    211

Приложение 2. Примерное положение о студии декоративно-прикладного творчества    228

Приложение 3. Примерные календарные планы клубных дней
в студии    237

Приложение 4. Положение о менеджерах групп    243

Приложение 5. Положение о группе дифференцированного обучения «Творческая семья»    245

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Отзывы

Абдурахман Гаджирагимов
28 января 2018 (08:37)
Программа студии декоративно-прикладного творчества для детей разных возрастных категорий от 5 до 18 лет, отличный материал для Учителей, Педагогов. Не нужно думать о том, что надо составить программу, в ней всё есть. Лично меня такие готовые программы устраивает.  
Спасибо тем, кто нам предоставляет такую возможность!

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.