Сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников: диагностика, рекомендации, занятия

Снято с продажи
Код 2319
Составители Михайлина М. Ю., Павлова М. А., Нелюбова Я. К. и др.
Издательство Учитель, 2009
Серия В помощь школьному психологу
ISBN 978-5-7057-2037-8
Страниц 283
УДК 371
Штрихкод 9785705720378
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 215 x 12 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 212 г
Материалы пособия представляют комплексную модель психолого-педагогического сопровождения учеников на этапе предпрофильной подготовки и предполагают интегрированность таких направлений, как диагностика, консультативная работа, тренинги, помогающих педагогу сориентировать профессиональную сферу подростка, определить свойственные ему черты и шансы для поступления в учебное заведение. Предлагаемые разработки занятий направлены на профессиональное самоопределение учащихся, развитие их социальной компетентности и способности к целеполаганию.
Предназначено психологам образовательных учреждений всех типов, может быть полезно всем педагогам, осуществляющим переход на профильное обучение в старшей школе, классным руководителям.

Подробное описание

Введение

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2003 г. № 2334 в общеобразовательных школах начался эксперимент по введению профильного обучения. С 2006 учебного года проводится поэтапное внедрение эксперимента предпро-фильной подготовки в 89 классах общеобразовательных школ, что требует скоординированного взаимодействия и сотрудничества всех звеньев образования: руководителей ОУ, педагогов, классных руководителей, психологов, родителей.

Масштабность задач эксперимента делает необходимым разработку и применение комплексной модели психолого-педагоги-
ческого сопровождения учеников сначала на этапе предпрофиль-ной подготовки. Эта модель должна, во-первых, интегрировать оторванные друг от друга диагностику, консультативную работу, тренинги. Во-вторых, эта модель должна включать в себя все субъекты сопровождения – детей, родителей, педагогов.

Психологам образовательных учреждений необходимо занять здесь собственную нишу, четко сформулировать задачи, что позволит более рационально использовать профессиональные ресурсы.

Очевидно, что реализация предпрофильной подготовки видоизменяет в большей степени профессиональную включенность психолога при работе с 9 классами. Предпрофильная подготовка масштабнее по целям, задачам и содержанию привычной проф-ориентационной работы со старшеклассниками. Поэтому участие психолога в предпрофильной подготовке начинается с приказа руководителя ОУ об изменении его функциональных обязанностей.

Важным моментом эффективной организации работы представляется планирование. План работы составляется на периоды, принятые как отчетные в данном образовательном учреждении, например на неделю, месяц, квартал или на учебную четверть. Перспективный план работы, включающий цели, направления
и содержание работы психолога в данном учреждении, составляется на год.

Разработанная нами «Технологическая карта осуществления психологического сопровождения предпрофильной подготовки учащихся 9 классов» может быть взята за основу при планировании мероприятий по предпрофильной подготовке, так как она, с одной стороны, включает все необходимые этапы ее осуществления, а с другой – структурирует профессиональную деятельность психолога, очерчивая границы профессиональной включенности.

Согласно технологической карте, вся предпрофильная подготовка делится на 4 этапа:

– информационный;

– диагностический;

– консультационный;

– результирующий.

Каждый этап имеет свои задачи и конкретное содержание.
Несомненно, формы и средства осуществления этих этапов будут разниться. Особенно это относится к диагностическому и консуль-тационному этапам.

Согласно нормативным документам по реализации предпрофильной подготовки, в первом полугодии ученики 9 классов прослушивают ориентационные курсы по психолого-педагоги-
ческому сопровождению, которые призваны активизировать процессы самопознания и создать основу для будущего профессионального самоопределения. В зависимости от того, осуществляет ли психолог ОУ ведение ориентационных курсов или нет, будут видоизменяться и формы его работы.

Ведение ориентационного цикла на 2-м и 3-м этапах предпрофильной подготовки делает ее более эффективной, позволяя одновременно решить несколько задач: диагностику, самопознание, получение учащимися знаний о профессиях, сопоставление узнанного о себе с требованиями профессии, повышение социальной компетентности и пр.

С другой стороны, у психолога есть возможность решать те же задачи, но более ограниченно – только через групповую и индивидуальную диагностику и серию классных часов или уроки
психологии. На наш взгляд, неким минимумом профессиональ-
ного реагирования по всем направления деятельности психолога
может быть:

с учащимися:

– информационная работа;

первичное (в начале года) и вторичное (в конце года) тестирование профессиональных намерений;

– оформление карт сопровождения;

– индивидуальное консультирование;

с педагогами:

– помощь в осуществлении информационной работы с учащимися;

информирование классных руководителей и администрации ОУ о профессиональных предпочтениях учащихся;

с родителями:

– индивидуальные консультации;

– выход на родительские собрания.

Календарный план позволяет наглядно отследить распределение видов работ и профессиональной нагрузки внутри учебного года.

Содержание

Введение    3

Диагностика и коррекция профессионального самоопределения
подростков     6

Анкетирование учащихся и их родителей по предпрофильной подготовке. Образцы анкет    43

Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки
в школе    72


Разработки циклов занятий    84

С. В. Чаловка

Тематический цикл «Дорогой к себе»    84


Т. М. Правдина

Тематический цикл «Основы саморегуляции и самоконтроля
в условиях напряженного учебного процесса»    127

Тематический цикл «Современные психотехнологии в построе-
нии карьеры»    136


Ю. Ю. Аношкина, О. В. Щеглова, Ю. В. Юрасова

Тематический цикл «Формула будущей профессии»    146


М. А. Павлова

Тематический цикл «На пороге взрослой жизни»    164


О. И. Козлова

Тематический цикл «Предпрофильная диагностика и подготовка
учащихся к успешному профессиональному самоопреде-
лению»    187


Е. С. Еськина

Тематический цикл «Учимся договариваться»    217


И. С. Лисюткина

Тематический цикл «В поисках своего призвания»    231


Литература    276

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос